Лица без гражданства это

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под лицом без гражданства понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. «Безгражданство» может возникнуть, к примеру, когда лицо вышло из гражданства одного государства и еще не приобрело гражданства другого. По Конституции РФ лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Уголовный закон (ч.ч. 1 и 3 ст. 12 УК РФ) различает две категории лиц без гражданства:

постоянно проживающие на территории РФ;

не проживающие постоянно на территории РФ.

К первой категории принято относить тех, которые проживают в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Документом, подтверждающим право лица без гражданства на постоянное проживание в РФ и удостоверяющим его личность, служит вид на жительство.

С точки зрения уголовной юрисдикции РФ такие апатриды почти полностью приравниваются к гражданам РФ. Они подпадают под действие УК РФ по территориальному принципу (при совершении преступления в пределах государственной границы РФ) либо по принципу гражданства (при совершении преступления за пределами указанной границы).

Однако разница в уголовно-правовых статусах названных лиц и граждан РФ все же есть применительно к институтуэкстрадиции. Согласно ст. 13 УК РФ в случае совершения преступления за пределами Российской Федерации граждане РФ не подлежат выдаче (ч. 1), тогда как лица без гражданства могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания (ч. 2). Вторая категория рассматриваемых лиц включает апатридов, которые проживают в РФ в общей сложности менее 183 дней в календарном году. Документом, подтверждающим их право временно проживать в РФ до получения вида на жительство, является разрешение на временное проживание. Уголовно-правовой статус таких лиц и иностранных граждан идентичен. Поэтому в случае совершения преступления лицом без гражданства, постоянно не проживающим на территории РФ, ответственность наступает по УК РФ на основании территориального, реального или универсального принципа действия уголовного закона в пространстве.

Особую (смешанную) группу адресатов уголовного закона составляют лица с двойным гражданством (бипатриды), беженцы, вынужденные переселенцы, а также лица, получившие политическое убежище в РФ.

В плане уголовной юрисдикции РФ с учетом конкретной ситуации:

бипатриды приравниваются к гражданам РФ или иностранным гражданам;

беженцы — к иностранным гражданам либо лицам без гражданства, не проживающим постоянно в РФ;

вынужденные переселенцы — к гражданам РФ либо, как исключение, к иностранным гражданам или лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ;

лица, получившие политическое убежище в РФ, — к гражданам РФ.

Под толкованием принято понимать уяснение или разъясне­ние смысла уголовного закона, выявление воли законодателя, вы­раженной языковыми средствами в форме правовой нормы, в це­лях точного его применения.

Различается толкование закона:

По субъекту, разъясняющему закон, выделяется толкование:

Легальным признается толкование, даваемое Государственной Думой.

Судебное, или казуальное, толкование — это толкование, производимое судом.

К доктринальному толкованию относится разъяснение законов, осуществляемое научными учреждениями, учеными-юристами, практическими работниками.

Два первых относятся к обязательным, последнее — необязательным видам толкования.

По приемам толкования различаются:

Грамматическое (филологическое) толкование состоит в уясне­нии сути уголовного закона путем этимологического и синтакси­ческого анализа его смысла.

Систематическое толкование заклю­чается в сопоставлении анализируемого положения закона с другим законом.

При историческом толковании воля и мысль законодателя устанавливаются путем обращения к той социаль­но-экономической и политической обстановке, в которой был принят законодательный акт.

Логическое толкование позволяет установить часто встречающиеся противоречия между желанием законодателя и словесной формой его отражения, тем самым ус­тановить подлинный объем уголовно-правовой нормы, границы ее действия.

Толкование по объему может быть:

Под буквальным понимается толкование уголовного закона в точном соответствии с его текстом.

При ограничительном толко­вании закону придается более ограничительный смысл, чем это вытекает из текста закона.

Распространительное толкование за­ключается в том, что закону придается более широкий смысл, чем это вытекает из его буквального текста.

Распространительное толкование следует отличать от анало­гии. Аналогия предполагает отсутствие закона и означает приме­нение нормы уголовного права к случаю, прямо не предусмотрен­ному в законе, но сходному с тем или иным преступлением.

Понятие и признаки преступления.

В ст. 14 УК РФ преступление определено как «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания».

деяние (действие или бездействие);

Под преступлением понимается только деяние, т. е. поведение человека, выраженное в определенной объективной форме.Ни мысли, ни намерения, ни цели человека, которые не нашли своего внешнего выражения, не воплотились в поступке, не могут признаваться преступлением. Деяние приобретает уголовно-правовое значение, т.е. становится преступлением, только при условии, что оно обладает всеми четырьмя указанными в законе признаками.

Общественная опасность — материальный признак преступления, означающий способность деяния причинять существенный вред общественным отношениям, поставленным под охрану уголовного закона. Общественная опасность имеет качественную и количественную характеристику.

Качественная характеристика общественной опасности в литературе именуется характером общественной опасности. Она означает типовую характеристику социальной вредности определенных видов преступлений (грабежа, изнасилования, уклонения от уплаты налогов и т. д.) и зависит от объекта посягательства, формы вины и категории совершенного преступления.

Количественный показатель общественной опасности именуется в литературе ее степенью. Она определяется обстоятельствами содеянного (например, степенью осуществления преступного намерения, способом совершения преступления, размером вреда и тяжестью наступивших последствий, ролью подсудимого в совершении преступления, в соучастии).

Для более полного понимания признака общественной опасности необходимо уяснить значение ч. 2 ст. 14 УК РФ, которая гласит: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности». Раскрытие смысла приведенной нормы требует двух пояснений:

Для признания деяния преступлением еще недостаточно его формального сходства с уголовным правонарушением, описанным в той или иной норме Особенной части УК РФ. Даже при таком сходстве деяние может быть признано малозначительным (например, открытое хищение ученической тетрадки), поэтому не представляющим общественной опасности.

Деяние, признанное малозначительным и поэтому не преступным, может влечь административную, дисциплинарную, гражданско-правовую либо иную юридическую или моральную ответственность. Поэтому указание закона на отсутствие в таких деяниях общественной опасности нужно понимать не в смысле абсолютного отсутствия общественной опасности (как, например, при необходимой обороне), а в том смысле, что общественная опасность деяний, признанных малозначительными, не достигает той степени, которая присуща преступлениям.

Противоправность (уголовная противозаконность) означает, что преступлением может быть признано только то деяние, которое прямо запрещено нормой Особенной части УК РФ (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Применение уголовного закона по аналогии не допускается (ст. 3).

Противоправность — это формальный признак преступления, который нельзя рассматривать изолированно от общественной опасности деяния. Уголовная противоправность деяния — субъективное (на законодательном уровне) выражение общественной опасности этого деяния. Выявив объективно существующую общественную опасность деяния и осознав невозможность эффективной борьбы с ним без использования уголовно-правовых средств, государство в лице законодательного органа формулирует уголовно-правовой запрет на совершение данного вида деяний и устанавливает уголовное наказание за его совершение. С другой стороны, деяние, запрещенное уголовным законом, в силу изменения характера общественных отношений либо по другим причинам может на определенном этапе утратить свою опасность для общества и тогда оно декриминализируется, т. е. отменяется уголовно-правовой запрет на его совершение.

Таким образом, общественная опасность и противоправность — это две неразрывные и взаимосвязанные характеристики (социальная и юридическая) преступления.

Виновность как признак преступления непосредственно вытекает из принципа вины, закрепленного в ст. 5 УК РФ и запрещающего объективное вменение, т. е. уголовную ответственность за невиновное причинение вреда.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 УК РФ виновным в преступлении признается лицо, совершившее общественно опасное и противоправное деяние умышленно либо по неосторожности. Если деяние совершено без вины, т.е. без умысла или неосторожности (случайно), то, несмотря на его объективную общественную опасность, оно не может признаваться преступлением и не влечет уголовной ответственности (ч. 1 ст. 28 УК РФ).

Наказуемость означает, что за предусмотренные уголовным законом и совершенные виновно общественно опасные деяния может быть назначено наказание, установленное в санкции уголовно-правовой нормы. Иначе говоря, наказуемость — это предусмотренная законом возможность назначения наказания. Такая возможность реализуется не во всех случаях совершения преступлений. Во-первых, не каждое преступление фиксируется правоохранительными органами. Во-вторых, не каждое зарегистрированное преступление раскрывается. В-третьих, в случаях, предусмотренных законом, лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от наказания. Однако и в этих случаях речь идет именно о преступлении, поскольку уголовно-правовая норма, содержащая описание данного вида общественно опасных деяний, предусматривает определенное наказание за его совершение.

Таким образом, под наказуемостью следует понимать не реальное наказание за конкретное преступление, а установленную законом возможность применить наказание за каждый случай совершения деяния, описанного в той или иной норме Особенной части УК РФ.

Основным критери­ем является степень общественной опасности, а вспомогательное значение придается форме вины. По этим показателям все преду­смотренные Уголовным кодексом (ч. 1 ст. 15 УК РФ) преступления подразделяются на:

преступления небольшой тяжести — умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превы­шает 2 лет лишения свободы (ч. 2 ст. 15 УК РФ);

преступления средней тя­жести — умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превы­шает 5 лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим кодек­сом, превышает 2 года лишения свободы (ч. 3 ст. 15 УК РФ);

тяжкие преступления — умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения сво­боды (ч. 4 ст. 15 УК РФ);

особо тяжкие преступления — умышленные деяния, за совершение которых предусмот­рено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание (ч. 5 ст. 15 УК РФ).

Таким образом, к первым двум категориям могут относиться как умышленные, так и неосторожные преступления, а к тяжким и особо тяжким относятся только умышленные преступления.

Законодательная классификация преступлений по характеру и степени их общественной опасности имеет очень важное значе­ние для решения целого ряда практических вопросов применения уголовного закона.

Категория преступления учитывается при установлении опасного (ч. 2 ст. 18 УК РФ) и особо опасного (ч. 3 ст. 18 УК РФ) рецидива.

Уголовная ответственность наступает за приготовление только к тяжкому или особо тяжкому преступлению (ч. 2 ст. 30 УК РФ).

Преступным сообществом (преступной организацией) мо­жет быть признано сплоченное организованное объединение, созданное для совершения именно тяжких или особо тяжких пре­ступлений (ч. 4 ст. 35 УК РФ).

При осуждении к лишению свободы вид исправительного учреждения и режим исправительной колонии назначаются с уче­том категории преступления, за совершение которого назначено наказание (ст. 58 УК РФ).

Смертная казнь и пожизненное лишение свободы могут назначаться только за особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь (ст. 57, 59 УК РФ), а также за терроризм при особо отяг­чающих обстоятельствах.

Значение обстоятельства, смягчающего наказание, может иметь совершение впервые вследствие случайного стечения об­стоятельств только преступления небольшой тяжести.

При назначении наказания по совокупности преступлений в зависимости от их категорий либо допускается (ч. 2 ст. 69 УК РФ), либо исключается (ч. 3 ст. 69 УК РФ) применение прин­ципа поглощения менее строгого наказания более строгим.

Освобождение от уголовной ответственности в связи с дея­тельным раскаянием и в связи с примирением с потерпевшим мо­жет применяться только к лицам, впервые совершившим престу­пления небольшой и средней тяжести (ст. 75, 76 УК РФ).

Сроки давности привлечения к уголовной ответственности (ст. 78 УК РФ) и давности обвинительного приговора суда (ст. 83 УК РФ) определяются категорией совершенного преступления.

Часть наказания, по отбытии которой возможны услов­но-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, зави­сит от категории преступления, за которое осужденныйотбывает наказание (ч. 3 ст. 79, ч. 2 ст. 80 УК РФ).

Отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, не применяется к ли­цам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности (ст. 82 УК РФ).

Это интересно:  Расчет при увольнении по собственному желанию

Срок погашения судимости лиц, осужденных к лишению свободы, определяется категорией совершенного преступления (п. «в», « г » и « д » ч. 3 ст. 86 УК РФ).

Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответ­ственности (ст. 90 УК РФ) или от наказания (ч. 1 ст. 92 УК РФ) с применением принудительных мер воспитательного воздейст­вия может применяться только при совершении преступления не­большой или средней тяжести.

Состав преступления и его значение.

Состав преступления — это совокупность предусмотренных уголовным законом объективных и субъективных признаков, ха­рактеризующих общественно опасное деяние как преступление.

Признак состава преступления — указанное в законе обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем преступлениям данного вида. В нормах Особенной части УК РФ описываются признаки, отражающие специфику конкрет­ного преступления, а в нормах Общей части УК РФ даются признаки, свойственные всем без исключения преступлениям (возраст, с которого наступает уголовная ответственность, и вменяемость). Признаки, характеризующие конкретное преступление, обра­зуют систему признаков, отсутствие хотя бы одного из них озна­чает отсутствие и состава преступления в целом.

Состав любого преступления образуют четыре группы при­знаков, выделяемых по его элементам. Под элементом состава преступления понимается структурная часть состава, состоящая из группы признаков, соответствующих различным сторонам преступления. Всего выделяются четыре элемента состава преступления:

объективная сторона преступления;

субъектив­ная сторона преступления;

Признаки, характеризующие объект и объективную сторону преступления, называются объективными признаками состава преступления; признаки, присущие субъективной стороне и субъекту преступле­ния, именуются субъективными признаками состава.

В зависимости от значения юридических признаков в составе преступления они подразделяются на обязательные и факульта­тивные.

Обязательными признаются признаки, входящие в соста­вы всех преступлений. К ним относятся:

общественно опасное деяние (действие или бездействие);

вина в форме умысла или неосторожности;

вменяемость лица и достижение им возраста, с которого по закону наступает уголов­ная ответственность за данное преступление.

Факультативными являются признаки, присущие не всем составам преступления, а только некоторым из них. С их помощью законодатель при кон­струировании уголовно-правовых норм отражает дополнитель­ные черты, в которых выражается специфика конкретного преступления. В их число входят:

предмет преступления, потерпев­ший от преступления;

причинная связь между деянием и последствиями;

обстоятельства времени и мес­та;

способ, обстановка, орудия и средства совершения преступле­ния;

мотив и цель преступления;

специальные признаки субъекта преступления (специальный субъект).

Факультативные признаки состава преступления в уголовном праве имеют троякое значение:

законодателем они могут вводиться в основной состав преступления и в связи с этим становиться обязательными (конститутивными) (например, тай­ный способ изъятия чужого имущества является обязательным признаком кражи — ст. 158 УК РФ);

они могут высту­пать в качестве квалифицирующего признака, повышающего или, наоборот, снижающего опасность преступления и изменяющего основной вид состава преступления на его квалифицированный вид (например, общеопасный способ убийства, особая жесто­кость — п. «д», «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ; условия психотравмирующей ситуации — ст. 106 УК РФ);

если они не являются обязательными (не входят в основной состав преступления) и не указаны в качестве квалифицирующих признаков, то согласно ст. 61 и 63 УК РФ могут выступать обстоятельствами, смягчающи­ми или отягчающими наказание (например, такие способы, как садизм, мучения, издевательство над потерпевшим, признаются отягчающими наказание; несовершеннолетие, беременность, мо­тив сострадания — смягчающими).

Значение состава преступления

Значение состава преступления заключается в том, что его на­личие в конкретном общественно опасном деянии позволяет признать последнее преступлением и квалифицировать по опре­деленной статье Уголовного кодекса; в соответствии со ст. 8 УК РФ служит необходимым и достаточным основанием для при­влечения лица к уголовной ответственности.

Понятия преступление и состав преступления неразрывно свя­заны друг с другом и относятся к одному и тому же явлению объ­ективной действительности — предусмотренному уголовным за­коном общественно опасному деянию. Первое из них главным образом характеризует социальную сущность уголовно наказуе­мого деяния, а второе — его юридическую структуру, необходи­мые свойства. Следовательно, понятием преступления охватыва­ется реальное явление, а состав преступления выступает юридиче­ским понятием об этом явлении.

Виды составов преступления.

В уголовном праве составы преступлений классифицируются по трем основаниям:

по степени общественной опасности престу­пления;

по структуре состава преступления;

по конструкции объ­ективной стороны.

По степени общественной опасности выделяются:

основной состав преступления;

состав со смягчающими обстоятельствами;

состав с отягчающими обстоятельствами.

По структуре, т.е. способу описания, составы подразделяют­ся на:

В простых составах все признаки пре­ступления законодатель указывает одномерно (так, убийство по­сягает на один объект, совершается одним деянием, влечет одно последствие, имеет одну форму вины — ч. 1 ст. 105 УК РФ). В сложных составах хотя бы один его признак указан неодномер­но (например, разбой посягает на два объекта — ст. 162 УК РФ; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, характеризуется сочета­нием двух форм вины — ч. 4 ст. 111 УК РФ). Разновидностью сложного состава является состав с альтернативно указанными признаками. В них некоторые признаки описываются альтерна­тивно. Такие составы могут содержать несколько предметов пре­ступления (ядерные материалы или радиоактивные вещества — ст. 221 УК РФ), несколько действий (приобретение, хранение, перевозка, изготовление или переработка — ст. 228 УК РФ), не­сколько последствий (тяжкий вред здоровью или причинение крупного ущерба — ст. 267 УК РФ), несколько способов совершения преступления (обман или злоупотребление доверием — ст. 159 УК РФ). Для признания деяния преступлением достаточно хотя бы одного из альтернативно указанных признаков.

По конструкции, т.е. по способу законодательного описания объективной стороны преступления, составы подразделяются на:

Материаль­ными признаются составы преступлений, описание объективной стороны которых в качестве обязательного признака содержит указание на преступные последствия. Следовательно, объектив­ная сторона преступлений с таким составом характеризуется тре­мя обязательными признаками: деянием, общественно опасными последствиями и причинной связью между ними. К их числу от­носятся убийство, причинение вреда здоровью, все формы (кроме разбоя) и виды хищений, многие экологические, транспортные и др. преступления.

Формальными считаются составы преступле­ний, объективная сторона которых содержит один обязательный признак — общественно опасное деяние . Такими преступлениями являются изнасилование, клевета, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, получение и дача взятки, фальси­фикация доказательств и др. В литературе выделяется разновидность формального соста­ва — усеченный, отличительная особенность которого состоит в том, что момент окончания преступлений с таким составом законодатель связывает не с полным выполнением уголовно наказуемого деяния, а с совершением лишь части этих действий. Внешне они похожи на покушение или даже приготовление к совершению преступления, однако законодатель переносит момент окончания преступления с таким составом на стадии, характеризующие предварительную преступную деятельность. Например, разбой в законе описан как нападение с целью хищения, т.е. как действия, непосредственно направленные на хищение чужого имущества, — ст. 162 УК РФ (в этом случае момент окончания преступления перенесен на стадию покушения на преступление); бандитизм охарактеризован законодателем как создание устойчи­вой вооруженной группы (в этом случае момент окончания пре­ступления перенесен на стадию приготовления к совершению преступления).

Составы реальной (конкретной) опасности характеризуются деянием, создавшим угрозу наступления указанных в законе последствий. Таким образом, от материальных составов они отличаются тем, что ответственность за такие преступления не связывается с фактическим причинением последствий, а от формальных — тем, что в законе конкретно указываются возможные последствия. Напри­мер, террористический акт (ст. 205) или нарушение правил обращения экологически опасных ве­ществ и отходов уголовно наказуемо, если оно создало угрозу причинения существенного вреда здоровью или окружающей среде (ст. 247 УК РФ).

Деление составов по конструкции позволяет определить мо­мент окончания преступления. Преступления считаются оконченными:

с материальным со­ставом — в момент наступления последст­вий;

с формальным составом — в момент совершения описанного в законе деяния;

с составом реальной (конкретной) опасности — в момент соз­дания реальной угрозы наступления указанных в законе последст­вий.

Понятие и признаки объекта преступления. Отграничение от предмета преступления.

Объект преступления — это те общественные отношения, на которые направлено посягательство, чему причиняется или может быть причинен вред в результате совершения преступления. Объектом преступления признаются важнейшие социальные ценности, интересы, блага, охраняемые уголовным правом от преступных посягательств.

В Общей части уголовного закона (ст. 2 УК РФ) дается обобщенный перечень объектов уголовно-правовой охраны. К ним относятся:

права и свободы человека и гражданина;

общественный порядок и общественная безопасность;

конституционный строй Российской Федерации;

мир и безопасность человечества.

Этот обобщенный перечень конкретизируется в Особенной части уголовного закона, прежде всего — в названиях разделов и глав Уголовного кодекса, поскольку Особенная часть УК построена по признаку именно родового объекта преступления. Здесь указываются конкретные охраняемые уголовным законом права и свободы человека и гражданина (жизнь, здоровье, свобода, честь и достоинство личности, половая неприкосновенность и половая свобода, конституционные права и свободы граждан и др.), а также важнейшие общественные и государственные интересы, которым причиняется или может быть причинен существенный вред в результате преступных посягательств (собственность, экономические интересы общества и государства, здоровье населения и общественная нравственность, государственная власть и интересы государственной службы, интересы правосудия, порядок управления, порядок несения военной службы и др.).

Понятие объекта преступления тесно связано с сущностью и понятием преступного деяния, его признаками и, прежде всего, основным материальным (социальным) признаком преступления — общественной опасностью. Преступным может быть признано только то, что причиняет или может причинить существенный вред какому-либо социально значимому благу, интересу, т.е. то, что с точки зрения общества является социально опасным. Если деяние не влечет за собой наступления конкретного ущерба или не несет в себе реальной угрозы причинения вреда какому-либо охраняемому уголовным правом интересу либо этот вред явно малозначителен, такое деяние не может быть признано преступлением. Таким образом, нет преступления без объекта посягательства.

Без объекта преступления нет и состава преступления. Четырехчленная структура состава преступления (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона) требует при квалификации деяния первостепенного установления объекта посягательства — того, чему этим деянием причинен или может быть причинен существенный вред. При отсутствии конкретного адресата посягательства в виде определенной социально значимой ценности, охраняемой уголовным законом, не может идти речь о составе какого-либо преступления.

Понятие объекта преступления самым тесным образом связано и с важнейшим признаком объективной стороны преступления — общественно опасными последствиями. Общественно опасные по следствия — это определенный вред, ущерб, причиняемый или могущий быть причиненным какому-либо социально значимому благу, интересу. Общественно опасные последствия как бы высвечивают, материализуют (в философском понимании этого слова) сущность и специфику конкретного объекта посягательства.

Таким образом, объект преступления — это охраняемые уголовным законом общественные отношения, социально значимые ценности, интересы, блага, на которые посягает лицо, совершающее преступление, и которым в результате совершения преступного деяния причиняется или может быть причинен существенный вред.

Значение объекта преступления в основных чертах сводится к следующему:

Объект преступления — элемент каждого преступного деяния, т.е. любое преступление является таковым только тогда, когда чему-либо (какой-либо социально значимой ценности, интересу, благу, охраняемым уголовным правом) причиняется или может быть причинен существенный вред. Это находит выражение в таком законодательно закрепленном признаке преступления, как общественная опасность.

Объект преступления — обязательный признак состава преступления. Не может быть ни одного конкретного состава преступления (убийство, кража, государственная измена и пр.) без непосредственного объекта посягательства.

Объект преступления имеет принципиальное значение для кодификации уголовного законодательства. По признаку родового объекта преступления строится Особенная часть Уголовного кодекса РФ. Безусловно, это наиболее логичный и практически значимый критерий классификации и систематизации уголовно-правовых норм, рубрикации разделов и глав УК.

Правильное установление объекта преступления позволяет отграничить преступление от других правонарушений и аморальных проступков. Кроме того, при явной малозначительности реального или возможного вреда какому-либо благу, даже охраняемому уголовным правом, не может идти речь о преступлении (ч. 2 ст. 14 УК — малозначительное деяние), так как объект не претерпевает того ущерба, который предполагается от преступления.

Объект преступления позволяет определить характер и степень общественной опасности преступного деяния, т.е. какому именно социально значимому благу, охраняемому уголовным законом, и в какой степени (насколько серьезно) причинен или мог быть причинен вред.

Это интересно:  Где оплатить госпошлину за паспорт

Объект преступления имеет важное, а иногда и решающее, значение для правильной квалификации деяния и отграничения одного преступления от другого.

Под предметом преступления понимаются вещи материально­го мира или интеллектуальные ценности, воздействуя на которые преступник нарушает общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Предмет преступления является факульта­тивным признаком, характеризующим объект посягательства.

В некоторых составах преступления законодатель придает ему значение обязательного, однако формулирует его по-разному. В одних случаях указываются лишь родовые признаки предмета преступления (например, почти во всех нормах об ответственно­сти за хищение он обозначен как чужое имущество). В других слу­чаях называются видовые признаки предмета преступления, по­зволяющие отграничивать их от иных предметов. Так, при хище­нии предметов, имеющих особую ценность, предметами преступления выступают предметы или документы, обладающие особой исторической, научной, художественной или культурной ценностью.

Предмет преступления иногда выступает в качестве обстоя­тельства, изменяющего основной состав на его квалифицирован­ный вид. Важное значение предмет преступления имеет для ква­лификации содеянного, в частности при оценке преступного по­следствия. В некоторых случаях правильное установление предмета преступления позволяет разграничить сходные по дру­гим признакам составы посягательств.

Предмет преступления отличается от объекта посягательствапрежде всего по своей сущности:

объект преступления — это об­щественное отношение;

предмет — материальная вещь.

Кроме то­го, объект терпит урон всегда, предмет — лишь в случаях, когда общественно опасное деяние выражается в уничтожении или по­вреждении имущества или других вещей материального мира.

Основное различие между предметом преступления, орудия­ми и средствами его совершения должно проводиться по характе­ру их использования во время совершения преступления и при­надлежности к элементам состава:

если вещь выступает в качест­ве инструмента воздействия на объект посягательства, то в зависимости от обстоятельств она является орудием или средст­вом совершения преступления;

если же деяние совершается в связи или по поводу этой вещи, то она признается предметом преступления.

Предмет характеризует объект преступления, он связан с теми общественными отношениями, на которые направ­лено деяние; орудия и средства преступления относятся к объек­тивной стороне состава преступления, они не находятся в связи с объектом посягательства.

В некоторых посягательствах не принято выделять предмет преступления. Человек является носителем общественных отношений, его нельзя отождествлять с вещью. Поэтому лицо , постра­давшее от преступления, признается потерпевшим.

Личность потерпевшего имеет такое же значение, как и пред­мет преступления.

Содержание

Лица без гражданства: кто такие апатриды, и какие у них права

Мы часто даём советы, как подать прошение о выдаче вида на жительство, тобосноваться в новой стране на легальных основаниях. Но ситуация бывает такова, что приходиться покидать родной дом без документов, срочно, спасая себя и близких. А можно однажды проснуться в другой стране. Кто носит статус «лицо без гражданства»? Какие бумаги могут подтвердить это состояние? Читайте об этом в нашей статье.док

Немного истории

Возможно, вам покажется странным, как существовать, не являясь гражданином никакой страны. Есть и особое название для этой категории людей – апатриды – люди без отечества. До революции, до 1917 года, каждый человек, проживающий в Российской империи и при этом не являющийся гражданином другой страны, автоматически считался подданным императора, россиянином.

Этот порядок сохранялся долгое время. Закон о гражданстве, принятый Сталиным в 1938 году, изменил ситуацию. Впервые было введено понятие «лицо без гражданства». Стремясь оградить страну от внешнего влияния, государство признавало апатридами людей, которые проживали в Советском Союзе, не являясь гражданами, и не имели бумаг, подтверждающих факт присвоения иностранного гражданства. Эта формулировка сохранилась и в последующих законах, регламентирующих положение о статусе гражданина.

Кто такой человек без гражданства

В словарях это определение трактуется с некоторыми вариациями. Пожалуй, самой точной является формулировка, закреплённая Федеральным законом от 2002 года «О правовом положении граждан в РФ».

Лицо без гражданства – это физическое лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, не имеющее доказательств о присвоении гражданства или гражданства другого иностранного государства.

По существующей терминологии «иностранцем» называется гражданин другого государства, прибывший из-за границы. Даже если он проживает на территории России, он не утрачивает своего гражданства. Чтобы законно пребывать в РФ, иностранец обязан оформить разрешение на проживание, временное или постоянное.

Апатрид, или человек без гражданства, не может предъявить никакого документа, подтверждающего его принадлежность какому – либо государству. При этом по факту эти люди проживают в стране, иногда с рождения, но в силу передела границ или преследований по этнической принадлежности не могут подтвердить статус гражданина.

К сожалению, такие случаи не так уж и редки. Напомним, что после армяно – азербайджанского конфликта в начале девяностых годов семьи армян и турок – месхетинцев, перебравшихся в Россию, не получили гражданства, а СССР, как государство, исчезло с политической карты. В итоге и сами переселенцы, и их дети, постоянно проживая в РФ, являются апатридами и не могут предоставить гражданского паспорта.

Сложная ситуация сложилась и в странах Балтики. Русские, не решившиеся стать гражданами Латвии или Эстонии, и не подавшие бумаги на присвоение российского гражданства, стали проживающими без документов, лицами с ограниченными правами, хотя место жительства они не меняли. Есть даже термин – «неграждане Латвии». Интересно, что этот статус предполагает большие права и свободы, чем отсутствие гражданской принадлежности в принципе.

Статус апатрида получают и жители непризнанных государств – жители Приднестровья, не определившиеся с гражданской принадлежностью в пользу России, Молдавии или Украины. Есть подобные проблемы и в странах Европы и Азии.

Как становятся людьми без отечества

Обстоятельства порой бывают сильнее нас. Иногда людьми без гражданства становятся при рождении, иногда в силу политических перемен. Основные причины отсутствия статуса гражданина таковы:

  1. Рождение ребенка от родителей, потерявших гражданство – апатридов. Сложности с оформлением бумаг, иногда незнание законов страны постоянного проживания мешают людям пройти необходимые формальности.
  2. Сознательное решение отказаться от присвоения гражданского статуса. Чаще встречается при переделе территории. В этом случае паспорт несуществующего государства изымают, и люди продолжают жить без бумаг до тех пор, пока не оформят новое гражданство.
  3. Лишение гражданства тех лиц, которые представляют угрозу безопасности страны. Они депортируются или высылаются за пределы государства.
  4. Признание брака или иного юридического соглашения фиктивным и лишение гражданских прав по судебному решению.
  5. Исчезновение государства с политической карты в результате распада. Вновь образованные республики принимают новые законы и выдают паспорта. Но всегда находятся люди, которые по разным причинам не переоформляют гражданский статус и годами живут со старым паспортом уже не существующей страны.

Обратите внимание, что по существующим международным соглашениям беженцы не являются лицами без гражданства. Но этот статус нужно подтвердить.

Права и обязанности апатридов

По законам России, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, имеют те же права и обязанности, что и россияне, но с исключениями. В частности, они не имеют избирательного права, не могут служить в армии, не могут занимать государственные посты. Ещё одно ограничение – невозможность иметь доступ к государственной тайне и участвовать в политических организациях и объединениях.

В остальном же апатриды ничем не отличаются от обычных людей. Они вправе свободно перемещаться по территории РФ, устраиваться на работу, поступать в учебные заведения, обращаться за бесплатной медицинской помощью.

В качестве удостоверения личности человека без гражданской принадлежности признаётся:

  • Официальной бумагой, выданной в иной стране, подтверждающий личность владельца. Необходимо, чтобы он признавался в России в соответствии с международными соглашениями.
  • Разрешение на временное проживание.

  • Постоянный или временный вид на жительство.

  • Иные виды удостоверений личности, признаваемые Россией.

При всей лояльности российских властей долгое пребывание в статусе человека без определённой гражданской принадлежности считается нежелательным. Ничто не препятствует бывшим гражданам СССР обращаться в соответствующие органы с просьбой о присвоении гражданского статуса. Предусмотрены льготы по срокам оформления, существуют упрощенные схемы подачи бумаг.

Прошение о гражданстве

Подать прошение о присвоении гражданства можно даже тем, кто находится за границами России. Для этого следует обратиться в Консульство. Если дети «неграждан» родились уже в РФ, они получают статус гражданина по рождению.

В соответствии с новыми поправками к закону «О гражданстве», разрешено подавать бумаги на присвоение статуса гражданина РФ без вида на жительство тем, кто проживает на территории России с 2002 года. Причем это могут сделать даже те люди, кто утратил паспорт и совсем не имеет удостоверения личности.

Поэтому мы рекомендуем соотечественникам, оказавшимся в сложном положении, не откладывать хлопоты и определяться с гражданским статусом без промедления. Желаем удачи!

Кто такие лица без гражданства (Апатриды) и какой документ удостоверяет их личность

Важной составляющей нормальной жизнедеятельности человека является принадлежность к определенному государству, но есть множество людей, которые не обладают такой формальностью. Как стать лицом без гражданства и как после этого жить? Как называется человек без гражданства?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Апатриды – это кто?

Апатрид – это лицо, которое не имеет правовой связи ни с одним из государств, то есть пребывает без гражданства, не имеет полноценного подданства какого-либо государства. Но это не делает данное лицо бесправным, оно все равно обладает всеми признанными правами человека.

Просто закон того государства, где оно пребывает, ограничивает его в определенных возможностях, которыми уполномочены только граждане этой страны.

Далее у вас может возникнуть вопрос: гражданство ЛБГ – что это? Расшифровка ЛБГ означает лицо без гражданства. Лицо без гражданства – это понятие, аналогичное апатриду, его синоним.

Признаки ЛБГ

Для полного понимания того, кто такие лица без гражданства, необходимо разобраться в их основных признаках.

  1. Данные лица не могут подтвердить свою принадлежность к какой-либо стране документальным способом (например, представить паспорт).
  2. Их статус в стране пребывания приравнивается к иностранным гражданам, только при этом у них нет возможности пользоваться покровительством другого государства.
  3. Обладают меньшим количеством прав и обязанностей.

Причины отсутствия гражданства

Разные страны придерживаются неоднозначных позиций на данную тему: одни государства склоняются к невозможности лишения гражданства лица за любые преступления и поступки и позволяют выйти из подданства страны, только если есть точные гарантии получения гражданства иной страны, а другие государства относятся к этому более лояльно и не тревожатся за дальнейшую судьбу возможных апатридов.

Но все же можно выделить общий список возможных случаев:

  1. Данную участь можно унаследовать от родителей, которые являются апатридами, в том случае, если страна рождения ребенка не предусматривает автоматического присвоения подданства всем родившимся на ее территории.
  2. Если лицо лишают гражданства по весомым политическим или иным экстремистским мотивам, то есть в качестве меры наказания.
  3. Когда лицо само отказывается от гражданства.
  4. И самый невероятный случай, если государство лишается такого статуса, то есть перестает существовать. Обычно такие случаи встречаются при захвате, колонизации или при невозможности самостоятельного обеспечения и функционирования.

Документы, удостоверяющие личность апатрида

Так как у лица без гражданства отсутствует паспорт/свидетельство о рождении, то для него не подходит стандартный идентификатор личности. Так какой же документ удостоверяет личность лица без гражданства? К таким относят:

  • вид на жительство;
  • разрешение на временное проживание;
  • документ, полученный в прежнем месте пребывания;
  • иные документы, которые персонифицируют личность.
Это интересно:  Как продать свою долю в квартире

Права и обязанности

К апатридам во многих государствах относятся достаточно демократично, фактически уравнивая в правах с гражданами своей страны. Ограничены лишь те права, которые непосредственно касаются самого государства:

  • вступать в общественные объединения, политические партии;
  • иметь право голоса на выборах;
  • обременяться военной службой;
  • занимать должности с высоким уровнем ответственности и важности (например, командир экипажа).

Обязанности ничем не отличаются – также необходимо соблюдать законы и Конституцию, платить налоги и другие отчисления.

В остальном же положение апатридов в теории не отличается от обычных граждан, хотя на практике могут встречаться различные виды давления и дискриминации (например, нежелание принимать на рабочее место, предоставлять место в школе и детском саду).

Плюсы и минусы

У данного правового статуса есть свои положительные и достаточно отрицательные стороны, которые могут значительно сказаться на уровне жизни.

Если говорить о хорошем, то апатрид остается человеком с основными правами, отнять которые у него нельзя. То есть, будучи лицом без гражданства, можно рассчитывать на медицинское обслуживание, возможность получения образования и работы.

К недостаткам можно отнести следующие факторы:

  1. Отсутствие социальных выплат и различных льгот.
  2. Невозможность проявлять свою политическую позицию, так как апатриды лишены политических прав (например, права на голосование).
  3. Для перемещения в другие страны необходимо всегда оформлять визу.
  4. Перечень ограничений в приобретении собственности.
  5. В случае угнетения прав ЛБГ он не сможет воспользоваться помощью и защитой иного государства.

Процесс получения гражданства апатридом в стране пребывания

Процедура и возможность зависят от страны пребывания, но в основном все страны предоставляют такую возможность.

Давайте разберем более подробно на примере России. И разберемся в причинах, почему же все-таки лучше получить гражданство?

Да, действительно, по писанному закону апатриды вполне счастливо могут жить, но на деле все складывается не совсем гладко.

Многие школы, детские сады, работодатели и медицинские учреждения требуют полноценный пакет документов, и данный факт может существенно усложнить всю процедуру, принося апатриду массу неудобств.

Как же получить гражданство?

1 этап. Установление личности. Необходимо обратиться в ФМС с заявлением, где указываются личные данные. Помимо этого, нужно представить перечень обязательных документов:

  • свидетельство о рождении;
  • паспорта родителей или копии, заверенные нотариусом;
  • справку о регистрации;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • подробную автобиографию.

Далее ФМС начинает процедуру проверки, где может быть проведена дактилоскопическая экспертиза, опрос лиц, назначенных апатридом свидетелями, которые в состоянии подтвердить его личность. Все это не может длиться более 3 месяцев, после чего апатриду выдается справка с фотографией (т.е. временный паспорт).

2 этап. Оформление разрешения на временное проживание (РВП) и вида на жительство лица без гражданства (ВНЖ).

Теперь можно приступить к оформлению документов, которые действительно позволят ЛБГ пользоваться своими правами (выезжать свободно из страны и без проблем возвращаться, проходить лечение в медицинском учреждении, получить заветное рабочее место).

Для получения вида на жительство без гражданства необходимо обратиться в миграционную службу, а для РВП – в ФМС со стандартной заявкой, пройдя обычную процедуру оформления.

3 этап. Получение гражданства. Для его получения должны быть соблюдены следующие условия: официальный доход, вид на жительство, владение русским языком, проживание на территории 5 лет. Далее идет сбор всех документов и их проверка, которая может затянуться до 1 года. После чего апатрид становится полноправным гражданином.

Как видите, получение гражданства – очень трудоемкий и долгий процесс, который может выбить массу сил, но мучения, потеря времени и возможностей того стоят, все-таки надежнее и безопаснее жить под крылом государства.

Заключение

Апатридами являются лица, которые вовсе не лишены всех возможных прав и вполне прилично могут обитать среди других граждан. Ознакомившись со всеми нюансами жизни и правовым статусом лиц без гражданства, можно с уверенностью сказать: чтобы иметь почву под ногами и уверенность в завтрашнем дне, лучше оставаться подданным одного из государств.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Лица без гражданства — это кто, каков их правовой статус?

Лица без гражданства — это люди, не обладающие гражданственной принадлежностью ни к одной из стран мира. Эту категорию еще называют апатридами. Интересно, что стать человеком без гражданства может абсолютно любой человек в силу вынужденных или добровольных действий.

Причины утраты гражданства

Лица без гражданства — это люди, которые с самого рождения или в более старшем возрасте утратили принадлежность к тому или иному государству. У такой ситуации может быть несколько причин:

  • Человек с рождения становится апатридом, если появился на свет в семье родителей, не имеющих гражданства. При этом должно соблюдаться условие, что в стране не предусмотрено автоматического получения гражданства по месту рождения. Что касается Российской Федерации, здесь ребенок апатрида становится гражданином без каких-либо дополнительных процедур.
  • Добровольный и сознательный отказ от гражданственной принадлежности к стране. После подачи заявления и завершения соответствующей процедуры (если она предусмотрена законодательством), человек сдает паспорт в миграционные органы и автоматически становится апатридом. Как правило, это временная ситуация. Обычно такая процедура предшествует принятию гражданства другого государства.
  • Принудительное лишение гражданства возможно, если служба безопасности государства сочла нахождение лица на его территории потенциально опасным. Как правило, за этой процедурой следует выдворение человека за пределы страны. Также это может быть связано с политическими преследованиями.
  • Обнаружение фиктивности юридических процедур. Например, было выяснено, что лицо вступило в ложный брак с целью получения определенного статуса в государстве. Или человек находится в стране на основании поддельного удостоверения личности. Это влечет за собой лишение гражданства.
  • Исчезновение самого государства как такового. Например, после распада СССР все его граждане автоматически лишились гражданства. Фактически они были апатридами до тех пор, пока не заменили свой советский паспорт на удостоверение личности нового государства. Интересно, что и на сегодняшний день есть люди, не заменившие советский паспорт на новый.
  • Сознательное нежелание иметь какое-либо гражданство. Это может быть связано с религиозными, политическими или какими-то другими убеждениями и мотивами.

Ограничение прав апатридов

Лица без гражданства — это предмет для непрекращающихся споров в отношении правового статуса, а также положения в стране проживания. Как правило, к апатридам относятся с недоверием, а потому законодательство накладывает некоторые ограничения на их права и свободы, а именно:

  • запрет на участие в выборах и референдумах;
  • невозможность занятия должностей в государственных учреждениях и на должностях, связанных с сохранением государственной тайны;
  • запрет на прохождение воинской службы;
  • невозможность работы пилотами военной и гражданской авиации, а также капитанами морских судов;
  • запрещено членство в партиях и прочих политических объединениях;
  • ограничение на передвижение внутри государства при условии, что правительство приняло соответствующее распоряжение.

Права апатридов

Общечеловеческие права лиц без гражданства, как правило, признаются и сохраняются во многих странах мира. Данная категории может быть в общих чертах описана следующими пунктами:

  • получение образования;
  • пользование услугами медицинских учреждений;
  • реализация профессионального потенциала в отраслях, не попадающих под государственное ограничение;
  • выезд за территорию государства (на лимитированный промежуток времени).

Несовершенства законодательства РФ в отношении апатридов

Пребывание лиц без гражданства на территории Российской Федерации несколько осложняется несовершенством закона. Речь идет в основном о бюрократических формальностях, связанных с приобретением какого-то конкретного статуса на территории страны. Так, в качестве обязательного условия получения положения временного жителя государства апатрид должен предъявить миграционную карту. Но у человека с таким статусом попросту не может быть подобного документа. А без статуса временного жителя апатрид не может получить ВНЖ и пройти остальные этапы приобретения гражданства. Получается что-то вроде бюрократического замкнутого круга.

Документ лица без гражданства

Апатрид не имеет каких-либо удостоверений, подтверждающих его личность. Ни паспорта, ни свидетельства о рождении у него может не быть. Тем не менее у человека должен быть какой-то документ, идентифицирующий его. Возможет один из следующих вариантов:

  • удостоверение личности, выданное в другой стране;
  • разрешение на временное пребывание;
  • вид на жительство;
  • сертификат апатрида;
  • иные документы, являющиеся действительными на территории государства.

Отказ в правовом статусе

Статус лица без гражданства должен быть определен в течение трех месяцев с момента прибытия на территорию Российской Федерации. Обратившись в органы миграционной службы, лицо может получить отказ в постановке на учет. Для этого может быть три основных причины:

  • если сотрудники миграционной службы усмотрят в апатриде угрозу государственной безопасности или каким-то отдельным лицам;
  • если ранее апатрид уже подвергался депортации из страны, в которой хочет получить определенный статус;
  • если человек имеет открытую или непогашенную судимость.

Гражданство как обязанность

В мировой юридической практике отмечается неоднозначная позиция относительно такой категории, как лица без гражданства. Это связано с тем, что все больше стран вводят запрет на добровольный отказ от гражданства. Исключение составляют случаи, когда данное действие производится с целью оформления принадлежности к другому государству.

Конвенции, принятые Генеральной ассамблеей ООН в 1961 году, а также Советом Европы в 1997 году определяют гражданство, как обязанность человека. Страны, подписавшиеся под данными документами, обязуются принимать меры по недопущению добровольного отказа от принадлежности к государству без перехода в другое подданство.

Гражданство как право

В 1948 году Генеральной ассамблеей ООН была принята декларация, в связи с которой гражданство выступает именно в качестве права. Каждый человек имеет право на принадлежность к какому-то государству и не может быть лишен его. В то же время никто не имеет права ограничивать человека в отказе от гражданства. Например, в США отречение от принадлежности к стране закреплено на законодательном уровне.

Установление личности апатрида

Если есть намерение получить какой-либо правовой статус, лица без гражданства должны, первым делом, пройти через процедуру установления личности. Для этого нужно обратиться в органы ФМС с соответствующим заявлением, к которому прилагаются оригиналы всех имеющихся у человека документов. В обязательном порядке должны быть такие бумаги:

  • оригинал или дубликат свидетельства о рождении;
  • нотариально заверенные копии паспортов родителей (также возможна их личная явка);
  • справка о регистрации на территории РФ (если таковой не имеется, может быть предоставлен лист убытия или какие-либо архивные документы);
  • подробная автобиография, написанная от руки на русском языке;
  • квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.

Получение гражданства РФ по упрощенной схеме

Как правило, правовое положение лица из гражданства при получении определенного статута в РФ такое же, как и у любого другого иностранца. Тем не менее есть ряд случаев, когда апатрид может получить принадлежность к стране по упрощенной схеме в течение полугода:

  • Лицо без гражданства имеет одного или двух родителей, которые на постоянной основе проживают в Российской Федерации.
  • Апатрид был полноправным гражданином Советского Союза, правопреемницей которого декларирует себя Россия.
  • Лицо без гражданства имеет свидетельство о рождении в СССР.
  • Человек состоял в браке с гражданином Российской Федерации не менее чем на протяжении трех лет.

Заключение

Правовое положение лиц без гражданства по-прежнему остается неопределенным. В последнее время наметилась тенденция к тому, что правительства государств стараются сократить количество людей со статусом апатрида. В первую очередь этого добиваются путем запрета на добровольный отказ от гражданства без перехода в другое подданство. А те апатриды, которые живут на территории страны обязуются в течение определенного законом времени обратиться в соответствующие органы для постановки на учет и получения официального статуса.

Статья написана по материалам сайтов: turdocs.com, 101jurist.com, businessman.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector