Межнациональные браки

Любовь существует вне законов, ее нельзя спланировать, навязать или предусмотреть. Потому, наверное, и влюбляются друг в друга люди не только противоположных характеров, но и национальностей.

Границы государств не более чем условность, люди много и часто путешествуют в другие страны, общаются с гражданами других государств, используя социальные сети, потому вполне реальны жизненные сценарии, в которых девушка из России начинает строить романтические отношения с американцем, а россиянин влюбляется во француженку. На почве таких романов нередко заключаются межнациональные браки. Что это за понятие, какие плюсы и минусы таких союзов?

Что такое межнациональный брак

Данное понятие означает заключение брачных отношений между людьми, которые принадлежат к разным национальностям, расам или этническим группам. Такие союзы нетипичны, поскольку в союз вступают люди, имеющие разную культуру, традиции и обычаи, а также типы мышления.

По сути супруги начинают изучать незнакомый для них мир, в котором существуют законы и которые во имя уважения своей второй половины нужно соблюдать. Дело не только в разном языке и месте проживания, но и в религиозных взглядах, кроме того у каждой нации свои ценности и очень важно учитывать это перед тем как заключать брак с иностранцами. Какие плюсы и минусы есть в межнациональных браках?

Плюсы

Преимуществ у таких союзов достаточно много и главным из них является то, что жизнь пары становится насыщенной и богатой духовно. К примеру, если заключается брак между русской девушкой и турком, паре предстоит узнать очень много о культуре и традициях друг друга. Так, супруга узнает, что такое мусульманство и не исключено, что со временем она примет веру своего мужа, изучит чуждые ей традиции и обычаи, исследует прежде незнакомый мир турецкого народа, его историю и культуру.

Кроме того изучение языка будет для нее происходить в естественной среде, потому выучить его проще. Турок со своей стороны получит возможность познакомиться с обычаями русского народа и основами христианства.

Отношения в таких союзах всегда яркие и интересные, влюбленным некогда скучать, так как живет пара практически на две страны – ездят к своим родственникам, общаются с друзьями друг друга, отмечают национальные праздники.

Для многих людей из стран третьего мира свадьба с гражданами более развитых и богатых стран – это возможность повысить свой уровень жизни, и в этом нет ничего предосудительного. Количество межнациональных браков растет именно по той причине, что, к примеру, выходцу из бедной семьи в экономически неразвитой стране хочется жить в более богатом государстве и он едет на другой контингент, находит работу, а после жениться на русской девушке.

Положительным свойством межнациональных союзов является также и то, что благодаря им исчезают генетические заболевания, которым подвержены определенные расы из-за того, что в ДНК ребенка появляется и другой ген, вымещая дефектный или ослабевая его действие. Также благотворно влияет смешение крови и на внешности детей, самые красивые люди мира – плод любви людей разных национальностей и рас.

Межнациональные браки: минусы

Союзы людей, принадлежащих к разным национальностям, также ожидают и немало проблем, что и является их недостатком. Так, переезжая в другую страну, приходится привыкать к другому менталитету и укладу жизни. У каждой нации свои семейные ценности, с которыми мириться порой непросто. Так, к примеру, в России продолжительность декретного отпуска женщины после рождения ребенка – три года, это время предоставлено матери для того, чтобы она смогла насладиться всеми радостями материнства и большое количество времени уделила ребенку.

Мужчины-французы привыкли к тому, что их жены выходят на работу уже спустя три месяца после родов и считают, что только если супруги зарабатывают вместе, их союз будет благополучным.

Воспитание ребенка в Европе не поручают бабушкам и дедушкам, так как для этого есть профессиональные воспитатели – няни. В Турции и других восточных странах все наоборот – жена должна много времени уделять семье, а бремя содержания супруги и детей возлагается на мужа.

Нередко из-за межнациональных отличий могут возникать споры с семьей мужа и жены, опять-таки из-за разных взглядов на воспитание детей и распределения ролей супругов.

Межнациональный брак неумолимо приводит к тому, что теряется связь с родственниками, так как постоянно их навещать не всегда получается. Кроме того разрывается связь с традициями и обычаями своего народа.

Выводы

Межнациональный брак имеет как плюсы, так и минусы, потому прежде чем завязывать отношения с человеком из другой страны, следует изучить ее традиции и обычаи, поскольку они будут иметь влияние на дальнейшее развитие семейной жизни.

Выйти замуж за иностранца – это возможность открыть для себя новый мир, но только не все готовы идти на компромиссы и сглаживать конфликты, возникающие на почве национальных различий.

У каждой нации свое отношение к семейным ценностям, распределению ролей супругов и к воспитанию детей. Все усложняется, если вступают в брак люди разных религий или разного этнического происхождения. Чтобы межнациональный брак был крепким, пара должна в себе воспитывать толерантность и терпимость к мировоззрению и взглядам друг друга.

Межнациональные браки

Определение проблемной ситуации, ее актуальность

Практическая социология, одним из основных методов который является социологическое исследование, позволяет с высокой точностью выявить точки напряжения в социуме, предсказать динамику их развития и разработать практические рекомендации. Основу для этого создают достижения фундаментальных наук с использованием методов эмпирической проверки и формализованных процедур. Надежность, а, следовательно, ценность исследования, всецело зависит от его всесторонней подготовки, которая представляет собой процесс, насыщенный различными видами работ, научными процедурами и операциями. Необходимо обеспечить надежную теоретическую основу исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать из специалистов исследовательскую группу. Большое значение имеет организационное и материально техническое обеспечение и готовность к оперативному решению возникших вопросов.

Для социологии очень важно изучение межнациональных браков. Для начала дадим определение термина национальность. Национальность — принадлежность человека к определенной нации, народности, этнической группе, складывающейся под влиянием общего языка, национального самосознания личности, особенностей культуры, быта. Национально-смешанные браки являются важным каналом изменения этно-демографической структуры российского общества. Сами по себе такие браки не меняют численного соотношения контактирующих национальностей, однако дети из таких семей, выбирая себе национальную принадлежность одного из родителей, тем самым обрывают этническую линию другого. Статистические данные свидетельствуют о том, что в общероссийском масштабе при определении национальности детей в этнически смешанных семьях предпочтение отдается русской национальности, хотя здесь имеются значительные региональные вариации. В плане генетического здоровья человечества такие браки, как правило, благоприятны, а дети, рожденные в них, отличаются здоровьем, способностями. Можно говорить об отдельных примерах — Пушкин, Распутин, Вампилов. Или об этнических или региональных группах — казачество, сибиряки, которые формировались на границах этнических или даже расовых групп. Но, с точки зрения национального самосознания, в таком варианте какая-то нация проигрывает, ведь дети вынуждены выбирать одну из двух национальностей, а иногда совсем иную — третью. Ребенок от украинки и белоруса, выросший в русской среде, русской культуре, владеющий русским языком, кто он по национальности? Чаще всего дети избирают национальность того из родителей, кто имеет более высокий социальный, культурный и этнический статус. Решающее значение имеет преобладающая этническая среда. В частности, дети от браков русских женщин с мужчинами других национальностей в пределах России, и особенно в городах, где преобладает русское население, чаще всего причисляют себя к русским. Здесь следует помнить, что наций предельно чистых в этническом плане просто не существует. Дело не в крови родителей, а в условиях формирования личности. Для больших народов эти процессы не имеют принципиального значения, а для малых они очень болезненны.

Национально-смешанные браки и семьи отражают в себе многие этносоциальные и этнодемографические процессы. Их изучение позволяет порой лучше понять данные процессы, глубже раскрыть их закономерности и последствия. Таким образом, изучение межнациональных браков становится важным не только с академической точки зрения, но и для решения практически значимых проблем современного общества.

Для исследования данной проблемы и отношений жителей к ней, мы поставили перед собой ряд задач:

— собрать результаты анкетирования;

— определить мнения участников опроса;

— привести статистические данные по проблеме;

— сделать выводы по результатам опроса и исследования вообще.

Цель нашей работы — определить отношения жителей города к межнациональным бракам и выявить причины таких отношений.

В социологическом исследовании использован метод сбора информации — анкетирование.

Объект исследования — жители города следующих категорий:

— люди, не состоящие в браке.

Предмет исследования — отношение к межнациональным бракам.

Определение выборочной совокупности:

— люди в браке — 14человек;

— жители города, не состоящие в браке — 16человек.

Гипотеза исследования. Брак — это союз двух любящих сердец. Национальность и религия не столь важны для выбора партнера.

Целью анкеты является выяснить отношения окружающих к межнациональным бракам. Вам предлагается ответить на представленные вопросы. Просим Вас принять участие в нашей анкете потому, что нам важно мнение каждого из Вас. Вполне возможно, что некоторые ответы могут быть полезны и для Вас.

Считаем необходимым предупредить, что анкета анонимна и данные используются только для получения статистических данных.

Правила заполнения анкеты:

Обведите кружком или подчеркните тот ответ, который Вы считаете более совпадающим с Вашим мнением.

1. Состоите ли вы в браке?

2. Если да, то в каком браке:

а) в межнациональном;

б) в однонациональном;

3. Что для вас является показателем успешного брака?

а) теплые и взаимные отношения между супругами;

б) в наше время особую роль играет материальная обеспеченность семьи;

в) брак, ориентированный больше на мнения окружающих, чем на собственные отношения;

Это интересно:  Где можно зарегистрировать брак кроме загса

4. Как вы относитесь к межнациональным бракам?

б) считаю, что такие браки недолговечны;

в) считаю, что брак есть брак, каким бы он не был;

5. В чем вы видите основные проблемы межнациональных браков?

а) в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных;

б) в противности национальных, религиозных традиций и обычаев;

в) не вижу никаких проблем;

6. Готовы ли вы сами осуществить брак с лицом другой национальности?

а) да, если между нами существуют взаимопонимание, любовь;

б) только преследуя свои выгоды;

7. Как вы думаете, влияет ли поддержка со стороны друзей и родных на взаимоотношение между членами разнонациональной семьи?

а) безусловно, влияет, т.к. семья строится на понимании и любви не только ее членов, но и окружающих;

б) скорее влияет;

в) нет, нисколько, семья-это обособленная единица общества;

8. Считаете ли вы, что на образование разнонациональной семьи сказывается финансовое положение обеих сторон?

а) нисколько, семья, в первую очередь, строится на любви и понимании;

в) затрудняюсь ответить;

9. В чем вы видите положительные стороны межнациональных браков?

а) в традиционной насыщенности;

б) положительная сторона всех браков одна — рождение новой семьи, ячейки общества;

в) затрудняюсь ответить;

г) самые одаренные и красивые дети у родителей разных национальностей;

10. Чьим мнением вы руководствуетесь при выборе пары для брака?

а) личным мнением;

б) мнением родных и близких;

в) стараюсь совмещать мнения;

Анкета с результатами

Состоите ли вы в браке?

Если да, то в каком браке:

а) в межнациональном;

б) в однонациональном;

Что для вас является показателем успешного брака?

а) теплые и взаимные отношения между супругами;

б) в наше время особую роль играет материальная обеспеченность семьи;

в) брак, ориентированный больше на мнения окружающих, чем на собственные отношения;

Как вы относитесь к межнациональным бракам?

б) считаю, что такие браки недолговечны;

в) считаю, что брак есть брак, каким бы он не был;

В чем вы видите основные проблемы межнациональных браков?

а) в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных;

б) в противности национальных, религиозных традиций и обычаев;

в) не вижу никаких проблем;

Готовы ли вы сами осуществить брак с лицом другой национальности?

а) да, если между нами существуют взаимопонимание, любовь;

б) только преследуя свои выгоды;

Как вы думаете, влияет ли поддержка со стороны друзей и родных на взаимоотношения между членами разнонациональной семьи?

а) безусловно, влияет, т.к. семья строится на понимании и любви не только ее членов, но и окружающих;

б) скорее влияет;

в) нет, нисколько, семья-это обособленная единица общества;

Считаете ли вы, что на образование разнонациональной семьи сказывается финансовое положение обеих сторон??

а) нисколько, семья, в первую очередь, строится на любви и понимании;

в) затрудняюсь ответить;

В чем вы видите положительные стороны межнациональных браков?

а) в традиционной насыщенности;

б) положительная сторона всех браков одна — рождение новой семьи, ячейки общества;

в) затрудняюсь ответить;

г) самые одаренные и красивые дети у родителей разных национальностей;

Чьим мнением вы руководствуетесь при выборе пары для брака?

а) личным мнением;

б) мнением родных и близких;

г) стараюсь совмещать мнения;

В ходе социологического опроса было опрошено 30 респондентов, из них 14 человек — люди, уже образовавшие семью, 16 — люди, не состоящие в браке.

38 % опрошенных считают, что межнациональные браки недолговечны, 33% относятся положительно, а 19% респондентов считают, что брак есть брак, каким бы он не был.

На вопрос, в чем вы видите основные проблемы межнациональных браков, 44% опрошенных ответили, что не видят никаких проблем, 37% ответили — в непонимании, упреках со стороны общества, родителей, родных, остальные 19% видят проблемы таких браков в противности национальных, религиозных традиций и обычаев. По результатам исследования можно заметить, что некоторые участники опроса, которые выделяют проблемы межнациональных браков, все же готовы осуществить брак с лицом другой национальности, по их мнению, для сплоченной семьи, укрепленной поддержкой со стороны родных и близких, где царит гармония и любовь, решение вышесказанных проблем не составляет особого труда.

Некоторые социологи утверждают, что межнациональные браки менее устойчивы. Но данные переписи населения, социологических опросов показывают, что межнациональные браки даже более устойчивы, чем однородные. Межнациональные браки чаще встречаются среди городского населения, в районах нового освоения. Видимо, это связано с миграцией молодого населения и ослаблением влияния старших, которые почти всегда в этих вопросах консервативны.

Если рассмотреть межнациональные браки с иностранным партнером, то можно выделить следующие проблемы таких браков: разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах.

Существуют мнения, что межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений.

Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в «Своде законов Российской империи» прямо указывалось на то, что «лицам православного и римско-католического исповеданий запрещалось вступать в брак с нехристианами» [7, 367]. Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения — это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям.

Статистика, как известно, знает все. И про межнациональные браки тоже. Исследования показывают, что женщины несколько осторожнее относятся к самой возможности таких браков, нежели мужчины. Давно отмечено, что мужчины и женщины разных национальностей неодинаково часто вступают в межнациональные браки. У коренных народов Средней Азии и Кавказа такие браки часто заключают мужчины. Еще не так давно, лет 40 назад, практически не вступали в национально-смешанные браки женщины коренных национальностей в республиках Средней Азии, а в последние десятилетия число национально-смешанных браков с их участием постоянно увеличивается. В этих республиках среди женщин, вступивших в межнациональные браки, преобладают русские, украинки, белоруски. Еще статистика утверждает, что в межнациональные браки часто вступают люди более взрослые, чем в однонациональные. Таким образом, здесь прослеживается определенная закономерность: в однонациональные браки значительно чаще вступают ровесники. К ровесникам мы отнесли женихов и невест, разница в возрасте которых не превышала двух лет. Разновозрастные браки, где жених заметно старше невесты или невеста старше жениха, чаще встречаются среди межнациональных. И совершенно четко прослеживается взаимосвязь: чем выше уровень образования и культуры человека, тем терпимее он относится к межнациональным бракам.

В опросах в социологических сайтах мнения также разделились, можно привести следующие высказывания участников по данной проблеме:

«Прекрасно, когда одна культура ассимилируется с другой. Думаю, такой брак учит человека лучше понимать других, делает его более терпимым к представителям иных национальностей, более богатым духовно. Узнавая лучше другого человека, ты лучше познаешь самого себя. Это сродни изучению иностранных языков: чем лучше ты знаешь чужой язык, тем глубже узнаешь свой собственный».

«Я думаю что люди, состоящие в межнациональных или межконфессиональных браках — это люди, за которыми будущее. Это люди, которые не зацикливаются на границах, обычаях, религиях и на мнении окружающих. Любящие всегда найдут общий язык, создадут свои обычаи и вообще не надо подстраиваться под этот изменчивый мир».

«Не судите так узко! Будьте толерантнее, учитесь видеть в человеке личность, а не цвет кожи или национальность».

«Я б ни за что не смог жениться на представительнице другой расы, а тем более, на приверженке другой веры. Это ведь разные обычаи, традиции и т.п. А по каким традициям должна будет пройти свадьба? А какой веры будет ребенок? А каким именем его назвать? Вот что-нибудь сделаешь, а по их обычаям это плохо, вот и начнется какая-нить кампания против тебя со стороны нерусских родственничков. Я осуждаю такие браки».

«Есть мнение, что люди заключают такие браки в интересах личного счастья, а не сохранения своего этноса, дескать, последнее — вторично. Но разве может состояться это счастье вне кровных интересов своего народа? Расул Гамзатов проповедовал советскую мораль, но и говорил, что нации нет у крыс, лошадей, однако у людей она должна быть! Я глубоко уважаю стремление татар, евреев, узбеков к этнической самобытности, даже — автаркии, и мне одновременно жаль, что русские и украинцы склонны в основной массе толерантно относиться к морали кровосмешения».

«Межнациональные браки — это плохо, т.к. идет размытие наций и гибель языков и национальных культур».

«Любой брак — это уже столкновение разных культур. У одних принято свет выключать вечером, у других принято, чтобы была полная иллюминация. У одних все праздники проходят с родственниками, у других вообще не принято с ними видеться. Теперь представьте, какие сложности возникают, если соединяются люди разных стран и разных национальностей. Пока нет детей, они еще как-то уживаются, но потом начинаются проблемы».

Это интересно:  Можно ли ехать на желтый сигнал светофора

Есть мнения, что негативное отношение к таких видам браков, возникло с националистической рознью, возникшей уже с постсоветских времен.

Выводы по результатам социологического исследования

Межнациональные браки осуществляются уже с древнейших времен, существуют как позитивисты, так и критики таких браков. По проведенному нами исследованию можно сделать выводы о том, что существуют ряд причин, которые характеризуют межнациональные браки с отрицательной стороны: во-первых, несоответствие религиозных взглядов, традиций, обычаев и культур, из-за чего возникают такие разногласия: какую веру будут исповедовать дети, какие ритуальные, религиозные обычаи должны будут соблюдены во время похорон и т.д., во-вторых, могут возникнуть упреки со стороны окружающих, близких, родных, так как при межнациональном браке теряется тот род, который возродили наши предки, происходит слияние генов. Хотя, напротив, некоторые считают, что межнациональные браки преимущественны тем, что дети от таких браков получают такое разнообразие генов и часты случаи рождения вундеркиндов, талантов, более приспособленных к жизни детей, происходит так называемый отбор. По мнению людей, выступающих за межнационльные браки, межнациональные браки в определенной мере способствуют укреплению отношений между народами, в налаживании социального сотрудничества. Они считают, что семья должна строиться на взаимопонимании и любви, а не на изживших себя предрассудках.

Мы считаем, что, какой бы не была семья (однонациональной, разнонациональной), благополучие, долголетие ее зависит только от членов этой семьи. Да, в семьях от межнациональных браков, проблемы носят не только бытовой характер, а имеются масса других, но, если будет достигнуто взаимопонимание, любовь между их членами, будут приняты традиции, обычаи и культуры как одной стороны, так и другой, если эта семья будет поддерживаться со стороны родных и близких, то такие семьи станут успешными, имея равные права в нашем современном обществе.

Список использованных источников

1. Сизоненко З.Л. Межнациональная семья в крупном городе // Социс, 2007. — №2

4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Учебное пособие. Екатеринбург; 1996.

5. Журавлева И.В. Особенности интервью как разновидности опроса. Методы сбора информации в социологических исследованиях кн.1 под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. М. 1990.

6. Как провести социологическое исследовние. Под. ред. М.К. Горшкова. Изд. П. М. 1990.

7. Ньюман Л. Неопросные методы исследования. // Социологическое исследования. 1998. №6.

8. Смелзер Н. Социология// Социологические исследования. 1990 №11.

9. Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социологического исследования. Киев. Наукова думка.1996.

Межнациональные браки

СОДЕРЖАНИЕ

1. Социальная природа межнациональных браков в российском обществе в условиях социокультурных трансформаций

2. Особенности межнациональных браков

Список используемых источников

1. Социальная природа межнациональных браков в российском обществе в условиях социокультурных трансформаций

Социальная природа межнациональных браков заложена в национальной принадлежности супругов к тому или иному этносу как исторически сложившейся устойчивой совокупности людей, обладающих общими чертами и особенностями культуры (язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки и т.д.) и психологического склада.

Этнические свойства (язык, культура, сознание) формируются только в соответствующих условиях — территориальных, природных, социально-экономических, правовых. В научной литературе выделяется достаточно много признаков этноса, но главными можно назвать следующие: язык, культура, территория, общность происхождения. Разность и специфика традиционных, национальных культур, основанных на этнических особенностях и образе жизни тех наций, к которым относятся супруги, проявляется в межнациональном браке довольно активно и выражается на уровне повседневного взаимодействия.

Этническое самосознание выступает важным компонентом взаимоотношений супругов в процессе их совместной жизнедеятельности, потому что оно сформировалось в социальной общности их происхождения и представляет собой совместную историческую практику его членов. Этническое самосознание не сводится только к пониманию этнической (национальной) принадлежности супруга. Оно проявляется также в осознании индивидом своих действий, чувств, мотивов поведения и т.д. Этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей и сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении, общих исторических судьбах и т.д. Благодаря ему, во многом, решение о вступлении в брак с человеком другой национальности связано с большой личной ответственностью, и в принципе, не может быть принято без достаточных морально-психологических оснований. Таким образом, можно сказать, что межнациональные браки — это брачные союзы, заключение которых связано с преодолением тех или иных предрассудков и требует большего субъективного вмешательства со стороны его участников (супругов).

Русские являются самым крупным этносом, значительно превосходящим по численности остальные народы России. Специальные расчеты, проведенные по материалам ЗАГСов и переписей, показали, что среди русских частота межнациональных браков значительно превышала количество таких браков у большинства других народов, у которых внутриэтнические брачные связи были сильнее межнациональных.

Наряду с вышеперечисленными межнациональными браками в условиях социкультурных трансформаций, когда границы расширили социальное пространство для взаимодействия между народами и для отдельного индивида открылись новые возможности свободы выбора жизненных стратегий в различных сферах деятельности (в том числе и в сфере брачного выбора), явилось появление и распространение в обществе новой формы межнациональных браков — браков с иностранным партнером, при котором межличностные взаимоотношения между мужчиной и женщиной разных национально-культурных общностей выходят за территориальные пределы России и проявляются на международном уровне. Взаимоотношения между мужчиной и женщиной через границы носят сегодня не единичный характер, как это было раньше, а достаточно массовый. Межнациональные браки с иностранным партнером — относительно новое социальное явление в российском обществе, которое достаточно активно развивается, и число таких браков по данным архива Московского дворца бракосочетания (единственного в Москве, который осуществляет регистрацию браков с иностранными гражданами) за период с 1993 года по 2002 год возросло на 37%. В условиях социокультурных трансформаций проявление межнационального брака в обществе стало разрешенным и безопасным для его членов. Характерной чертой брачного выбора на сегодняшний день является то, что стало возможным самостоятельно выбрать брачного партнера другой национальности за пределами России и вступить с ним в брак. В российском обществе для этого не существует ни общественных, ни государственных, ни правовых, ни моральных препятствий. Заключение таких межнациональных брачных союзов — только личное решение и желание двух человек, мужчины и женщины, зарегистрировать свои отношения. Индивиды участвуют в мире без границ, и возможностей для межличностного взаимодействия между полами в современных условиях трансформации гораздо больше, чем раньше. Участники межнационального брака несут собственную, личную ответственность за свой выбор, за свою супружескую жизнь. В обществе нет сегодня ограничений свободы деятельности для межнациональных отношений в браке.

2. Особенности межнациональных браков

Межнациональные браки с иностранным партнером представляют собой более сложное социальное и межличностное переплетение. Целесообразнее раскрыть данную особенность, опираясь на следующую интерпретацию данной направленности брака: . В этой связи межнациональный брак можно считать как одну из разновидностей экзогамии, которая предполагает выбор брачного партнера из чужой группы, буквально . Экзогамия употребляется не только в отношении системы родства, племени или клана, закрепляя правила в обществе, которые описывают круг людей (родственников), с которыми индивид не может заключить брак. Она также имеет более широкое значение, когда в качестве чужой группы может стать класс, нация, территориальная группа, возрастная категория и т.д. Экзогамия может рассматриваться как способ уменьшения существующих между группами противоречий, поскольку маловероятно, что одна группа предпримет негативные действия против другой группы, в состав которой входят ее собственные представители. Таким образом, можно предположить, что межнациональные браки в определенной мере способствуют укреплению отношений между народами, в налаживании социального сотрудничества, и т.д.

Разность территориально-государственных целостностей, к которым принадлежат брачные партнеры, делает такой межнациональный брак сложным явлением, при котором образ жизни двух индивидов распространяется на два общества: российское и общество страны супруга. Данное обстоятельство характеризуется наличием двух главных моментов. Во-первых, с точки зрения юридических норм, межнациональный брак усложняется особенностями пересечения границы, гражданством, видом на жительство. Постоянное соблюдение правовых указаний ограничивает, во многом, действия супругов и помещает их супружескую жизнь в довольно узкие рамки законодательных соблюдений. Во-вторых, с учетом социально-личностных характеристик, наиболее сильно выражена зависимость от места происхождения человека, которая проявляется во многих аспектах его индивидуальной жизнедеятельности в рамках супружества и затрагивает его психологические, культурные и нравственные особенности как личности, сформировавшейся в общественной среде конкретного государства. Безусловно, сказываются различия приобретенных в процессе социализации и усвоенных индивидом ценностей, норм, установок, представлений, образцов поведения, присущих данному обществу страны происхождения человека, которые потом находят свое отражение во взаимоотношениях супругов в межнациональном брачном союзе. Супружеские отношения в таких браках связаны с большим различием в психологических и жизненных стандартах. Территориально-государственная разница наиболее значимо проявляется и в выборе супругами места жительства: один из них обязательно покидает страну, гражданство которой имеет и осознает принадлежность к ней, связанную с определенным набором прав. В последствии это сказывается на процессе адаптации к новой социальной среде, в приспособлении к изменившимся условиям жизнедеятельности. Среди видов социальной адаптации можно выделить психологическую (освоение норм и ценностей новой социальной общности, налаживание социальных связей, дружеских и соседских отношений, степень эмоциональной удовлетворенности, внутреннего и внешнего спокойствия, удаленность от дома, родственников, друзей), профессиональную (возможность устроиться на работу, карьерный рост), в некоторых случаях природная (климатические условия, влияние климата на самочувствие, на общее состояние здоровья организма).

Продолжая раскрывать сложную социальную природу межнациональных браков с иностранным партнером, следует рассмотреть этническую принадлежность как основной компонент осознания идентичности индивида. В межнациональном браке она играет очень важную роль, потому что он является союзом мужчины и женщины, принадлежащих к разным этносам. В зависимости от личностно-индивидуальных особенностей супругов, от степени их идентификации с собственной этнической группой и проявления усвоенных норм, ценностей, обычаев, традиций в повседневной супружеской жизни, происходит в определенной степени преломление первоначальной, сложившейся и сформировавшейся в процессе становления личности супруга национально-культурной идентичности. В ходе супружеских взаимоотношений возможны следующие варианты трансформации этнических особенностей: либо полное приобретение одним из супругов культурных характеристик партнера и утрата собственного исторического наследования; либо частичное признание обоими супругами определенных этнических черт друг друга и их совместное объединение на основе двух разных культур; либо формирование и становление собственной локальной субкультуры, объединяющей в себе на основе взаимной согласованности супругов лучшие показатели своих этнических общностей в новой видоизмененной форме. Таким образом, межнациональный брак меняет национально-культурное начало супругов под влиянием объективных и субъективных факторов, и ставит их в условия разрешения проблемы этнической идентификации посредством индивидуальных уступок и конкретных социально-обусловленных действий для обеспечения функционирования брачных отношений.

Это интересно:  Нсу что это за выплаты

Вопрос национально-культурной идентичности в межнациональном браке усложняется еще тем фактом, что Россия оставалась долгое время закрытым, изолированным от внешнего мира государством. Это обстоятельство характеризуется в современных условиях отсутствием достаточно полного, всестороннего и четкого представления у иностранных граждан о российском обществе, о русской культуре в целом. Информационный обмен по национальным, культурным, историческим достижениям и происходящим процессам не является в определенной мере адекватным и не позволяет правильно оценить и истолковать позитивные или негативные стороны этих явлений. Для представителей иностранных сообществ нет понимания русских как нации, либо оно трактуется с каким-нибудь негативным смыслом. В российской действительности, наоборот, идет активное знакомство с зарубежной культурой, иногда даже закрепляемое в русском сознании. Это, например, относится к иностранным праздникам как элементу культурно-исторического развития общества, которые отмечаются в российской среде и поддерживаются членами российского общества. Преодоление барьера информационной недостаточности, распространение знания о традиционной русской культуре, о достоинствах российской общности как реально существующей совокупности индивидов позволит сократить, хотя бы некоторые, этнические расхождения и недопонимания супругов в межнациональном брачном союзе.

Еще одним, не менее важным компонентом социальной природы межнациональных браков выступает религия. Различия в веровании, в религиозном сознании и установках заложены в супружеских отношениях, и их проявления зависят от степени религиозности супругов, внутреннего состояния веры каждого из них, насколько она важна для них. Религиозный фактор является в некоторых ситуациях главенствующим показателем, что может даже помешать заключению брака. Например, в прямо указывалось на то, что . Рассматривая религию в качестве удовлетворения духовной потребности личности, следования религиозным традициям, необходимо это обязательно учитывать супругами в брачном союзе и воспринимать веру партнера, его религиозные чувства серьезно, потому что религиозные убеждения — это довольно сильное, внутреннее восприятие мира человеком, что практически, оно не подвержено изменениям.

Заключение

Межнациональные браки представляют собой сложные союзы внеэтнических брачных предпочтений, характеризующихся неоднозначными, индивидуальными межличностными взаимодействиями партнеров в повседневном мире супружеских отношений. Поэтому, безусловно, исследование социальной природы межнациональных браков позволит дополнить уже имеющиеся знания по проблемам межнационального супружества, глубже разобраться в этническом взаимодействии народов через границы, выявить социально-психологические закономерности брачного выбора русскими партнера другой национальности; интерпретировать общие признаки брачного состояния русской национальности в условиях социокультурных трансформаций.

Список используемых источников

  1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. М., 1999.
  2. Кравченко А.И. Социология. Учебник. М., 2001.
  3. Краткий словарь по социологии/Под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; Сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. М., 1989.
  4. Курбатова О.Л. // Комсомольская правда, 2003, 20 января.
  5. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: словарь-справочник. М., 2000.
  6. Статистические материалы Московского дворца бракосочетания, единственного в Москве, осуществляющего регистрацию браков с иностранными гражданами.
  7. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979.

Отношения с представителем другой расы: межнациональные браки в России и все, что с ними связано

В сегодняшнем глобализованном мире стало очень просто встретить людей из всех видов культурных традиций, а иногда и влюбиться. Перед поиском иностранного партнера стоит сразу учесть, что в межнациональном браке отношения особенно сложны.

Религиозные и политические различия, языковые барьеры вызывают серьезные конфликты в парах из разных стран. Но даже тривиальные повседневные привычки (пищевые предпочтения, традиции празднования праздников) могут привести к разногласиям.

Особенности межнациональных браков

Исторически сложилось так, что институт семьи был изначально ориентирована на этнически однородный состав семьи. За последние несколько десятилетий сдвиг в социальном признании межэтнических отношений в сочетании с внесением в законодательную базу привело к увеличению числа межнациональных семей.

Межэтнические семьи являются союзами, в которых партнеры (и их дети) принадлежат к разным этническим группам.

Конкретная демографическая информация варьируется в зависимости от национальной практики документирования расы и этнической принадлежности. Межнациональные союзы чаще бывают среди эмигрантов.

Религиозные и политические различия, а также языковые барьеры вызывают конфликты в межнациональных парах. Некоторые культуры придерживаются более традиционной концепции разделения повседневных задач, когда речь заходит о гендерных ролях.

Небольшой процент межнациональных семей — признак нормального стабильного общества, приводящий к обмену культурным наследием обеих наций.

Плюсы и минусы союзов между разными национальностями

Из преимуществ смешанных браков можно выделить:

  • более красивые и талантливые дети, появившиеся в межэтнической семье;
  • люди узнают о иных традициях, культуре;
  • простота изучения иностранного языка (возможность постоянного общения с носителем языка);
  • развитие терпимости к другим культурам;
  • увеличение осознанности и расширение кругозора людей.

Недостатки смешанных союзов:

  • частая отрицательная реакция окружающих, порицательные взгляды;
  • если муж — сторонник жестких религиозных взглядов, то новой жене тоже придется придерживаться его веры, особенно если она переедет в его страну;
  • частая причина разводов в межнациональных союзах — проблемы, связанные с языковым барьером, приводящие к конфликтам;
  • ссоры из-за невозможности урегулировать кулинарные разногласия, возникающие из-за отличия национальных блюд;
  • отрицательное отношение родственников к выбору мужа или жены, родители с высокой вероятностью будут против межрасового союза;
  • проблемы с выбором страны для проживания: часто молодожены видят их совместную жизнь в «розовых очках», до свадьбы не решая, в какой стране будут постоянно проживать, после регистрации отношений оба супруга начинают выдвигать требования о необходимости проживания именно в их стране;
  • возможная путаница детей из-за использования в семье двух языков;
  • отличия в методах воспитания детей в различных культурах;
  • необходимость поиска новых друзей, знакомых для одного из супругов, решившего поменять страну проживания.

Дети от смешанных браков

Специалисты в области здравоохранения утверждают, что дети, рожденные в межнациональной семье, отличаются крепким здоровьем, красотой и умом. Такие дети называются метисами.

Раньше в нашем обществе существовало стойкое негативное отношение к бракам между представителями разных рас, детей, родившихся в таких семьях, часто унижали, притесняли в школах, высших учебных заведениях. Им сложнее было занять высокий пост на государственных должностях. Теперь к кровосмешению не такое категоричное отношение.

Существует давно установленная статистика. Так, если в брачном союзе между представителем монголоидной расы и европейцем появится ребенок, то в 75 % случаев он будет иметь больше черт азиата.

В браке мужа-араба и европейской жены с высокой вероятностью дети будут походить больше на отца. Такая же вероятность будет если жена европейка свяжет узы Гименея с жителем Африки, Южной Америки или Индии.

В союзе армянина и европейской жены часто рождаются здоровые и крепкие дети. Но похожи малыши будут больше на отца. У наследников будут смуглая кожа и густые черные волосы.

В результате анализа 300 тыс. пар ученые заключили, что чем сильнее генетические различия у мужа и жены, тем вероятнее, что ребенок, родившийся в межнациональной семье, будет высоким, умным и здоровым.

Эти выводы подтверждаются жителями Великобритании, в этой стране со времен колонизации было очень много межрасовых браков. Теперь жители этой страны отличаются высоким ростом и превосходным интеллектуальным развитием.

По другому исследованию выявлено, что в межнациональных семьях вероятность появления детей с врожденными патологиями заметно выше, чем монорасовых. В зону риска входят варианты рас, которые исторически никак не пересекались в прошлом. В таких парах отличия в генах слишком разительны.

Социологи отмечают, что высоких интеллектуальных показателей дети-метисы достигают отнюдь не из-за генных различий, а в результате социальных мотивов.

Отпрыски в межрасовых семьях часто подвергаются притеснению в социуме, поэтому стараются доказать окружающим, что они лучше других. Такие дети больше читают, с охотой учатся, впитывают полезную информацию, коммуникабельны, гибки в общении.

Родители в межнациональных семья, чувствуя свою «вину», также прилагают максимум усилий, чтоб их чадо получило самое лучшее образование.

Проблемы и перспективы межэтнических союзов

Межнациональные браки особенно распространены в США, Англии, Австралии и Европе. Государства многих стран, видя положительные моменты таких союзов, всячески поддерживают межрасовые семьи. Для поддержания подобных семей создаются организации, фонды, государство выделяет деньги на работу социальных служб.

Отношение к межэтническим союзам

Как отмечалось выше, отношение в современном обществе к межнациональным бракам стало лояльнее. Этому способствует всеобщая глобализация, уменьшение влияния границ, снятие эмиграционных барьеров.

Гендерная дискриминация

Во многих странах до сих пор сохраняется расовая нетерпимость. Особенно гонениям подвергаются девушки, вступившие в брак с представителем иной расы.

В обществе таких женщин публично обсуждают в общественном транспорте, на улице, бросают косые взгляды как старшие женщины, так и мужчины. Часто можно услышать смех в спину, в некоторых странах женщина может подвергнутся физическому насилию.

Число межнациональных браков: статистика в России и мире

Для России в силу исторических особенностей межэтнические союзы не являются редкостью. Статистика гласит, что в России межнациональные браки составляют 16,2 % в целом по стране.

Больше всего россиян вступают в брак с жителями Белоруссии — 22,1 % всех межнациональных браков, на втором месте россияне предпочли немцев — 21,6 %.

В браке с украинцами состоят 20,9 % россиян. 14,8 % связали свою жизнь с представителями Молдовы, а Удмуртии — 10,8 %. На азербайджанцах женаты или замужем 9,8 % семей, которые относятся к межнациональным бракам.

В США показатель межэтнических союзов составляет 17% — это каждая шестая пара. Для жителей Европы показатель межрасовых семей находится на уровне 15%. Причем 76 % браков между гражданами различных стран заканчиваются разводом.

Подводя итоги, можно сказать, что для общества межнациональные браки — явление положительное, стимулирующее расовую терпимость, взаимоуважение, приводящее к культурному обмену, обмену генофонда.

Статья написана по материалам сайтов: studbooks.net, help-stud.ru, prozakon.guru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector