+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Каким законом предусмотрена ответственность за санитарные нарушения

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство

Действия

  • Главная
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.99 N 52-ФЗ О САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»
Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.99 N 52-ФЗ «О САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 52-ФЗ
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 30.03.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»,
  • «Российская газета», N 64-65, 06.04.99,
  • «Собрание законодательства РФ», 05.04.99, N 14, ст. 1650,
Навигатор Примечания

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

1. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

2. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

1) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

2) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

3) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

4) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами —

влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

5) невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —

влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

3. Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 настоящего Федерального закона.

4. Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

5. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

Содержание

Нарушение санитарного законодательства

Ответственность за нарушение санитарного законодательства

В соответствии со ст. 55, 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Дисциплинарная ответственность представляет собой последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником, т.е. несоблюдения им трудовой дисциплины. К дисциплинарной ответственности за нарушение санитарного законодательства уполномочен привлекать работодатель. За нарушение санитарного законодательства работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора, увольнения.
Гражданско-правовая ответственность устанавливается за вред, причиненный личности, имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.
Возмещение вреда здоровью граждан производится исходя из:
• затрат на лечение и восстановление здоровья граждан;
• расходов социального обеспечения и др.
Возможно возмещение и морального вреда. При определении размеров компенсации морального вреда учитывается степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства, а также степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства установлена Кодексом об административных правовых нарушениях РФ.
В главе 6 КоАП РФ сформулировано несколько составов административных правонарушений. К ним относятся:
• нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ)
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению (ст. 6.5 КоАП РФ);
• нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ).
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена и в других статьях КоАП РФ (ст. 6.7, 7.2, 7.8, 8.2, 8.5, 8.6, 8.21, 8.31, 10.1, 10.8, 10.12, 10.14).
Административная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривает вынесение предупреждения либо наложение административного штрафа в размере от 100 до 2000 рублей (для граждан), административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток или наложение штрафа в размере от 5000 до 100 тыс. рублей (для юридических лиц).

Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена ст. 236 Уголовного кодекса РФ.
Так, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, применяется один из следующих видов наказаний:
• штраф в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 мес;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• обязательные работы на срок 180 ч;
• исправительные работы на срок до 1 года;
• ограничение свободы на срок до 3 лет.
То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, наказывается обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо исправительными работами на срок от 6 мес до 2 лет, либо ограничением свободы на срок до 5 лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Также уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства предусмотрена в следующих статьях Уголовного кодекса РФ:
• ст. 238 «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — в части сбыта товаров и продукции, выполнения работ или оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей;
• ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ» — в части нарушения санитарных правил при производстве строительных и других работ;
• ст. 247 «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов» — в части нарушения правил обращения с бактериологическими (биологическими) веществами, токсичными промышленными и другими отходами;
• ст. 248 «Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами» — в части нарушения правил по безопасности работе микроорганизмами и т.д.;
• ст. 254 «Порча земли» — в части нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами и др.
За данные виды преступлений, в зависимости от состава и отягчающих обстоятельств, предусмотрены следующие виды уголовной ответственности:
• штраф в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет;
• лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
• ограничение свободы на срок до 3 лет;
• лишение свободы до 10 лет (возможно со штрафом или с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на соответствующий срок);
• обязательные работы на срок от 120 до 240 ч;
• исправительные работы на срок до 2 лет.

Это интересно:  Как получить статус малоимущей семьи

Ответственность за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей

В соответствии со ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами РФ, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

О.П. Щепин, В.А. Медик

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ САНИТАРНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства 1.

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. 2.

Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства: 1)

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта — влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда; 2)

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства —

влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда; 3)

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений — влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда; 4)

нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами — влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда; 5)

невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —

влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. 3.

Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 настоящего Федерального закона. 4.

Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях. 5.

Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

Статья 56. Исполнение постановления о наложении штрафа на юридическое лицо за нарушение санитарного законодательства

Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо подлежит исполнению юридическим лицом, совершившим нарушение санитарного законодательства, не позднее чем через пятнадцать дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее чем через пятнадцать дней со дня уведомления в письменной форме об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. По истечении указанных сроков и при отказе от добровольного исполнения постановления о наложении штрафа принудительное исполнение указанного постановления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 57. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 58. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 59. О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов в связи с принятием настоящего Федерального закона

В связи с принятием настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, № 20, ст. 641);

статью 2 Закона Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 29, ст. 1111);

статью 2 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов Российской Федерации «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 26, ст. 2397);

статью 14 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовноисполнительной системы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30, ст. 3613);

Статья 60. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской , Б. Ельцин

Любая деятельность в стране регламентирована законодательными актами, соблюдение которых контролируется ответственными органами. Особенно внимательно проверяют предприятия, которые занимаются изготовлением и реализацией продуктов питания. Это связано с тем, что данная продукция быстро портится, может включать в себя небезопасные вещества. Отвечает за данное направление Роспотребнадзор. Каждое предприятие, которое занимается сферой, связанной с продуктами, может у себя ожидать сотрудника этой государственной структуры с целью контроля качества товаров, которые попадают к потребителю. Штрафов Роспотребнадзора за несоблюдение СанПиН не избежать. Поэтому каждому предпринимателю стоит знать, чего можно ожидать от проверяющих.

Размеры штрафов

Каждое нарушение имеет свою норму ответственности и размер штрафа, который установлен Административным кодексом РФ. Нормы и правила Роспотребнадзора предполагают, что предприниматель в случае выявления несоблюдения СанПиНа несет полную ответственность за это. Наказание за нарушения в этой сфере определяется тяжестью последствий. Несоблюдение санитарных норм и правил может привести к таким штрафам:

  • от 200 до 300 минимальных зарплат, установленных нормативными актами РФ;
  • выявление ошибки повторно влечет за собой увеличение штрафа уже до 400 минимальных зарплат;
  • если выявлено, что ведение бизнеса проводится халатно, что создает угрозу для жизни людей или животных, может привести к развитию инфекций, начала эпидемий, то оплата в казну будет составлять от 100 до 200 минимальных месячных окладов;
  • очень масштабные негативные последствия деятельности ИП часто квалифицируются уже по параметрам уголовной ответственности и могут привести к наказанию в виде лишения свободы на 2-5 лет.

Но это средние размеры штрафов, которые выставляет Роспотребнадзор. На самом деле санитарные правила и нормы достаточно разнообразны. Привести к их невыполнению может не только действие, но и бездействие предпринимателя. Для полной оценки нарушений в Кодексе об административных правонарушениях выделено несколько статей, на основе которых Роспотребнадзор может штрафовать нарушителей на суммы даже больше указанных.

Чтобы полностью оценить уровень возможных потерь после проверки Роспотребнадзора, следует рассмотреть детальнее статьи КоАП и других нормативных актов, а именно те, что предполагают нарушение СанПиН, в том числе и наказание за них:

    • нарушение любого из СанПиН согласно ст.6.3 Административного кодекса позволяет наказать предпринимателя как предупреждением, если его действия не вызвали масштабных последствий, до штрафов в размере от 500 до 20 тыс. рублей, если речь идет о юридических лицах;
    • несоблюдение санитарных норм и правил, которые привели к тяжелым последствиям, а именно отравлениям и болезням покупателей, часто подпадает под ст. 236 уже УК, что влечет за собой более серьезное наказание: от 80 тыс.рублей до 5 лет лишения свободы, а также до 240 часов принудительных работ;
    • за ведение деятельности, которая предполагает нечестные отношения с потребителями, а именно их обман со стороны предпринимателя, КоАП предполагает согласно ст. 14.7 штраф до 50 тыс. рублей, который может быть наложен на должностные лица предприятия;
    • за невыполнение своевременно предписаний касательно нарушений санитарных норм и правил, которые были изложены Роспотребнадзором ранее, предприниматель также может быть оштрафован на сумму 300 рублей до 20 тыс. рублей ,что указано в ст.19.5 КоАП;
    • ст.14.4 содержит нормы, по которым накладывается штраф на предпринимателей, которые не выполняют СанПиН путем продажи некачественных товаров. Они предполагают взыскание в сумме до 30 тыс. рублей;
    • ст. 14.5 очень похожа по сути на предыдущую, так как предполагает наказание за продажу товаров без документов, подтверждающих качество продукции. В данном случае максимальная сумма штрафа может достигать 40 тыс. рублей;
    • нередко штрафует Роспотребнадзор и тех предпринимателей, которые продают товары с нарушением норм их реализации, то есть несоблюдения СанПиН по конкретным видам продукции. Наказание за такую деятельность предполагает взыскание с юридических лиц до 30 тыс.рублей;
  • под штрафы попадает и деятельность, которая проводится на основе неправдивых документов, подтверждающих качество продукции, что ведет к несоблюдению санитарных норм и правил, а также нарушению иных прав потребителя, как указано в ст. 14.8. Взыскание за такую деятельность может быть начислено в сумме до 10 тыс. рублей;
  • для предупреждения нарушений, а также их выявления необходима проверка, но часто представители объекта инспекции не допускают инспекторов для проведения необходимых контрольных мероприятий или оказывают другое сопротивление. Эти действия указаны в ст. 19.5 и предполагают штраф до 20 тыс. рублей.
Это интересно:  Закон о капитальном ремонте 271 фз

Нормативные акты определяют минимальные и максимальные размеры штрафов по указанным нарушениям.

Документ о нарушениях – Протокол Роспотребнадзора

Протокол Роспотребнадзора – это документ, который является основой для возбуждения дела об административном правонарушении. Только при его оформлении возможно выставление штрафа объекту проверки за несоблюдение СанПиНов или других норм изготовления и реализации продуктов питания.

Протокол о нарушении должен содержать такие обязательные параметры:

  • детальное описание выявленной ошибки;
  • место проверки;
  • дата инспекции;
  • должность и данные инспектора, который составил этот документ;
  • статья и название законодательного акта, которая была нарушена.

После составления протокола о нарушении сотрудник Роспотребнадзора объясняет его руководителю компании, после чего делает пометку о проведенной работе. Копия самого документа обязательно должна быть передана на объект инспекции на протяжении суток после его составления. О получении экземпляра протокола представитель объекта проверки обязательно должен расписаться.

Следующим этапом проверки Роспотребнадзора является проведение административного расследования, которое направлено на детальное изучение выявленных нарушений и определение размера штрафа по данному случаю.

Суть деятельности Роспотребнадзора

Роспотребнадзор – это контролирующий орган, на который возложены функции защиты прав потребителей, за счет выявления соответствия продукции нормам, указанным в законодательных актах РФ.

Для выполнения своих обязанностей данная структура имеет некоторые обязательства:

  • своевременная инспекция документов о получении образования сотрудниками объекта проверки, наличия медицинских книжек, корректность трудовых договоров;
  • ревизия журнала контроля деятельности предприятия, которая включает, как ознакомление с работой, которая в нем записана, так и с нарушениями в процессе его видения;
  • проверка документации, являющимися подтверждением качества продукции, к которым можно отнести лицензии, сертификаты и другие формы, установленные нормативными актами РФ;
  • инспекция работы контрольно-кассового оборудования;
  • проведение контрольных закупок;
  • выдача советов по выявленным нарушениям, наложение штрафов, оформление документации по результатам проверки.

Проверка, которую инициирует Роспотребнадзор, может быть плановой. Тогда дата и сроки ее совершения фиксируются еще в конце года, предшествующему инспекции. Но, если на предприятие поступают жалобы от потребителей или других органов власти, то ревизия может быть проведена вне плана проверок на год.

В процессе работы Роспотребнадзора такая ситуация бывает довольно часто, так как под их юрисдикцией непосредственно предприятия с продуктами питания, которые часто имеют короткий период реализации. Кроме этого они непосредственно влияют на здоровье населения страны, а также животных. Поэтому контроль совершается постоянно. Да и граждане часто обращаются с жалобами, что приводит к внеплановым инспекциям.

Каждое мероприятие, направленное на выявление качества продуктов питания, должно быть оформлено соответствующим актом о проверке и протоколом проведенных действий. В данных документах должны быть указаны все необходимые реквизиты, внесена информация по предприятию, расписаны выявленные нарушения, а также обязательно указываются данные ответственных лиц на объекте проверки и инспекторов.

Акт оформляется в 2 экземплярах, один из которых остается у руководителя предприятия. Параллельно с ним обязательно должен быть составлен Протокол о возникновении административной ответственности, который является основным документов следующего этапа проверки Роспотребнадзора. Дополнительно оформляют и Предписание на устранение выявленных нарушений, которое должно быть завизировано подписями инспекторов. Если же не выявлено никаких проблем и ошибок в работе предприятия, то данная информация указывается в самом акте о проведенной инспекции.

Штрафы – это ода из наиболее лояльных мер наказания. Ведь в случае выявления серьезных нарушений деятельность предпринимателя, который допустил несоблюдение санитарных норм и правил, может быть приостановлена. Каждому ИП необходимо быть крайне внимательным к производству продукции, а также реализации. Это защитит во время проверок от наказаний и финансовых потерь, а также обеспечит от опасных ситуация для потребителя.

52 ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: кто и как выносит постановление о нарушении, налагает штраф

Нормы по охране здоровья нашли свое отражение в ФЗ 52. Там указаны основные положения, нормы о том, кто выносит лицу, нарушавшему закон, постановление, порядок его вручения и обжалования. Требования по уплате и о наложении штрафов закреплены в отдельных НПА.

52 ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, основные положения

Федеральный закон о санитарном и эпидемиологическом благополучии населения РФ был принят и обрел правовой статус в 1999 году. Он устанавливает обязательные правила и нормативы, которые обязан соблюдать каждый гражданин российской федерации. Закон состоит из преамбулы, глав и статей.

Он регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией одного из важнейших конституционных прав гражданина, а именно – право на охрану здоровья.

Этот нормативный правовой акт закрепляет, кто осуществляет санитарный гигиенический контроль, предусматривает ответственность за нарушение законодательства, закрепляет санэпид нормативы и др.

ФЗ 52 уровень шума

В данном нормативном правовом акте предусмотрено такое понятие, как уровень шума. Указано, что жизнедеятельность человека не должна превышать определенное количество децибел в различное время суток. Эти нормы установлены для того чтобы избежать нарушения конституционного права соседей на охрану здоровья. Действительно, зачастую высокий шум приводит к различным расстройствам здоровья, поэтому нормы о тишине нужно четко соблюдать.

ФЗ 52 не устанавливает конкретных пределов шума и времени суток, когда необходимо соблюдать тишину. Такие нормы закреплены в муниципальном законодательстве каждого отдельного региона России.

Кратко и по существу рассмотрим, далее, важнейшие статьи закона.

Статья 10 ФЗ 52

Статья номер 10 закрепляет нормы, регулирующие обязанность граждан в сфере правоотношений по обеспечению санэпидблагополучия. Среди обязанностей можно выделить:

  1. Выполнять требования законодательства.
  2. Заботиться о здоровье и благополучии своих детей.
  3. Не делать того, что могло бы привести к ухудшению экологической обстановки в стране или нарушить конституционное право других граждан на охрану здоровья.

Основные законодательные требования в данной сфере закрепляются не только в вышеупомянутом федеральном законе, но и в Постановлениях Правительства, приказах органов исполнительной власти и др.

Статья 11 ФЗ 52

В данной статье речь идет о правах и обязанностях индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Так, помимо обязанности соблюдения законодательно установленных требований, они обязаны также проводить мероприятия в области обеспечения эпидемического благополучия, информировать население и органы местного самоуправления о мероприятиях, проводимых в данной сфере, о ситуациях нарушения норм и правил, установленных на законодательном уровне и др.

Статья 15

В данной правовой норме закрепляются требования к пищевой продукции и учреждений общепита. Указано, что продовольственные товары никоим образом не должны наносить вреда человеку. Вся продукция должна соответствовать гостам или сертификатам соответствия. В случае, когда имеет место правонарушение, товар может быть снят с продажи и утилизирован.

Особое внимание стоит уделить случаям, когда создается новая продукция, ранее не бывавшая в обороте. Она также должна соответствовать санитарно-эпидемическим нормам и требованиям, а также требованиям, указанным в Постановлениях правительства, принятых по данному вопросу.

Статья 18

Статья закрепляет требования к объектам, относящимся к водным. Так, санпин в области обеспечения здоровья населения принимает меры по выявлению опасности в водных объектах, предназначенных для питьевых или лечебных целей. Сюда не относятся водоемы, для данных целей не предназначенные.

Для того чтобы объект мог быть введен в эксплуатацию, он должен соответствовать санитарным нормам, правилам и требованиям. В случае выявления несоответствия, водный объект не может быть использован для питьевых целей или для целей проведения лечебных процедур. В случае выявления опасности водного объекта, органы государственной власти, ИП и юридические лица обязаны незамедлительно предпринять все возможные меры по ограничению доступа граждан к таким объектам.

Это интересно:  Закон о ветеранах военной службы РФ льготы

Статья 22

Эта правовая норма закрепляет регулирование правоотношений по утилизации и сбору отходов производства и потребления. Указывается, что такая деятельность должна быть безопасной и не наносить вреда жизни и здоровью населения, а также экологии.

Помимо всего прочего, в местах складирования отходов обязательно должен проводиться экологический и радиационный контроль.

Статья 23 ФЗ 52

Здесь закреплены требования, которым должны соответствовать все жилые помещения, находящиеся на балансе государства или муниципального образования. Под жилым понимается такое помещение, которое:

  1. Пригодно для постоянного проживания.
  2. Отвечает санитарным нормам и правилам.
  3. Имеет отдельный вход и выход.

В рамках данного ФЗ предусмотрено, что жилье должно отвечать вентиляционным нормам, шумовым нормам, климатическим нормам и др. Не допускается помещение граждан в такое жилье, которое не отвечает вышеуказанным нормам и требованиям. В случае нарушения требований законодательства, заинтересованные лица имеют право обратиться в суд и потребовать пресечения совершения противоправных действий.

Статья 28 ФЗ 52

Здесь закреплены требования, предъявляемые к отдыху и оздоровлению несовершеннолетних. Указывается, что учреждения, осуществляющие подобного рода деятельность, обязаны проводить меры по пресечению распространения вирусов и заболеваний. Контроль и надзор за этим ведется управлениями министерства здравоохранения, которые создаются и действуют в каждом субъекте Российской Федерации.

Статья 32

Эта правовая норма закрепляет понятие производственного контроля. Оно означает, что контрольные действия уполномочены осуществлять индивидуальные предприниматели и юридические лица. Контроль осуществляется как в процессе производства, так и в процессе реализации, хранения, сбора и утилизации продукции различного рода и качества.

Основными нормативными правовыми актами, на основании которых и происходит контроль, являются технические и санитарные регламенты, принимаемые в той или иной сфере жизнедеятельности.

Статья 33

Здесь предусматриваются меры, принимаемые в отношении больных лиц. Причем, речь идет лишь о больных инфекционными заболеваниями.

Таких лиц необходимо обследовать в лабораторных условиях. В случае выявления той или иной угрозы, зараженный гражданин может быть временно изолирован для того чтобы не допустить распространения опасного вируса.

Статья 34

Эта статья регулирует обязательные медицинские осмотры. Они проводятся в рамках той или иной производственной организации. Как правило, работодатели заключают договор с частным или государственным медицинским центром для того чтобы проводить периодические профилактические осмотры.

Это необходимо для того чтобы на ранних стадиях выявить опасные для общества заболевания и патологии.

Статья 42

Эта статья закрепляет порядок проведения эпидемиологических расследований. Они необходимы для того чтобы:

  • предотвратить негативное воздействие на человека;
  • установить причину появления того или иного негативного фактора;
  • установить, соответствует ли та или иная продукция установленным законом нормам, требованиям и правилам.

После проведенных исследований выдается соответствующее заключение. Порядок проведения экспертиз регулируется законом об экспертной деятельности.

Закон 52 фз для общепита и торговли

В сфере общепита и торговли данный закон распространяется на требования, которым должна отвечать пищевая продукция. Она не должна наносить вреда жизни и здоровью населения и экологии.

Вновь создаваемая продукция, ранее не известная в стране должна отвечать техническим регламентам и сертификатам соответствия. При выявлении нарушений продукция изымается и утилизируется.

52 ФЗ ответственность и ее виды за нарушение санитарного законодательства

На сегодняшний день в данной сфере предусмотрено два вида ответственности: административная и уголовная. Разберемся подробнее с каждой из этих видов ниже.

Как отмечалось выше, ответственность возникает в рамках уголовного и административного кодекса.

Что касается административного правонарушения, то здесь в большинстве случаев в качестве меры взыскания применяются штрафные санкции. Размер их варьируется в зависимости от субъекта правонарушения- физическое лицо, индивидуальный предприниматель или же юридическое лицо.

Для примера можно привести статью 6.3 КоАП РФ. Так, размер штрафа начинается от 150 тысяч рублей.

Уголовная ответственность может повлечь за собой и более негативные последствия. Здесь для примера можно привести статью 236. В качестве мер ответственности могут быть применены штрафы, обязательные, исправительные работы или же лишение свободы.

Кто выносит постановление о наложении штрафа при нарушениях санитарного законодательства

Данным полномочием обладают только специальные субъекты. К ним относятся санитарные врачи их заместители. Они приравниваются к должностным лицам органов исполнительной власти РФ.

Что делать после вручения постановления об уплате штрафа лицу нарушившему санитарные нормы

В том случае, если после вынесения постановления гражданин полностью согласен с предъявленными к нему требованиями, то он обязан в течение указанного в определении или постановлении срока оплатить указанную денежную сумму и прекратить противоправные действия.

В той ситуации, когда он не согласен с требованиями, он может обжаловать их в вышестоящие государственные органы или в суд.

Скачать федеральный закон 52 с изменениями в последней редакции, полная версия

Скачивайте новый закон в последней редакции с изменениями и дополнениями в полной версии с нашего сайта. ⇐

Итак, все лица обязаны в соответствии с законом не нарушать требования по охране здоровья. Отдельные нормативные правовые акты принимались еще во времена РСФСР и нашли свое отражение в современном санитарном и медицинском законодательстве.

Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства. 1. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

2. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:
1) нарушение санитарно — эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта —
влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;
2) нарушение санитарно — эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно — технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства —
влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;
3) нарушение санитарно — эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений —
влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;
4) нарушение санитарно — эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами —
влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;
5) невыполнение санитарно — противоэпидемических (профилактических) мероприятий —
влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц и лиц, осуществляющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
3. Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно — эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 настоящего Федерального закона.
4. Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
5. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

Статья написана по материалам сайтов: gmvp.ru, rusfz.ru, www.lawmix.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector