+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Чем отличается государство от страны

Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

Понятие государство обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие страна скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам

12)Страны не имеющие выход к морю:

Два государства, не имеющих выхода к морю, а именно Узбекистан и Лихтенштейн, граничат исключительно со странами, также не имеющими выхода в Мировой океан [2] . Лихтенштейн стал таким государством в 1918 году после распада Австро-Венгрии, имевшей выход к морю. В период аншлюса Австрии Германией (1938—1945) Лихтенштейн вновь терял этот статус, поскольку Третий рейх также имел выход к морю. После распада СССР в 1991 году вторым таким государством стал Узбекистан.

Три небольших государства полностью окружены территорией одного другого государства (анклавы): Сан-Марино и Ватикан граничат только с Италией, Лесото — только с Южной Африкой. Девять государств полностью окружены территорией двух государств: Монголия, Непал, Бутан, Свазиленд, Лихтенштейн, Андорра, Молдавия, частично признанное государство Южная Осетия и непризнанное Приднестровье. Большинство из государств, окружённых двумя другими государствами, также невелики по размеру и населению, но среди них есть и крупные — Монголия, Молдавия и Непал.

Эфиопия, в которой проживает 85 млн жителей (2009), является крупнейшим по населению из государств, не имеющих выхода к Мировому океану. Также более 20 миллионов жителей проживают в Уганде (32,4 млн), Непале (29,3 млн) и Узбекистане (28,6 млн).

Не имеют границ с Мировым океаном большинство (9 из 15) государств, образовавшихся после распада СССР. При этом территория государств Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан полностью входит в бассейны бессточных водоёмов и областей — других подобных государств в мире нет

13) Монторрейский консенсус Монтеррейский консенсус» — новый общественный договор — был предложен в марте в городе Монтеррей (Мексика), на проходившем в рамках ООН международном форуме, посвященном финансовой помощи развивающимся странам, который, по сути дела, официально оформил новую, постсентябрьскую доктрину отношений Запада со странами третьего мира, новую доктрину глобализации и общественного прогресса.

«Монтерейский консенсус» – это инициативы по снижению дискриминации стран в мировой торговле; разработка новых форм интеграции ООН, МВФ, ВТО, Всемирного банка и всех других многосторонних учреждений, занимающихся вопросами развития для целей устойчивого развития, решение о создании глобального альянса в поддержку развития.

В последние месяцы лидеры Запада уделяли проблеме бедности все больше внимания; США и Евросоюз увеличивали объемы финансовой помощи, обещанной развивающимся странам. Согласно официальной американской доктрине, терроризм как таковой не может быть объяснен бедностью: как любит повторять Джордж Буш, и Осама бен Ладен, и угонщики 11 сентября вовсе не были нищими. Бедность, однако, «отнимает надежду и порождает отчаяние», а от отчаяния рукой подать до моральной и политической поддержки терроризма. Иными словами, Запад признает, что его собственная безопасность, возможность спокойно наслаждаться невиданным в истории благосостоянием зависит от способности разрешить проблему безнадежного отставания развивающихся стран. Вопрос в том, как это сделать.

По сути дела, саммит в Монтеррее возвел в ранг официальной доктрины новую теорию развития, снимающую это противоречие, — так называемый «Монтеррейский консенсус». С одной стороны, новый «консенсус» не расстается вовсе с верой в глобализацию: в частности, страны Запада обещают открыть свои рынки для товаров из третьих стран, особенно сельхозпродукции. С другой стороны, увеличивается и объем прямой финансовой помощи – но на определенных условиях. По словам мексиканского президента Винсенте Фокса, «конференция стремится поддержать стратегии и институции [в развивающихся странах], необходимые для мобилизации внутренних ресурсов и привлечения иностранных инвесторов, подчеркивая, что именно развивающиеся страны в первую очередь ответственны за проведение разумной экономической политики, усиление власти закона, создание честной и беспристрастной судебной системы». Западные (и особенно американские) лидеры прямо заявляют, что теперь помощь будет выделяться только тем правительствам, которые последовательно проводят у себя политические реформы. Таким образом, именно слабость государства признается сегодня главным препятствием на пути экономического роста, и развивающимся странам настоятельно предлагается «укрепить властную вертикаль».

Государственный подход к борьбе с бедностью удобен во многих отношениях. Во-первых, он снимает уже упомянутое противоречие между борьбой за экономическое развитие и борьбой за социально-политический прогресс. Во-вторых, глобальная бедность как бы разбивается на множество отдельных бедностей — нигерийских, цейлонских, колумбийских, — бороться с которыми можно по очереди. К тому же, объявив государственность фундаментом международного развития, страны Запада приняли на себя довольно существенные обязательства – ибо коррумпированность и неэффективность того или иного режима не является более его внутренним делом. Борьба с бедностью (и анархией) перестала быть родом добровольной государственной филантропии – Запад фактически обязался побороть бедность. В этом и состоит принципиальное отличие нынешней (третьей с окончания II мировой войны) попытки победить глобальную бедность и нестабильность. Две предыдущие, напомним, закончились ничем, пишет Игорь Федюкин на сайте Полит.рРезолюция 1*

Монтеррейский консенсус Международной конференции
по финансированию развития

Участники Международной конференции по финансированию развития,

собравшись 18–22 марта 2002 года в Монтеррее, Мексика,
1.
принимают Монтеррейский консенсус Международной конферен-
ции по финансированию развития, который прилагается к настоящей резолю-
ции;
2.
рекомендуют Генеральной Ассамблее одобрить Монтеррейский кон-
сенсус в том виде, в котором он был принят на Конференции.

__________________

* Принято на 5-м пленарном заседании 22 марта 2002 года;

14) Кризисные государства

Термин «гибнущее государство» (failing state) относится к странам, не способным сойти с траектории распада. К ним причисляют Ливан, Гвинею 13 , Эфиопию, Мали, Чад. Понятие «слабое государство» (weak state) применяется для обозначения группы стран, в которых процесс модернизации буксует или даже идет вспять – Демократическая Республика Конго, Руанда, Босния, Филиппины. Термин «collapsed states» характеризует субъекты, уже фактически не представляющее собой целостные политические пространства – Сомали, Либерия и Гаити. «кризисные государства» (crisis states) – понятие, близкое к «неудавшимся государствам» (Судан, Сальвадор, Афганистан и Сьерра-Леоне);
– «уязвимые государства» (vulnerable states) – понятие, близкое к «слабым государствам» (Индонезия, Македония, Сербия).
В настоящее время американские политологи склонны считать все эти «слабые», «гибнущие», «неудавшиеся» и т.п. государства устойчивым кластером международной системы. По их мнению, это уже не набор единичных исключений, как 10–15 лет назад, а системообразующий элемент современной организации мира. При этом оказывается возможной более или менее четкая пространственная локализация этого феномена – преимущественно Африканский континент 15 . эти государства обладают рядом общих свойств, среди которых – потеря политического контроля над собственной территорией, отсутствие монополии на применение силы внутри страны, слабость правовых институтов, неспособность наладить работу социальных служб, недееспособность на международной арене в качестве полноправных субъектов международной политики 16 .
Причины появления «гибнущих» и «неудавшихся» государств американские аналитики видят в политических и экономических кризисах, затяжных вооруженных конфликтах, гуманитарных катастрофах – любых обстоятельствах, из-за которых в стране возникают неподвластные правительству территориальные анклавы, удобные для базирования международных террористов и иных криминальных сетей 17 . В «Национальной стратегии борьбы с терроризмом» (2006) американские эксперты впервые стали уделять повышенное внимание взаимосвязи между появлением баз террористов в «неудавшихся государствах» и распространением наркоторговли и активизацией преступных групп 18 .

Это интересно:  Как стать почетным донором России

15) индекс институциональных основ демократии фиксирует степень развитости условий для демократического вовлечения граждан в общественно-политические процессы. Индекс государственности показывает, насколько то или иное государство действительно суверенно, способно к независимому существованию и самостоятельному развитию. Его полюса: успешные суверенные государства — несостоявшиеся несуверенные государства (failed states).

Индекс внешних и внутренних угроз используется для оценки масштабов и интенсивности вызовов, на которые вынуждено отвечать конкретное государство.

Индекс потенциала международного влияния характеризует совокупный потенциал государства по его воздействию на внешнюю среду (при том что реальное международное влияние не всегда совпадает с его наличным потенциалом).

Индекс качества жизни характеризует уровни потребления материальных и духовных благ населением тех или иных государств и отражает успешность (или неуспешность) реализации государством своих социальных функций по отношению к своим гражданам.

Наконец, индекс институциональных основ демократии фиксирует степень развитости условий для демократического вовлечения граждан в общественно-политические процессы.

Данные: База данных включает в себя временные ряды по трем переменным:

  • показатель политического участия
  • показатель политической конкуренции
  • индекс демократии

Методология:Показатель политической конкуренции рассчитывается как процент голосов, полученных малыми партиями на парламентских выборах или не победителями на президентских выборах. При расчете из 100 вычитается процент голосов, полученных победителем на выборах. Если информация о результатах парламентских выборов недоступна, используется информация о распределении мест в выборном органе.
Показатель политического участия отражает явку на выборы и рассчитывается как процент избирателей, явившихся на выборы.
Индекс демократии рассчитывается как произведение показателя политической конкуренции и показателя политического участия, деленное на 100.

16) Нелиберальные демократии:

Термин нелиберальные демократии (illiberal democracy) был введен американскими востоковедами для обозначения специфических режимов новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии, для которых (как позднее для Тайваня и Южной Кореи) были характерны сочетание элементов формальной процедурной демократии и жесткого авторитаризма. Этот термин был воспринят зарубежными политологами настороженно, поскольку он косвенно нес в себе «ересь» сомнения в универсальной значимости «классических моделей» демократии, которые в зарубежной науке трактовались как единственно демократические и достойные таковыми считаться. Известный американский политолог Ф. Закариа в 2003 г. «заново открыл» термин «нелиберальные демократии», придав ему широкую популярность и стимулировав соответствующую дискуссию

существует целый спектр нелиберальных демократий, начиная со стран с умеренными нарушениями, наподобие Аргентины, до почти что тираний, вроде Казахстана и Белоруссии, с такими странами, как Румыния и Бангладеш, в промежутке между ними. В большинстве этих стран выборы редко бывают столь же свободными и честными, как сегодня на Западе, но они отражают действительное участие народа в политике и поддержку, оказываемую избранным. В половине стран, занимающих промежуточное положение между

демократию — политическую систему, характеризуемую не только свободными и честными выборами, но и правлением закона, разделением властей и защитой основных свобод: слова, собраний, религии и собственности. В сущности, эта последняя совокупность свобод — то, что можно было бы назвать конституционным либерализмом — теоретически и исторически отличается от демократии.

Новая игра суверинитета Баркин и Кронин, исходя из постоянной трансформации содержания понятия суверенитета, говорят о том, что в современном мире принцип нерушимости границ постепенно отступает под натиском принципа национального самоопределения, суверенитет нации получает приоритет по отношению к суверенитету государства. Между тем, по мнению авторов, когда в качестве источника легитимности называется нация, то физическое насилие между государствами может проявиться с большей вероятностью. Макинда, рассуждая о трансформации понятия суверенитета, говорит о необходимости реформы ООН. Организация, по его мнению, стоит на страже уже устаревшей вестфальской интерпретации суверенитета, что весьма негативным образом сказывается на ее дееспособности. Рассматривая гуманитарные операции 1990-х годов, исследователь показывает, что в их рамках де-факто происходила реинтерпретация государственного суверенитета в связи с растущей необходимостью решать проблемы отдельных стран усилиями международного сообщества, в то время как де-юре определение суверенитета осталось на уровне Второй мировой войны.

18) Игра Суверинитета Модерн В Модерне суверенитет — синоним власти национального государства, легитимного применения насилия государством и территориальной целостности. Суверенитет эпохи Модерна можно отождествлять со стремлением Европы к глобальному господству.
На текущий момент примерами унитарных государств являются Испания, Франция, Китай, федеративных — РФ, США, Индия.

19) Уровни трансформации государства

происходит перераспределение функций государства на наднациональный и субнациональный уровни; активно идет поиск новой модели государственного устройства (“регулирующего государства”, “рецептивного государства” как антитезы “бюрократическому”, “иерархическому” государству); вопросы государственного суверенитета попадают в ранг наиболее злободневных правовых и политических проблем; проблема государственного суверенитета рассматривается в контексте концепции “имперского суверенитета”, а также многоуровневых моделей управления, где роль “центра” принадлежит зачастую разным структурам;

– становится все более многоплановым мировой политический процесс; формируется глобальная (транснациональная) политическая система, включающая [c. 28] общемировые институты и движения, межправительственные и неправительственные организации; возрастает роль организаций-посредников, активно видоизменяется роль и назначение ООН;

20) Однако неолибералы отнюдь не возражают против государственных мероприятий, направленных на обогащение монополистического капитала (гарантированные заказы, субсидии и кредиты, льготы по амортизации и т. д.). Таким образом, идея «свободного» движения цен фактически выражает требование ликвидации завоеваний рабочего класса в социальной области. Неолибералы на деле выступают не против всех форм государственного вмешательства в экономику, а лишь против тех форм, которые являются уступками рабочему классу. По мнению Хатта, роль государства в экономике должна ограничиться тремя функциями: 1) гарантировать надежность контрактов, 2) обеспечивать «свободу» движения цен, 3) стимулировать сбережения. Эрхард делает вывод, что основой рыночного хозяйства является конкуренция, а государство должно стоять на страже свободы конкуренции.

21) Форсайт — это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага». Бен Мартин (SPRU, University of Sussex) Обычно в каждом из форсайт-проектов применяется комбинация различных методов, в числе которых экспертные панели [Что?] , метод Дельфи (опросы экспертов в два этапа), SWOT-анализ, мозговой штурм, построение сценариев [Что?] , технологические дорожные карты , деревья релевантности, анализ взаимного влияния

22) Первая – предотвращаемые риски. Несчастья разного рода происходят по вине работников, руководителей, дисижнмейкеров на корпоративном или политическом уровне. Плохие решения в сфере денежной политики и госфинансов, попытки выделять «точки роста» в экономике и направлять под них бюджетное финансирование, импортозамещение, национализация и торговый протекционизм – всё это является источником повышенной опасности для стран и континентов. Один человек или даже группа частных компаний не в состоянии навредить так, как группа наделенных властью распорядителей чужого (политиков и чиновников).

Это интересно:  Закон о коллекторах с 1 января 2020

Вторая группа рисков – стратегические. Это те риски, которые страна или компания сознательно принимает при реализации бизнес-плана или программы действий, рассчитывая на получение выгоды или вознаграждения. Вступление в Таможенный союз с Россией и Казахстаном, самоизоляция от полноценного сотрудничества с Европейским Союзом, торговый протекционизм и невступление в ВТО, отказ от институциональных изменений для получения статуса страны с рыночной экономикой – белорусские власти приняли такие решения в надежде большого выигрыша. Однако все эти решения имеют серьезные издержки. Мы сняли сливки с интеграционных проектов с Россией, а сейчас предстоит жесткий период адаптации к новым условиям интенсивной конкуренции. Без сотрудничества с Западом белорусским предприятиям не светят доступные кредиты, выгодные инвестиции и модернизация

Третья группа рисков – внешние или глобальные. Директора компаний и национальные правительства повлиять на них не могут. Рецессия Евросоюза и США, замедление темпов роста Китая, резкое падение цен на нефть с последующей рецессией экономики России – Беларусь должна быть готова к таким событиям, и повлиять на их ход мы не можем. В 2013 году едва ли найдешь страну, которая бы на пороге рецессии мировой экономики планировала бы рост ВВП на 8,5%. Наши власти не смогут смягчить влияние внешних рисков, если будут идти против мощных трендов

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Чем государство отличается от страны? В чем разница между страной и государством?

А вы знаете, чем государство отличается от страны? Ведь мы привыкли к тому, что оба термина тождественны. Однако таковое допускается только в просторечии. Когда же эти слова произносят ученые или политологи, к примеру, то вкладывают в них различный смысл. Хорошо бы понимать это, чтобы не путаться. Если разобраться, то выяснится, что отличие страны от государства достаточно велико. Хотя есть и общие черты, отчего и возникла относительная тождественность понятий.

Что такое государство?

Любой вопрос необходимо изучать с определений. Разбираясь, чем государство отличается от страны, мы сразу сталкиваемся с проблемой. Дело в том, что наука не достигла полного согласия в расшифровке последнего термина. Большая часть специалистов применяет достаточно путаное и сложное объяснение. По их мнению, государство – это политическое образование, устанавливающее на определенной территории правила и обладающее суверенитетом. Кроме того, оно имеет аппарат управления, в том числе механизмы принуждения и защиты. Согласитесь, пока непонятно, чем государство отличается от страны. Ведь все перечисленные признаки мы совершенно уверенно приписываем и последней. Страна ведь имеет армию, полицию, правительство? Так в чем отличие?

Давайте копнем глубже. Слово «государство» произошло на Руси. В древние времена правили землями князья. Назвали главного «государь». Он являлся высшим судьей для всех жителей территории. Кстати, «государь» произошло от «господь». То есть князя, а впоследствии царя, признавали наместником Бога на земле. Получается, что по этимологии термин «государство» имеет духовную суть. Это не совсем механизм, как нам объясняют ученые.

Признаки государства

Страной ученые мужи решили именовать территорию, имеющую политические границы. Она, в отличие от государства, не обладает суверенитетом. То есть находится в подчиненном положении по отношению к иной державе. Не может принимать самостоятельные (суверенные) решения. Пример страны – Британские Виргинские острова. У этой территории имеются границы. Но управляется она королевой. Получается, независимость страны от других государств отсутствует. У нее есть сюзерен, полновластный хозяин. Государство же характеризуется следующими признаками:

  • наличие власти, выступающей от имени народа (публичной);
  • издание законодательных актов, регулирующих жизнь общества;
  • экономическая независимость;
  • символика и единый официальный язык.

Суверенитет

Выясняя, чем государство отличается от страны, мы непременно столкнемся с вопросом самостоятельности. Ведь символика, экономика, как чиновничество и полиция, есть и в странах. Но они не принадлежат народу, не работают на реализацию чаяний и устремлений граждан. Получается, что основным признаком государства является независимость страны от других государств, недопустимость нарушения воли общества. А она выражается через плебисцит. Проще говоря, люди выбирают представителей, которые обязаны работать на реализацию их интересов. Либо данную функцию выполняет элита, занимающая решающую роль по факту рождения. Однако любой выразитель воли народа не допускает вмешательства извне в дела государства. Кстати, кто принимает решения, зависит от политического строя. Выделяют два основных. О них подробнее.

Формы государственного устройства

История нам демонстрирует, что власть в России до революции и после была устроена различными способами. В Великобритании она сконцентрирована в руках королевы, в США – разделена между президентом и парламентом. Существуют страны, в которых глава государства выполняет лишь представительские функции, а серьезные решения принимает выборный орган. Бывает и наоборот. К примеру, в РФ большая часть власти сконцентрирована в руках президента. А в Германии человек, занимающий аналогичный пост, только иностранных гостей принимает и в других публичных мероприятиях участвует. Решения принимает канцлер. Формы государственного правления таковы:

  • монархия (единовластие);
  • республика (народовластие).

В первом случае руководит обществом один человек, который получает это право по наследству (в основном). В республике же власть принадлежит народу, который делегирует ее своим представителям путем плебисцита.

Заключение

В современном мире разница понятий становится все сложнее. Некоторые специалисты говорят, что нет практического смысла в том, чем отличается понятие страна от государства. Ведь над многими территориями власть получают огромные корпорации. Они отбирают суверенитет потихоньку, пользуясь в основном экономическими инструментами. Сами посудите, о какой самостоятельности может идти речь, если государство должно больше, чем зарабатывает за год. А таковых в мире много. По пальцам можно перечислить державы, чей суверенный долг значительно меньше ВВП. Поэтому мировая политика настолько сложна.

Чем государство отличается от страны

Отличия понятий государство и страна

Сами понятия государства и страны достаточно близко переплетаются, вплоть до того, что они считаются синонимами в ряде контекстов. Тем не менее важно отметить что хотя их значения весьма подобные, существует ряд особенностей, которые не позволяют сделать их абсолютно равноценными вне зависимости от сферы употребления.

Разумеется, многие особенности терминов берут свое начало из этимологии.

Это интересно:  Сколько стоит дарственная на квартиру у нотариуса

“Страна” является словом русского происхождения. Образовано оно от такого понятия, как сторона, что означает направление, край или регион. В соответствии с географическим пониманием данного термина, это территория, огражденная определенным видом границ, где население в той или иной степени объединено исторически и культурно, а также обладает особой экономической, политической и правовой обособленностью.

Есть ли брать политический аспект, то страна не может иметь собственный суверенитет, однако вполне может быть подчинена другому государству. В частности страной может быть и колония либо территория. Государства, имеющие такие подчинённые страны в своем составе, достаточно часто называются империями или колониальными державами.

Например, в Австро-Венгерскую или Британскую Империю входили очень много стран. Стоит отметить, что формально Канада и Австралия до сих пор являются в некотором роде подчиненными британской короны, что не позволяет применить к ним значение государства в полной мере.

Стоит отметить, что само понятие страны достаточно многогранное и комплексное для простого объяснения. Здесь переплетаются не только политические, но также и социальные, культурные, исторические и собственно внутриэкономические особенности. Здесь можно отметить такие видимые маркеры общности, как обычаи, религия и в особенности язык. Также большое значение имеет общность менталитета населения. Последнее может сохраняться даже после фактического исчезновения характерных границ.

Понятие государства в классическом его значении объединяет такие факторы как общность проживающих на его территории людей, а также единый орган власти. Когда мы говорим о любом виде государства, обязательно указывается также и политическая организация конкретного общества людей.

Наличие сложной и многоуровневой системы управления, которая и подчиняет себе все аспекты существования на соответствующей территории и население является основным маркером государства как такового. Стоит сказать, что государство и создается для того, чтобы обеспечить управление населением при помощи соответствующих законов системы и их исполнения. Все принятые законодательные нормы являются обязательными для всего населения, для каждого жителя государства.

В данном случае значение имеет не только общность территории, а собственно особенности самой управленческой структуры. Отличительными признаками государства является присутствие соответствующего механизма для реализации своей власти на местах. Это и учреждения, органы и отдельные чиновники.

В рамках государственной власти могут существовать самые различные формы и типы территориального устройства. Также не ограничены сами режимы правления и формы строя. Государство может быть федеративным, то есть объединением различных субъектов, конфедеративным, когда объединяются практически равные страны, а также унитарным, подчиненным единому центру.

В зависимости от режима правления государства принято разделять на тоталитарный, авторитарный и демократический. Кроме того существуют такие формы как монархия и республика.

В целом, понятие страна может быть применено к любой территориальной общности людей, которые имеют определенные экономические, социальные, исторические и культурные сходства, обладают тесными связями между собой и подобным менталитетом.

Для того, чтобы страна могла стать государством, необходимо не только иметь определенную долю суверенитета, но и быть независимым, то есть не находиться под властью какого-либо другого государства. Любое государство всегда самостоятельно и суверенно.

Основным отличием между страной и государством является наличие аппарата Верховной власти непосредственно в рамках соответствующего территориального законодательного образования. Именно создание и внедрение правовых и законодательных норм в рамках определенной страны и поддержание соответствующего единого для всех права делает его государством.

Особенности режима и политических форм правления в большей степени имеют отношение к государству, поскольку определяют особенности Центральной Верховной власти, которые являются отличительной чертой любого соответствующего политического образования.

Страна и государство

Не так давно в одной книге мне попалось утверждение, что современную Россию (и еще большую часть стран) называть государством не верно, потому что государство — это страна, если есть государь, то есть, монархия. Таким образом, например, Испания, Великобритания, Япония или Нидерланды — это государства, а вот Россия или, скажем, Китай — это страны.
Мне бы хотелось знать, грамотно ли употреблять термин «государство» по отношению страны, в которой нет монархии?

3 ответа 3

Хотя понятия страна и государство часто используются как синонимичные, между ними имеется существенная разница.

Понятие «государство» обозначает политическую систему власти, установленную на определённой территории, особого рода организацию, в то время как понятие «страна» скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. Термин «страна» также имеет менее официальную окраску. Похожее различие существует и в английском языке со словами country (которое ближе к понятию страна) и state (государство), хотя в определённом контексте они могут выступать как взаимозаменяемые.

В отличие от английского, русский язык не заимствовал латинское слово или его западноевропейские эквиваленты для обозначения феномена state. Латинское слово status было использовано только для обозначения социального положения человека, в то время как фонетическая калька немецкого слова Staat стала обозначать административную единицу внутри федерального государства, как, например, в выражении «Соединенные Штаты». Слово «государство» является производным от слова «государь», которое обозначало либо хозяина феодального владения, владельца холопов, либо верховного правителя и которое часто являлось русским эквивалентом латинского слова dominus. Ричард Пайпс даже настаивал на том, что слово «государство» более адекватно может быть переведено на английский не как state, а как domain, наверное, в смысле «господское владение».

Таким образом, история понятия «государство» представляется на первый взгляд однозначной. Древнерусское слово «господарь», или «осподарь», этимологически связанное с однокоренными словами «господь» и «господин», первоначально означало «хозяин, владелец холопов и домашнего хозяйства», а родственное с ним церковнославянское слово «господа» означало «домашнее хозяйство или земельное владение». В этом смысле слово «господарь» присутствует уже на новгородской берестяной грамоте XI века и в Синайском Патерике XI—XII веков. Несколько позднее слово «господарь» стало использоваться и в политическом смысле, поскольку стало официальным титулом князей. Это произошло благодаря влиянию латинского языка на канцелярский язык тех русских князей, чьи княжества вошли в состав Королевства Польского и Литвы. Первое неоспоримо политическое использование термина «господарь» относится к 1349 году, когда славянская версия титулатуры Казимира III, короля польского, называет его «и господарь руское земле», что одновременно передавалось по-латыни как dominusque terre Russiae.

Так что термин этот наш родной, у нас именно государство, а живём мы в стране.

Статья написана по материалам сайтов: fb.ru, wikinform.ru, rus.stackexchange.com.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector