Одпу в многоквартирном доме

На сегодняшний день обходиться без общедомового прибора учета (ОДПУ) управляющим компаниям становится все менее выгодно. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 №344, в отношении объектов, где еще не установлены общедомовые счетчики, уже начинают действовать повышающие коэффициенты к нормативам. А к 2017 году коэффициент возрастет до 1,6 раза.

В этой статье расскажем, кто должен оплачивать общедомовые приборы учета, и как организовать установку общедомового счетчика в многоквартирном доме.

Содержание

Содержание

Зачем нужен общедомовой прибор учета

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла. Поэтому, прежде всего, ОДПУ устанавливается для того, чтобы не переплачивать за объем потерь на магистральных сетях поставщика.

Расходы на коммунальные услуги формируют 2 фактора: объем потребленного ресурса и утвержденные тарифы. Тарифы на услуги ЖКХ растут каждые полгода, и повлиять на их рост у потребителя нет возможности. Тем не менее, влияя на второй фактор — объем потребленного ресурса, у управляющей компании и собственников квартир появляется реальная возможность сэкономить расходы.

Установка ОДПУ позволяет:

    оплачивать за потребление ресурса по факту; разграничить убытки за потери на магистральных сетях между РСО и собственниками; фиксировать потерю ресурсов.

Таким образом, наличие ОДПУ — это единственный способ определить реальное потребление ресурсов в доме.

Нужен ли общедомовой счетчик, если в квартирах стоят индивидуальные приборы учета

Если в квартирах установлены индивидуальные приборы учета (ИПУ), собственники оплачивают то, что потребили по факту. Однако помимо индивидуального потребления, в квитанциях на оплату за коммунальные ресурсы, выставляется еще общедомовой расход (ОДН).

В идеале, в категорию общедомового расхода должно входить потребление ресурса на обслуживание общедомовых территорий. Но на практике, под эту категорию попадает весь ресурс, который не был учтен индивидуальными приборами учета — в том числе, всевозможные протечки. В результате, объем ресурса, списанного в графу ОДН, может разрастаться до аномальных размеров в 30% от индивидуального потребления и выше. В то время как «нормальным» считается ОДН, не превышающий 1,5-2%.

При отсутствии общедомового прибора учета, определить, где находятся протечки, невозможно. Они могут быть как в системе самого дома, так и в сетях от ресурсной организации до дома.

Наличие общедомового учета дает возможность оплачивать только тот ресурс, который действительно был поставлен в дом.

Само по себе наличие общедомового счетчика не спасает от завышенного ОДН — остаются еще протечки внутри самого дома и еще около десятка причин, влияющих на рост этой статьи расходов.

Однако установка общедомового счетчика является первым шагом на пути к сокращению расходов.

В каких домах необходима установка общедомового прибора учета

Установка общедомовых приборов учета зависит от степени благоустройства дома. Общедомовые счетчики воды, электроэнергии, газа и тепла в обязательном порядке должны быть в домах, подключенных к электрическим сетям централизованного электроснабжения, а также к системам:

    централизованного теплоснабжения; централизованного водоснабжения; централизованного газоснабжения; другим системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.

При этом такие требования не распространяются на ветхие, аварийные объекты, и на объекты, в которых:

    мощность потребления электрической энергии составляет менее 5 кВт⋅ч; максимальный объем потребления тепловой энергии составляет менее двух десятых Гкал/ч; максимальный объем потребления природного газа составляет менее 2 м³/ч.

Кто оплачивает установку общедомовых приборов учета

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении», расходы за установку ОДПУ полностью ложатся на собственников жилого дома.

Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. ПП РФ от 13.08.2006 №491, п. 38(1)

При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.

Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.

Нужно ли проводить общее собрание собственников

Из «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» следует, что ОДПУ являются общим имуществом. В частности, такие счетчики входят в состав внутридомовых инженерных систем. Поэтому для установки ОДПУ требуется решение общего собрания собственников помещений. О необходимости проведения такого собрания собственникам должна сообщить управляющая компания.

Согласно п. 5 статьи 9.16 КоАП, если организации, отвечающие за содержание МКД, уклоняются от разработки и доведения информации о мероприятиях, направленных на энергосбережение, до собственников жилья, контролирующим органом в отношении УК, ТСЖ будет направлено предписание о наложении административной ответственности в виде штрафа:

    для должностного лица в объеме от 5 000 до 10 000 рублей; для юридического лица – от 20 000 до 30 000 рублей.

Каким образом собственники расплачиваются за установку общедомовых приборов учета

Оплата за установку ОДПУ производится одним из следующих способов:

  1. Единоразово в 100% размере внести денежные средства до или после установки счетчика.
  2. Использовать право рассрочки на 5 лет. В этом случае доля собственника за оплату общедомового прибора учета выставляется в квитанции за коммунальные услуги равными частями в течении 5 лет. При этом, кроме стоимости прибора, дополнительно оплачивается процент за рассрочку в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
  3. Использовать средства исполнителя коммунальных услуг, выделенных на мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Средства, выделенные на мероприятия по энергосбережению

В соответствии с Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», исполнитель коммунальных услуг должен направлять полученную разницу между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента, на мероприятия по энергосбережению.

Поскольку разница между нормативом и суммой с учетом повышающего коэффициента может направляться только на мероприятия по энергосбережению, такие средства имеют целевой характер расходования, и по правилам бухгалтерского учета необходимо обеспечить их раздельный учет и хранение от прочих поступлений.

Рассмотрим пример. Допустим, объем воды по нормативу на человека за месяц — 7 м³. Повышающий коэффициент в 2016 г. — 1,4. При тарифе 14,63 руб. за 1 м³, получаем следующее: 7 х 1,4 х 14,63 = 143,37 руб.

При этом сумма без нормативов получилась бы следующей: 7 х 14,63 = 102,41 руб.

Установка общедомового прибора учета считается мероприятием энергосбережения, поэтому, если собственники МКД решили установить прибор учета и на счету исполнителя коммунальных услуг имеются целевые накопления, их необходимо направить на оплату услуг по установке ОДПУ.

Если собственники отказываются платить за установку

В случае, если собственники отказываются оплачивать установку ОДПУ, такие приборы будут принудительно установлены ресурсоснабжающей организацией.

В соответствии с п.12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении», собственники обязаны предоставить доступ сотрудникам РСО к местам установки счетчиков и оплатить расходы на установку приборов учета. В случае отказа возместить ресурсоснабжающей организации расходы на установку, собственникам дополнительно придется оплачивать затраты, связанные с принудительным взысканием.

Почему работы по установке не выполняются за счет средств текущего ремонта

Текущий ремонт — это своевременная плановая профилактика инженерных коммунальных систем, основной способ устранения неисправностей и мелких повреждений. Целью текущего ремонта является защита имущества от преждевременного износа.

В соответствии с «Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда» (МДК 2–04.2004), затраты на текущий ремонт здания должны составлять не менее 0,4 – 0,55 % от его восстановительной стоимости. Нецелевое расходование средств текущего ремонта нарушает график планово–предупредительного ремонта, систематическое неисполнение которого может привести к аварийной ситуации, внезапному выходу из строя насосного оборудования, обрушению коммунальных объектов, а также нарушению работоспособности элементов здания и узлов учета энергоресурсов.

Это интересно:  Что полагается за третьего ребенка

Соблюдение графика проведения планового текущего ремонта является основным условием экологической и технической безопасности проживания жильцов в доме. Поэтому на практике оплата установки общедомовых приборов учета происходит либо за счет собственников, либо из отдельных целевых накоплений на энергосбережение дома.

ОДПУ — первый шаг к автоматизированному сбору показаний

Установка общедомовых приборов учета — важный шаг в деле энергосбережения и с 2013 года является обязательной для тех домов, чье состояние позволяет произвести установку.

Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях.

Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний. На сегодняшний день такие системы уже получили широкое распространение в многоквартирных домах за счет возможности быстрой обработки показания, экономии на персонале и повышении собираемости оплат.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

ОДПУ в многоквартирном доме — правила и условия монтажа

Установка общедомовых приборов учета в современных домах – это не блажь, но настоящая необходимость. Соответствующий закон по данному вопросу применяется на протяжении 6 лет. Несмотря на это, оснащение квартир подобными устройствами осуществляется достаточно медленно. Чтобы ускорить процесс, с 2015 года действует правило по повышению коэффициентов для собственников, которые еще не установили приборы. Если вы относитесь к данной категории граждан, стоит изучить вопрос, что такое ОДПУ в многоквартирном доме, как осуществляется установка приборов и какими законами регламентируется.

Что это такое?

Общедомовые приборы учета, или ОДПУ, – это специальные счетчики, посредством которых можно высчитать траты необходимых для комфортного существования ресурсов – газа, горячей воды и холодной, тепловой энергии и света.

В некоторых случаях прибор наряду со своим основным назначением играет еще дополнительно распределительную роль. Устройство монтируют в многоквартирных сооружениях и настраивают на ежемесячный учет потребляемых ресурсов всеми собственниками. Метод общего подсчета стояка или подъезда с недавних пор не актуален.

Основным назначением счетчика является подсчет затраченных ресурсов за временной отрезок, как правило, за месяц. Оплата за подобные услуги осуществляется по общему количеству метража отдельного жилого помещения.

Специалисты советуют производить установку двух видов счетчиков. В паре они показывают правильное количество потребленного ресурса, способны выявить возможные погрешности и утечки и поддерживать должный уровень температурного режима и давления.

Основные виды ОДПУ

Современные приборы предназначены для следующих видов предоставляемых ресурсов:

  • Тепловая энергия – счетчики могут быть вихревыми, тахометрическими, электромагнитными и ультразвуковыми. Прибор позволяет сэкономить деньги на коммунальных платежах, что особенно важно в условиях постоянно растущих цен. В некоторых случаях устанавливается коллективный счетчик, но исключительно по решению общего собрания собственников.
  • Электричество. Подобные устройства могут быть многотарифными и индивидуальными. Первые позволяют сэкономить на потребляемой энергии. Общий принцип подсчета зависит от времени суток. В часы с 7 до 10 утром и с 17 до 21 вечером пользователь платит по максимуму, в остальные часы по сниженным расценкам.
  • Горячая и холодная вода. Здесь принимается во внимание количество потребленного объема в расчете на количество людей, по факту проживающих в квартире, а не прописанных.

Довольно часто устройства такого плана используются отдельно для холодной и горячей воды, а также для учета электроэнергии и тепла. Монтаж двух последних осуществляется в специальных технического назначения помещениях, которые недоступны для обычных жителей. Это могут быть разные подвалы и иные подсобные комнаты. Счетчики на воду монтируются непосредственно в квартире, на соответствующих трубах.

Обязательность монтажа

Монтаж общедомовых приборов в настоящее время является обязательным. В 2009 году вышел закон № 261-ФЗ, который обязал собственников многоквартирных строений ставить данные устройства с целью сбережения ресурсов.

После установки данных приборов специалисты соизмеряют показания личных и общедомовых систем учета. Это необходимо для определения разницы между показателями и мониторингом потраченных предоставляемых ресурсов.

Данное правило распространяется на все виды приборов, предназначенных для контроля за тратой воды, тепла и света. Несмотря на то, что в этом же законе обозначена окончательная дата монтажа – 30 июня 2012, до сих пор не во всех квартирах они появились.

Чтобы побудить собственников как можно быстрее произвести установку счетчиков, было принято официальное правило, связанное с установкой общедомового прибора. На его основании отсутствие индивидуального счетчика приведет к тому, что собственник будет оплачивать услуги по повышенным тарифам. Переплаченные средства, согласно этому правилу, будут направлены на последующий монтаж приборов.

Расчет тарифов по услугам в общественных местах

К местам общественного пользования относятся следующие объекты:

  1. Подвальное помещение.
  2. Подъезд.
  3. Пролеты и лестничные площадки.
  4. Всевозможные кладовые.

Если речь идет о коммунальных квартирах, которые еще встречаются, то к данному перечню добавляются такие территории, как ванная, кухня и коридор. Говоря иными словами, это совершенно любое место, куда получают доступ все проживающие рядом собственники.

Подобные объекты, как известно, освещаются, отапливаются, а оплата распределяется на всех собственников. Расчеты по подобным «общественным» услугам осуществляются по специальной формуле с такими показателями, как:

  1. С (общ) – плата за предоставленную услугу в общественных местах.
  2. П – параметры общедомовых приборов.
  3. Т – актуальный для определенной области тариф на услуги.
  4. С (инд) – плата каждого жильца по индивидуальным счетчикам.

Формула вычисления выглядит так – объем предоставляемого ресурса делится на объем потребленного, зафиксированного в установленных счетчиках.

Высчитанный в процессе расчетов результат в киловаттах или в кубических метрах переводится в денежную сумму, которая должна быть оплачена всеми проживающими. Именно ее делят на всех владельцев жилых помещений.

Разница в тарифах

Стоит изучить разницу в тарифах, отличающихся наличием и отсутствием ОДПУ. К собственникам, которые не установили приборы, будут применяться повышенный коэффициент по оплате. На данный момент он составляет 1,5. Говоря иными словами, стандартный норматив потребленного ресурса будет автоматически увеличен примерно на 60%.

Повышающие коэффициенты не будут использоваться в зданиях, где произвести установку приборов невозможно по какой-либо причине. Для освобождения от повышенного коэффициента данный фактор потребуется подтвердить специальными актами обследования. Если подобных документов предоставлено не было, расчет идет по повышенному тарифу.

Начисление платежей по стандартному тарифу осуществляется по следующему алгоритму. К сумме, начисленной по показаниям личного квартирного счетчика, плюсуется часть от суммы, которая была рассчитана по общему прибору. Речь идет о сумме, направленной на общие домовые нужды.

Порядок замены и проверки счетчиков

Общественные приборы смело можно отнести к стандартной общественной собственности, принадлежащей всем жильцам. Именно по этой причине ответственность за все манипуляции возлагается на весь коллектив.
Проверка подобных устройств осуществляется не собственниками, но сотрудниками управляющей компании, которые имеют специальную квалификацию.

Стандартное обслуживание счетчиков заключается в выполнении следующих операций:

  • Тщательный осмотр ОДПУ.
  • Ремонтные процессы при обнаружении повреждений, износа или поломки всего устройства или его деталей.
  • Проверка и сверка показываемых цифр с реальными.

По результатам проверки составляется специальный акт. Он подписывается двумя сторонами, где одной является сотрудник управляющей компании, который выступает от лица собственников, иной стороной выступает человек, осуществивший проверку.

В акте обязательно отражаются основания для отклонения от предварительно заданных показателей, а также методы их устранения. Прописывается, на кого возлагаются обязанности по исправлению найденных нарушений.

Если установленные приборы оборудованы специальной автоматической системой, платить за это обязана фирма, которая занимается поставкой услуг. Приборы такого плана обычного устанавливаются поставщиками за собственные деньги. Жильцы не должны мешать этому процессу.

Подводя итоги

На основании сказанного выше, можно сделать вывод, что установка ОДПУ является обязательной процедурой. Не стоит пренебрегать ей, так как она и самим потребителям ресурсам, то есть собственникам жилья, обеспечивает значительную экономию в процессе оплаты положенных коммунальных услуг.

Использование ОДПУ в многоквартирных домах: расшифровки, расчет тарифов, правила установки и снятия данных

Установка общедомовых приборов учета на домах – сегодня не прихоть, а необходимость. Соответствующий закон действует без малого шесть лет, но снабжение приборами многоквартирных домов идет очень медленными темпами.

С начала 2015 года процесс решено было ускорить: правительство издало закон о том, что при отсутствии ОДПУ к потребителям будут применяться повышающие коэффициенты.

Это интересно:  Завещательный отказ и завещательное возложение отличие

Что это такое?

Общедомовой прибор учета (ОДПУ) – счетчик, с помощью которого можно определить, каковы затраты воды, газа, электроэнергии, тепловой энергии.

Иногда прибор кроме основной учетной функции выполняет еще и распределительную. Устанавливается он в многоквартирном доме и учитывает потребление ресурсов жителями всего здания, а не отдельного подъезда или «стояка».

Желательно устанавливать оба вида счетчиков в домах, поскольку именно в дуэте ПУ могут показать правильность потребления, выявить погрешности, утечки, анализировать состояние системы, поддерживать оптимальный уровень температуры, давления.

Общедомовые счетчики подсчитывают, сколько жильцы дома (многоквартирного) затратили ресурсов в определенный период, как правило, месяц.

Объем услуги, например, горячей воды для отопления помещений, рассчитывается по количеству квадратных метров каждой квартиры или иного помещения.

Какие виды ОДПУ устанавливаются в многоквартирных домах?

Чаще всего общедомовые приборы учета используются для горячей и холодной воды, тепловой энергии и электричества. Монтируются они в технических помещениях, недоступных простым гражданам во избежание повреждений: в подвалах, подсобных комнатах.

На сегодняшний день приборы устанавливаются на следующие виды ресурсов:

  1. Тепловая энергия – тахометрический, вихревой, ультразвуковой, электромагнитный. Устанавливать их в России начали с 2009 году, после выхода закона о снабжении зданий приборами учета тепловой энергии. Растущие цены также стимулировали население к учету энергии именно таким способом. Коллективный счетчик может быть установлен только по решению собрания жильцов.
  2. Электричество. Бывают индивидуальными, многотарифными. Многотарифный ОДПУ – реальный способ сэкономить на электроэнергии. Принцип его работы таков: в ночное время суток тариф значительно меньше, чем в дневное время. В пиковые часы с 7 до 10 утра и с 5 до 9 вечера оплата по тарифу возрастает.
  3. Холодная и горячая вода. Учитывает объем потребленной воды в расчете на всех фактически проживающих жильцов, а не только прописанных в квартире.

Обязательно ли устанавливать?

Установка общедомовых приборов учета является обязательной в России. Вышедший в 2009 году закон №261-ФЗ обязывает жильцов многоквартирного дома устанавливать их в целях повышения энергосбережения.

Правило касается учета воды, электроэнергии и тепловой энергию.

Хотя в законе и была указана конечная дата установки – 30.06.2012, сегодня еще очень многие дома не оборудованы необходимыми приборами учета.

С начала 2015 года будет применяться новое правило — если в многоквартирном доме есть техническая возможность установить общедомовой прибор учета, а счетчик не установлен — при начислении сумм к оплате будут использоваться повышающие коэффициенты.

Эти средства в размере 10–60% от нормативов (повышающие коэффициенты) как раз и должны быть направлены на установку приборов учета.

Цель оборудования многоквартирных домов ОДПУ – повышение сбережения природных ресурсов.

Соизмерение показаний индивидуальных (квартирных) приборов учета с общедомовыми как раз и призвано «уловить» эту разницу, то есть, провести мониторинг расхода ресурсов.

Расчет тарифов за потребленные коммунальные услуги в местах общего пользования

Места общего пользования в доме – подъезд, подвал, кладовая, лестничная клетка. В коммунальной квартире – кухня, коридор, ванная. Фактически это любое место на территории дома, к которому имеют доступ все жильцы.

Общественные места освещаются и отапливаются (иногда), а плату за это обязаны вносить все жильцы дома.

В «Правилах предоставления коммунальных услуг» №307 сказано, что расчет производится по формуле:

С(общ) = П * Т – С(инд),

С(общ) – плата за коммунальную услугу в местах общего пользования;
П — показания общедомового счетчика;
Т — действующий в конкретном регионе тариф на определенную услугу;
С(инд) — плата жильцов по квартирным счетчикам.

Полученная разница в киловаттах, кубических метрах и будет являться суммой к оплате всеми жильцами. Поэтому сумму делят на всех собственников жилья в многоквартирном доме.

Применяется коэффициент: объем ресурса, израсходованный на нужды дома, делится на количество ресурса, потребленного жильцами в совокупности по их квартирным счетчикам.

Разница в тарифах при наличии или отсутствии ОДПУ

С начала 2015 года к потребителям, дома которых не оборудованы ОДПУ, будут применяться повышающие коэффициенты. Сегодня коэффициент этот равен 1,1, а уже с января 2017 года он поднимется до 1,5.

Сумма к оплате конкретным потребителем будет считаться следующим образом: «старый», ранее действующий норматив потребления ресурса будет умножен на повышающий коэффициент. Соответственно, в конце 2017 года сумма платежа увеличится на 60%.

Единственная оговорка — повышающие коэффициенты использоваться не будут в домах, в которых установка общедомовых приборов учета невозможна по техническим причинам. Это должно быть подтверждено актом обследования.

К установившим ОДПУ в соответствии с законом жильцам коэффициенты не применяются.

Алгоритм начисления платежа по отношению к ним следующий: к сумме, начисленной по показаниям квартирного счетчика, прибавляется часть суммы, рассчитанной по коллективному прибору учета, то есть, потраченной на общедомовые нужды.

Порядок проверки и замены приборов учета

Коллективные счетчики можно смело отнести к общей собственности все жильцов дома, поэтому и ответственность за их проверку и замену жильцы несут тоже коллективно.

Но не самостоятельно, а посредством управляющей компании дома. Осуществлять проверку общедомовых приборов учета может любая фирма, имеющая соответственную квалификацию, к услугам которой решит прибегнуть УК.

Обслуживание приборов учета на доме состоит из нескольких этапов:

  • осмотр ОДПУ;
  • ремонт в случае повреждения, естественного износа, выхода из строя отдельных деталей;
  • сверка показаний с реально существующими.

После проверки составляется акт. Подписывают документ две стороны: управляющая компания (выступающая от лица жильцов дома) и проверяющий ОДПУ.

В акте должны быть отражены все поломки, причины отклонения от заданных параметров, способы их устранения. Обязательно указывается, кто именно должен исправить найденные нарушения.

Но, если ОДПУ оборудован автоматической системой снятия показаний, за это обязана платить компания-поставщик услуг. Такую систему устанавливает поставщик за свои средства и своими силами. Задача жильцов – не препятствовать установке.

Видео: Как пользоваться общедомовыми приборами учета?

В репортаже рассказывается, как собственникам жилья в многоквартирном доме можно ознакомиться с показаниями счетчиков ОДПУ.

Дается алгоритм расчета коммунальной платы за места общего пользования, который исходит из учета показаний индивидуальных счетчиков жильцов и снятия данных с ОДПУ.

Установка ОДПУ в многоквартирном доме при непосредственном способе управления

Непосредственный способ управления (НСУ) – это один из трех способов управления многоквартирным домом (МКД), которые предусмотрены ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ).

Собственники помещений МКД могут принять решение на общем собрании о переходе на непосредственный способ управления при условии, что количество квартир в доме не более 30.

Процедурыутверждения условий и заключения договора управления при управлении управляющей организацией и договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имуществав таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности при непосредственном управлении похожи. Собственники помещений в таком доме заключают указанныедоговоры на основании решения общего собрания собственников помещений МКД.

Мы уже перестали удивляться тому, что в плане осуществления обязанностей обслуживающей организации и возложения на нее ответственности за ненадлежащее их осуществление, суды и органы государственного жилищного надзора (далее – ГЖН) давно приравняли их к управляющим организациям МКД, которые осуществляют управление домом на основании лицензии и заключенного договора управления МКД.

И суды не считают обязательным применять при принятии решений доводы изложенные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса об административных правонарушениях» (далее по тексту – Пленум ВАС РФ № 11), в пункте 3 которого указано следующее:

«Вместе с тем судам необходимо учитывать, что лица, осуществляющие работы по ремонту имущества жилого дома на основании договора подряда, не могут являться субъектами ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, поскольку на них не возлагается бремя содержания соответствующего имущества. Эти лица могут нести гражданско-правовую ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на них договором обязанностей».

Немного радует, что административные штрафы при этом не такие драконовские, как за нарушение лицензионных требований. И по ст. 7.22 КоАП РФ они на порядок меньше, чем по ст. 14.1.3. КоАП РФ, да и исключить все дома и лицензии за нарушения органы ГЖН не смогут. Хотя с нашими законодателями, надзорными органамии судами то ли еще будет…

Вот и в вопросе установки общедомовых приборов учета (ОДПУ), некоторые суды очень легко и без малейшего сомнения решили, что при непосредственном способе управления, ответственность за установку ОДПУ в многоквартирном доме также можно возложить у обслуживающую организацию. Ну это примерно тоже самое, если на ателье, в котором мы сшили костюм, какой-нибудь контролирующий орган решит возложить обязанности этот костюм в дальнейшем чистить.

Это интересно:  Отсрочка от армии по учебе в 2020

Разницу в способах управления и опосредующих ее договорах, установленную и в нормах закона, и в выводах Высшего суда при этом видеть совсем необязательно. Проще же вновь ответственным сделать самое сильное и богатое звено в ЖКХ – управляющую организацию (обслуживающую организацию при НСУ).

Но ЖКХ – это же отличная (от других) отрасль, в которой здравый смысл и справедливое толкование законов – не про нее совсем. И еще неизвестно, какие в будущем придут в голову представителей органов ГЖН и судов, мысли в извращенном толковании норм законов в погоне за главной целью: наполнением бюджета торжеством законности и защитой интересов собственников. Правильно: их интересы важнее – они же электорат, который нельзя обижать и вызывать его недовольство! они же слабая сторона договора.

Статьей 13 пунктом 6 Федерального Закона № 261 от 23.11.2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 261) предусмотрена обязанность собственников многоквартирных домов произвести оснащение МКД общедомовыми приборами учета коммунальных ресурсов.

До 01 января 2020 года все многоквартирные дома должны быть оснащены приборами учета коммунальных ресурсов. Если собственниками обязанность по оснащению ОДПУ не выполняется, то обязанность установить приборы учета возлагается пунктом 9 ст. 13 Закона № 261 на ресурсоснабжающие организации (РСО).

Согласно п. 10 ст. 13 Закона № 261 лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Во исполнение Закона № 261 принят Приказ Минэнерго РФ от 7 апреля 2010 года № 149 «Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов» (далее – Приказ 149).

Приказ 149 устанавливает особенности заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Исходя из анализа Приказа 149 лицом, которое может заключить такой договор не обязательно должна быть управляющая организация, а может быть любой собственник, уполномоченный на это решением общего собрания собственников МКД.

Но некоторые суды считают, что лица, ответственные за содержание многоквартирных домов – это также и обслуживающие организации приНСУ.

Судебная практика в большинстве случаев исходит из того, что при непосредственном управлении такие расходы возмещаются собственниками напрямую ресурсоснабжающим организациям, принудительно установившим ОДПУ в доме. Однако при выборе впоследствии управляющей организации суды могут возложить возмещение таких расходов на управляющие организации.

«…Применение указанных правовых норм в их системном толковании позволяет сделать вывод о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомового прибора учета.

По указанным основаниям, истец не вправе требовать возложения обязанности по оплате расходов энергоснабжающей организации на оснащение общедомовыми приборами учета напрямую на собственника помещений в многоквартирном доме, минуя управляющую компанию.

Доводы апеллянта о том, что на момент установки прибора учета тепловой энергии собственники помещений в многоквартирном жилом доме избрали способ управления — непосредственное управление собственниками, был предметом исследования в суде первой инстанции и правомерно отклонен.

В рассматриваемом случае, на момент предъявления истцом иска в арбитражный суд в многоквартирном жилом доме способ управления изменен и избрана управляющая организация (ООО УК «ЖЭУ»- с 01.05.2015), которая в силу вышеуказанных положений законодательства наделена силу своего статуса соответствующими полномочиями по сбору денежных средств с собственников помещений и имеет исчерпывающую информацию о доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество».

Хотя по отношению к собственникам помещений МКД – юридическим лицам суды выражают иногда иную точку зрения. Так, в частности, в Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 25 сентября 2020 г. по делу № А67-376/2019 суд указал:

«…Довод департамента финансов о том, что надлежащим ответчиком по делу является общество «УК «Маякъ», судом округа отклоняется.

Обязательство по установке ОДПУ у муниципального образования как собственника жилых помещений в МКД возникло на основании Закона № 261-ФЗ непосредственно после установки прибора учета. Поскольку на тот момент способом управления МКД являлось непосредственное управление собственниками помещений в МКД, то обязательство города Томска возникло именно перед истцом как РСО, исполнившей обязанность по оборудования ОДПУ, возложенную на собственников помещений в МКД частью 5 статьи 13 Закона № 261-ФЗ.

Тот факт, что впоследствии в этих правоотношениях появился посредник в виде управляющей организации, не прекращает обязанность собственника помещений в МКД по компенсации понесенных расходов РСО, при том, что пятилетняя рассрочка оплаты, предоставленная гражданам — собственникам помещений в МКД частью 12 статьи 13 Закона № 261-ФЗ, на муниципальное образование не распространяется.

Судом округа отклоняется аргумент ответчика, ссылающегося на судебную практику, поскольку обстоятельства настоящего дела не тождественны тем обстоятельствам, исходя из которых Верховным Судом Российской Федерации выработана указываемая ответчиком правовая позиция.

Вместе с тем, данная позиция выработана, во-первых, применительно к ситуации, когда способом управления МКД с момента установки ОДПУ вплоть до рассмотрения дела судом является управление управляющей организацией, во-вторых, в отношении объема обязательств управляющей организации, по общему правилу не превышающего совокупный объем обязательств собственников помещений в МКД, которыми преимущественно являются граждане, имеющие право на пятилетнюю рассрочку исполнения обязательства по оплате расходов на установку ОДПУ.

По обстоятельствам же настоящего дела возникновение в правоотношении по оплате ресурсов и иных затрат РСО на содержание и приращение общего имущества МКД управляющей организации после установки ОДПУ не могло повлечь замену должника в возникшем к этому времени обязательстве ответчика как собственника помещений в МКД перед РСО, с учетом того, что права на рассрочку исполнения ответчик не имеет».

В большинстве случаев при непосредственном управлении МКД суды возлагают ответственность за установку ОДПУ на собственников помещений, а также осуществляют взыскание в пользу РСО расходов по принудительной установке приборов учета.

Однако имеется (как же без этого — то в нашей российской действительности!) и противоположная практика.

«…Доводы кассационной жалобы о: предъявлении иска к ненадлежащему лицу, не учете протоколов общего внеочередного собрания собственников помещений многоквартирного дома и довода о том, что при избрании собственниками непосредственного способа управления обязанность по оплате расходов на установку общедомового прибора учета относится на собственников помещений и истец вправе взыскать эти расходы напрямую с них, были рассмотрены арбитражными судами и обоснованно отклонены со ссылкой на положения приведенных выше норм права, оценку имеющихся в деле доказательств и установленные по данному делу обстоятельства с изложением мотивов их непринятия в обжалуемых судебных актах».

Таким образом, при непосредственном способе управления все финансовые обязательства по оплате установки ОДПУ несут непосредственно собственники МКД (в силу норм ЖК!). В случае изменения способа управления на управляющую организацию в дальнейшем имеется риск возложения расходов по установке ОДПУ на управляющую организацию.

Но, если Ваша организация обслуживает дом по договору оказания услуг при непосредственном способе управления МКД, лучше все-таки изучить судебную практику вашего региона, апелляционной инстанции и суда округа, а вдруг вам не так повезло с «внутренним убеждением» судей. И у них «свое видение» толкования, казалось бы, всем понятных норм жилищного законодательства по данному вопросу.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги. Штат профессиональных юристов поможет вам справиться с любым вопросом. Вся необходимая информация тут.

Статья написана по материалам сайтов: grazhdaninu.com, propertyhelp.ru, www.burmistr.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector