Основания для расторжения брака

Прекращение брака — это обусловленное наступлением предусмотренных законом юридических фактов прекращение супружеских правоотношений.

Основаниями прекращения брака являются:

— смерть одного из супругов;

— объявление одного из супругов умершим;

— расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов;

— расторжение брака по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным;

— признание брака недействительным.

В случае смерти супруга или объявления его умершим брак считается прекращенным с момента регистрации смерти супруга или вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина умершим. Специального оформ­ления прекращения брака по указанным основаниям не требуется.

Поскольку объявление гражданина умершим основано на презумпции его смерти, то возможна явка такого лица. В данном случае в соответствии с п. 1 ст. 26 СК РФ, брак может быть восстанов­лен по совместному заявлению обоих супругов при наличии решения суда, отменяющего решение об объявлении гражданина умершим.

Брак не может быть восстановлен, если другой супруг вступил в новый брак (п. 2 ст. 26 СК РФ).

Порядок расторжения брака

При жизни супругов брак может быть прекращен путем его расторжения. Расторжение брака является юридическим актом, прекращающим на будущее время права и обязанности между супругами, за исключениями, предусмотренными законом.

Семейный кодекс РФ, как и ранее действовавший, предусматривает две процедуры расторжения брака: в судебном порядке — в судах общей юрисдикции и в административном порядке — в органах загса. При этом государственная регистрация расторжения брака производится только в органах записи актов гражданского состояния.

Момент прекращения брака при его расторжении (ст. 25 СК РФ)

Брак, расторгаемый в органах загса, прекращается со дня государственной регистрации расторжения брака в книге регистрации актов гражданского состояния.

Моментом прекращения брака при расторжении его в суде является день вступления решения суда в законную силу. В течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу суд обязан направить выписку из этого решения в орган загса по месту государственной регистрации заключения брака.

На основании выписки из решения суда любой из супругов вправе получить свидетельство о расторжении брака в органе загса по месту своего жительства. До получения свидетельства о расторжении брака супруги не вправе вступать в новый брак. Проблема развода находится в тесной связи с изменением типа отношений в современной семье: новые модели семьи порождают собственные формы разрыва этих отношений. Если в традиционном браке под разводом понимают разрыв отношений в юридическом, экономическом, психологическом плане, что влечет за собой реорганизацию жизни обоих супругов, то современные формы семейных отношений предполагают, что и после их прекращения психологические аспекты последствий расставания не только сохраняются, но и выходят на первый план.

Известный отечественный социолог Н. М. Римашевская считает, что проблема развода и судьбы семьи в переломный момент жизни общества приобретает необычайно серьезное значение. В последние годы в нашей стране растет число разводов при одновременном сокращении заключаемых браков, а внебрачная рождаемость приводит к увеличению количества неполных семей. По расчетам демографов, около половины мужчин и женщин в течение жизни расторгают брак: в среднем распадается два из каждых пяти зарегистрированных браков. Более 30 % разводов приходится на молодые семьи, просуществовавшие менее 5 лет.

Традиционно проблема развода в России анализировалась социологами и демографами, исследовавшими семьи на разных стадиях неблагополучия брака. К сожалению, собственно психологических работ исследования развода в России нет.

Развод, как правило, не является одномоментным событием и имеет свою историю развития. По данным исследования, проведенного в конце 90-х гг. XX в. В. В. Солодниковым, в предразводной ситуации супруги обращаются за помощью не в консультацию по вопросам семьи и брака, а к родственникам и друзьям: к матери — 75,8%, друзьям — 51,8%, отцу — 39,2%, а также к юристам — 10,2%, психологам и врачам — 4,9%. Ожидая поддержки и сочувствия от друзей и родителей, человек, оказавшийся в предразводной ситуации, часто находится в состоянии растерянности, потери ценностей жизни. Какие же советы он получает: 66,9 % — поступай, как хочешь; 40 % — разводись; 14,7 % — «учти интересы детей, поживи отдельно, обдумай ситуацию»; 21,6 % — «измени свое поведение». Чаще одобряют решение на развод друзья и матери жен. Друзья «спасают» друга, а матери пытаются спасти дочь.

По мнению отечественных социологов, основные условия, предопределяющие развод, — это урбанизация образа жизни, миграция населения, индустриализация страны, эмансипация женщин. Эти факторы снижают уровень социального контроля, делают жизнь людей в значительной степени анонимной, у них атрофируются чувства ответственности, устойчивой привязанности, взаимной заботы друг о друге. Но это лишь фон: каждый развод имеет собственные основные и сопутствующие причины и мотивы.

Порядок и основания расторжения брака в ЗАГСе и в суде

Надежда Тихонова Последние изменения: июль, 2020 Развод 0 222 Время чтения: 4 мин.

В главе 4 статье 16 Семейного Кодекса РФ приводятся следующие основания для расторжения брака: смерть супруга, недееспособность, подача заявления от одного супруга или от обоих. Ознакомление с законодательством и дополнительной информацией позволяет любому человеку официально разорвать брачный союз без юридической помощи.

Порядок и основания расторжения брака

Развод осуществляется в установленном законом порядке и завершается с получением свидетельства о прекращении брака. Для подачи заявления достаточно решения мужа или жены. Если второй супруг не согласен разводиться, расторжение союза все равно произойдет, но процедура потребует пару месяцев.

Статья 17 СК РФ ограничивает возможности мужчин на предъявление требования о расторжении брака, если женщина беременна, или в семье есть младенец в возрасте до года. В таком случае развод состоится только с разрешения супруги. Причем, ограничение на год действует, даже если малыш не выжил после рождения.

Провести процедуру расторжения брачного союза можно в ЗАГСе и в суде. Срок развода официальной семьи составляет не менее 30 дней. Способ выбирается по желанию супругов в зависимости от наличия детей:

  1. порядок проведения процедуры через ЗАГС описывается в ст. 19, 20 СК;
  2. условия развода в судебном порядке приводятся в ст. 21, 22, 23 СК.

Развод через ЗАГС при согласии супругов

Направление заявления в отдел ЗАГСа – это самый быстрый способ освободить себя от семейных уз. Брачный союз будет аннулирован, если в семье не было общих несовершеннолетних детей согласно ст. 19 СК РФ. Для этого в ЗАГС должны явиться оба супруга или один из них по взаимной договоренности.

Госрегистрация развода осуществляется спустя месяц после направления заявления. Если один из супругов не может придти, но от решения развестись не отказывается, то подготавливает письменное согласие, заверенное нотариусом. Граждане, находящиеся в тюрьмах, могут заверить согласие у руководителя исправительного учреждения.

Заявление о прекращении брака можно написать через МФЦ или направить через портал «Госуслуги».

Развод через ЗАГС по желанию одной из сторон

Согласно п. 2. ст. 19 СК РФ расторгнуть брачный союз можно и без получения разрешения супруга, независимо от наличия детей в семье, при определенных обстоятельствах:

  • один из супругов считается без вести пропавшим;
  • лишился дееспособности (к заявлению приложить копию судебного решения о недееспособности);
  • получил тюремный срок до 3 лет (приложить копию судебного приговора).

Между мужем и женой при расторжении союза через ЗАГС могут возникать споры по поводу распределения имущества, выбора места проживания детей, алиментных выплат. Данные вопросы решаются в судебном порядке (ст. 20 СК РФ).

Основания для расторжения брака через суд

Даже если одна из сторон не согласна аннулировать брачный союз, при наличии условий п. 2 ст. 19 СК РФ брак подлежит расторжению. Согласно п. 1 ст. 22 СК РФ союз расторгается, если суд установил, что супруги больше не в состоянии жить вместе и не могут сохранить семью. Судья может назначить примирительные меры и перенести слушания на период до 3 месяцев.

Это статья с сайта vseofinansah точка ru. Если вы ведите эту статью на другом сайте, значит ее украли.

Семейный союз без разрешения одного из супругов аннулируется через суд в случаях, раскрытых ст. 21 СК РФ:

  1. в семье есть дети, не достигшие совершеннолетия;
  2. один из супругов не явился в ЗАГС, отказался подписать заявление;
  3. муж или жена выступает против распада семьи.

В статье 23 СК РФ указываются обстоятельства, которые обязывают супругов, добровольно готовых на разрыв отношений, аннулировать брак в судебном порядке. Главной причиной перенесения дела в суд становится наличие несовершеннолетних детей.

Таким образом, при получении или неполучении согласия обоих супругов не всегда можно быстро развестись через ЗАГС. Процесс разрыва брачного союза в судебном порядке является более длительным. Брак аннулируется не ранее, чем через 30 дней после подачи иска. Дела о расторжении семейных союзов рассматриваются мировыми судьями, при наличии определенных обстоятельств передаются районным судам.

Для подачи иска потребуется собрать дополнительные бумаги. Супруги имеют право составить Соглашение о детях (ст. 24 СК РФ). В данном документе указываются обязательства каждого родителя, с кем будут жить дети, при каких обстоятельствах будут общаться с другим родителем.

Это интересно:  Как лишить отцовства без согласия отца

Процедура развода через суд

В процессе подготовки иска в деле могут возникнуть новые требования (получение алиментов, раздел имущества), которые продлевают сроки рассмотрения и требуют дополнительных заседаний.

В процессе слушания суд проводит следующую работу:

  • выясняет, готов ли ответчик к разрыву брака;
  • расторгает союз без установления оснований, если оба супруга выражают согласие;
  • устанавливает причины подачи иска, если один из ответчиков не хочет расторгать брачный союз;
  • анализирует, можно ли сохранить семью, устанавливает срок для примирения сторон до 3 месяцев.
  • На последнем слушании брак аннулируется, если истец не отказывается от своих намерений.

Решение вступает в силу ровно через месяц после его принятия. Как правило, через судебные инстанции брак аннулируется спустя 2 месяца и более. При несогласии второй стороны процедура может продлиться до 6 месяцев. Особенно, если одна из сторон подаст жалобу на судебное решение.

Брачный союз будет разорван окончательно в день вступления в силу постановления суда. Для оформления свидетельства о расторжении брака надо обратиться в отделение ЗАГСа с копией судебного решения.

Нюансы судебного расторжения брака с детьми

Расторжение семейного союза с ребенком через суд проходит, так же как и при отсутствии детей. Вместе с заявлением на развод подают следующие требования:

  1. о взыскании алиментных платежей;
  2. об установлении места проживания детей;
  3. об участии в их воспитании.

Юристы не всегда рекомендуют направлять требования совместно, так как в таком случае принятие решений по делу затянется на несколько месяцев. Процедура развода родителей с ребенком проводится мировым судьей. Более серьезные судебные дела, связанные с решением детских вопросов, например, определение места жительства малыша, переносятся в районный суд. Поэтому придется направлять по два заявления в разные суды.

Заключение

Законом предусмотрены два варианта расторжения брачного союза: через ЗАГС, через мировой или районный суд. Если развод является обоюдным решением, и семья не успела обзавестись детьми, то для оформления разрыва отношений потребуется не менее 1 месяца. Если одна из сторон не соглашается добровольно развестись, решается судьба детей, тогда процедура будет проводиться через мировой или районный суд. В таком случае процесс займет от 2 до 6 месяцев.

Основания прекращения брака

Прекращение юридического факта существования супружеских отношений является прекращением брака.

Понятие и основания прекращения брака

СК РФ излагает понятие и основания для прекращения брака. Так, прекращение юридического факта существования супружеских отношений является прекращением брака. Данный процесс должен быть обусловлен такими юридическими событиями, которые имеют значимый характер и изменяют правоотношения.

Семейным кодексом определены основания прекращения брака:

  • фиксирование факта смерти одного из супругов;
  • признание одного из них умершим;
  • проведение процедуры расторжения брака на основании заявления сторон;
  • расторжение брака по заявление одного из супругов в случае: признания судом безвестно отсутствующим; признание судом недееспособным; осуждение за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. (ч.2 ст. 19 СК РФ).
  • расторжение брака в судебном порядке
  • принятие судебного решения о недействительности брака.

Другие основания для прекращения брака не предусмотрены.

Моментом основания прекращения брака при наступлении случая смерти второго супруга или признания его умершим, считается дата его фактической смерти или день вступления в силу соответствующего судебного решения.

Оба основания прекращения брака не требуют осуществления специального оформления прекращенного брака.

Гражданское и семейное законодательство допускает возможность возврата лица, признанного умершим. Так, решение суда будет отменено, а брак восстановлен. Таким образом, отпадут основания прекращения брака.

Не подлежат восстановлению семейные союзы в том случае, когда второй супруг уже находится в других официальных брачно-семейных отношениях.

Основания для расторжения брака

Под определением основания для расторжения брака понимается такое прекращение семейных правоотношений, которое осуществляется в порядке судебного производства или упрощенном порядке.
Главное, что среди исчерпывающего перечня основания для расторжения брака, установленных положениями СК РФ, необходимо отметить следующие основания прекращения брака:

  • наличие взаимного согласия на развод у лиц, находящихся в браке;
  • предъявление одним из супругов заявления в органы правосудия, в случае признания второго супруга безвестно отсутствующим, недееспособным или виновным в совершении преступления, наказание за которое составляет три и более года лишения свободы;
  • предъявление со стороны опекуна заявления о признании опекаемого (который выступает супругом) недееспособным.

Для каждого представленного основания прекращения брака существует объем особенностей, специфика которых позволяет говорить о прекращении брака, как о сложном юридическом процессе.

СК РФ прямо устанавливает случаи, при которых расторжение брака может проводиться по упрощенной процедуре органами ЗАГСа. Для этого необходимо взаимное согласие супругов и отсутствие спора о детях и имуществе.

Любое препятствие к расторжению брака влечет обязательность прохождения судебной процедуры.

Смерть или признание одного из супругов умершим

Прекращение брака возможно в результате смерти. В этом случае, датой прекращения брака будет считаться день, когда второй супруг умер.

Положения си. 48 ГК РФ дают перечень оснований, наличие которых позволяет признать супруга умершим. К ним относятся:

  • отсутствие сведений о месте пребывания лица по месту его жительства на протяжении 5 лет;
  • отсутствие таких сведений на протяжении 6 месяцев, в том случае, если лицо пропало без вести при таких обстоятельствах, которые могли бы угрожать ему смертью. Кроме того, такие обстоятельства могут давать основание думать, что смерть лица наступила в результате произошедшего несчастного случая;
  • пропажа без вести военнослужащего или иного лица, который находился в зоне военных действий, в том случае, если после окончания войны он не вернулся на прежнее место жительства в течении 2 лет.

Рассмотрение данного вопроса возложено на органы правосудия. Ходатайствовать о принятии соответствующего решения вправе второй супруг или другие родственники предположительно умершего лица, а также прокурор.

Как смерть, так и признание лица умершим, является объективным фактором для прекращения брака в упрощенном порядке, через органы ЗАГСа.

Расторжение брака по заявлению одного или обоих супругов

Упрощенный порядок расторжения брака путем подачи заявления в органы ЗАГСа возможен при наличии обоюдного согласия супругов и отсутствии у них несовершеннолетних детей. В данном случае значения не имеет наличие имущественных споров, подлежащих рассмотрению органами правосудия.

При этом стороны должны подать в органы регистрации брака совместное заявление, выражающее желание на развод. Отсутствие обоюдного заявления влечет за собой необходимость проведения судебной процедуры.
На основании совместного заявления, по истечении месяца, с даты его подачи, брак расторгается, для чего требуется присутствие хотя бы одной стороны.

Факт расторжения брака отражается в актовой записи, на основании которой выдается свидетельство.

Такая процедура расторжения брака, в котором нет несовершеннолетних детей, является наиболее цивилизованной, менее затратной с точки зрения времени и средств.

Основания прекращения брака в суде

Брак подлежит расторжению путем применения процедуры правосудия при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, либо при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака. Исключением из этого правила являются случаи, когда второй супруг признан безвестно отсутствующим, недееспособным или лишен свободы приговором суда на срок 3 и более года.

Основания для прекращения брака служит такой распад семьи, который можно считать очевидным и который противоречит интересам лиц, находящимся в браке, их детям и обществу. В данном случае, согласия обоих супругов не требуется. Суд лишь устанавливает факт невозможности продолжения семейных отношений. Например, сторона подающая заявление в суд, указывает в качестве причины несходство характерами. В судебном порядке назначается процедура примирения (на усмотрение суда, сроком до 3 месяцев), по истечении которой мнения сторон повторно выслушиваются и, даже, если одна сторона не желает дальнейшего продолжения отношений, брак подлежит расторжению.

Вместе с принятием решения по данному вопросу, суд определяет порядок проживания несовершеннолетнего, исследует вопрос об имущественном споре и материальном содержании сторон.

Моментом прекращения брака будет признано вступление решения в законную силу. Право на заключение нового брака у бывших супругов возникает непосредственно с этой даты после получения соответствующего свидетельства, которое выдается ЗАГСом.

Порядок и основания прекращения брака

Государственная регистрация брака и его расторжения возложена на органы ЗАГСа.

Расторжение брака, в котором у супругов нет несовершеннолетнего ребенка, происходит в упрощенном порядке в том случае, если данные лица обратятся в орган регистрации с совместным заявлением, тем самым выражая обоюдное желание о прекращении брачно-семейных отношений. Расторжение брака произойдет по истечении месяца, со дня подачи совместного заявления, о чем орган ЗАГСа выдаст сторонам свидетельство.

Отсутствие обоюдного желания или наличие несовершеннолетних детей влечет применение судебных процедур для рассмотрения вопроса о расторжении союза граждан.

Судебный процесс основывается на заявлении, которое подается одной из сторон правоотношений. Суд может предоставляет сторонам срок для примирения, после чего заслушивает их по вопросу возможности продолжения брака. Судебное решение, которое вступило в законную силу, должно быть направлено в ЗАГС для проведения государственной регистрации факта расторжения брачного союза. По факту такой регистрации выдается государственное свидетельство.

Моментом прекращения брака будет признано вступление решения в законную силу. Право на заключение нового брака у бывших супругов возникает непосредственно с этой даты после получения соответствующего свидетельства, которое выдается ЗАГСом.

Церковное право

Канонические основания для расторжения брака

Брачный союз прекращается смертью одного из супругов. Идеал христианского брака – абсолютная моногамия, исключающая второй брак. Тем не менее, снисходя к немощи человеческой, христианский закон дозволяет вдовцу или вдовице вступать в новый брак: по слову апостола Павла, «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» ( 1Кор. 7:39 ).

Христианский брак нерасторжим при жизни супругов, за исключением случаев прелюбодеяния. Господь отвечал фарисеям, искушавшим Его вопросом о том, по всякой ли причине позволительно разводиться с женою: «Но Я говорю вам: кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» ( Мф. 19:9 ).

Это интересно:  Доверенность на сопровождение ребенка в поездке

Апостол Павел в Послании к Римлянам учит: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу… посему если при живом муже выходит за другого, называется прелюбодейцею» . ( Рим. 7:2 ). Христианское учение о нерасторжимости брака при жизни супругов противоречило римской правовой практике, допускавшей как развод по обоюдному согласию (divortium ex consensu), так и развод по требованию одного из супругов, основанному на законном основании (divortium ex rationabile causa). Осуждая свободный развод, Древняя Церковь всячески стремилась отвратить от него своих членов и не принимала в клир второбрачных.

Византийские императоры, считаясь, с одной стороны, с укоренившейся в обществе древней практикой, а с другой, с христианским учением о браке, в своих брачных законах не раз запрещали и вновь разрешали свободный развод. В последний раз в византийском праве развод по свободному согласию супругов был разрешен на основании 566 новеллы Юстина II, отменившего запрет таких разводов, сформулированный в 117 новелле его предшественника Юстиниана I. Позднейшие сборники гражданского права: «Прохирон», «Эпанагога» и «Василики» – содержат нормы, запрещающие расторжение брака по свободному согласию супругов, без законной на то причины.

В церковном законодательстве эта норма изложена в 87 правиле Трулльского Собора: «Жена, оставившая мужа, аще пойдет за инаго, есть прелюбодейца, по Священному и Божественному Василию, который весьма прилично из пророчества Иеремии привел сие: аще жена будет мужу иному, не возвратится к мужу своему, но осквернением осквернена будет. И паки: держай прелюбодейцу, безумен и нечестив. Аще убо усмотрено будет, яко оставила мужа без вины, то он достоин снисхождения, а она епитимии. Снисхождение же будет ему оказано в том, да будет он в общении с Церковью. Но законно сопряженную себе жену оставляющий, и иную поемлюший, по слову Господа, повинен суду прелюбодеяния. Постановлено же правилами Отец наших, таковым год быти в разряде плачущих, два года в числе слушающих чтение Писаний, три года в припадающих, и в седмый стояти с верными, и тако сподобитися причащения, аще со слезами каятися будут». По Божественному праву, христианский брак нерасторжим, кроме случаев прелюбодеяния; однако брак, фактически существующий, но противоречащий христианскому закону, подлежит отмене и признается недействительным.

Применительно к практике законодательства, действовавшего в России в синодальную эпоху, профессор А.С. Павлов называет следующие основания для признания брака недействительным: «Отмене подлежат браки, совершенные по насилию или в сумасшествии одного или обоих брачующихся, браки лиц, не свободных от другого брака (не прекратившегося смертью или законно не расторгнутого), браки лиц, состоящих в запрещенных церковными законами степенях родства или свойства, браки лиц, которым по расторжении брака запрещено вступать в новый, браки лиц, не достигших церковного совершеннолетия (15 и 13 лет), браки монахов, священников и диаконов, пока они состоят в своем сане, и браки православных с нехристианами (Зак. гр. ст. 37)» 399 .

Развод

Помимо смерти одного из супругов и отмены недействительного брака, еще одним основанием прекращения брака является развод – расторжение действительного брака компетентной церковной или гражданской властью. Католическое право, вопреки оговорке Спасителя о нерасторжимости брака, кроме случаев прелюбодеяния, вовсе не допускает развода, хотя на практике в Католической Церкви гораздо чаще, чем у нас, отменяются как недействительные фактически существующие браки. Причем, как правило, такая отмена дает обеим сторонам право вступать в новый брак. Православное же церковное право с расторжением брака связывает запрет второго брака для виновной стороны.

Господь назвал единственное основание для развода – прелюбодеяние, которое оскверняет брак. Христианское учение о браке противоречило воззрениям и обычаям еврейского народа, а также нормам римского права. Поэтому оно не сразу воплотилось в жизнь даже после христианизации империи. Вопреки и еврейским, и языческим римским представлениям о браке, Евангелие требует строгого соблюдения супружеской верности не только от жены, но и от мужа. Но поскольку такое требование было слишком высоким для общества, церковный суд считался с предписаниями гражданского права, которое и после Миланского эдикта в основе своей оставалось все тем же дохристианским римским правом и лишь постепенно вобрало в себя христианские нормы.

В правилах Василия Великого приводится четкое различие между прелюбодеянием со стороны жены и нарушением супружеской верности мужем. В 9-м правиле Св. Отец говорит: «Господне изречение, яко не позволительно разрешатися от брака, разве словесе прелюбодейна, по разуму онаго, равно приличествует и мужам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречений… Женам же обычай повелевает удерживати мужей своих, хотя они прелюбодействуют и в блуде суть. Посему не знаю, сможет ли прямо прелюбодейцею нарещися живущая с мужем оставленным своею женою: ибо здесь обвинение падает на оставившую мужа, по какой причине она отступила от брака… Посему жена, оставившая своего мужа, есть прелюбодейца, аще перешла к другому мужу, а муж оставленный, достоин снизхождения, и сожительствующая с ним не осуждается. Аще же муж, отступив от жены, поймет иную, то и сам он есть прелюбодей, понеже творит ю прелюбодействовати, и живущая с ним есть прелюбодейца: поелику отвлекала к себе чужаго мужа».

В 21 правиле Св. Василий изрек: «Аще муж, сожительствуя жене, и потом не довольствуяся браком, впадет в блуд, таковаго почитаем блудником… Впрочем не имеем правила подвергати его вине прелюбодеяния, аще грех соделан с свободною от брака. Ибо речено: прелюбодейца сквернящися осквернится, и к мужу своему не возвратится… Но соблудивший не отлучается от сожительства с женою своею, и жена должна приняти мужа своего, обращающегося от блуда: но муж оскверненную жену изгоняет из своего дома. Причину сему дати не легко, но тако принято в обычай».

Законодательство византийских императоров со временем все больше проникалось христианскими нравственными началами. После того как развод на основании всего лишь обоюдного согласия супругов был исключен из правовой практики, законодательство сохранило несколько причин, дававших законное основание для расторжения брака; прежде всего, по слову Спасителя, прелюбодеяние, включая и измену со стороны мужа; а также те случаи, которые можно было рассматривать как аналогию супружеской неверности или смерти. Например, аналогией прелюбодеяния считался случай, когда жена ночевала на стороне (не в доме своих родителей); аналогию смерти по этим правовым воззрениям составляет безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 или 10 (для военных) лет. Законные основания для развода сформулированы в 117 новелле Юстиниана. Правовые нормы этой новеллы включены в «Номоканон». Византийское законодательство различает причины развода, связанные с наказанием и запрещением брака для виновной стороны (развод cum damno) и причины развода, не связанные с виной супругов (развод sine damno).

Основаниями для развода cum damno византийское право признавало:

покушение на царя, злой умысел против него, а также недонесение начальству об умысле на самодержца со стороны другого лица. Указанные преступления, как тягчайшие, лишали виновного всех гражданских прав. Это приравнивалось к его гражданской смерти, не говоря уже о том, что обычно они карались смертной казнью;

покушение одного супруга на жизнь другого, и непредупреждение одним из супругов другого об известном ему злом умысле. Такое покушение рассматривалось как неверность, худшая, чем прелюбодеяние;

истребление женой утробного плода, вытравление плода признано основанием для расторжения брака в 22 новелле Юстиниана. В новелле говорится, что жена, истребляющая плод, обличает в себе нравственное развращение и оскорбляет мужа, лишая его потомства;

наконец, восприятие собственного ребенка от купели крещения.

Согласно 49-му правилу Василия Великого, насилие не подвергало вине прелюбодеяния пострадавшую от него: «Растления, бывающия насилием, да не подвергаются обвинению. Посему и раба, аще насилована господином своим, неповинна». Прелюбодеяние, по византийскому праву, переставало быть причиной для развода, если обе стороны виновны в нем, а также если сторона, ищущая развода, уже простила супругу его преступление прямо или косвенно (продолжая сожительствовать), или если она пропустила пятилетний срок для подачи жалобы. Прелюбодеяние в суде доказывалось с помощью показаний свидетелей, фактом рождения ребенка или беременности, несмотря на разлуку с мужем, а также другими уликами. К прелюбодеянию приравнивалось и добрачное распутство жены, в том случае если муж не знал о нем до вступления в брак; такие поступки жены, которые клали тень на ее добропорядочность: если она участвовала, против воли мужа, в пиршествах с посторонними мужчинами, мылась с ними в бане, отлучалась против воли мужа из его дома и ночевала не в доме родителей, ходила без ведома супруга смотреть на конские ристалища, бой зверей и театральные представления. В древности посещение таких зрелищ считалось неприличным для женщин, тем более для христианок.

Василий Великий запрещает жене требовать расторжения брака на основании прелюбодеяния мужа. Однако со временем и жена получила такое право в случаях, если муж пытался свести ее с другим мужчиной; муж перед судом обвинял ее в прелюбодеянии и не смог доказать ее вины; муж сожительствовал с посторонней женщиной в доме, где живет и его жена; а также если муж без нужды жил в разлуке с женой в течение продолжительного времени.

Согласно 53 правилу Трулльского Собора, поставившему духовное родство выше плотских отношений, ищущие развода могут добиваться этого через восприятие собственного ребенка. Императоры Лев IV и Константин VI издали новеллу, на основании которой супруг, виновный в разводе по этой причине, подлежит денежному штрафу, или телесному наказанию, семилетнему изгнанию и запрету вступать в новый брак.

Это интересно:  Как оформить машину при покупке с рук

Развод sine damno (без вины) в византийском законодательстве допускался по следующим причинам.

Неспособность к супружескому сожитию, приобретенная до вступления в брак; лишь через 2 года с момента заключения брака супруга могла искать развода по этой причине. Бесплодие жены, в отличие от языческого римского права, в христианском византийском праве не признавалось основанием для расторжения брака.

Безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 лет, а воинов – в течение 10 лет, причем вероятность смерти супруга должна подтверждаться не неопределенными слухами, а надежными свидетельствами. В том случае, если после вступления жены солдата во второй брак первый муж возвращался, он имел право взять к себе свою жену. В 93-м правиле Отцы Трулльского Собора изрекли: «Аще же по некоем времени возвратится воин, коего жена, по причине долговременнаго отсутствия его, со иным мужем сочеталася, то паки да возмет жену свою, аще восхощет: при чем да дастся ея неведению прощение, такожде и мужу, сожительствовавшему с нею во втором браке». Пленение воина не являлось основанием для развода с ним. Об этом ясно говорится в 33-й новелле Льва Философа.

Сумасшествие супруга, являясь препятствием к браку, не могло служить основанием для развода, если оно приобретено в супружестве. Хотя император Лев Философ предоставил жене право разводиться после 5 лет болезни мужа, а мужу – сносить сумасшествие жены в течение 3 лет, и после этого требовать расторжения брака, в «Номоканон», однако, этот закон не вошел.

Брак расторгался в силу монашеского пострига одного из супругов с согласия другого. Св. Иоанн Златоуст считал, что другой супруг в этом случае не вправе вступать в новый брак, ибо такой брак подвергал бы сомнению благочестивую настроенность жены или мужа, давших согласие на постриг супруга. Но византийские гражданские законы, приравнивая монашество к естественной смерти, не лишали оставшегося в миру супруга возможности вступления во второй брак. Брак, естественно, расторгали и при обоюдном произнесении супругами монашеских обетов.

Брак расторгался также в случае избрания мужа епископом. 48 правило Трулльского Собора гласит: «Жена производимаго в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа».

Развод в Византии производился по судебному решению гражданской власти, а в поздневиэантийскую эпоху, когда брачно-семейные дела были отнесены к компетенции церковной власти, по судебному решению церковных инстанций, подлежавшему утверждению со стороны архиерея. Супруги, разведенные cum damno (с виной) не лишались права вступать в брак между собой, если тому, конечно, не препятствовали какие-либо обстоятельства, вроде монашеских обетов или заключения нового брака. Возможность возобновления брака открыта была для разведенных и sine damno и cum damno (за исключением развода по причине прелюбодеяния). Муж, пожелавший взять к себе разведенную с ним жену-прелюбодейку, подлежал, согласно римскому праву, обвинению в сводничестве. Однако 134 новелла Юстиниана дозволяла мужу вновь взять к себе жену, разведенную с ним из-за ее неверности и сосланную в монастырь, в течение 2 лет после расторжения брака.

Развод в России

На Руси, после ее Крещения, действовали в основном те же нормы относительно прекращения брака, что и в Византии, но наблюдались и некоторые их отличия от норм византийского права. Так, участие жены в пирушках, игрищах и мытье в бане с мужчинами не приравнивались к прелюбодеянию и не могли служить основанием для развода. На практике весьма часто браки расторгались из-за бесплодия жены, но формальным основанием для развода в таких случаях служило вступление жены в монастырь. Хроническая болезнь одного из супругов не могла в Византии служить причиной для развода. В теории так было и на Руси: «Аще будет жене лихой недуг или слепа, или долгая болезнь, про то ее не пустити. Тако же и жене нельзя пустити мужа» 400 . На практике, болезнь жены часто давала мужу повод искать развода; прикрытием для развода и тут, как правило, служит постриг. Великий князь Симеон Иванович Гордый (1350 г) отослал от себя жену под тем предлогом, что ее испортили на свадьбе, и ночью она казалась ему мертвецом.

Правовые нормы, регулирующие расторжение браков, серьезному пересмотру подверглись в синодальную эпоху. Гражданские и церковные власти ограничили число законных оснований для развода. Прежде всего это касается случаев принятия одним из супругов монашества. В «Прибавлении к Духовному регламенту» сказано: «Не принимать в монастырь мужа от живой жены. Обычаем водится, что муж с женою по обоюдному согласию расторгают брак с тем, чтобы мужу постричься в монахи, а жене быть свободной и выйти замуж. Такой развод простым людям кажется правильным, но слову Божию он вполне противоречит, если он делается на этом основании. Но если бы даже существовала и достаточная причина к разводу, все-таки не следует мужу самовольно разводиться со своей женой, а нужно просить об этом своего епископа, который, обстоятельно исследовавши дело, должен писать об этом в Св. Синод для рассмотрения этого дела. Если бы муж и жена по временному согласию пожелали принять сан монашеский, тогда, кроме других обстоятельств, обращать внимание на возраст жены, достигла ли она 50 или 60 лет, и есть ли дети у этих супругов, и в каком положении они их оставляют» 401 .

По Указу Петра I, изданному в 1720 г., вечная ссылка на каторжные работы, навсегда отлучавшая осужденного от общества, приравнивалась к его гражданской смерти и влекла за собой прекращение брачного союза. В отдельных случаях Духовные Консистории и Синод расторгали браки по причине длительного сумасшествия одного из супругов, хотя в правовую норму эти прецеденты не возводили. В синодальную эпоху браки расторгали чаще всего вследствие прелюбодеяния одного из супругов. Основанием для развода являлось лишь доказанное прелюбодеяние в прямом смысле. При этом причиной развода могла служить неверность не только жены, но и, в равной степени, мужа. Русское законодательство синодальной эпохи дозволило требовать развода супругу, принявшему христианство, если другая сторона оставалась неверной (п. 4 Указа от 12 января 1739 г.). Но закон этот противоречил учению апостола Павла: «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим); иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится, брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?» ( 1Кор. 7:12–16 ). В 72 правиле Трулльского Собора, запрещающем православным брак с еретиками, излагается это учение апостола Павла: «Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком; потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив, – мужу неверному с женою верною, то да не разлучаются, по Божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже».

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. принял «Определение о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью». Законными поводами для ходатайства одного из супругов о расторжении церковного брака Собор признал отпадение от Православия, прелюбодеяние и противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, безвестное отсутствие, присуждение супруга или супруги к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги или детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, вступление одной из сторон в новый брак, неизлечимую тяжелую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим.

В синодальную эпоху бракоразводные дела рассматривались Духовными Консисториями, и решения по ним утверждались епархиальными епископами или в Святейшем Синоде.

В наше время бракоразводные дела, как известно, рассматриваются в государственных судебных органах. Это, однако, не избавляет православного христианина от долга подвергать свое желание расторгнуть церковный брак суду законной церковной власти, суду епископа. Церковная власть в таком случае не проводит сложного судебного разбирательства, подобного тому, который проводили в синодальную эпоху в Консистории или Синоде, не имея для этого достаточных средств, а может лишь в своем решении по ходатайству о расторжении брака опираться на показания самих супругов, свидетельство духовника, а также на решение гражданского суда по данному делу, если оно уже состоялось.

Статья написана по материалам сайтов: vseofinansah.ru, advokat-malov.ru, azbyka.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector