Организация питания в школе

Особенности организации питания школьников связаны продолжающимися процессами интенсивного роста и развития, становления нервно-психической сферы. Современное школьное обучение характеризуется высокими умственными и физическими нагрузками и сопровождается значительными энергозатратами, что также обусловливает особую важность для школьников полноценного питания.

Правильно организованное питание учащихся повышает их работоспособность, успеваемость, способствует хорошему физическому развитию и укреплению здоровья. Отсюда вытекает основная задача медицинских работников, педагогов и воспитателей: добиться 100% охвата школьников горячим питанием. Горячая пища стимулирует секрецию пищеварительных соков, лучше усваивается, полнее используется организмом и дает чувство насыщения. Оздоровительная роль школьного питания дополняется и его большим воспитательным значением – дети приучаются к строгому режиму, формируется культура питания. Особенно актуален вопрос организации рационального питания учащихся подготовительных классов: они должны получать 3-разовое горячее питание (горячий завтрак, обед, полдник).

Режим питания школьниковв домашних условиях и школе строится с учетом рекомендованных интервалов между приемами пищи: не менее 3 ч. и не более 4-4,5 ч. Дети должны получить дома завтрак в 7.00-7.30, горячий завтрак в школе на 2-й или 3-й перемене. Учащиеся групп продленного дня обедают после уроков в 13.00-13.30, учащиеся подготовительных классов после дневного сна в 16.30 получают полдник, ужинают в 19.00-19.30 дома.

Учитывая продолжительное пребывание в школе учащихся групп продленного дня(до 18.00), целесообразно дополнить обязательное для них 2-разовое горячее питание третьим приемом пищи в 16.30 – полдником (стакан молока с хлебом).

Питание в школе детей разных возрастных групп должно строиться дифференцированно с учетом физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии. Завтрак должен составлять 20%, обед – 35% и полдник 10% суточной калорийности рациона.

При составлении рационаможет быть использован разработанный Институтом питания РАМНпримерный набор продуктов и 12-дневное меню школьных завтраков и обедов для учащихся трех возрастных групп, обучающихся в школах.Первая группа– учащиеся 1-4-х классов (7-10 лет),вторая– 5-7-х классов (11-13 лет) и девочки 8-10-классов, ктретьей группеотнесены мальчики 8-10-х классов (14-17 лет). Так же как и в дошкольных учреждениях, возрастная дифференциация питания учащихся обеспечивается за счет разных по объему порций.

Детям, страдающим хроническими заболеваниями почек, печени, желчевыводящих путей, желудка, кишечника, назначается лечебное питание.

Организация и рацион питания учащихся в общеобразовательных учреждениях подлежат обязательному согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

При организации питания школьников следует руководствоваться следующими документами:

— Методические указания по организации рационального питания учащихся в общеобразовательных школах.

О случаях появления в школе пищевых отравлений и острых кишечных инфекций среди учащихся и персонала необходимо в установленные сроки информировать органы Госсанэпиднадзора.

В питании учащихся общеобразовательных учреждений запрещается использовать:

фляжное, бочковое, непастеризованное молоко без тепловой обработки (кипячения);

творог и сметану в натуральном виде без тепловой обработки (творог используют в виде запеканок, сырников, ватрушек; сметану используют в виде соусов и в первое блюдо за 5-10 мин. до готовности);

молоко и простоквашу «самоквас» в натуральном виде, а также для приготовления творога;

зеленый горошек без термической обработки;

макароны с мясным фаршем (по-флотски), блинчики с мясом, студни, окрошки, паштеты, фаршмаг из сельди, заливные блюда (мясные и рыбные);

напитки, морсы без термической обработки, квас;

макароны с рубленым яйцом, яичница-глазунья;

пирожные и торты кремовые;

жареные во фритюре пирожки, пончики;

неизвестные порошки в качестве разрыхлителей теста.

В состав помещений школьной столовой, работающей на полуфабрикатах, должны входить:горячий цех, доготовочная, моечныедля столовой и кухонной посуды,кладовыедля сухих продуктов и овощей,холодильныекамерыдля полуфабрикатов,бытовые помещениядля персонала пищеблока,загрузочная-тарная, моечная для тары, холодильная камера для пищевых отходов, санузел.

В состав помещений буфета-раздаточной должны входить:загрузочная, оборудованная плитой для подогрева пищи, холодильными шкафами;раздаточная, оборудованная мармитами;посудомоечная;подсобное помещение, бытовые помещения для персонала, помещение для мытья тары.

При школьных буфетах и столовых обязательно должен быть предусмотрен обеденный залплощадью из расчета 0,7 кв. м на одно место в зале, исходя из посадки 100% учащихся в 3 очереди.

При столовых должны быть установлены умывальникииз расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Умывальники размещают в расширенных проходах, коридорах, ведущих в обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.

В сельских школах(средних, неполных средних) требования к организации питания те же, что и в городских.

В малокомплектных школах(средних, неполных средних) требования к организации питания те же, что и в городских.

В малокомплектных школах (до 50 учеников) необходимо выделять помещения для приема пищис минимальным набором оборудования:электроплита 2-гнездная, мойка для мытья посуды, холодильник, электротитан.

Требования к соблюдению правил личной гигиены сотрудниками пищеблока.

К работе на пищеблок допускаются здоровые лица, прошедшие медицинский осмотрв соответствии с действующими приказами и инструкциями, а также прослушавшие курс по гигиенической подготовке со сдачей зачета.

Контрольза соблюдением сроков прохождения медосмотроввозлагается на медработника школы.

На каждого работника должна быть заведена личная медицинская книжка, в которую вносят результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума.

Персонал предприятия общественного питания обязан соблюдать следующие правила личной гигиены:

приходить на работу в чистой одежде и обуви;

оставлять верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в гардеробной;

коротко стричь ногти;

перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом, желательно дезинфицирующим;

Это интересно:  Как оплачивается работа в выходные дни

при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщить администрации и обратиться в медицинское учреждение для лечения;

сообщить о всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника.

В пищеблоках школ категорически запрещается:

при изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий носить ювелирные изделия, покрывать ногти лаком, застегивать санодежду булавками;

принимать пищу, курить на рабочем месте. Прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте.

Ежедневно перед началом смены медработник проводит у всех работающих осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний.Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе не допускаются, а переводятся на другую работу.Результаты осмотров заносятся в журнал установленной формы.

В каждом пищеблоке должна быть аптечка с набором медикаментов для оказания первой помощи.

Организация питания учащихся

Организация питания осуществляется школой самостоятельно.

В соответствии с нормами СанПиН в школе созданы следующие условия для организации питания учащихся:

— создана бракеражная комиссия для обеспечения контроля за работой школьной столовой и качеством продуктов питания и готовой продукции;

— помещение столовой рассчитано на одновременное обслуживание 250 учащихся;

— предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, оснащенные необходимым оборудованием (технологическим, холодильным, весоизмерительным) и инвентарем;

— разработан и утвержден порядок питания учащимися (режим работы столовой и буфета, время перемен для приема пищи и т.д.);

— контракт на поставку продуктов питания заключен с

— укомплектованный штат столовой.

О правильном питании (файл)

Обучающиеся 1-4 классов получают одноразовое, двухразовое или трехразовое питание:

1а,б,в,г,д, 2а,б,в, 3а классы – на перемене после 1-го урока 08.45ч-09.00ч
3б,г,д, 4а,б,в,г классы – на перемене после 2-го урока 09.45ч-10.00ч

2г, 3в, 4д класс — перемена после 2-го урока второй смены 13.45ч-13.55ч.

ГПД (обед) 12.50ч-13.30ч

ГПД (полдник) 15.00ч-15.20ч

Обучающиеся 5-11 классов получают одноразовое питание:

5а,г, 6г – на перемене после 2-го урока 09.45ч-10.00ч

5-11 классы – на перемене после 3-го урока 10.45ч-11.05ч
5-11 классы – на перемене после 4-го урока 11.50ч-12.05ч

В школе работает буфет, где учащиеся 1-11 классов могут приобрести выпечку, салаты, напитки за наличный расчет.

Площадь обеденного зала — 270,7 кв.м. Площадь пищеблока — 108,9 кв.м ( горячий цех, холодный цех, мясо-рыбный цех).

Технологическое оборудование пищеблока: камеры холодильные — 2, водонагреватель накопический — 2, картофелечистка, котел пищеварочный — 2, мармит вторых блюд, мармиты электрические первых блюд, машина тестомесильная, мукопросеиватель, мясорубка, овощерезка — 2, универсальная кухонная машина, фильтр для воды, хлеборезка — 2, холодильник бытовой, холодильный стол- 2, шкаф жарочный, шкаф пекарский, шкаф холодилиный — 7, шкаф хлебный электрокипятильник, электроплита — 2, электросковорода.

Организатор поставки продуктов питания: муниципальное предприятие Единый центр муниципального заказа»

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья — есть.

Вас обслуживает столовая МБОУ «Школа № 119 с углубленным изучением отдельных предметов»:

Ответственный по питанию: Брежнева Ирина Викторовна

Режим работы: Понедельник — Пятница 08.00ч-16.00ч

Постановление городской Думы Нижнего Новгорода от 20.02.2008 года № 24 «Об установлении льготных категорий воспитанников и учащихся в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях» (с изменениями и дополнениями) (файл)
Постановление администрации города Нижнего Новгорода от 07.11.2017 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода» (от 04.12.2015 № 2673) (файл)

Постановление Правительства Нижегородской области от 24 октября 2017 года № 760 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Нижегородской области за III квартал 2017 года» (файл)

Решение городской Думы Нижнего Новгорода от 23.11.2016 № 218 «О внесении изменений в Постановление от 20 февраля 2008 года № 24 Об установлении льготных категорий воспитанников и учащихся в муниципальных дошкольных и общеобразовательных организациях» (с изменениями на 28 октября 2015 года) (файл)
Решение городской Думы Нижнего Новгорода от 21.12.2016 № 269 «О внесении изменений в Положение об организации питания детей в муниципальных образовательных организациях города Нижнего Новгорода, утвержденное постановлением городской Думы Нижнего Новгорода от 19.12.2007 № 140» (файл)

Льготное питание в школе осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», решением городской Думы Нижнего Новгорода от 28.10.2015 года № 208 «О внесении изменений в постановление городской Думы г. Нижнего Новгорода от 20.02.2008 № 24», постановлением городской Думы г.Нижнего Новгорода от 19.12.2007 года № 140:

— установлены следующие категории учащихся, питание которых финансируется за счет средств бюджета г.Нижнего Новгорода:

1. Дети из малоимущих семей, стоящих на учете в органах социальной защиты

2. Дети из многодетных семей, стоящих на учете в органах социальной защиты

4. Дети из семей, находящихся в социально-опасном положении

5. Дети, родители которых являются инвалидами (один или оба)

6. Дети, родители которых подвергались воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

7. Дети, родители которых погибли при исполнении служебного долга (один или оба)

8. Учащиеся кадетских классов

9. Учащиеся специальных (коррекционных) классов.

Предоставление льготного питания учащимся осуществляется при наличии следующих документов:

— заявление родителей (законных представителей)

— для детей из малоимущих семей — справка из органов социальной защиты о статусе семьи как малообеспеченной

Это интересно:  Плюсы и минусы армии

— для детей из многодетных семей, детей-инвалидов, детей, родители которых являются инвалидами (один или оба), родители которых подвергались воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, родители которых погибли при исполнении служебного долга (один или оба) — документ, подтверждающий данный статус.

Об организации питания в школе
материал по теме

Материал для участия в конкурсе об организации питания в школе

Скачать:

Вложение Размер
ob_organizacii_pitaniya.docx 446.58 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ШКОЛЕ

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы»

Необходимость серьезно заниматься формированием культуры здоровья в системе общего образования обусловлена рядом объективных причин:

фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, а, следовательно, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период;

в этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни, как система норм и правил, усваиваемых ребенком в специально проецируемой деятельности;

школьный период в развитии наиболее сенситивен в формировании ключевых знаний об особенностях развития человеческого организма, о факторах и способах сохранения и развития здоровья.

Рациональное питание обучающихся — одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. Важнейшим условием для поддержания здоровья, высокой работоспособности и выносливости человека является полноценное и правильное питание. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают повышенный интерес. Основу предполагаемых подходов составляет внедрение новых схем питания школьников и использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспечить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня. Поэтому администрация МОУ “Гимназия №1» города Курчатова сегодня уделяет большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков. Особенно сейчас остро встал вопрос об организации правильного школьного питания. Питание должно быть сбалансированным, в течение дня ребенок должен получать необходимый для этого минимум пищевых и минеральных веществ. Если учесть, что большую часть времени дети проводят в школе, то и полноценно питаться они должны здесь же.

ОРГАНИЗАЦИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аппетит приходит во время еды.

В меню учащихся систематически включаются блюда из мяса, рыбы, молока. В целях совершенствования организации питания детей и для профилактики авитаминоза и ОРВИ у учащихся гимназии, в рационе используется аскорбиновая кислота. В столовой проводится работа по отбору суточных проб готовой продукции. Выполняются требования к организации питьевого режима.

Ежедневно до девяти часов утра происходит учет наличного состава обучающихся, производится корректировка предварительных заказов предыдущего дня. В конце дня производится учет и сверка наличного состава обучающихся и количества выданных в столовой порций. Это позволяет выявить тех детей, кто не получил питания, выяснить причину и принять соответствующие меры. Ежемесячно ведется оформление документации и отчета за безналичные средства перед комитетом по образованию района.

Проводится анкетирование родителей и учащихся по вопросам качества продуктов и изготавливаемых блюд, ассортименту и стоимости питания. Результаты опросов и предложения выносятся для обсуждения на родительских собраниях и с обслуживающим персоналом столовой. Так, по результатам опроса анкеты «Мое настроение после обеда», проведенное в 2010 году 85% старшеклассников и 99% учащихся начальных классов покидают столовую с хорошим настроением. Регулярно, на общешкольном родительском собрании, зам. директора школы по ВР Акимова Н.А. информирует родителей об организации горячего питания в школе. Отзывы о работе, форме и культуре обслуживания в школьной столовой со стороны учащихся, родителей, учителей только хорошие. Так, по результатам анкеты «Питание глазами родителей» на вопрос — удовлетворяет ли Вас система организации питания в школе? — 90% родителей дали положительный ответ. А на вопрос — удовлетворены ли Вы качеством приготовления пищи? – 85% родителей ответили «Да».

10.00. – 10.15. – 15 минут – для обучающихся 1-4 классов и 10 класса.

10.55. – 11.10. – 15 минут – для обучающиеся 5-9 классов.

13.00. — 13.20. – обед для ГПД

учащихся 1В класса, питающихся в школьной столовой

Организация питания в образовательном учреждении

Автор: О. Лунина

Какими нормативными документами следует руководствоваться при организации питания? Какие требования предъявляются к самому питанию? Как документально оформляется и отражается в учете организация питания?

В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона об образовании[1] на образовательные организации возложена обязанность по организации питания обучающихся. Какие нормы и требования следует при этом соблюдать, а также каков порядок отражения в учете различных операций, связанных с организацией питания, рассмотрим в данной статье.

Организацией питания должно заниматься образовательное учреждение. При этом нормативное регулирование обеспечения питанием обучающихся находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 37 Закона об образовании). Они определяют стоимость питания, источники и правила его финансирования, льготные категории обучающихся, которые освобождаются от платы за питание полностью или частично, другие общие организационные вопросы.

Кроме этого, на федеральном уровне совместным Приказом Минздравсоцразвития РФ № 213н, Минобрнауки РФ № 178 от 11.03.2012 утверждены Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях (далее – Рекомендации). В них перечислены технические регламенты, СанПиНы и федеральные законы, которые необходимо соблюдать образовательным организациям. Следует заметить, что некоторые из названных в регламенте документов изменены или утратили силу, при этом сам регламент не утратил актуальности. Рассмотрим его основные положения.

Требования к питанию.

За питанием может быть организован контроль со стороны родительских комитетов, опекунских советов и других общественных организаций.

При организации питания рекомендуется предусмотреть следующие основные моменты (п. 4 Рекомендаций):

а) соответствие энергетической ценности суточных рационов питания энерготратам обучающихся и воспитанников;

б) сбалансированность и максимальное разнообразие рациона питания;

в) оптимальный режим питания;

г) обеспечение в процессе технологической и кулинарной обработки продуктов питания их высоких вкусовых качеств и сохранения исходной пищевой ценности;

д) учет индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников (потребность в диетическом питании, пищевая аллергия и прочее);

е) обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания;

Обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами (п. 7 Рекомендаций):

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) учреждениях – среднесуточными наборами (рационами) питания в соответствии с видом образовательного учреждения (общеобразовательная школа, общеобразовательная школа-интернат);

Согласно п. 11 Рекомендаций образовательным учреждениям рекомендуется использовать цикличное меню на 10, 14, 20, 28 дней.

Меню для каждого типа образовательных учреждений надо разрабатывать на основе утвержденных наборов (рационов) питания, обеспечивающих удовлетворение потребностей обучающихся и воспитанников разных возрастных групп в основных пищевых веществах и энергетической ценности пищевых веществ с учетом длительности их пребывания в образовательном учреждения и учебной нагрузки.

В учреждениях также необходимо предусмотреть централизованное обеспечение питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения (п. 12 Рекомендаций).

Обеспечение водой может производиться в стационарных питьевых фонтанчиках или в емкостях.

Надлежит организовывать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать трех-четырех часов. Для обучающихся и воспитанников, посещающих группу продленного дня в общеобразовательных учреждениях, дополнительно рекомендуется организовать полдник (п. 15 Рекомендаций).

В образовательных учреждениях (кроме дошкольных) может осуществляться торговля пищевой продукцией с использованием торговых автоматов.

Ассортиментный перечень пищевых продуктов, разрешенный для торговли таким способом, приведен в п. 16 Рекомендаций.

Организация питания.

Организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 17 Рекомендаций).

Индустриальными способами производства питания для образовательных учреждений рекомендуется обеспечивать промышленное производство полуфабрикатов и готовых блюд с пролонгированными (увеличенными) сроками годности на пищевых производственных комплексах с использованием современных технологий, обеспечивающих крупносерийное производство наборов (рационов) питания, с последующей их выдачей доготовочными и раздаточными столовыми образовательных учреждений (п. 18 Рекомендаций).

Работники пищеблоков должны проходить курсы повышения квалификации (п. 19 Рекомендаций).

Разработка программ и проведение мероприятий, направленных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивающих совершенствование организации питания в образовательных учреждениях, формирование культуры здорового питания у обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, могут осуществляться на базе региональных стажировочных площадок, в структуру которых могут входить профильные образовательные учреждения профессионального образования, общеобразовательные учреждения, научные организации (п. 20 Рекомендаций).

Документальное оформление и учет.

В рамках организации питания затрагиваются следующие основные направления учета:

учет продуктов питания;

учет готовых блюд;

учет платы за питание.

При организации закупки продуктов питания учреждения руководствуются Законом о контрактной системе[9]. При осуществлении закупки на услуги общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, заказчик вправе провести либо электронный аукцион, закрытый аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без предъявления требований к участникам закупки о наличии соответствующего опыта, либо конкурс с ограниченным участием с предъявлением требований к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с нормами, установленными приложением 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (далее – Постановление № 99).

Такой вывод сделан исходя из того, что оказание услуг общественного питания и (или) осуществление поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, ведущих образовательную деятельность, организаций отдыха детей и их оздоровления (в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 тыс. руб.) относится к случаям закупки товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (п. 6 приложения 2 к Постановлению № 99).

Все перечисленные выше формы документов утверждены Приказом № 52н[10].

Операции по поступлению и выбытию продуктов питания оформляются следующим образом:

Казенное учреждение
(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение
(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение
(Инструкция № 183н***)

Статья написана по материалам сайтов: school119nn.edusite.ru, nsportal.ru, www.audit-it.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector