Овз и инвалиды в чем отличие

Содержание

Решаем юридические и финансовые вопросы

Лица с ОВЗ

Дети с ОВЗ — это дети с ограниченными возможностями здоровья

  1. Диагностические мероприятия касаемо эмоционально-волевой, мотивационной и познавательной сфер личности ученика.
  2. Проведение аналитической работы.
  3. Организационные мероприятия (школьные психолого-медико-педагогические консилиумы, большие и малые педсоветы, обучающие семинары, совещания вместе с родителями учащихся, педагогами и представителями администрации).
  4. Консультативная работа с учениками и их родителями, а также педагогами.
  5. Профилактические мероприятия (реализация программ, нацеленных на решение вопросов касаемо межличностного взаимодействия).
  6. Систематическое проведение коррекционно-развивающих мероприятий (индивидуальные и групповые семинары с трудно адаптируемыми учениками).
  • глухими;
  • слабослышащими;
  • позднооглохшими;
  • незрячими;
  • слабовидящими;
  • с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
  • с нарушением эмоционально-волевой сферы;
  • с нарушением интеллекта;
  • с задержкой психического развития;
  • с тяжелой степенью нарушения речи;
  • со сложными комплексными недостатками развития.

Социальные и медицинские аспекты развития профессионального самосознания лиц с ОВЗ

Официальные же документы России определяет инвалида как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты .

В современной практике социальной работы развитие профессионального самосознания инвалидов рассматривается наряду с медицинской и социальной и в рамках профессиональной реабилитации. Профессиональное самоопределение в данном случае понимается в контексте комплекса мероприятий, направленных на включение инвалида в работу в доступных по состоянию здоровья условиях труда. Тем самым развитие профессиональной Я-концепции лица с ОВЗ способствует материальной независимости и интеграции инвалида в общество . В контексте реабилитации инвалида его профессиональное самоопределение в первую очередь должно строиться с учетом доступности профессии и специфики заболевания, а также склонностей, интересов, возможностей инвалида и потребностей рынка труда .

Равный среди равных, Или определение статуса людей с ограниченными возможностями здоровья 1680

В настоящее время ко всем группам лиц с ограни­ченными возможностями здоровья, независимо от их интеллекта, применяется только медицинский подход. «Инвалидность» делит людей на I-II-III группы. При­веду пример. У моей подруги есть сын — инвалид по зрению. Очень умный молодой человек. Победитель и призер различных олимпиад и конкурсов. Очередное освидетельствование ВТЭК (подтверждение инвалид­ности) накануне экзаменов по ЕГЭ. При получении индивидуальной программы реабилитации семья об­наружила, что этому молодому человеку предписано обучение в среднем специальном учреждении. Такое заключение сделано на основании того, что он — инва­лид по зрению с детства. Безусловно, во ВТЭКах рабо­тают профессиональные специалисты, но они прежде всего нацелены на инвалидность, стало быть, на ущербность. Проблема, возникшая у моих друзей, ре­шилась только после того, как они представили много­численные дипломы и грамоты различных олимпиад и конкурсов. Предписание на обучение в ИПР способно перечеркнуть весь процесс реабилитации и социализа­ции таких людей в обществе. Без сомнения, во ВТЭКах должны присутствовать люди, имеющие пе­дагогическую направленность и способные диагности­ровать независимо от наличия инвалидности.

Выбор как педагогическая категория присутствует в исследованиях, касающихся профессионального са­моопределения, профессиональной ориентации. Вы­бор пронизывает все формы жизнедеятельности чело­века. Именно выбор позволяет соотнести внешние об­стоятельства и внутренние побуждения-потребности личности. С точки зрения педагогики, «выбор» явля­ется составной частью процесса ориентации человека в мире ценностей, побуждающего к поиску вариантов полноценного включения в жизнь общества. С точки зрения общей педагогики, у каждого человека как са­моразвивающейся личности на разных этапах жиз­ненного пути происходит переоценка ценностей, в ре­зультате которой создается ситуация выбора, которая позволяет определить сиюминутные и перспективные потребности, возникающие у личности. Начинается многократный процесс поиска вариантов удовлетво­рения потребностей. При встрече с объектом поиска возникает необходимость выбора объекта как значи­мого, имеющего личностный смысл здесь и сейчас или как определяющего цель на перспективу. Где, как и зачем будет необходима присвоенная личностью ценность — зависит от возникающей потребности. В случае неудовлетворения потребности поиск про­должается на новом витке, что способствует развитию личности.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Приоритетная задача современного инклюзивного образования — усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

Социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья

В соответствии с принятым в 1995 году Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования.

Вопрос обеспечения прав лиц с ОВЗ на реабилитацию средствами образования является важной составляющей государственной политики нашей страны, что нашло отражение в Федеральном Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ноябрь 1995 г.). Присоединение России к Конвенции о правах инвалидов, принятой на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН и вступившей в силу на международном уровне в мае 2008 г., требует особого внимания к вопросам обеспечения для инвалидов и лиц с ОВЗ права на получение качественного общего и профессионального образования как условия их социальной интеграции.

Основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям физической культурой и спортом — восстановление утраченного контакта с окружающим миром, создание необходимых условий для воссоединения с обществом, участия в общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию этой категории населения, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации. В зарубежных странах среди инвалидов очень популярны занятия физической активностью с целью отдыха, развлечения, общения, поддержания или приобретения хорошей физической формы, необходимого уровня физической подготовленности. Инвалиды, как правило, лишены возможности свободного передвижения, поэтому у них часто наблюдаются нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Физкультурно-оздоровительная активность в таких случаях является действенным средством профилактики и восстановления нормальной жизнедеятельности организма, а также способствует приобретению того уровня физической подготовленности, который необходим, например, инвалиду для того, чтобы он мог пользоваться коляской, протезом или ортезом. Причем речь идет не просто о восстановлении нормальных функций организма, но и о восстановлении трудоспособности и приобретении трудовых навыков. Так, например, в США 10 млн. инвалидов, составляющих 5% населения, получают от государства помощь в размере 7% от общего национального дохода. Можно спорить с утверждением, что именно спортивное движение инвалидов на Западе стимулировало законодательное признание их гражданских прав, но несомненным является тот факт, что спортивное движение колясочников в 50-е — 60-е гг. во многих странах привлекло внимание к их возможностям и потенциалу. Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов отмечено: «Все большее признание получает важность спорта для инвалидов. Поэтому государства-члены должны поощрять все виды спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности».

Это интересно:  Что делать если умер родственник

Так было введено в действие понятие «лицо с ОВЗ». Однако, законодатель при этом не дал четкого нормативного определения этого понятия. Это привело к тому, что этот термин воспринимался как равнозначный или близкий термину «инвалиды». Необходимо специально отметить тот факт, что эти понятия не равнозначны. Наличие у человека правового статуса инвалида не означает необходимости создания для него дополнительных гарантий реализации права на образование. А лицо с ОВЗ, не будучи признанным в установленном законом порядке инвалидом, может иметь особые образовательные потребности. Они подразумевают, в т. ч. и возможность обучения в вузе по адаптированной образовательной программе. Понятие «лица с ОВЗ» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным. Лица с ОВЗ — это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, имеющие значительные отклонения от нормального психического и физического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами и в силу этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Т.о., к группе людей с ОВЗ относятся лица, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или отдельных разделов образовательной программы вне специальных условий воспитания и обучения. Понятие ограничения рассматривается с разных точек зрения и соответственно по-разному обозначается в разных профессиональных сферах, имеющих отношение к человеку с нарушенным развитием: в медицине, социологии, сфере социального права, педагогике, психологии.

Существуют некоторые группы ОВЗ, к которым относятся дети с расстройствами слуха и зрения, общения и поведения, речевых функций, с синдромом умственной отсталости, с дефектами или видоизменениями опорно-двигательного аппарата, с комплексными нарушениями. Действительно, данные слова звучат очень неприятно, но дети с подобными заболеваниями зачастую воспринимают всё происходящее вокруг намного лучше, чем обычные дети. Их умственные способности зачастую превосходят умения обычных школьников в несколько раз, они читают много различной литературы, развивают в себе таланты по написанию стихотворений или рассказов, созданию картин, подделкам. В связи с тем, что они лишены некоторых обычных видов времяпрепровождения, им удаётся сконцентрироваться на чём-то более важном и интересном.

Старайтесь понимать людей с ОВЗ. Что это такое, и как с этим живут люди?. Не относитесь к человеку с жалостью, не показывайте ему этого, не ставьте в неловкое положение. Избегайте вопросов, связанных с его недугом и не указывайте на него. Ведите себя так, словно перед вами абсолютно здоровый человек. Если предстоит общение с ним, а его сопровождает кто-либо, обращайтесь непосредственно к тому, с кем ведётся диалог. Смотрите конкретно на данного человека, ему в глаза. Вести следует себя расслаблено, не показывайте напряжение, неуверенность или страх. Помните: таким людям больше всего требуется банальное человеческое общение, понимание, принятие и дружелюбность.

Инвалид и овз в чем разница

Дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями

При термине «ОВЗ» лица характеризуются следующими особенностями:

  1. заболевания опорно-двигательной системы;
  2. дефекты речи;
  3. нарушения в психическом развитии.
  4. аутизм;
  5. нарушение зрения;
  6. отклонения в умственном развитии, приводящие к отсталости по сравнению со сверстниками;
  7. проблемы с функционированием органа слуха;

Для обеспечения специальных условий при обучении лиц необходимо решение психолого-медико-педагогической комиссии. Ребенок с ОВЗ способен обучаться, вливаться в коллектив, но при помощи вспомогательных аппаратов или специальных программ. «У таких малышей есть шанс на получение достойного будущего. Они могут окончить школу, средне-специальные учреждения и адаптироваться к жизненным обстоятельствам».

Понятия не являются тождественными, разница существует. Дети-инвалиды чаще всего получают образование в общеобразовательных учреждениях, лица с ОВЗ – в коррекционных школах.

Какие заболевания входят в ОВЗ

Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.

дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения. дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.

дети с нарушением интеллекта (У/О) .

Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.

дети с расстройствами аутистического спектра (РА) Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.

Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

«Центр психолого-медико-социального сопровождения «Надежда»

Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития.

Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами. Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании. По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся: Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с умственной отсталостью; Дети с задержкой психического развития; Дети с нарушением поведения и общения; Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Основные различия в понятиях: дети с ОВЗ и дети-инвалиды

А все дети, которым была установлена инвалидность, автоматически считаются имеющими ОВЗ.

Поэтому не всегда данные понятия тождественны.Чтобы понимать, в каком случае малыш может претендовать на получение инвалидности, необходимо понимать, что такие дети:

  1. утрачивают возможность обучаться, контролировать свое поведение, либо передвигаться.
  2. полностью или частично теряют возможность к самообслуживанию;
Это интересно:  Уважительные причины для вступления в брак

Если же малыш может получать знания, но ему требуются для этого специальные условия, то такому малышу не дадут инвалидность.Значительной особенностью получения такого статуса в детском возрасте, считается не только возможность получать пенсию на протяжении всего периода, но и впоследствии.

Если после совершеннолетия ему будет также установлена определенная группа, то он будет относиться к категории больных, имеющих инвалидность с детства. А этот статус дает право человека

Социальные и медицинские аспекты развития профессионального самосознания лиц с ОВЗ

Официальные же документы России определяет инвалида как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [6; 10; 11].

1.1 Понятие «лицо с ограниченными возможностями», «инвалидность», ее виды и группы

Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации». Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека.

Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам [24, c.11]. В Рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г.

инвалидность определяется как «ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими,

ОВЗ — что это такое?

Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

Изменения статодинамической функции. Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества.

Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  1. Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  2. Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии.

Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Отличия в правах детей инвалидов и взрослых инвалидов

складывается из таких выплат, установленных на федеральном уровне:

  1. ежемесячная выплата — 1478,09 руб.
  2. пенсия инвалиду- 11 903,51 руб.;

Начиная с февраля 2020г., выплачиваемые суммы индексируются, и к выплате ребенок-инвалид получит еще на 7% больше. Установлен размер пособий за уход неработающему лицу, равный 5500 руб., если это близкий человек, а не родственнику положено всего 1200 руб.

Региональное законодательство вправе регулировать размер помощи приемным семьям, где есть ребенок-инвалид.

Выплаты патронажным родителям включают:

  1. средства на содержание.
  2. вознаграждение за заботы;

К примеру: в Москве, как субъекте РФ, установлены постановлением Правительства Москвы № 376-ПП от 2005 г.

такие размеры плат:

  1. вознаграждение родителю за патронаж больного — 28390 руб.
  2. ежемесячное пособие на сироту-инвалида — 27500 руб.;

Дети с ОВЗ

Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы.

Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве. Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

Какие заболевания входят в ОВЗ

Автор: admin · Опубликовано 27.09.2019 · Обновлено 24.02.2019

Сейчас значительное внимание уделяется проблемам деток с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако тем, кто не работает с детьми с ОВЗ, возможно, это понятие известно только в общих чертах. В статье рассмотрим, какие заболевания подходят под это понятие, какие существуют проблемы развития у детей с ОВЗ и затронем социальную политику государства в области инклюзивного образования.

Расшифровка ОВЗ

ОВЗ — это ограниченные возможности здоровья, которые накладывают определенные ограничения в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим. Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию.

Подобные ограничения подразумевают особое отношения к воспитанникам, их развитию, воспитанию и обучению, а также созданию необходимых условий для возможности получить все необходимое наравне со здоровыми детьми.

Категории детей с ОВЗ.

Всего выделяют восемь разных групп проблем со здоровьем:

  1. дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), не могут использовать зрение для познания и ориентирования;
  2. дети с нарушениями слуха (глухие, плохослышащие) , имеют двустороннее нарушение слуха, при котором общение с другими людьми при помощи речи существенно затруднено или невозможно.
  3. дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Ребенок с подобными нарушениями не может пользоваться коммуникативной функцией с целью познания. Это обусловлено недоразвитием речи, которое может возникнуть по самым различным причинам.
  4. дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), не могут полноценно двигаться с такой же скоростью и силой, как их сверстники, не могут сохранять аналогичную скоординированность и темп движения.
  5. дети с задержкой психического развития (ЗПР). В данную группу относятся заболевания, вызванные поражением центральной нервной системы.
  6. дети с нарушением интеллекта (У/О) . Ребенок относится к этой категории, если у него диагностирован аутизм, эпилепсия, олигофрения, шизофрения, слабоумие, опухоли нервной системы и другие заболевания.
  7. дети с расстройствами аутистического спектра (РА)

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией. Установленный статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.

Статус «ребенок с ОВЗ» в системе образования дает детям данной категории определенные льготы:

  1. Право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания).
  4. Право на бесплатное 2-х разовое питание в школе.
  5. Дети группы ОВЗ не могут быть подвергнуты мерам дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.
Это интересно:  Где получить пособие на погребение пенсионера

Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании

Сейчас явно прослеживается тенденция к ликвидации неравенства общеобразовательных и коррекционных школ. Большое внимание уделяется инклюзивному обучению. Это создаёт ситуацию, когда состав учащихся характеризуется значительной неоднородностью по физическому, умственному, психическому развитию. Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. А в образовании детей с ОВЗ очень важно качество. Если начать развитие ребёнка вовремя и правильно, применять новейшее оборудование, использовать современные коррекционные программы, — можно смягчить очень многие отклонения.

Нередко педагог теряется, не знает какие приёмы необходимо применить для оказания помощи и поддержки учащимся с ОВЗ. Кроме того, встречаются недочёты в применении разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях. Пробелы появляются по таким причинам:

  • из-за отсутствия в образовательном учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической инфраструктуры;
  • по причине отсутствия нужных условий, которые ориентированы на совместную учебную деятельность.

Дети с ОВЗ и инвалиды. В чем отличие?

Ребенок-инвалид — лицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
Ребенок с ОВЗ — лицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.

Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, не получил группу по инвалидности согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) , он является ребенком с ОВЗ. Получается, что дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.

Надеемся эта статья дала ответы на большинство ваших вопросов и теперь вы имеете представление о том, что такое ограниченные возможности здоровья.

Муниципальное бюджетное консультативно-диагностическое учреждение
Центр психолого-педагогической помощи населению

МБКДУ «ПМПК» г. Соликамск

Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом.

Важно понимать, что Не всегда данные понтия тождественны!

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Статус «ОВЗ» присваивает психолого – медико – педагогическая комиссия.

К обучающимся с ОВЗ отнесены дети:

· с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);

· с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

· с тяжелыми нарушениями речи;

· с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· с задержкой психического развития;

· с расстройствами аутистического спектра;

· со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);

· с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающие необходимость его социальной защиты.

Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы.

Некоторые дети могут иметь и справку об инвалидности и заключение ПМПК (глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д.).

Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА) не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка. Например, дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта, онкологическими заболеваниями могут обучаться по основной общеобразовательной программе и не посещать ПМПК.

Внимание:обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения.

По результатам обследования любого ребенка в возрасте от 0 до 18 лет специалистами ПМПК родителю (законному представителю) выдается заключение, содержащее рекомендации, определяющие образовательную программу, для ребенка с ОВЗ наименование рекомендованной АООП, её вариант, сроки освоения, сроки повторного ( контрольного, рубежного) обследования с целью смены образовательного маршрута, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.

Предоставление заключения ПМПК в образовательные организации является

добровольным решением родителя. Заключение ПМПК действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года, с даты его получения. Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, — длительность освоения уровня образования.

При переходе с уровня на уровень ребенок с ОВЗ должен пройти комплексное психолого – медико — педагогическое обследование на ПМПК с целью подбора образовательной программы. Таким образом, ребенок с ОВЗ обследуется по итогам обучения начальной школы.

Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей – инвалидов, образовательная организация:

— разрабатывает АООП НОО и ООО;

— создает специальные условия обучения;

— утверждает необходимое штатное расписание. Включение в штатное расписание специалистов сопровождения зависит от рекомендаций ПМПК, которые образовательная организация обязана выполнить.

Объем нагрузки специалиста сопровождения зависит от числа обучающихся с ОВЗ, инвалидностью в организации.

Для реализации АООП НОО и ООО в пункте 32 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1015, приведены штатные единицы для школы:

  • учитель – дефектолог ( олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог) на каждые 6 -12 обучающихся с ОВЗ;
  • учитель – логопед на каждые 6-12 обучающихся с ОВЗ;
  • педагог – психолог на каждые 20 обучающихся с ОВЗ;
  • тьютор, ассистент ( помощник) на каждые 1-6 обучающихся с ОВЗ.

Эти нагрузочные соотношения являются желательными, но окончательное решение принимает руководитель образовательной организации. Его решение зависит от финансовых, организационных и других возможностей. Вопрос обеспечения специалистами сопровождения может быть решен:

  • введением должности в штатное расписание;
  • расширением должностных обязанностей педагогических работников — учителя – дефектолога, социального педагога, педагога – психолога и других;
  • использованием ресурсов других организаций на основе договора о сетевом Взаимодействии.

Ответственность за создание условий по получению образования лиц с ОВЗ несут органы государственной власти и органы местного самоуправления, а за организацию обучения и создание СОУ несет администрация ОО.

Статья написана по материалам сайтов: nasledstvoprosto.ru, freeschool-nn.ru, pmpk.solkam.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector