Код кбк в платежном поручении

Любой налогоплательщик при перечислении налогов и сборов должен правильно заполнить платежное поручение. Ошибки могут привести к тому, что денежные средства будут зачислены не на тот счет или отнесены не на тот КБК. В результате этого у налогоплательщика образуется задолженность. Налоговая инспекция обяжет его платить штрафы и пени за каждый день просрочки. Всего этого можно избежать, правильно заполнив документ.

В «Положении о правилах осуществления перевода денежных средств» № 383-П от 19.06.2012 года (утверждено Банком России) указаны правила заполнения платежного поручения. В них сказано, что каждое поле документа предназначено для указания определенной информации.

Содержание

КБК: какое поле в платежном поручении

КБК – код бюджетной классификации. Его используют для контроля за поступлением денежных средств в бюджет и внебюджетные фонды. Код бюджетной классификации указывают в платежном поручении в поле «104» как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. По некоторым налоговым сборам и взносам предусмотрены отдельные КБК для каждой группы налогоплательщиков.

Поле КБК должно содержать 20 знаков. Они разделены на определенные группы:

  • Первая – 1-3 знаки. Они указывают на главного администратора денежных поступлений. Например, «182» код ФНС.
  • Вторая – 4-6 знаки. Они указывают на доход бюджета.
  • Третья – 7-8 знаки. Эта группа указывает, на какие цели предназначены денежные поступления.
  • Четвертая – 9-11 знаки. Это группа и подгруппа доходов. Для каждого взноса и налога она разная.
  • Пятая – 12-13 знаки. Они указывают на то, в какой бюджет будут зачислены поступления.
  • Шестая – 14-17 знаки. Это тип платежа. Например, сбор/налог, штраф, пени, проценты.
  • Седьмая – 18-20 знаки. Они указывают на группу подвида доходов бюджета.

Для каждого налога или сбора КБК будет отдельным. Это нужно учитывать при заполнении документа на оплату.

Пример заполнения поля КБК в платежном поручении

Заполним платежку на перечисление НДФЛ. В поле «104» указываем действующий КБК 2020 года. В «105» – ОКТМО. В поле «106» прописываем основание платежа: текущий платеж. Далее, указываем период в поле «107». Если платеж нужно выполнить по требованию ФНС, в поле «108» указываем номер требования.

Что делать, если неправильно заполнено поле КБК

Необходимо сделать уточнение реквизитов платежа. Для этого в ИФНС по месту регистрации подают заявление. В нем указывают наименование заявителя и его контактные данные, название Налоговой Инспекции и ее код. В основной части заявления прописывают, на какой КБК нужно исправить код в выполненном платежном поручении. После проверки отчетности в течение 10-ти дней ИФНС выдаст решение о переносе денежных средств на правильный код бюджетной классификации.

Особенности заполнения КБК в платежном поручении

КБК в платежном поручении имеет огромное значение при уплате налогов и сборов, а также взносов во внебюджетные фонды. Список КБК утверждается на законодательном уровне и требует к себе повышенного внимания со стороны компаний. Разберем, что же такое КБК и что грозит налогоплательщикам за его неверное указание в платежке.

Цели существования КБК

КБК расшифровывается как «код бюджетной классификации» и представляет собой зашифрованный цифрами вариант отображения статей расходов и доходов бюджета государства. В практике применяется для распознавания финансовых потоков в двух направлениях:

  • отражение затрат госбюджета;
  • отражение поступлений госбюджета.

Для специалистов компаний важен второй пункт, поскольку налоги формируют доходы бюджета и именно коды данного направления нужно указывать в платежках.

Появление описываемых шифров совпало с принятием Бюджетного кодекса РФ в 2004 году, где и был введен данный термин. Правда, на тот момент он носил наименование «код административных поступлений». В последующих редакциях название эволюционировало, и появился сначала код классификации доходов, а немного позже — уже известный всем КБК.

Изначальной задачей подобного подхода было упрощение процедуры распределения бюджетных поступлений по источникам и направлениям последующих расходов. Расписывать длинное наименование, комментарий к тому или иному денежному переводу довольно затратно по времени. Поэтому решено было ввести единую систему кодов, каждый из которых позволял бы безошибочно определить целевое назначение денежного потока. Со временем прямой обязанностью плательщика налогов стало указание кода в платежных документах по налогам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! На данный момент отечественные бюджетные коды включают 20 цифр.

Практика применения КБК в других государствах

Наряду с РФ подобный подход для опознания поступлений и расходов бюджета применяется в республиках Беларусь (РБ) и Казахстан (РК).

В качестве источников нормативного регулирования КБК в Казахстане служат:

  • приказ Минфина РК от 09.2014 № 403;
  • постановление Нацбанка РК от 25.04.2000 № 179.

Например, в п. 28 постановления № 179 компаниям в республике Казахстан твердо предписывается указывать КБК в платежках по налогам и сборам. При этом вся ответственность за его корректное написание возложена на плательщика налогов. При этом государство решило ограничиться 6 знаками кода вместо 20 — Структура шифра в Казахстане следующая:

  • 1-й знак — категория;
  • 2-й, 3-й — класс;
  • 4-й — подкласс;
  • 5-й, 6-й — специфика.

Роль постановления № 403 в бюджетном управлении Казахстана идентична роли подобных актов в РФ, и состоит она в реализации положений бюджетного кодекса.

В Беларуси применяется схожий подход к идентификации бюджетных потоков, при этом классификаторы носят аналогичное название. Существование КБК обусловлено положениями инструкции «О порядке ведения реестра по расходным обязательствам Республики Беларусь», утвержденной постановлением Минфина РБ от 31.12.2010 № 172. Оно также является следствием принятия постановления Минфина РБ от 31.12.2008 № 208, которое относится к уточняющим актам по отношению к Бюджетному кодексу РБ.

Это интересно:  Поменять квартиру на дом

В Беларуси шифр, определяющий статью доходов бюджета, семизначный. Он также структурирован и состоит из отдельных числовых групп:

  • 1-я цифра — группа;
  • 2-я — подгруппа;
  • 3-я — вид;
  • 4-я, 5-я — раздел;
  • 6-я, 7-я — подраздел.

Кроме того, в ряде соглашений, достигнутых тремя странами (Россия, Беларусь, Казахстан), также присутствует термин «код бюджетной классификации». Например, в соглашении по процедуре оплаты таможенных платежей, подписанном в Санкт-Петербурге 21.05.2010, на основании которого все платежи бюджетного характера, взимаемые на территории трех указанных государств и Армении, учитываются специализированным органом. Данный орган также использует в целях учета специализированные коды бюджетной классификации.

Регламентирующее состав КБК законодательство на 2017 год

Применение кодов бюджетной классификации в 2017 году в РФ также регулируется отдельным комплексом законодательных актов. Их использование является обязательным условием корректного заполнения платежных документов на основании подп. 3 и 5 приложения № 2 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107.

ВАЖНО! В указанном нормативном акте четко предписывается использовать для отражения КБК поле 104 платежного поручения.

Увязка конкретного вида бюджетного платежа с шифром осуществлена в приказе Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, а также пояснениях к нему, сформированных министерством, налоговыми службами. Некоторые шифры могут употребляться довольно редко, однако на практике большинство из них регулярно задействуются в расчетах. В положения, регулирующие состав и структуру кодов, регулярно вносятся дополнения и изменения, призванные обеспечить их актуальность по отношению к меняющимся экономическим условиям.

Подзаконные акты, которые поясняют процесс применения КБК в платежном поручении в 2017 году, создаются смежными госучреждениями, так или иначе заинтересованными в корректном использовании кодов. К примеру, приказ ФНС РФ от 30.12.2014 № НД-7-1/695, дающий четкие пояснения по использованию шифров в поручении на платеж. Весь перечень указанных актов создается в целях корректной реализации норм БК РФ.

Классификация бюджетных кодов

На данный момент КБК в платежном поручении должен состоять из 20 цифр, при этом они разбиты на 8 групп, каждая из которых выполняет свою информационную функцию.

Первые 3 знака обозначают учреждение, которое администрирует полученные суммы. Для налоговой службы отведен шифр 182, для ПФР — 399, для фонда соцстраха — 393.

Следующий символ указывает на группу, к которой относятся перечисления.

Далее идет 3-я часть кода, включающая 2 знака — они отображают конкретный вид поступлений. К таковым могут относиться:

  • налоговые платежи;
  • пошлины, взимаемые по различным основаниям;
  • погашение задолженности по ранее действовавшим бюджетным платежам;
  • сборы за пользование недрами;
  • суммы назначенных штрафных санкций и пеней;
  • оплата возмездного оказания услуг.

В 4-й и 5-й частях (содержат 2 и 3 символа соответственно) закодирована информация о статье и подстатье, к которой относится платеж.

Для отражения иерархии бюджета, в который попадает денежная сумма, используется 6-я группа из 2 цифр.

Конкретный вид начисления (непосредственно сам налог, пени, штраф), к которому относится перевод, зашифрован в 7-й группе, которая является четырехзначной.

Последняя, 8-я часть кода заключает в себе информацию о конкретной финансовой категории платежа. Касаемо налогов, эта часть может принимать значения:

  • для налоговых поступлений — 110;
  • для поступлений от реализации имущества — 120;
  • для поступлений от оказания услуг на возмездной основе — 130;
  • для изъятия средств в виде пеней и штрафов — 140;
  • по взносам на социальное страхование — 160.

Для блоков 2–6 допустимо их рассмотрение в формате единого обозначения вида доходов.

ВАЖНО! С 2017 года код для минимального налога по УСН стал идентичен тому, что применяется для режима «доходы за вычетом расходов».

Нововведения в шифрах бюджетной классификации 2017 года

Одно из ключевых изменений в 2017 году связано с передачей полномочий по администрированию уплаты взносов на обязательное соцстрахование налоговой службе. Этим объясняется появление новых кодов в классификаторе, они должны применяться, в том числе, и для расчетов за 2016 год, если перечисление происходит в 2017-м.

Для осуществления платежей по соцвзносам КБК в платежках в 2017-м нужно указывать в одном из 2 вариантов:

  • промежуточные — для взносов, начисленных за период до 2017 года, но перечисляемых после 01.01.2017.
  • окончательные — для взносов, начисленных за период после 01.01.2017.

Неизменным остался шифр для перечислений в фонды по взносам на травматизм, поскольку они продолжают контролироваться ФСС.

Коснулись нововведения и налога на прибыль: для него был введен отдельный шифр для обозначения платежей, осуществляемых фирмами, созданными с участием иностранных инвесторов.

В каких случаях при применении КБК невозможна расшифровка назначения платежа

В ряде случаев назначение платежа не может быть корректно идентифицировано. Это происходит по следующим причинам:

  • отсутствие кода в поручении;
  • применение неверного шифра;
  • применение устаревшего КБК, действие которого отменено.

Законодателями четко определено, что виноваты в этом плательщики, поскольку правильные классификаторы регулярно публикуются в законодательных актах и поддерживаются в актуальном состоянии. В ситуации, когда КБК в платежном поручении указан ошибочно или некорректно, при этом средства не дошли по назначению, необходимо уведомить налоговиков об ошибке и уточнить цель перечисления.

Однако в нормах законодательства описываются обстоятельства, при которых даже при указании действующего КБК госучреждения должны сами причислять переводы к категории с неопределенным назначением.

Есть ли значения кодов, изначально некорректно составленные законодателями

Примером разночтений в сфере правовых норм по КБК является изданный Минфином РФ приказ от 16.12.2013 № 121н, который внес ряд корректив в приказ № 65н. В частности, в нем прописали следующие директивы:

  • налоговикам вменили в обязанность контролировать состояние задолженности по отмененным сборам, у которых в 7-й группе знаков был шифр 1000;
  • из состава классификатора по соответствующим сборам были удалены коды, в 7-м блоке которых присутствовало обозначение 2000, 3000, 4000, 5000.

В случае если плательщик пропишет при осуществлении платежа отмененный в 2017 году код, то такой платеж должен «повиснуть» в невыясненных.

Исправлением ошибки и перенаправлением транзакции по назначению при этом должны заниматься налоговики. Им предписано направлять соответствующий запрос в казначейство с целью выявления новой части кода. Во внутренних регистрах бюджетного учета переводы на основании приказа № 121н отражаются во взаимоувязке с их фактическим назначением.

Это интересно:  Как получить полис ОМС в Москве

В данном случае законодатели пошлин навстречу плательщику, так как он не всегда может быть в курсе всех тонкостей бюджетного учета. Это логично, если принимать во внимание, что ограничения, введенные указанным выше приказом, касаются внутриведомственного регулирования порядка отражения поступлений на счета казначейства.

Получается, что законодательные акты в области администрирования налоговой системы способны создавать условия, при которых субъекты, формирующие доходную часть бюджета, могут:

  • Некорректно указать код бюджетной классификации ввиду неосторожности или отсутствия осведомленности о последних изменениях, и тогда перевод будет отнесен к категории средств с неопределенным назначением. В этом случае вина и обязанность вносить в расчетные документы корректировки лежат на плательщике.
  • Ошибиться в значении кода, но уже не по своей вине. Такие ошибки возникают вследствие того, что изменения в систему КБК вносятся документами, формально не имеющими к налогоплательщикам никакого отношения. Как правило, подобные акты регулируют только порядок внутриведомственного учета. В указанных обстоятельствах приводить расчеты в порядок должны ответственные учреждения (ФНС).

Последствия ошибок в КБК при составлении поручений

Указание некорректного КБК в платежном поручении не всегда может приводить к отказу финансового или бюджетного учреждения в проведении платежа на счет соответствующего государственного учреждения. Условиями, которые могут повлечь за собой запрет на проведение расчета с бюджетом, на основании п. 4 ст. 45 НК РФ могут быть:

  • ошибочно указанный номер счета казначейства;
  • неверно вписанное в поручение наименование банка получателя средств.

В то же время п. 7 ст. 26.1 закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев» от 24.07.1998 № 125-ФЗ, определяющего механизм уплаты взносов в части страхования от несчастных случаев, четко указывает, что неверно заполненный КБК может стать одним из оснований отказа в проведении платежа.

В результате получается, что для налогового ведомства некорректный код в поле не может быть основанием в отказе на зачисление средств на счет бюджета, а вот ФСС вполне может это сделать и в том числе наложить взыскание в виде пеней и штрафов.

Однако подобные действия как чиновников фонда, так и работников ФНС активно оспариваются плательщиками в судах. Предметом жалоб в данном случае является незаконное признание недоимки по налогу, наложение штрафных санкций. Инспекторы ФНС нередко прибегают к подобным шагам при выявлении некорректно указанного кода. В большинстве случаев компаниям удается отстоять свою правоту и отменить решения налоговой инспекции или ФСС. В целях лучшего понимания изучаемого вопроса следует более подробно рассмотреть имеющуюся арбитражную практику.

Применение устаревшего КБК — что думают судьи

Один из случаев возник, когда компания указала в платежке отмененный ранее код и фактически отправила средства для оплаты, а сотрудник ФНС начислил компании пени за просрочку уплаты.

В результате разбирательств, прошедших все три уровня судебной иерархии, решение налоговиков было отменено, а начисление пеней признано незаконным. При этом арбитры указали, сославшись на положения ст. 45 НК РФ, что налог будет считаться неуплаченным только в случае, если в поручении неверно отражено наименование кредитного учреждения получателя или данные Федерального казначейства. По заключению судей, некорректное указание КБК при переводе налога не может служить доказательством недобросовестности плательщика с учетом того, что денежные средства были отправлены.

Исходя из приведенных примеров, некорректное указание КБК в платежке не является основанием для применения штрафных санкций и отказа в признании налога уплаченным. Даже в случае возникновения негативных последствий для компании она может отстоять свою точку зрения в суде, тем более что есть уже аналогичные положительные решения.

Что делать при ошибке в коде для внебюджетных фондов

Проанализировав всю имеющуюся в наличии практику, можно прийти к выводу, что судьи, становясь на сторону плательщиков налогов, допустивших ошибку при написании кода, принимают во внимание прежде всего сам факт перевода денежных средств на счета казначейства. Данная практика распространяется и на расчеты с внебюджетными фондами.

ВАЖНО! Наличие в платежном поручении неверного КБК не является препятствием для зачисления переведенных денежных средств на счета казначейства для налогов или взносов.

Коды бюджетной классификации обязательно должны присутствовать в поле 104 платежного поручения при уплате налогов или взносов во внебюджетные фонды. Их перечень утверждается на законодательном уровне и должен применяться всеми плательщиками независимо от организационно-правовой формы. В случае некорректного указания кода в расчетных документах есть риск предъявления претензий со стороны налоговых органов. Они могут посчитать налог неуплаченным и даже в случае подачи уведомления о неверном указании шифра бюджетной классификации начислить пени за просрочку.

Помимо ошибок, которые допускает плательщик по своей вине, возможны частные случаи корректировок правовых актов, в результате которых в ситуации при указании неверного шифра обязанность исправлять код лежит на налоговиках. Это относится к внутриведомственным указаниям и разъяснениям, которые не касаются напрямую плательщика, вследствие чего могут им не изучаться.

Зачастую при наличии претензий налоговиков в связи с неверным указанием КБК плательщики успешно оспаривают их в суде. Примеров положительных решений по данному вопросу достаточно много. При этом судьи неоднократно указывали на отсутствие связи между КБК и его корректным указанием и фактом исполнения обязательств перед бюджетом. Вследствие чего у представителей ФНС практически нет шансов выиграть подобные дела, даже когда они будут ссылаться на неосмотрительность компании.

Коды бюджетной классификации (КБК) на 2020 год

Для чего нужны КБК

Коды бюджетной классификации (КБК) введены для того, чтобы упорядочить поступление денег в бюджет и их расходование. При помощи этих кодов происходит группировка бюджетных средств, в том числе налогов и страховых взносов. Например, все поступления налога на доходы физических лиц подразделяются на группы: НДФЛ, начисленный налоговыми агентами; НДФЛ, начисленный предпринимателями и прочими «частниками»; НДФЛ в виде фиксированных авансовых платежей с доходов нерезидентов и проч. И для каждой из названных групп предусмотрен отдельный код бюджетной классификации.

Где необходимо указать КБК

Прежде всего КБК необходимо указывать в платежных поручениях при перечислении налогов, сборов, пеней и штрафов. В действующей форме платежки, приведенной в приложении 3 к Положению Банка России от 19.06.12 № 383-П, для КБК предназначено поле 104 (подробнее о заполнении платежного поручения читайте в статье «Инструкция по заполнению платежек при уплате налогов, пеней, штрафов, а также взносов во внебюджетные фонды»). Отметим, что в платежном поручении можно указать только один код бюджетной классификации. Если предстоит сделать платежи, относящиеся к двум, трем и более КБК, придется оформить две, три и более платежки.

Это интересно:  Рапорт на материальную помощь

Кроме того, КБК следует указывать в некоторых налоговых декларациях: по налогу на прибыль, по НДС, по транспортному налогу, а также в расчете по страховым взносам. Это позволяет инспекторам зафиксировать на лицевом счете налогоплательщика задолженность по платежу с тем или иным КБК. Как только от данного налогоплательщика поступит сумма, отмеченная этим КБК, задолженность будет погашена.

Из чего состоит код бюджетной классификации

Согласно Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации (утв. приказом Минфин России от 08.06.18 № 132н) каждый КБК состоит из 20-ти цифр (их называют разрядами).

Первые три разряда — это код главного администратора доходов бюджета. Для налоговых платежей, страховых взносов (кроме взносов «на травматизм») и госпошлин, данный код принимает значение «182», для платежей в ФСС «на травматизм» — «393».

Четвертый, пятый и шестой разряды показывают группу доходов. Для налога на прибыль и НДФЛ — это «101», для страховых взносов — «102», для НДС и акцизов — «103», для налога на имущество, транспортного и земельного налогов — «106», для единых налогов при «упрощенке», ЕНВД и ЕСХН — «105», для госпошлины — «108».

Разряды с седьмого по одиннадцатый используются для детализации внутри каждой группы доходов.

Двенадцатый и тринадцатый разряды показывают, в какой бюджет поступят деньги. Если указано «01», то средства предназначены для федерального бюджета, если «02», то для регионального. Значения «06», «07» и «08» означают бюджеты ПФР, ФСС и ФОМС соответственно. Значения «03», «04» и «05» отведены для муниципальных бюджетов

Разряды с четырнадцатого по семнадцатый показывают, что именно перечисляет налогоплательщик или страхователь: основной платеж по налогу или взносу, пени, штрафы или проценты. Для налогов и некоторых видов взносов в случае основного платежа указывают «1000», в случае пеней — «2100», в случае штрафов — «3000» и в случае процентов — «2200».

Восемнадцатый, девятнадцатый и двадцатый разряды принимают следующие значения: при уплате налогов и госпошлины это «110», при уплате страховых взносов — «160», при перечислении платежей за пользование недрами или природными ресурсами — «120».

КБК для налогов и взносов за прошлые периоды

Министерство финансов периодически вносит изменения в перечень действующих КБК. В частности, в 2016 году обновились коды, относящиеся к страховым взносам, пеням и процентам (см. «Как с 2016 года изменятся КБК для уплаты страховых взносов»).

Бухгалтеру следует помнить одно важное правило: как только появляются новые значения КБК, прежние значения становятся недействующими, и применять их нельзя. Перечисляя налог или взнос за прошлый период, в платежке надо указать код бюджетной классификации, который актуален сейчас, а не в прошлом периоде. Именно поэтому для заполнения платежек лучше пользоваться веб-сервисом, где все необходимые обновления устанавливаются автоматически, без участия пользователя и вероятность допустить ошибку ничтожно мала.

К слову, для некоторых налогов предусмотрен отдельный действующий КБК для платежей за прошлые периоды. В качестве примера можно привести единый налог на вмененный доход. Существует актуальный код, который необходимо указать в случае, когда в 2020 году «вмененщик» перечисляет ЕНВД за периоды, истекшие до 1 января 2011 года. Аналогичные коды введены для УСН и единого сельхозналога.

Если же специальный КБК для платежей за прошлые периоды не предусмотрен, то актуальный код действует в отношении всех перечислений независимо от периода. Это относится, в числе прочего, к налогу на прибыль, НДС, НДФЛ и страховым взносам.

Точно так же обстоит дело с кодами, которые необходимо указывать в уточненных декларациях за прошлые периоды. Если налогоплательщик в 2020 году подает «уточненку» за 2020 год или более ранние периоды, он должен проставить КБК, действующий в 2020 году. В противном случае получится, что на лицевом счете задолженность значится по устаревшему коду, а платеж поступил по актуальному коду. В результате задолженность останется непогашенной.

При заполнении платежек или деклараций в веб-сервисе бухгалтеру или предпринимателю не придется отслеживать все эти тонкости. При указании вида налога, периода платежа и статуса декларации сервис просто не даст указать неверные значения.

Что делать, если КБК указан с ошибкой

В теории неверно указанный в платежке код бюджетной классификации (равно как и устаревший КБК) не означает, что налог или взнос не уплачен. Это прямо следует из статьи 45 НК РФ. Но на практике инспекция и казначейство не в состоянии быстро разобраться, как отразить ошибочный платеж на лицевом счете. И до тех пор, пока платеж не будет зачтен, за налогоплательщиком останется недоимка.

Чтобы исправить ситуацию, лучше подать в ИФНС заявление на уточнение платежа, приложив к нему платежное заявление с отметкой банка. Получив эти документы, налоговики, скорее всего, проведут сверку с бюджетом. По ее итогам ревизоры зачислят сумму с неверным КБК в счет погашения недоимки (подробнее об уточнении платежа читайте в статье «Что делать, если в платежке на уплату налогов допущена ошибка»).

Если ошибка допущена при заполнении декларации, то достаточно подать «уточненку» с правильным КБК, и инцидент будет исчерпан.

Елена Маврицкая, ведущий эксперт «Бухгалтерии Онлайн».

Статья написана по материалам сайтов: okbuh.ru, www.buhonline.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector