Основные положения конвенции о правах ребенка

Формирование системы прав ребенка можно рассматривать с двух позиций: 1) юридической, констатируя, что общество идет по пути формализации, юридического оформления прав детей, и 2) социально-педагогической, суть которой в том, что соблюдение, защита прав и интересов детей определяются правовой компетентностью и грамотностью лиц, осуществляющих воспитание детей. Чаще всего гарантами прав ребенка в общественной жизни выступают родители (законные представители) или педагог. А значит, все зависит от того, как широко понимает взрослый права детей и как готов изменить свою педагогическую позицию, чтобы эти права реализовать.

Вершиной нормативного оформления прав ребенка в ХХ в. явилось принятие Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 Международной Конвенции о правах ребенка, а 2.09.1990 документ вступает в силу. Впервые ребенок становится не только объектом, требующим специальной защиты, но и субъектом права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Сегодня более 190 стран ратифицировали Конвенцию (СССР – 13.07.1990).

Конвенция признает ребенком каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Она рассматривает детей как особую демографическую группу населения, нуждающуюся в специальной системе защиты, создании благоприятных условий для выживания, здорового и гармоничного развития каждого ребенка как личности, признавая его самостоятельным субъектом права. Конвенция ставит перед государствами задачу подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, воспитания его «в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства».

Конвенция, в отличие от всех предшествующих международных актов по правам ребенка (1924 г. – «Декларация прав ребенка» Лиги Наций; 1959 г. – «Декларация прав ребенка» ООН) ввела ряд новых правил: — на выживание и развитие, — на сохранение индивидуальности, — на свободное выражение своих взглядов, — на неучастие в военных действиях, — на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации. Впервые особо оговорены роль СМИ и обязанность государств поощрять СМИ за распространение информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении.

Нормы, зафиксированные в Конвенции, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей. Конвенция определяет задачи государства, его роль в защите прав детей, а также права ребенка как субъекта международного права. Конвенция обязывает государства, ратифицировавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права ребенка в деятельности всех государственных, судебных, законодательных и других органов. Реализация Конвенции имеет сложный правовой механизм. В ряде стран, вследствие национальных и культурных особенностей, возникают сложности с исполнением всех ее положений (н-р, право ребенка на свободное выражение своих взглядов в мусульманских странах, дифференциация между полами в области форм поведения, обязанностей и пр.). В связи с этим международное право подразумевает такую ситуацию, когда по внутренним условиям некоторые страны не обязуются выполнять все положения одобренного в целом документа. Однако одобрение договора в целом обязывает страны, в него вступившие, придерживаться его философии, его «духа».

Основные российские документы о правах детей.

Началом формирования государственной политики в интересах детей считается Указ Президента РФ от 1.06.92 г. №543 «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении … защиты … детей в 90-е гг.» и Постановление Совета Министров от 23.08.93 г. №848 «О реализации Конвенции ООН…».

В РФ сформировался большой массив документов, затрагивающих интересы детей. В них предусмотрены нормы об ответственности родителей за насилие по отношению к детям, за их безнадзорность; об ответственности родителей, педагогов, врачей за нарушение физического, психического, морального и духовного здоровья детей, за ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей. Разработаны акты о правовом регулировании защиты детей в экстремальных ситуациях (межнациональные конфликты, экологические катастрофы), о гарантии прав детей-сирот на первоочередное получение жилья, а также запрет приватизации в ущерб детям. Важным шагом в развитии государственной политики по защите прав детей стало принятие Правительством РФ Постановления от 9.11.1993 №909 «Об утверждении проекта Федеральной программы «Дети России». Эта программа направлена на социальную защиту детей и включает в себя федеральные целевые программы: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи» и др.

Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребенок находится под защитой закона. Основанием возникновения прав и обязанностей детей является их происхождение, удостоверенное в законном порядке. Наделение детей правами и обязанностями не зависит от того, рождены они в браке или вне его.

Реализация Конвенции в РФ осуществляется принятием нормативных правовых актов в отношении 21 категории детей: дети, одаренные дети, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети, проживающие в районах Крайнего Севера, дети, подвергшиеся радиационному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, дети, прибывшие без родителей из зон военного и межнационального конфликта, дети, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, дети, имеющие недостатки в психическом и/или физическом развитии, дети-жертвы вооруженных межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, дети, оказавшиеся в экстремальных условиях, дети-жертвы насилия, дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в колониях, дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дети с отклонениями в поведении, дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, дети-беспризорники, дети-безнадзорники, дети из многодетных семей.

Соответствующие нормы нормативных правовых актов исходят из основополагающего принципа – правовое положение ребенка в обществе, в семье определяется с т.зр. интересов ребенка, а не прав и обязанностей родителей и лиц, их заменяющих. С 1991 г. Правительство РФ приняло более 140 законов и нормативных актов о защите прав детей.

. Сущность основных прав ребенка.

1. Право на жизнь – одно из основных прав человека, т.к. жизнь — важнейшая основополагающая ценность. Право на жизнь имеет ряд гарантий не только его сохранения, но и обеспечения: — охрана труда беременных женщин, будущих матерей, — меры по преодолению детской смертности, — охрана материнства и здоровья детей, — профилактика дорожно-транспортных происшествий и др. катастроф, — развитие системы психолого-педагогических консультаций для детей, — и др.

Человек пользуется правом на жизнь не только, когда он здоров, но и при стойком нарушении различных функций организма, вызванных, например, параличом или расстройством психики. Начало жизни ребенка – момент его рождения. Происхождение детей устанавливается органами ЗАГС на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью. Факт рождения устанавливается: — медицинской организацией, в которой проходили роды, — врачом, который оказывал медпомощь при родах, — медицинской организацией, в которую обратилась мать после родов, — частнопрактикующим врачом (вне медицинской организации), — лицами, присутствовавшими во время родов. С момента своего рождения ребенок имеет права: на жизнь, уход, питание, благоприятные условия развития и воспитания и др.

2. Право на имя и приобретение гражданства. А) Право ребенка на имя реализуют родители. Имя включает в себя имя, данное при рождении (собственное имя), отчество (родовое имя), фамилию, переходящую к потомкам. Имя выбирают оба родителя, они свободны в выборе имени. Отчество определяется именем отца (или лица, записанного в качестве отца), фамилия — по фамилии родителей (по соглашению).

Итогом государственной регистрации рождения ребенка является выдача родителям «Свидетельства о рождении», содержащего следующие сведения: 1. ФИО, дата и место рождения ребенка, 2. ФИО, гражданство родителей, 3. Дата составления и номер записи акта о рождении, 4. Наименование органа ЗАГС, 5. Дата выдачи свидетельства.

Имя – это не только признак индивидуальности, но и необходимое условие осуществления гражданских прав и обязанностей. Б) Гражданство – устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Оно приобретается в порядке: рождения, 2) приема в гражданство, 3) изменения гражданства родителей или опекунов, но при условии, что ребенок не останется лицом без гражданства.

3. Право граждан РФ на образование реализуется в различных формах: очное, вечернее и заочное в общеобразовательных учреждениях, самообразование, экстернат, семейное образование. Общее образование включает три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. Основное общее образование и итоговая государственная аттестация являются обязательными. Обучение детей в РФ при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья начинается по достижении возраста 6,5 лет, но не позднее 8 лет, независимо от уровня подготовки.

4. Право на защиту. В настоящее время обсуждается необходимость создания ювенальной юстиции – юстиции для несовершеннолетних. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. В РФ сложились судебные и внесудебные формы защиты прав детей.

Внесудебные формы направлены на пресечение негативного воздействия на права и свободы ребенка путем переговоров, соглашений и др. мер. Их осуществляют: — учителя, — органы опеки и попечительства, — родители, — органы управления образованием, — прокурор.

Это интересно:  Как избавиться от звонков коллекторов

Судебные формы защиты осуществляют лица, определяемые законодательством РФ: — суды общей юрисдикции, — административные органы в случаях предусмотренных законом, — нотариусы и др. должностные лица, имеющие право на совершение нотариальных действий.

5. Право жить и воспитываться в семьепредусматривает право знать родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, право на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его достоинства.

6. Право на общение с родителями и др. родственниками предполагает право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и пр., в том числе, если родители проживают в разных странах или ребенок находится в экстремальной ситуации (арест, нахождение в лечебном учреждении и пр.).

7. Право ребенка выражать свое мнение реализуется при решении в семье любого вопроса, затрагивающего интересы ребенка, а также предполагает право быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен.

8. Имущественные права ребенка. Ребенок имеет право на получение содержания от родителей и других членов семьи в установленном законом порядке. Алименты, пенсии, пособия, причитающиеся ребенку, и поступающие в распоряжение родителей расходуются на содержание ребенка. Ребенок имеет право собственности на полученные им в дар или в порядке наследования доходы и имущество. Ребенок не имеет права собственности на имущество родителей, родители — на имущество детей, но могут им пользоваться по взаимному согласию.

Вопрос 5

Основные положения Конвенции

Содержание

2. История создания Конвенции ООН о правах ребенка

3. Основные положения Конвенции

4. Конвенция ООН о правах ребенка и законодательство России

6. Библиографический список

Введение

Конвенция ООН о правах ребенка, принятая в 1989 году – это международный правовой документ, определяющий права детей, такие как право на образование, право на отдых и досуг, право на пользование достижениями культуры и др.

Этот документ является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Основным он остается и по сей день. Именно поэтому мной и была выбрана эта тема для реферата.

Конвенция о правах ребенка, которую часто именуют как «Великая хартия вольностей для детей», состоит из 54 статей, детализирующих личные права граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, насилия, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Она увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Конвенция о правах ребенка ратифицирована Ватиканом и всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

История создания Конвенции ООН о правах ребенка

Одним из первых шагов к созданию данной Конвенции было образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) (1946 год). Позднее, уже в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. В её положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты.

Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая в 1959 году Декларация прав ребёнка. В ней были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех тех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей. Её цель — обеспечить детям «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

В 1979 году был выдвинут ряд правовых инициатив, предложений, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей. То есть предложение рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка.

Работа над текстом проекта Конвенции велась целых десять лет и завершилась в только 1989 году, как раз ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.

Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, ведь она имела глобальное значение для осуществления прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года.

26 января 1990 года началось подписание Конвенции различными государствами. Она вступила в силу 2 сентября 1990 года, после её принятия двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

Далее, к Конвенции было принято множество поправок, к примеру, в 1995 году во 2 пункт статьи 43 Конвенции была внесена поправка, которая вступила в силу в 2002 году.

Кроме того, были созданы и факультативные протоколы к Конвенции.

Так, в 2000 году были (вступили в силу в 2002 году) два факультативных протокола к конвенции (об участии детей в вооружённых конфликтах и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии), а в декабре 2011 года был принят третий факультативный протокол. Он будет открыт для подписания уже в 2012 году и вступит в силу, когда количество стран-участников достигнет десяти.

Работа над Конвенцией о правах ребенка ведется и по сей день.

Основные положения Конвенции

В этом разделе мне бы хотелось привести краткую характеристику, содержание статей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция состоит из преамбулы и 54 статей, разделенных на 3 части.

Первая часть Конвенции (статьи 1-40).

Статьи 1-4 — определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.

Статьи 5-11 — определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.

Статьи 12-17-излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.

Статьи 18-27 — определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.

Статьи 28-31 — закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребёнка, а также права на образование, отдых и досуг.

Статьи 32-36 — устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.

Статьи 37-40 — определяют права ребёнка, попавшего в места заключения, а также права детей на охрану во время вооружённых конфликтов и войн.

Вторая часть Конвенции (статьи 41-45)

Статьи 41-45 упоминают о способах информирования об основных положениях Конвенции, права на работу детей с 14 лет, а также рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях.

Третья часть Конвенции (статьи 46-54)

Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции.

В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать Ватикан, который не является членом ООН. Новаторство Конвенции заключается, прежде всего, в объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно здесь.

Далее, хотелось бы остановиться на некоторых статьях Конвенции ООН о правах ребенка чуть более подробно.

Так, в числе наиболее остро стоящих проблем, рассматриваемых в Конвенции, в первую очередь, стоит отметить такие, как обязательства по отношению к детям, живущим в наиболее неблагоприятных условиях (ст. 22), защита от сексуальной и иных видов эксплуатации (ст. 34 и 36), наркомания (ст. 33), детская преступность (ст. 40), межгосударственная практика усыновления (ст. 21), дети в вооруженных конфликтах (ст. 38 и 39), потребности детей-инвалидов (ст. 23), а также дети меньшинств и коренных народов (ст. 30).

Кроме того, важнейшей областью, которая практически основана на правах ребенка, является образование. Оно является предметом рассмотрения двух статей (27 и 28), значимость которых подчеркивалась на Всемирной конференции по образованию для всех, проходившей в марте 1990 года в Джомтьене (Таиланд).

Основные положения этих двух статей таковы:

— начальное образование должно быть обязательным, бесплатным и доступным каждому;

— оно должно быть направлено на развитие личности ребенка, его дарований и природных способностей;

— образование должно воспитывать уважение к национальной самобытности, языку и традиционным ценностям;

— равенство образовательных возможностей для девочек и мальчиков.

Часть II. Основное содержание Конвенции о правах ребенка I. О Конвенции о правах ребенка

Конвенция о правах ребенка — это первый официально утвержденный международный документ, включающий полный перечень прав человека: гражданские и политические права ребенка наряду с экономическими, социальными правами, что подчеркивают их важность в равной степени. Конвенция о правах ребенка была единогласно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. В настоящее время она ратифицирована всеми государствами мира за исключением двух.

Это интересно:  По уходу за 80 летним пенсионером

Конвенция определяет ребенка как человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации совершеннолетие может наступить с 16-ти лет, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18-летнего возраста. В этом случае ребенок приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Разрешения на вступление в брак дается лицам, достигшим 16-летнего возраста, органами местного самоуправления при наличии уважительных причин.

Конвенция устанавливает необходимые юридические и моральные стандарты для защиты прав ребенка и не препятствует любым мерам улучшения прав ребенка, закрепленным в государственных договорах.

Государства-участники Конвенции несут официальные и моральные обязательства реализации прав ребенка путем административного, законодательного, юридического и других мер по воплощению Конвенции.

Конвенция — международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Ратификация — утверждение верховной властью международного документа, заключенного ее уполномоченными.

Кодекс — систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений.

П. Общие положения Конвенции о правах ребенка и законодательства рф

Конвенция устанавливает четыре общих принципа:

Наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Право на жизнь, выживание и развитие.

Уважение взглядов ребенка.

Законодательство Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод ребенка независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Принципу — наилучшее обеспечение интересов ребенка законодательством Российской Федерации посвящено достаточное количество нормативных актов. В соответствии с ними

ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита осуществляется родителями, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь. Для реализации этого создана широкая законодательная база. Право ребенка на жизнь в уголовно-правовом аспекте обеспечивается усилением ответственности за посягательство на его жизнь и здоровье.

В российском законодательстве уважение взглядов детей отражено в Конституции Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовно-процессуальном кодексе и ряде других законов. В рамках основных прав и свобод человека каждому гарантируется свобода слова. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. Ребенок имеет право на участие в управлении образовательным учреждением в форме, определенной уставом учреждения, а также выражать свои взгляды при отправлении правосудия по делам несовершеннолетних.

Права ребенка в законодательстве РФ

1) Гражданские права и свободы

Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции Российской Федерации. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе Российской Федерации, Уголовном кодексе Российской Федерации, федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

Регистрация рождения ребенка осуществляется в органах записи актов гражданского состояния или в органах местного самоуправления. В записи о рождении ребенка указывается имя, отчество и фамилия ребенка, информация о родителях, национальность, место и время рождения. Гражданство ребенок приобретает с рождения. Основными критериями предоставления гражданства ребенку является гражданство родителей, а также место рождения ребенка.

2. Каждый ребенок имеет право выражать свое мнение в рамках общегражданского законодательства Российской Федерации, а также искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным путем.

3. Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантируется свобода мысли, совести, вероисповедания. Каждый ребенок имеет право на членство или участие в деятельности детских и молодежных общественных организаций в соответствии с законом российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», который имеет важнейшее значение для реализации прав ребенка.

В Российской Федерации ребенок имеет полное право на личную жизнь, тайну переписки, телефонных переговоров, личную или семейную тайну. В настоящее время разработан проект федерального закона «Об основах государственной политики по защите прав ребенка».

Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность ребенка. За преступления, совершенные лицами в возрасте до 18 лет, смертная казнь и пожизненное лишение свободы не назначаются. Государство гарантирует защиту от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Причинение несовершеннолетним физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев, с применением пытки наказывается в уголовном порядке.

2) Семья и воспитание

Конвенция предусматривает, что государства обязаны уважать права и обязанности родителей и родственников, воспитывающих детей.

В действующем российском законодательстве право родителей руководить ребенком закреплено в Семейном кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Законе РСФСР «О языках народов РСФСР».

В России родительские права возникают с момента рождения ребенка и прекращаются по достижении им возраста 18 лет. Родители несут ответственность за воспитание и развитие детей. Для надлежащей помощи родителям в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей законодательством установлены льготные режимы труда, действует государственная система государственных пособий в связи с рождением и воспитанием ребенка, предоставлены услуги детских дошкольных учреждений. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное проживание с ними. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органы опеки или попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей и других лиц, на попечении которых он находится. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах. Конвенция обязывает государство обеспечивать специальную защиту детей, лишенных семьи. В Российской Федерации создана система усыновления детей, а также передача их в приемную семью. Кроме этого функционируют детские дома, дома-интернаты, школы-, интернаты и др. учреждения. Конвенция обязывает государство предотвращать и устранять похищение детей или задержание детей за границей родителем или третьим лицом.

В Российской Федерации принят закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В соответствии с этим законом дети и их родители имеют право покинуть любую страну и переехать в другую , с целью воссоединения или восстановления родительских отношений. За похищение ребенка установлена повышенная уголовная ответственность. Подмена ребенка, совершенная из корыстных или других побуждений, также уголовно наказуема. Конвенция обязывает государство оказывать детям всестороннюю помощь в случаях, когда дети становятся жертвами вооруженного конфликта, пыток, плохого обращения или эксплуатации.

Для оперативного предоставления приюта детям, лишенным родительского попечения, изъятия из неблагополучной, опасной для жизни и развития среды активно развивается сеть специализированных учреждений социальной реабилитации детей и подростков (социальные приюты, социально-реабилитационные центры, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

Контроль за состоянием здоровья детей, отданных под опеку и попечительство, возложен на территориальные детские лечебно-профилактические учреждения. Ими же фактически осуществляется и надзор за надлежащим воспитанием детей. За нарушение исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем, а также педагогом, работником учреждений, осуществляющих надзор за несовершеннолетним, предусмотрена уголовная ответственность.

Для принятия мер и выработки механизмов по предотвращению жестокого обращения с детьми в настоящее время разрабатывается проект федерального закона «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье».

3) Здоровье и благосостояние детей

Положения Конвенции определяют, что государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка, право на высокий уровень здоровья.

В действующем российском законодательстве вопросы охраны здоровья детей, реализации их прав на пользование услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановления здоровья, обеспечения доступности для каждого ребенка подобных услуг отражены в Конституции Российской Федерации, законах Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» и других законах.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Это интересно:  Кризис 3 лет в отношениях в браке

В российском законодательстве право несовершеннолетних на охрану здоровья оговорено особо. Несовершеннолетние имеют право та: диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах; медико-социальную помощь и питание на льготных условиях; санитарно-гигиеническое образование, на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья; получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Дети с отклонениями в развитии (по заявлению родителей или лиц, их заменяющих) могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов.

Доступность медицинской помощи детям, включая первичную медико-санитарную помощь, обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений.

Россия активно развивает международное сотрудничество в области охраны здоровья детей. Российская Федерация, в соответствии с Конвенцией, признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. В соответствии с Конституцией материнство, детство, семья находятся под защитой государства. Каждый имеет право на образование, охрану здоровья и медицинскую помощь, на жилище, социальное обеспечение, участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям. Эти нормы находят отражение в многочисленных законодательных актах Российской Федерации. Государство оказывает помощь семьям, имеющим детей, берет на себя полностью заботу о детях, лишенных семейного окружения, обеспечивает социальные гарантии детям в соответствии с законодательством, исходя из имеющихся на каждом этапе возможностях.

4) Образование, досуг и отдых

Российская Федерация, признавая право ребенка на образование, последовательно обновляет законодательную базу, приводит ее в соответствие с изменяющимися требованиями к образованию и нормами международного права. В действующем российском законодательстве вопросы образования, включая профессиональную подготовку и ориентацию, отражены в Конституции Российской Федерации, законах Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и других законах. Право на образование — одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе -бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. В России нет детей, лишенных права на получение образования. Государство определяет обязательность основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся, сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет. Основные цели образования в России определены в Законе Российской Федерации «Об образовании» и предполагают воспитание у ребенка чувства гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Ребенок воспитывается в духе терпимости, ненасилия, дружбы между народами. Отдых, досуг и культурная деятельность детей в сфере образования организуется системой дополнительного образования, объединяющей почти 16 тыс. государственных и муниципальных учреждений. Учреждения дополнительного образования обеспечивают использование детьми потенциала свободного времени в целях сохранения и укрепления здоровья, физического, психического, духовно-нравственного, интеллектуального развития. В летний период свыше 1,5 млн. детей участвуют в организованных походах, экспедициях и экскурсиях. Разработана федеральная целевая программа «Организация летнего отдыха детей», включенная в состав президентской программы «Дети России». Она предусматривает систему мер по развитию сети оздоровительно-образовательных учреждений, действующих в период школьных каникул.

5) Специальные меры защиты

а) В ситуациях вооруженного конфликта.

В российском законодательстве вопросы, имеющие отношение к детям в случае вооруженных конфликтов, а также вопросы физического и психологического восстановления и социальной реинтеграции отражены в Законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и других законах. В соответствии с ними запрещены призыв на военную службу и участие в боевых действиях лиц, не достигших возраста 18 лет. В ситуациях вооруженных и межэтнических конфликтов детям и гражданам предоставляется временный приют и бесплатная медико-социальная помощь, которая включает профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь. Российская Федерация сотрудничает с международными организациями по оказанию такой защиты и помощи.

б) В ситуации конфликта ребенка с законом.

Нормы отправления правосудия, заложенные в статье 40 Конвенции, нашли свое дальнейшее развитие в новом Уголовном кодексе Российской Федерации. Согласно Уголовному кодексу, виды наказаний, которые могут быть назначены подростку, отличаются сниженным максимальным пределом, сохранена возможность освобождения подростков от уголовной ответственности и наказания при назначении принудительных мер воспитательного воздействия. Особое внимание в Уголовном кодексе уделяется такой мере, как помещение несовершеннолетнего, совершившего преступление, в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Общие правила, определяющие процесс отправления правосудия по делам несовершеннолетних, основаны на нормах Конституции Российской Федерации. К ним относятся: презумпция невиновности; равенство всех перед законом и судом; недопущение применения пыток, насилия и других жестоких или унижающих человеческое достоинство обращений или наказаний; гарантированное государством право на получение квалифицированной юридической помощи и др. Для осужденных несовершеннолетних предусмотрены послабления в режиме отбывания наказания, связанные с лишением свободы. Несовершеннолетние содержатся отдельно от взрослых в воспитательных колониях общего или усиленного режима. Тюремное заключение в отношении несовершеннолетних не предусматривается. Осужденным несовершеннолетним разрешается иметь контакты с семьей, а также выезды за пределы колонии в случае смерти или тяжелой болезни близкого родственника, стихийного бедствия, причинившего значительный ущерб семье осужденного. Все осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, обращаться с предложениями и жалобами к администрации учреждения, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказание, в суд. органы прокуратуры, органы государственной власти, получая при этом юридическую помощь.

в) В ситуации эксплуатации.

В соответствии с Конвенцией дети должны быть защищены от экономической эксплуатации. В российском законодательстве признается право ребенка на защиту от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или наносить ущерб его физическому, умственному, духовному, моральному развитию, или служить препятствием в получении им образования. Трудовым законодательством, установлен минимальный возраст для приема на работу -15 лет. Для подготовки молодежи к производственному труду, адаптации в условиях рынка допускается прием несовершеннолетних с 14 лет на временную работу при условии, что она не нарушает процесс их обучения и имеется согласие родителей или опекунов. Для несовершеннолетних установлены льготы по условиям труда. В соответствии с Конвенцией о защите детей от использования наркотиков и психотропных средств российским законодательством предусмотрены специальные меры. Вопросы, связанные с употреблением детьми наркологических средств, отражены в Кодексе РСФСР об , административных нарушениях, Уголовном кодексе Российской Федерации. В настоящее время приняты меры по усилению ответственности взрослых за приобщение несовершеннолетних к употреблению наркотиков. Разрабатывается закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Учреждения системы здравоохранения оказывают медико-социальную помощь детям, страдающим наркоманией. Уголовным кодексом Российской Федерации установлена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков.

Конвенция обязывает государства-участники защищать детей от сексуальной эксплуатации. Уголовный кодекс Российской Федерации устанавливает ответственность лиц за преступления против личности несовершеннолетнего: изнасилование, половое сношение, совершенное лицом, достигшим 18-летнего возраста, с лицом, заведомо не достигшим возраста 16 лет; совершение развратных действий в отношении лица, заведомо не достигшего возраста 14 лет. Установлена уголовная ответственность за вовлечение в занятие проституцией. Уголовно преследуется незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования порнографических материалов. В России уголовно преследуется купля-продажа несовершеннолетнего либо совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи и за владения им. Усилена уголовная ответственность за похищение несовершеннолетнего.

г) В ситуации принадлежности ребенка к национальному или иному меньшинству,

В соответствии с Конвенцией дети национального или общинного меньшинства имеют право на собственную культуру, язык и религию. В Российской Федерации каждый гражданин, в том числе и ребенок, имеют право пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию. Государство оказывает содействие малочисленным народам в организации воспитания и обучения на родном языке, проводит протекционную политику по сохранению и восстановлению культуры, национальной самобытности малочисленных народов и этнических групп. Осуществляются мероприятия по обеспечению детей малочисленных народов Севера учебными пособиями, в том числе и на родных языках, ведется работа по созданию письменности ранее бесписьменных языков. Созданы детские, этнокультурные центры нанайской, ульчской, корякской, эвенкийской культур.

Статья написана по материалам сайтов: allrefrs.ru, studfiles.net.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector