Концепция о правах ребенка

Первая часть Конвенции

Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

Вторая часть Конвенции

А также рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях

Третья часть Конвенции

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).

1. Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.

2. Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

3. Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.

4. Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

5. Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

6. Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.

7. Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.

8. Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

9. Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.

10. Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

11. Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

12. Ребенок имеет право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.

13. Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.

14. Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

15. Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его в «духе мира, достоинства, терпимости, свободы равенства и солидарности».

Вопрос № 4. Конвенция оон о правах ребенка: основные положения

Международные документы можно разделить на 2 большие группы: Декларации и Конвенции. Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция — соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены 10 социальных и правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывала родителей, отдельных лиц, неправительственные организации, местные власти и правительства признать изложенные в ней права и свободы. Она значительно влияла на политику и дела правительств и отдельных лиц во всех частях мира.

В 1989 году 20 ноября Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она имеет равное значение для народов всех регионов мира. Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. Конвенция идет дальше Декларации в том, что государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет на основе общих для всех прав каждому государству выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер. Конвенция утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Конвенция провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, она специально выделяет необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Конвенция – правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля – Комитет ООН по правам ребенка. Основная идея Конвенции заключатся в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Конвенция утверждает ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов. Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Конвенция утверждает, что свобода необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища, но и предоставления всегда этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям.

С учетом мировых стандартов, закрепленных в Конвенции, Россия совершенствует национальное законодательство, осуществляет деятельность в интересах детей. 13 июня 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР; 15 сентября 1990 года вступила в силу для РФ как правопреемника. Правительство РФ взяло на себя обязательства принимать соответствующие этим документам акты, а также поощрять различные действия неправительственных организаций по деятельности в области детства. На основании Указа Президента РФ от 1 июня 1992 года № 543 «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» и Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 августа 1993 года № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» была разработана Федеральная целевая программа «Дети России». Целью программы является создание условий для нормального развития детей, находящихся в сложных условиях, обеспечение их социальной защиты в период коренных социально-экономических преобразований и реформ. В состав федеральной программы входят федеральные целевые программы: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей». В содержание программы также входят акты, направленные на улучшение воспитания подрастающего поколения, на противодействие развитию криминалистических тенденций в среде несовершеннолетних. Именно через региональные и территориальные программы реализуются принципы адресности и целенаправленности в социальной работе.

Вопрос № 5. Взаимосвязь воспитания, обучения и развития ребенка. Концепция развивающего обучения.

Проблема соотношения обучения и развития в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Обучение – не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта. Под развитием применительно к обучению применятся 2 разных, хотя и взаимосвязанных явления: 1 – собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатома биологических структур; 2 – психическое развитие, умственное созревание.

В психолого-педагогической науке сложились три т. зр. на соотношение развития и обучения:

Обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение «надстраивается» над созреванием мозга. Т.о., обучение – внешнее использование возможностей, которые возникают в процессе развития (В. Штерн: обучение следует за развитием и приспосабливается к нему).

Сливают обучение и развитие, отождествляют эти процессы (Джеймс, Торндайк).

Объединяет 1 и 2 подходы и дополняет новым положением – обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование. Эту идею выдвинул Л.С. Выготский.

Т.о., вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

Теория развивающего обучения Л.С. Выготского.

Личность по определению Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции.

Основная функция личности – творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений.

Выготский обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим он выделил 2 уровня умственного развития ребенка: 1 – уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнять вполне самостоятельно. 2 – более высокий уровень, который Выготский назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Усилия коллектива Л.В. Занкова(конец 1950-х гг)была направлены на разработку системы обучения младших школьников, при которой достигался бы гораздо более высокий уровень развития младших школьников, чем при обучении традиционным методикам.

Основу системы обучения по Л.В. Занкову составляют следующие принципы:

Обучение на высоком уровне трудности: превышается «средняя норма» трудности, раскрываются духовные силы ребенка, дается им простор и направление.

Быстрый темп в изучении программного материала – непрерывное обогащение школьников все новыми и новыми знаниями. Это предполагает отказ от однообразного повторения пройденного.

Ведущая роль теоретических знаний, которые выступают ведущим средством развития школьников и основой овладения умениями и навыками.

Осознание школьниками процесса учения. Занков подчеркивал важность понимания учебного материала, умения применять знания на практике, признавал необходимость овладения мыслительными операциями (сравнение, анализ), важность позитивного отношения школьников к учебному труду. Процесс овладения знаниями и навыками выступает объектом сознания школьников.

Целенаправленная и систематическая работа по развитию всех учащихся, включая и наиболее слабых.

В 1960-е гг. был создан научный коллектив под руководством психологов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина. Обеспечение условий для развития ребенка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя) — цель развивающего обучения по Д.Б.Эльконину — В.В.Давыдову. Акцент делается на теоретическое мышление школьников, под которым понимается словесное выражение, осознание человеком происхождения каких-либо предметов, явлений, понятие, умение проследить условия этого процесса, выяснение, почему эти понятия или вещи приобрели ту или иную форму. Приступая к овладению каким-либо предметом, школьники с помощью учителя анализируют содержание учебного материала, выделяют в нем общее, обнаруживая проявление этого в частных случаях. Фиксируя в знаковой форме выделенное исходное общее отношение, они создают содержательную абстракцию изучаемого предмета. Продолжая анализ учебного материала, учащиеся раскрывают закономерную связь этого отношения с его различными проявлениями и получают т.о. содержательное обобщение изучаемого предмета.

Концепция развивающего обучения В.В, Давыдова и Д.Б. Эльконина нацелена на развитие творчества как основу личности. Ее развитие продолжается и в настоящее время. Однако эта концепция пока не достаточно реализуется в массовой образовательной практике.

Современные проблемы развивающего обучения.

Сегодня мысль о том, что школа должна давать прежде всего ЗУН представляется неактуальной. Конец ХХ — начало XXI века требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, возможности разбираться в ситуации и находить решение. Ребенок, поставленный в позицию ученика, не в состоянии справиться с новыми требованиями, выдвигаемыми жизнью. Поэтому задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути их реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова. Это посильная задача для школы.

Это интересно:  Сроки подачи апелляционной жалобы по гражданскому делу

Вопрос № 6. Учебный коллектив, его особенности. Воспитание в коллективе.

Диалектика коллективного и индивидуального в воспитании личности.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обуславливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива. Развитие творческой индивидуальности детей взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Богатство связей предопределяет духовное богатство личности, богатство связей и общения выражает общественную, коллективную силу человека.

Формирование личности в коллективе – ведущая идея в гуманистической педагогике.

Необходимость развития коллективизма у учащихся широко пропагандировали А.В. Луначерский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и другие педагоги и общественные деятели.

Основной целью воспитания, считал А.В. Луначерский, должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, умеет содружествовать, сочувствовать. Только на основе коллектива могут быть развиты наиболее полно особенности человеческой личности. Н.К. Крупская рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности. С.Т. Шацкий на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка. (Опыт первых школ-коммун). А.С. Макаренко первым глубоко обосновал концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями. Педагогические принципы, положенные им в основу организации детского коллектива, обеспечивали четкую систему обязанностей и прав, определяющих социальную позицию каждого члена коллектива. Развитие идеи А.С. Макаренко получили в трудах В.А. Сухомлинского. Усматривая задачу школы в обеспечении творческого саморазвития личности школьника в коллективе, он предпринял и реализовал удачную попытку построения целостного педагогического процесса. Сухомлинский сформулировал принципы, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива, руководящая роль школьного коллектива, руководящая роль педагога, богатство отношений между учителем и учениками и др.

Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик) рассматривает его как своеобразную модель общества, отражающую не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая а нем принята. Детский коллектив для общества является средством достижения стоящих перед ним воспитательных задач, а для ребенка – своеобразной средой его обитания и освоения опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Детский коллектив – основная база накопления детьми позитивного социального опыта. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов (кружки, секции, класс). Воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые существуют в коллективе. Если он убежден в своей правоте, то должен занять активную позицию и отстаивать свою точку зрения перед коллективом. В конечном итоге это должно привести к формированию таких качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность и др. Только в коллективе формируются такие личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение.

Роль коллектива в развитии личности состоит в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни. Коллектив создает благоприятные возможности для формирования социально ценной личности и проявления ее индивидуальности.

Понятие группы, коллектива, учебного коллектива.

Коллектив– такая группа, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Признаки: общие цели, включение воспитанников в различную социальную деятельность, организация совместной деятельности, систематическая связь членов коллектива с обществом, наличие традиций, атмосфера взаимопомощи и доверия и др.

Учебно-воспитательный коллектив– это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех членов и в котором межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности. Важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные.

Структура коллектива, этапы его развития.

Этапы формирования коллектива.

Основан на требовании педагога к ученику. Показателями, по которым можно судить о том, что группа переросла в коллектив являются мажорный стиль и тон, качественный уровень предметной деятельности и выделение актива. Организатором жизни и деятельности группы на данном этапе является педагог.

Основной проводник требований к личности – актив. Вступает в силу метод параллельного действия (педагог имеет возможность опереться в своих требованиях на группу учащихся, которые его поддерживают). Воспитание актива – важная задача руководителя.

Вырастает из второго этапа, сливается с ним. Положение «когда требует коллектив» говорит о слоившейся в нем системе управления. Это не только наличие органов коллектива, но и наделение их реальными полномочиями, переданными педагогом. Появляются обязанности и необходимость в самоуправлении. Коллектив достигает высокого уровня сплоченности, сознательности, организованности, ответственности членов коллектива.

Вклад А.С. Макаренко в развитие теории ученического коллектива.

Учение Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива (движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти); определил принципы развития коллектива (гласность, ответственная зависимость, перспективные лини, параллельное действие), выделил этапы развития коллектива:

Становление коллектива. Коллектив выступает как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования.

Усиливается влияние актива. Теперь актив не только поддерживает требования педагога, но и сам предъявляет их к членам коллектива. Структура коллектива в это время уже стабилизируется и он вступает как целостная система, в которой начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Коллектив уже способен требовать от каждого ученика определенных норм поведения. Цель педагога на этой стадии – максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. Коллектив становится средством развития социально важных качеств личности.

Характеризует расцвет коллектива. Требования, предъявляемые членами коллектива к себе, более высокие, чем предъявляемые ими к своим товарищам. Если коллектив достигает этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Общий опыт, одинаковые оценки события – основной признак и черта коллектива на третьей стадии.

Между стадиями нет четких границ, поскольку возможности для их перехода к последующей стадии создаются в рамках предыдущей. Коллектив не может и не должен останавливаться в развитии. На всех стадиях возникают и крепнут разнообразные традиции.

Функции коллектива, его роль в социализации личности.

Организационная – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью.

Воспитательная – детский коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идей и убеждений.

Стимулирующая – коллектив способствует формированию нравственных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение свои членов, их взаимоотношения.

Объединяющая – коллектив – форма объединения, сплочения.

Социализация (см. — формирование личности в коллективе).

Педагогические методы исследования коллектива.

В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим, способность откликаться на нужды других людей, жить общими интересами. Это во многом определяется социально-психологическим климатом коллектива– эмоциональная атмосфера, складывающаяся в коллективе и отражающая систему межличностных отношений в нем зависит от степени сплоченности коллектива, удовлетворенности пребывания людей в нем, процессом и результатом деятельности.Сплоченность детского коллектива – степень единства коллектива, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений традиций, характере межличностных отношений, настроений, а также в единстве практической деятельности.

Для изучения отношений в коллективе педагоги часто используют метод социометрии: «С кем бы ты хотел быть в одной лодке в походе (в первую очередь, во вторую …)?». Также используют социологические методы (анкетирование, интервьюирование…). Педагогическое наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие пед. процесса в естественных условиях. Необходимо знать цель. Наблюдение может быть включенное, скрытое, открытое, закрытое, непрерывное, дискретное (прерывное). Также используется метод самонаблюдения, опросы: беседы (диалог исследователи с испытуемым по заранее составленной программе), интервью (разновидность беседы, но больше ориентировано на выяснение оценок и позиций опрашиваемого, проводится по заранее подготовленным вопросам), метод рейтинга (метод оценки тех или иных сторон деятельности компетентными экспертами) и самооценки.

Вопрос № 7. Структура педагогической деятельности.

Понятие деятельности как специфической формы активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Педагогическая деятельность – это особый вид человеческого труда, в котором в единстве и взаимосвязи проявляются социально-педагогический, нормативно-содержательный и функционально-психологический аспекты, характеризующиеся соответствующими функциями и содержанием.

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководителя предприятий и учреждений, а также СМИ. Строение педагогической деятельности можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системаобразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель, которая связана с реализацией цели воспитания, которая рассматривается как общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. А.С. Макаренко цель педагогической деятельности видел в программе развития личности и ее индивидуальных коррективов. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальной личности.

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства педагогической деятельности, является педагогическое действие как единство целей и содержания.

Н.В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Для успешного осуществления этих функциональных видов педагогической деятельности необходимы соответствующие способности, проявляющиеся в умениях. Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями. Конструктивный компонент представлен аналитической, прогностической и проективной функцией.

А.И. Щербаков конкретизирует функцию учителя на этапе реализации педагогического процесса, представив организаторский компонент педагогической деятельности как единство информационной, развивающей, ориентационной и мобилизационной функций.

Структура педагогической деятельности включает: мотивационно-оценочное звено, центральное, исполнительное, контрольно-оценочное звено.

Вопрос № 8. Дидактика как составная часть педагогики. Реализация дидактических принципов в учебном процессе.

Обучение как часть целостного педагогического процесса и его характеристика.

Обучение – процесс активного целенаправленно взаимодействия между обучающими и обучающимися, в результате которого у обучающихся формируются определенные ЗУН, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.

Целостность – внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. Целостность – свойство педагогического процесса (единство преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной стороны этого процесса). Целостность процесса обучения как комплексность его задач и средств их реализации находит выражение в определении правильно соотнесения ЗУН, в согласовании процесса обучения и развития, в объединении ЗУН в единую систему представления о мире и способах его изменения. Понятие целостности процесса обучения неразрывно связано с понятием системности. Система – множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями. Элементы обучения: цель, учебная информация, средства педагогической коммуникации педагога и учащегося, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другой видами деятельности и поведения учащегося.

Сущность двухстороннего процесса учения – преподавания.

Двухсторонний характер процесса обучения – преподавание – деятельность учителя и учение – деятельность ученика, представляющих в единстве при передаче последним социального опыта в форме содержания образования.

Движущие силы и закономерности процесса обучения.

Движущей силой процесса обучения является противоречие. Центральным противоречием является противоречие между возникающими у обучающихся под влиянием учителя потребностями в усвоении недостающих, необходимых знаний и опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. Это центральное противоречие проявляется в более частных: между ранее усвоенным и изучаемым, обыденно-житейскими и научными знаниями, учебно-познавательными, исследовательскими действиями и научными знаниями, между знанием и формированием навыков и умений. Противоречие становится движущей силой процесса обучения, если оно имеет смысл для учащихся, а разрешение противоречия ими осознается как необходимость. Отсюда стремление школьников к познанию нового, что ведет к успешному обучению и умственному развитию учащихся.

Основной закон педагогического процесса– обязательное присвоение подрастающим поколениям социального опыта старших поколений. Закономерности обучения – это объективные, устойчивые, существенные, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения. Часть из них действует всегда, независимо от действий и условий процесса, большая часть проявляется как тенденция. Многие обнаруживаются опытным путем. Выделяют внешние закономерности и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровни культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами.Закономерности:

Это интересно:  Доверенность на сопровождение ребенка в поездке

Существует закономерная связь между обучением и воспитанием: обучающая деятельность преподавателя преимущественно носит воспитывающий характер.

Есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения.

Связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения.

Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в рее пройденный и в новый материал.

Развитие умственных умений и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

Задача дидактики – устанавливать закономерности обучения и, давая знание об этом учителю, делать процесс обучения для него более сознательным, управляемым, эффективным.

Принципы обучения, обоснование основных принципов дидактики Я.А. Коменским.

Принципы обучения – это указание по использованию на практике законов и закономерностей, а правила – технология реализации принципов.

Я.А. Коменский попытался создать систему дидактических принципов, основываясь на идее природосообразности обучения. Идея природосообразности –принцип соответствия природе. Природа едина, все в ней протекает постепенно, без скачков, естественным путем. Точно так же воспитание ребенка как частицы природы должно проводиться естественным путем. Согласно Коменскому, там, где отсутствует сознательность, и обучение ведется посредством бессмысленного заучивания, процесс обучения неизбежно будет механическим и пассивным. В процессе обучения сознательность и активность выступают в единстве. Главное условие успешного обучения – постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися. Каменский считал основным свойством сознательного знания не только его понимание, но и использование на практике. Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский сформулировал ряд конкретных указаний, в которых распределил занятия по годам, месяцам, дням, часам с учетом возрастных особенностей учащихся. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока его не уяснят все учащиеся. Важную роль Коменский отводил упражнениям, которые имеют большое значение для прочного усвоения знаний. Таким образом, Я.А. Коменский выделил следующие дидактические принципы обучения: сознательность и активность, наглядность, последовательность и систематичность, упражнение и прочное усвоение знаний. Принципы обучения, сформулированные Коменским, стали основополагающими для разработки принципов другими авторами.

Характеристика основных принципов обучения. Современные принципы.

Принцип научности содержания и методов учебного процессапредписывает, чтобы содержание обучения не противоречило объективным научным фактам, теориям, законам – современному состоянию наук. Воплощается в учебных программах и учебниках.

Принцип доступноститребует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических нагрузок.

Принцип наглядности. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, проводить опыты, практически работать – через это вести к знанию.

Принцип сознательности и активности учащихся. Обучение эффективно, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности включаются в процесс самостоятельного добывания знаний. Учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и решают их. Активность и сознательность процессе обучения можно добиться, если: опираться на интересы учащихся и формировать мотивы учения; включать учеников в решение проблемных ситуаций; использовать такие методы обучения, как дидактически игры, дискуссии; стимулировать коллективные формы работы.

Принцип прочноститребует, чтобы знания прочно закреплялись в памяти учеников, стали частью их сознания, основой привычек и поведения. Для прочного усвоения требуется сформировать позитивное отношение, интерес к изучаемому материалу. Правила этого принципа: прочное усвоение происходит, если ученик проявляет познавательную активность; надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия; структурировать материал, выделить главное; прочность знаний обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой.

Принцип связи обучения с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды. Реализация этого принципа – через активное подключение учащихся к полезной деятельности в школе и за ее пределами, к использованию окружающей действительности и как источника знаний, и как области их практического применения, вовлечение школьников в различные виды деятельности.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенных порядке, системе. (Каждый урок – это логическое продолжение предыдущего).

Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуальный подход требует глубокого изучения сложности внутреннего мира школьников и анализа сложившегося у них опыта, а также условий, при которых происходит формирование их личности. Данный принцип требует, чтобы содержание, формы, методы организации деятельности изменялись на разных возрастных этапах должны учитываться темперамент, характер, способности и интересы, мысли, мечты, переживания, половозрастные особенности воспитанников. От правильной организации учебно-воспитательной работы зависит ее эффективность.

Современные принципы обучения: направленность на всесторонне развитие; обеспечение позитивного эмоционального фона в обучении, положительной, познавательной мотивации. Положительный эмоциональный фон педагогического процесса является итоговым принципом. Соблюдение всех принципов должно обеспечивать положительный эмоциональный фон педагогического процесса, т.е. такую его организацию, когда всем участникам процесса интересно заниматься совместной деятельностью, учебной, или внеурочной. Участники взаимодействия открыты друг другу. Должны быть красиво оформлены комнаты и классы. Образовательное учреждение должно быть многофункционально для всесторонней жизнедеятельности учеников.

Права ребенка в современном мире

Понятие прав ребенка. Основные концепции защиты прав детей

Права человека являются естественной принадлежностью, неотъемлемым свойством каждого члена общества с момента его рождения. Именно благодаря осуществлению прав и свобод проявляется уникальность личности, раскрываются творческие способности и возможности каждого человека, что решающим образом сказывается на развитии общества Гордеева М.В. Права человека в современном мире / М.В. Гордеева // Государство и право.- 2006.-№ 4.-С. 87..

В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок полноценный член общества. Преобразования, вызванные революциями в Европе в XIX веке, создали предпосылки для общественного понимания и рассмотрения прав детей, их защиты от рабства, экономической эксплуатации, произвола родителей. 24 сентября 1924 года Генеральной Ассамблеей Лиги Наций была принята Хартия прав ребенка, впоследствии стала известна как Женевская декларация прав ребенка. Она стала первым международно-правовым актом по охране прав и интересов детей. Хартия подчеркивала, что забота о детях и их защита более не являются исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства. Калинкина М.Ю. Международные документы в интересах детей и молодежи: особенности правовой защиты (ретроспективный анализ с XIX в. по настоящее время) // Вопросы ювенальной юстиции.-2008.- N 3(17).-С.16.Женевская декларация прав ребенка потеряла правовую основу в 1946 году, после распада Лиги Наций. Но уже в 1948 году Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашается, что все дети имеют право на особое попечение и помощь.

20 ноября 1959 года, после многолетней разработки, Генеральная Ассамблея Объединенных Наций провозгласила Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование правами и свободами. Декларация состоит из десяти статей, направленных на гармоничное развитие и социальную защиту детей. В ней провозглашаются принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование. Однако ухудшающееся положение детей требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению детских прав. Необходим был единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. В связи с этим Генеральная Ассамблея ООН, , 20 ноября 1989 года приняла и открыла для подписания, ратификации и присоединения Конвенцию о правах ребенка. В отличие от Декларации Конвенция имеет обязательную силу для государств, которые к ней присоединились.

Кроме того, основными международными документами в сфере защиты прав детей наряду с Конвенцией является, к которой присоединилась и Российская Федерация, также и Декларация тысячелетия ООН, принятая 8 сентября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция N A/RES/52/2). Симанович Л.Н. Некоторые аспекты защиты прав и интересов несовершеннолетних/Л.Н. Симанович//Вопросы ювенальной юстиции.-2010.-N6.-С.13

Одним из самых важных достижений и весомым результатом действия международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом факта, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», но и признание детей самостоятельными субъектами прав Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г.. Семейный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами. — М. : СПАРК, 1996. -С.196.

Конвенция стала первым наиболее полным международным документом, в котором закрепление прав и интересов ребенка приобрело силу норм договорного права, ребенок рассматривается как самостоятельный субъект правоотношений и наделяется теми же правами, что и взрослый человек. В ней говорится об «основных человеческих правах, которые дети должны иметь повсеместно. Это: право на жизнь, право на развитие, на защиту от вредных влияний, эксплуатации и злоупотребления, право на участие в семейной, культурной и социальной жизни. Конвенция защищает права детей, устанавливая стандарты в детском здравоохранении, образовании, юридических, гражданских и общественных услугах» Корен М. Ребенок должен знать свои права / М. Корен // Библиотека.-2000.-№ 6.-С.46.. Став участниками Конвенции, государства, заявили о своем обязательстве привести национальное законодательство в соответствие с положениями Конвенции, обеспечив тем самым правовую базу для создания достойных условий жизни и реального осуществления каждым ребенком как полноправным субъектом всего комплекса конституционных прав человека без какой бы то ни было дискриминации. Однако не все государства были полностью согласны с положениями Конвенции, более одной трети из них (69 государств) сделали в отношении нее оговорки и заявления, различные по объекту и сфере действия. Многие государства сформулировали оговорки общего, неопределенного характера (без ссылок на конкретные статьи), которые потенциально угрожают реализации практически любого положения Конвенции. Так, например, Индонезия, Сингапур и Тунис закрепили в оговорках примат национальных конституций. В частности, Индонезия заявила, что для нее ратификация Конвенции о правах ребенка «не означает ни принятия обязательств, выходящих за рамки Конституции, ни принятия какого-либо обязательства о закреплении какого-либо права, помимо прав, предусмотренных Конституцией» Титова Т.А. Оговорки к международным договорам о правах человека на примере Конвенции о правах ребенка / Т.А. Титова // Московский журнал международного права.-2003.-№ 3.-С.80..

Определенные права ребенка, закрепленные Конвенцией: право свободно выражать свое мнение (ст. 13), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14), право на свободу ассоциаций и мирных собраний (ст. 15) создают основу для развития ребенка как личности, активного члена общества и представляют главную идею Конвенции. Но и к этим положениям Конвенции некоторые государства сделали оговорки. Например, многие исламские государства сделали оговорки к статье 14 (в части права на свободу религии). Опасение некоторых из них было вызвано неправильным пониманием положения этой статьи. Так, Ирак исключил юридическое действие пункта 1 статьи 14, «поскольку предоставление ребенку разрешения менять свою религию противоречит законам шариата» Там же С. 87..Еще одна оговорка, сделанная Малайзией к статьям 44 и 45 Конвенции имеет некоторые особенности, которые заключаются в том, что она включает не только материально-правовые положения, но и статьи, касающиеся деятельности Комитета по правам ребенка, специализированных учреждений, ЮНИСЕФ, и других органов ООН, а также неправительственных организаций. По сути, Малайзия не взяла на себя обязательство направлять в определенный срок доклад о выполнении Конвенции. Таким образом, Малайзия не только существенно ограничила сферу действия Конвенции, но и лишила Комитет по правам ребенка и других государств-участников возможности определить действительное содержание сделанных ею оговорок и способствовать их снятию. Единственным государством, выразившим свою позицию по данному вопросу, была Норвегия. Она посчитала, что «система контроля, учрежденная в соответствии с Конвенцией, носит обязательный характер и что поэтому оговорки к статьям 44 и 45 являются недопустимыми» Решетов Ю.А. Оговорки к Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации и поддержание международного правопорядка в области прав человека / Ю.А. Решетов // Московский журнал международного права.-2000.-№ 2.-С.15..

Аналогичное мнение высказал В.А. Карташкин относительно Международных пактов о правах человека: «Совершенно очевидно, что нельзя делать оговорки к материально-правовым положениям договоров, регламентирующим основные права и свободы человека. Такие оговорки затрагивали бы существо договора и противоречили бы цели его заключения. Поэтому, например, государство, ратифицируя и присоединяясь к Пактам, не имеет права заявить о признании лишь какого-либо ограниченного круга прав и свобод, закрепленных в этих международных договорах» Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве / В.А. Карташкин // Государство и право.-2003.-№ 6.-С.24..Возникает вопрос: какую реальную защиту обеспечивает Конвенция детям, проживающим на территории этих государств? И какова истинная причина участия этих государств в Конвенции? Очевидно, что в данном случае ратификация является скорее политическим шагом, чем реальным стремлением изменить правовое (или порой бесправное) положение ребенка в семье, обществе, государстве. Защита прав ребенка составляет ту категорию дел, «урегулирование которых относится к внутренней компетенции каждого государства и возможно в рамках самостоятельной деятельности государств, но которые в целях более эффективного их решения целесообразно регулировать совместными актами государств» Международное частное право: учебник / под ред. Г.К. Дмитриева. — 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Проспект, 2004. — 584с..

Целью заключения международных договоров по правам ребенка является создание универсальных стандартов жизнедеятельности индивидов и единого гуманитарно-правового пространства. Исходя из этого, международный договор в области прав человека и в частности прав ребенка имеет свою особенность, которая как справедливо отметил Ю.М. Колосов, заключается в том, что «составляющие его нормы определяют права и обязанности государств не только в их собственных взаимоотношениях, но и в обращении с людьми» Колосов Ю.М. Международные стандарты в области прав человека/ Ю.М. Колосов //Закон.-2009.-№10.- С.35..Из приведенных примеров видно, что государства не соблюдают многие положения Конвенции о правах ребенка. Происходит это потому, что контрольный механизм защиты прав и интересов детей, учрежденный в рамках ООН и других международных договоров, не предусматривает для государств-участников никакой конкретной ответственности по соблюдению международных норм в области защиты прав детей.Поэтому основными направлениями деятельности международных контрольных органов должна являться выработка конкретных мер, предусматривающих для государств-участников ответственность.

Это интересно:  Совместно нажитое имущество после смерти супруга

Актуальные проблемы реализации прав детей

В современном международном праве и в науке международного права ощутимо стремление к формированию в системе международного права комплекса норм, непосредственно связанных с правами и свободами личности Яковлева Т.В. Будущее под прицелом / Т.В. Яковлева // Ваше право. -2008.- № 4.- С. 18..

В таком же аспекте международным правом рассматриваются права и свободы детей. Но, несмотря на многочисленные усилия и попытки мирового сообщества улучшить положение детей в отдельных государствах и мире в целом, разрешить многие проблемы в этой области пока так и не удалось.

К числу наиболее серьезных проблем, существующих в сфере реализации и защиты прав и свобод ребенка в отдельных государствах, в том числе и в России, относятся: рост детской безнадзорности и беспризорности, насилие над детьми в семье и за ее пределами, рост детской преступности, экономическая эксплуатация детей в различных сферах, включая вовлечение в занятие проституцией и т. д.

Также одной из главных проблем, как уже говорилось, является то, что многие государства не соблюдают международные стандарты, установленные Конвенцией о правах ребенка 1989 года и за это не предусматривается реальной ответственности Гребенкин В.В. Права детей на должный уровень / В.В. Гребенкин // Юрист. -2003.- № 9.-С. 59..Еще одна проблема связана с отсутствием специального судебного механизма, как на международном, так и на внутригосударственном уровнях, занимающегося непосредственно рассмотрением и разрешением дел, связанных с нарушением прав и интересов детей. Конечно, такие специальные судебные механизмы существуют, но не конкретно по правам ребенка, а по правам человека. По-видимому, ввиду того, что мировое сообщество наделило ребенка всем спектром прав человека, то и защита этих прав может осуществляться через механизмы защиты прав человека.

Государства, ставшие участниками Конвенции о правах ребенка и многих других международных договоров, касающихся защиты прав и интересов детей, должны не только гарантировать возможность для каждого ребенка реально пользоваться своими правами, но и обеспечивать надлежащую правовую защиту в случае нарушения прав, то есть создать систему, учитывающую интересы ребенка как субъекта основных прав и свобод и признающую необходимость во всех действиях в отношении детей руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка.

Конвенция ООН о правах ребенка

Родители имеют целый ряд прав и обязанностей, которые они должны реализовывать по отношению к своим детишкам.

Родители имеют целый ряд прав и обязанностей, которые они должны реализовывать по отношению к своим детишкам. Они обязаны не только обеспечивать ребенка в материальном плане, но и заботится в отношении его физического, нравственного, а также духовного и психического развития. Все это утверждено основными положениями, прописанными в семейном законодательстве.

Обязанность родителей по воспитанию детей

Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей регламентируются не только внутренним законодательством, но и международной конвенцией ООН «О правах ребенка».

Любой человек старается донести до собственного ребенка простую истину о том, что он обязан отвечать за свои совершенные поступки и действия. Правда, зачастую даже родители забывают о том, что они должны нести собственную ответственность за собственных детей, и умышленно перекладывают личные обязанности на учителей, воспитателей или самих детей.

В ст.63 СК РФ рассматриваются главные обязанности родителей, которые касаются воспитательного и образовательного процессов. В соответствии с закрепленными положениями, родители несут ответственность за воспитание несовершеннолетних. Поэтому для начала необходимо разъяснить, что же включает в себя сам термин «ответственность родителей за воспитание». Это понятие состоит из нескольких основных моментов:

  • Забота о всестороннем развитии ребенка, а в частности, в духовном, психологическом и физическом аспекте. Родители обязуются предоставить ребенку возможность в получении общего образования, и все дети обязаны посещать образовательные учреждения;
  • Защита интересов ребенка. Родители выступают официальными представителями интересов собственного ребенка перед законом. Поэтому при возникновении необходимости они обязаны отстаивать его интересы и защищать права;
  • Обеспечение безопасности. В соответствии с этим моментом, родители должны обеспечить ребенку безопасную среду для развития и жизни, при этом, не используя физические наказания и моральное давление в качестве инструментов контроля;
  • Материальное обеспечение ребенка. До того момента, как ребенок не достигнет возраста совершеннолетия (18 лет), родители обязаны его содержать;
  • Воспитание ребенка. В этой категории особенное внимание стоит уделить ответственности родителей за поведение детишек, поскольку их воспитательный процесс в дальнейшем найдет свое отражение на поведении ребенка не только в семье, а и в социуме.

Конвенция о правах ребенка, а также внутренние нормативы российского законодательства предусматривают, что основную ответственность в плане воспитания детей несут именно родители, и интересы ребенка обязательно должны стоять на первом месте для его отца и матери.

Если же будет установлено, что обязанности родителей выполняются недолжным образом или же имеет место нарушение прав ребенка, то в этой ситуации ответственность родителей может стать юридической. Практически в каждом сегменте права имеются положения, которые регулируют ответственность родителей перед своими детьми:

  • Гражданская правовая база (ст.1073-1075 ГК РФ);
  • Административное право (ст.5.35 КоАП РФ);
  • Семейное право (ст.69, 73 СК РФ);
  • Уголовное законодательство (ст.156 УК РФ).

В перечисленных выше положениях и нормативах предусмотрены меры ответственности родителей за ненадлежащее выполнение личных обязанностей в отношении к собственным детям.

Право родителей на обучение своих детей

Важной составляющей воспитательного процесса, в результате которого ребенок формируется как личность, выступает получение им общего образования. Обязанность родителей по обеспечению своим детям права на получение качественного образования закреплено в Конституции РФ (п.4 ст.43).

В соответствии с п.2 ст.63 СК была узаконена конституционная норма относительно действующих обязанностей родителей на обеспечение получения общего образования своими потомками. Кроме того, предполагается, что образование должно в обязательном порядке обеспечить формирование у каждого ребенка адекватной картины мира, которая соответствует современной степени знаний. Это поможет сформировать личность ребенка и обеспечит моделирование поведенческой модели, которая будет приемлема не только для семьи, а и в целом для общества.

Непосредственно само образование направляется на достижение таких основных целей, как:

  • Развитие личности и формирование нормального поведения ребенка в социуме;
  • Развитие личностных талантов и распознание способностей ребенка;
  • Воспитание у ребенка понятия уважения к человеческим правам и основным свободам личности;
  • Формирование уважительного отношения к культуре и традициям не только своей страны, но и всех государств мира;
  • Развитие нормального уважительного отношения к основным правовым нормам;
  • Подготовка ребенка к сознательной жизни в плане взаимного равноправия и уважения;
  • Бережливое отношение к природе.

Общее образование является обязательным, и если родители не в состоянии обеспечить выполнение этого права, то в соответствии с действующим законодательством они могут понести ответственность. При этом стоит уточнить, что право родителей на выбор образовательной программы считается непрекословным. Следовательно, именно родители решают, каким образом их дети будут получать общее образование – в специальных образовательных заведениях или же на дому.

Передача ребенка на воспитание другим родственникам

Главной обязанность любого родителя является обеспечение образовательного и воспитательного процесса для собственных детей. Если по каким-то причинам родители не обеспечивают соблюдение прав ребенка, то они могут быть их лишены, а ребенок будет передан под ответственность близких родственников, которые выступят в роли опекунов, приемных семей или же государства.

По закону передача ребенка на воспитание иным родственникам может быть осуществлена только в отношении тех детей, которые остались без опеки и попечительства со стороны собственных родителей. Зачастую, подобное возникает в тех ситуациях, когда родители были лишены действующих родительских прав, или же по каким-то причинам не имеют возможности выполнять обязательства по отношению к ребенку.

Приоритетное право на воспитание ребенка имеют его биологические родители. И если они лишаются этого права, то обязанность по воспитанию и образованию детей может быть возложена на ближайших родственников, но исключительно по их письменному согласию и разрешению органов опеки и попечительства.

Если в настоящий момент осуществлена передача ребенка на воспитание родственникам, то стоит понимать, что основные права и свободы ребенка никуда не исчезают, а все обязанности в отношении несовершеннолетнего будут переданы его опекунам.

Что касается вопроса материального обеспечения, то при передаче ребенка близким родственникам, на них ложится обязанность по полному обеспечению и содержанию ребенка. Впрочем, по закону, опекуны имеют право на получение финансовой помощи от государства.

Стоит заметить, что передача ребенка на воспитание в другую семью не может быть произведена в одностороннем порядке. Это возможно исключительно по ходатайству органов опеки и попечительства, по письменному заявлению опекунов и при помощи судебных инстанций. Именно суд примет окончательное решение и подтвердит переход родительских обязанностей на опекуна.

Конвенция о правах ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка – это специализированный юридический документ, который играет международную роль и предопределяет права несовершеннолетних детей, которые должны быть гарантированы в странах-участницах подписания документа. Участниками процесса подписания документа стали все страны ООН, кроме США. Конвенция ООН о правах ребенка выступает базовым нормативным актом, который охватывает полный спектр правовых гарантий несовершеннолетним лицам.

Конвенция ООН о правах ребенка включает 54 статьи, которые подробно рассматривают индивидуальные свободы и права всех граждан, возраст которых может варьироваться от момента рождения до 18 лет (совершеннолетие в различных странах может ограничиваться различным возрастом).

Конвенция ООН о правах ребенка, первая ее часть полностью расшифрует понятие слова «ребенок», а также регламентирует верховенство интересов и базовые права и свободы детей. Вторая часть документа Конвенция ООН о правах ребенка уточняет особенности структуры и функции Комитета по правам ребенка, а также возлагает на государственные органы задачу по реализации решений данного учреждения. Третья часть Конвенции ООН о правах ребенка фиксирует пути разрешения различных процессуальных правовых проблем органами государственной власти, которые возникли в процессе применения статей данного документа.

Конвенция ООН о правах ребенка была составлена в соответствии с базовыми демократическими принципами, среди которых:

  • Отсутствие любых видов дискриминации. Конвенция ООН о правах ребенка запрещает пренебрежение ребенка по различным индивидуальным признакам: национальной принадлежности, языку, религиозным предпочтениям, этническому происхождению и социальному положению, состоянию здоровья, политическим взглядам и личным предпочтениям;
  • Верховенство интересов. Конвенция ООН о правах ребенка регламентирует соблюдение интересов несовершеннолетних в процессе принятия любых решений, которые касаются жизни детей;
  • Наивысшее качество жизни, развитие и защита. Общество и государственные органы должны гарантировать несовершеннолетним лицам полноценную реализацию физического, социального и духовного потенциала;
  • Всяческое участие в жизни подрастающего поколения: родители, взрослые граждане и государственная власть должны постоянно участвовать в принятии любых решений, а также добиваться учета мнения при решении дальнейшей судьбы малолетних граждан.

Конвенция ООН о правах ребенка гарантирует несовершеннолетним возможность получения бесплатного базового образования. Для воплощения целей документа государственные органы стран-участников должны развивать различные виды и ступени образовательной системы. Конвенция ООН о правах ребенка также включает статьи о воспитании детей в семье. Процесс воспитания детей должен контролироваться родителями или законными опекунами, которые должны полностью соблюдать все требования и интересы ребенка.

Международная конвенция, в которой уточнены базовые права и свободы детей из стран-участниц подписания документа, выступает новаторским решением проблемы всесторонней реализации подрастающего поколения. Многие из прав в данном документе были внесены впервые, поэтому соблюдение базовых статей конвенции обеспечивает полноценное развитие личностных и физических качеств детей, достойное воспитание уважения к обществу и окружающей среде.

Общее обязательное образование

В соответствии с главными конституционными нормами и основными законодательными положениями, все граждане России имеют право на получение общего образования. Это право наступает для всех в детском возрасте, и должно быть обеспечено родителями ребенка.

В соответствии с законом «Об образовании в РФ» обязательным считается начальное, основное и среднее образование. Таким образом, в соответствии с данным нормативом, все дети обязаны ходить в школу и получать общее образование, а на их родителей накладывается обязательство по контролю за выполнением этого права.

При этом закон предусматривает, что именно родители имеют право решать, каким образом их дети будут получать основы образования. По решению родителей, ребенок может получать образование в домашних условиях или же в общеобразовательных заведениях государственного или частного образца. При этом стоит отметить, что прохождении домашнего обучения должно быть согласовано с органами опеки, дабы в будущем не возникли никакие сложности.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, studbooks.net, advokat-malov.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector