Льготы по уплате земельного налога

Налоговые льготы по земельному налогу

Похожие публикации

Земельный налог исчисляется согласно главе 31 НК РФ. Это местный налог, его плательщиками являются физлица и организации. Для некоторых категорий налогоплательщиков предусмотрены льготы, о которых мы расскажем в этой статье.

Физлица: кто имеет льготы на земельный налог

Физлица не определяют налоговую базу сами – расчет за них делают налоговые органы по имеющимся у них сведениям об объекте и владельце земли, а затем присылают уведомление с суммой к уплате (п. 4 ст. 391 НК РФ). Гражданину, имеющему право на льготы по земельному налогу, нужно предоставить в налоговую инспекцию подтверждающие документы и написать заявление.

  • Герои России и Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы,
  • инвалиды 1 и 2 групп, а также инвалиды с детства,
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и иных боевых действий,
  • лица, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, аварии на ПО «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
  • физлица, принимавшие участие в ядерных испытаниях и ликвидации аварий ядерных установок,
  • лица, получившие лучевую болезнь, или инвалидность в связи с испытаниями ядерной и космической техники.

Если база по налогу меньше, чем применяемая налоговая льгота по земельному налогу, то налоговая база считается равной нулю. Если у физлица несколько участков, и они находятся в одном муниципальном образовании, то льгота применяется только к одному из них, а когда участки находятся на разных муниципальных территориях, то льгота может применяться к каждому.

Помимо перечисленного, пп. 7 ст. 395 НК РФ полностью освобождает от уплаты налога лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири, если земельные участки используются для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйства и промыслов.

Стоит отметить, что с 2015 г. НК РФ разрешил по налогу на землю льготы инвалидам 2 группы применять независимо от даты установления инвалидности, ранее льгота полагалась лишь тем, кто получил 2 группу после 2004 г.

Подобная ситуация по льготам складывается и для других категорий граждан: ветеранов труда, пенсионеров, многодетных.

Льгота по земельному налогу для юридических лиц

Круг юрлиц, освобожденных от уплаты земельного налога, установлен ст. 395 НК РФ. К ним относятся узкоспециализированные организации – учреждения УИС, организации народных художественных промыслов, а также религиозные, судостроительные-резиденты ОЭЗ. 100-процентная льгота по земельному налогу для юридических лиц предусмотрена также для:

  • организаций, земля которых занята государственными автодорогами общего пользования,
  • организаций – резидентов ОЭЗ, земли которых расположены на ее территории; срок льготы – первые 5 лет с начала права собственности;
  • организаций – участников СЭЗ, если земли расположены на территории СЭЗ; срок действия льготы – 3 года с начала права собственности;
  • организаций — управляющих компаний, земли которых расположены на территории «Сколково»;
  • общественных общероссийских организаций инвалидов для участков, используемых в уставной деятельности, если инвалиды составляют минимум 80% от общего числа членов; льгота по налогу на землю для инвалидов распространяется и на предприятия, созданные такими организациями – они тоже имеют 100% льготу, если число работников-инвалидов составляет не менее половины, а их доля в фонде оплаты труда – минимум 25%.

Кроме того, на местном уровне могут также устанавливаться льготы, как освобождающие от налога полностью, так и частично уменьшающие налоговую базу или сумму налога. Нужно учесть, что не является льготой по уплате земельного налога применение пониженных ставок к определенным категориям земель на региональном уровне.

Организации, в отличие от физлиц, ежегодно подают декларацию по налогу на землю, в том числе и в случае применения 100-процентной льготы.

Льготы на налог на землю: кому положены и как уплачивать

Земельный налог уплачивается собственниками участка с 1999 года — с момента появления обновленного Налогового Кодекса. Доходы от него поступают в местный бюджет. Исключение составляют лишь земли городов и сельскохозяйственных угодий.

Ставка налога составляет:

  • 0,3% от кадастровой стоимости земли. Используется при исчислении налога для земель, занятых индивидуальными постройками или подсобным хозяйством. Сюда входят и земли под животноводство или садоводничество.
  • 0,7 — 1,5% — для иных объектов. Их перечень указан в нормативно-правовых актах муниципалитетов.

Исчисление и уплата налогового бремени устанавливаются местным законодательством. Именно оно и определяет, кому положены льготы на налог за землю, руководствуясь нормативно-правовыми актами федерального значения.

Кому положены льготы

Законодательство устанавливает категории лиц, которые имеют право частично оплачивать или не платить вообще налог на землю. Сюда входят:

  • инвалиды детства;
  • инвалиды;
  • участники ВОВ;
  • ветераны труда;
  • участники — ликвидаторы последствий ЧАЭС.
  • герои СССР и России.

Стоит отметить, что данный перечень не является исчерпывающем. В каждом регионе он свой. Рассмотрим самые распространенные категории лиц, претендующих на получение льгот и узнаем, положены ли они им.

Ветераны труда

Ветеранами труда признаются:

  • лица, имеющие почетные награды СССР или России, которые имеют трудовой стаж для назначения пенсии;
  • лица, которые имеют стаж 40 и 30 лет для мужчин и женщин соответственно, если начали работать в период ВОВ до момента наступления совершеннолетия.

Льготы на налог на землю для ветеранов труда действующее федеральное законодательство не предусматривает. Статья 387 Налогового Кодекса предоставляет право муниципальным органам устанавливать размер необлагаемой суммы для данной категории лиц. Как показывает практика, муниципалитеты не спешат воспользоваться данным правом. К тому же сейчас звание «Ветеран труда» практически не присваивается.

Пенсионеры

В начале 90-х гг. данная категория населения была освобождена от уплаты налога на землю. С обновлением Налогового Кодекса в 2005 году такая привилегия была отменена. Сейчас пенсионеры оплачивают налог на землю в полном объеме наравне с трудящимся населением.

Льготы по налогу возможны на уровне муниципалитета. Таким образом, привилегии по налоговому бремени зависят от местоположения земельного участка. Узнать, положены ли льготы и какой их размер, можно из нормативно-правового акта, регулирующего налогообложение на местном уровне. Его скачать можно на официальном сайте муниципалитета.

Помимо льгот уполномоченные органы имеют право устанавливать требования, при исполнении которых физическое лицо может воспользоваться возможностью уменьшить налог или не платить его вообще. Чаще всего, это: постоянная регистрация на территории муниципалитета, отсутствие официального трудоустройства и т.д.

Порядок получения льгот по налогу и схему их уплаты можно узнать в территориальной налоговой инспекции.

Для уменьшения налогооблагаемой базы пенсионер обязан предоставить:

  • пенсионное удостоверение;
  • документы на землю, подтверждающие право собственности;
  • паспорт;
  • трудовую книжку (при необходимости).

Таким образом, льготы на налог на землю для пенсионеров — исключительная прерогатива местного уровня власти. В основном используется как мера социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

Инвалиды 2 группы

Ни одна статья Налогового Кодекса не содержит информацию о полном освобождении инвалидов 2 группы от уплаты земельного налога.

Статья 391 НК РФ раскрывает порядок уменьшения налогооблагаемой базы и категорий налогоплательщиков, которые имеют право воспользоваться такими привилегиями. Среди них есть и инвалиды 2 группы, при условии, что она была оформлена до 01.01. 2004 года.

Максимальная льгота, на которую можно уменьшить сумму для исчисления налога, — 10 тысяч рублей. Ей воспользоваться можно при предоставлении документов, подтверждающих право на получение льготы.

Документ -основание и заявление необходимо подавать в налоговую инспекцию.

Полное освобождение от уплаты налога для инвалидов 2 группы возможно только на местном уровне.

Итак, льготы на налог на землю для инвалидов 2 группы устанавливаются и на федеральном, и на муниципальном уровнях (по решению уполномоченного органа).

Инвалиды 3 группы

Инвалидом признается физическое лицо, которое ограничено в жизнедеятельности в результате заболевания, травмы или дефекта с рождения. Инвалидность 3 группы устанавливается на 1 год или пожизненно. Физическому лицу выдается справка. Именно она является документов-основанием для получения налоговой льготы.

Федеральное законодательство не освобождает данную категорию граждан от полной уплаты налога. Таким полномочием наделены муниципалитеты. В соответствии со статьей 391 НК РФ инвалиды имеют право уменьшить налогооблагаемую кадастровую стоимость на сумму 10 тысяч рублей.

Физическое лицо, претендующее на данную льготу, обязано предоставить в инспекцию по месту нахождения участка земли документы, подтверждающие его право.

Льготы на налог на землю для инвалидов 3 группы связаны с уменьшением суммы для исчисления налога.

Налог на землю: особенности

  1. Исчисляется от кадастровой стоимости участка. При ее переоценке сумма может вырасти до 1,5 раз.
  2. В большинстве регионах России сумма стоимости кадастра намного превышает рыночную стоимость участка земли.
  3. От налога освобождаются арендаторы участка.
  4. Кадастровая стоимость может быть снижена по решению суда. Для этого заявителю необходимо доказать, что она превышает рыночную цену земли. Потребуется независимая оценка.
  5. Льготные категории лиц в основном устанавливаются на местном уровне. Так в Екатеринбурге освобождены от налога пенсионеры, в том числе и работающие.
  6. Налог необходимо уплатить до 1.10. При его неуплате налагается штраф и пени.
  7. В перспективе земельный налог и имущественный будут объединены.
Это интересно:  Льготы по уплате госпошлины

Льготы на налог на землю в Москве

Помимо перечня лиц, которые освобождаются от налога на основании федерального законодательства, в Москве не взимается налог с:

  • членов многодетных семей;
  • членов военнослужащих, потерявших кормильца;
  • несовершеннолетних детей;
  • инвалидов 1 и 2 групп.

50% от исчисленного налогового бремени уплачивают сотрудники предприятий, которые финансируются из местного бюджета. На 25% могут претендовать сотрудники предприятий, финансируемых из нескольких бюджетов.

Таким образом, льготы на налог на землю физических лиц 2014, зависят в большей степени от региона.

Земельный налог: льготы по земельному налогу

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В данной статье адвокат по земельным вопросам рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.

Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.

В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 “Земельный налог” НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:

  • Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).
  • учреждения, исполняющие наказания (ст. 6 Закона РФ N 5473-1);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона РФ N 5473-1);
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее – федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (ст. 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 “Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему”.

  • Организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).

Понятие “организации” дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 “Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР”.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

  • Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ).

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.

Это интересно:  Налоговые льготы для многодетных семей в Москве

Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 “О земельном налоге” налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

  • Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ:
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров. В том случае если подобная организация производит и (или) реализует подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), то льгота по налогу не применяется.

Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.

В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 “Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”.

  • Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ “О народных художественных промыслах” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.

  • Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 “О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации”.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

  • Организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).
Это интересно:  Льготы по налогу на имущество

Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).

Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге” (далее – Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:

  • органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве – в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, – в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
  • организации и физические лица – в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, – в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 “Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве” и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
  • органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и так далее.

Льготы на земельный налог: кому положены и как получить?

Юридические и физические лица, зарегистрированные на территории РФ, имеют право оформить льготы по земельному налогу. Стоит подробно рассмотреть наиболее важные моменты.

Сведения из налогового кодекса

31 глава Налогового кодекса посвящена земельному налогу. В ней говорится, что уплачивать государственную пошлину должен владелец участка или управляющая компания при условии, что он относится к инвестиционному фонду.

По закону хозяин территории освобождается от региональных выплат в том случае, если он арендует ее на длительный срок по договору найма.

Размер налога

Размер льготы на земельный налог принято называть ставкой. Процентное соотношение может отличаться для разных категорий лиц. Максимальная цифра налогообложения составляет 1,5%

Минимальная ставка составляет 0,3%. Такую часть от стоимости объекта будут выплачивать граждане, чей участок соответствует следующим требованиям:

  • Территория предназначена для выполнения сельскохозяйственных работ.
  • Земля является жилищным фондом или на ней разрабатывается жилищный объект.
  • В пределах территории ведется животноводческая или садоводческая деятельность.

Есть несколько случаев, когда не требуется оплата налоговой ставки:

  • объектом является организация для людей с ограниченными возможностями;
  • религиозное учреждение; уголовно-исполнительная контора;
  • участки, по которым пролегают трассы и дороги, находящиеся в государственном пользовании;
  • территории в границах проживания малочисленных коренных народов и места скопления народных художественных промыслов;
  • наделы, зарегистрированные для ведения деятельности центра “Сколково”;
  • территории, обозначенные как особые экономические зоны с ограничениями по сроку.

Во всех вышеперечисленных случаях владелец полностью освобождается от уплаты земельного налога.

Для физлиц

Налоговые льготы могут не платить граждане, зарегистрированные на территории Дальнего Востока, Сибири и Севера. Прочие владельцы должны периодически переводить деньги в госфонд. Некоторые из них могут оформить компенсацию с этой выплаты.

К льготной категории относятся группы лиц:

  1. Ветераны ВОВ.
  2. Ликвидированные граждане из Чернобыля, получившие радиационное заражение.
  3. Люди с почетным званием: Герой России, СССР, Ордена Славы.
  4. Граждане, относящиеся к нетрудоспособной категории (инвалиды 1 и 2 группы). Медицинское показание должно быть присвоено до 2004 года.
  5. Участники боевых действий.

Для людей, отвечающих вышеперечисленным требованиям, сумма налогообложения снижается на 10 тысяч рублей.

ВНИМАНИЕ! Льготы для многодетных семей, ветеранов труда, и пенсионеров по налогу на землю не предусмотрены.

Для юридических лиц

От государственной выплаты полностью или частично освобождаются предприниматели, владеющие следующими видами организаций:

  1. Промышленные компании, занимающиеся строением судов. Важное условие: они должны быть наделены статусом «особой экономической зоны».
  2. Общества или союзы инвалидов, 80% членов этого объединения должны занимать люди с ограниченными возможностями.
  3. Учреждения, принадлежащие Минюсту РФ.
  4. Территории, отведенные под ИЦ «Сколково».

Кроме того, государственному финансовому обременению не подлежат участки с государственными дорогами.

Региональные льготы

Помимо федеральной компенсации, некоторые группы лиц имеют право оформить региональную льготу на уплату земельного налога. Фиксированной ставки здесь не существует. Местная власть в каждом регионе устанавливает ее самостоятельно. Существует несколько важных нюансов в этом вопросе:

  • Документы, подтверждающие право на уменьшение налогового платежа, следует отправить в организацию, расположенную в том же регионе, где и земельный участок.
  • Выплата предоставляется владельцу объекта ежегодно. Причем для всех лиц срок подачи документов ограничен до 1 февраля.

Для каждой категории граждан процентная ставка рассчитывается индивидуально местным правительством.

Порядок оформления льгот

Возможность оформить льготу по налогу предоставляется всего один раз в год. Сделать это можно в период с 1 января по 1 февраля. Сумма начисляется за прошлогодние платежи. Для оформления государственной компенсации требуется совершить ряд действий:

  1. Собрать пакет необходимых документов.
  2. Составить заявление. Образец необходимо посмотреть на сайте Налоговой службы, в которой будет происходить процедура оформления льгот.
  3. Обратиться в инспекцию для подачи заявки.
  4. Дождаться окончания ее рассмотрения. Обычно период, отведенный на принятие решения, составляет от 5 до 10 рабочих дней.

ВАЖНО! Требуемая документация отличается для юридических и для физических лиц.

Если заявка была принята, то владелец участка получит процент от налога и сможет воспользоваться им по своему усмотрению.

Заявка на получение компенсации может быть отклонена по нескольким причинам:

  • Предоставление недостоверных документов.
  • Заявитель не попадает под льготную категорию.
  • Неверно составленное заявление: заполнено не образцу или содержит недостоверные данные.

Заявитель получит отказ в рассмотрении заявки в письменном или электронном виде. Если он не согласен с ним, то ему предоставляется возможность обжаловать это решение в судебном порядке.

Для физических лиц

Список документов следующий:

  1. Удостоверение личности.
  2. Документ, подтверждающий право на получение земельной компенсации.
  3. Документ-подтверждение того, что территория действительно является законной собственностью гражданина.
  4. Правильно составленное заявление на получение льготы от налога на землю.
  5. Реквизиты банковской карты или счета, на которую будет совершен перевод.

Для юридических лиц

Перечень требуемых бумаг:

  1. ИНН.
  2. Удостоверение личности руководителя.
  3. Документ, подтверждающий право получения.
  4. Юридические документы, подтверждающие факт владения фирмой.
  5. Документ-подтверждение того, что территория действительно является законной собственностью юридического лица.
  6. Правильно составленное заявление на получение льготы от налога на землю.
  7. Реквизиты банковского счета, относящегося к юридическому лицу.

В обязательном порядке требуется, чтобы в заявлении содержались следующие данные: ФИО, основные сведения из паспорта, адрес фактического и официального проживания, подпись, дата, сведения об ИНН.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector