+7 (499) 110-27-91  Москва

+7 (812) 385-74-31  Санкт-Петербург

8 (800) 550-74-53  Остальные регионы

Звонок бесплатный!

Права и обязанности ребенка в семье

1.Дать представление о правах и обязанностях детей в семье.

2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права.

3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения

практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.

Просмотр содержимого документа
««Права и обязанности детей в семье»»

Тема: «Права и обязанности детей в семье»

Цель: 1.Дать представление о правах и обязанностях детей в семье.

2. Объяснить, что означают понятия «право», «обязанность»; где отражены права.

3. Повышение социально-правовой компетентности посредством обучения

практическим навыкам реализации своих прав и обязанностей.

Ход классного часа:

Добрый день, уважаемые мамы, папы, бабушки, дедушки, гости! Добрый день, дорогие ребята!

Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем очередном классном часе.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).

Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

А теперь посмотрите на свои ладошки и представьте, что — это маленькое зеркальце. Посмотритесь в него и улыбнитесь себе.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

А общаться с вами становится все интереснее и интереснее, потому что вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

— Ребята, прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения записаны на доске, давайте их прочтем.

(Читают с доски прикрепленные карточки с предложениями:

— Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь! Мин сине яратам! Эпе сана юратап!)

— Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?

(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки — внукам, и т. д.).

— А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом? (Семья). Правильно.

Значит, о чем же мы будем говорить сегодня на классном часе? (О семье).

— А как вы думаете, почему люди живут семьями? (Интереснее, легче, безопаснее, веселее, можно оказать кому-либо помощь или самому попросить …).

— А без чего (самого главного) не может существовать ни одна семья? (Без любви). Безусловно, ребята, я с вами согласна, все взаимоотношения в семьях строятся на любви.

«Как хорошо, что есть такое слово.

Как хорошо, что есть такое чувство.

Не будь его, Земля была б холодной и грустной.

Не было б любви, семья не смогла б родиться.

Не было б любви, не пели бы в рощах птицы.

Не было б любви, несчастными были бы люди.

Если бы на Земле не было любви!»

— Ребята, мы с вами уже знаем, что есть очень много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т.д. А есть ли правила поведения в семье? (Да)

— Вспомним, как они называются? (Права и обязанности).

— Значит, какова же тема нашего классного часа? (Права и обязанности детей).

— Правильно, ребята. Но сегодня мы с вами будем говорить не просто о правах и обязанностях, а о «Правах и обязанностях детей в семье», потому что это – очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья.

Также мы с вами попытаемся выяснить, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.

— Итак, ребята, давайте, сначала проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.

— Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается-запрещается». Я раздам вам карточки, вы их прочтете, выберете подходящее слово, зачеркнете лишнее, затем назовете право, о котором говорится в данной ситуации. Работаем в парах.

Задания для работы в парах:

1). С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить.

Это (разрешается), (запрещается).

Мы считаем, что это — право ребенка

2). Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни,

То и буду выбирать.

Это (разрешается), (запрещается).

3). Подарить ребенку жизнь

Маме с папой (разрешается), (запрещается).

Мы считаем, что это право ребенка на . .

4). Вот в углу стоит мальчишка,

Бить, наказывать ребенка

Строго (разрешается), (запрещается).

Мы думаем, что это право ребенка на …………………………………………………………………………..

5). Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать.

Это (разрешается), (запрещается).

Мы считаем, что это право на …………………………………………. .

(На мониторе и на доске выставляется таблица с названиями прав, дети выбирают подходящие к своим заданиям).

Права ребенка в семье

право свободно выражать свои взгляды и мнения

право на образование

право жить с родителями

право на защиту от насилия

Молодцы, все права подобрали верно. Давайте их еще раз быстро повторим и запомним.

— Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение…)

Молодцы! А знаете ли вы, что все эти права записаны в специальных государственных документах, которые называются «Конституция», «Декларация прав ребенка», «Конвенция о правах ребенка». (Показ брошюр). Этих прав, ребята, много. И чтобы у людей было в жизни меньше проблем, их нужно изучать, знать, соблюдать и выполнять и взрослым, и детям.

— А сейчас я вам хочу рассказать одну историю, которую пришлось наблюдать, совсем случайно. Послушайте, пожалуйста.

«К остановке подошли мать с сыном. У мамы в руках были две большие, тяжелые сумки и маленький пакет. Мама попросила сына подержать пакет, так как ей было тяжело их держать, а поставить куда-либо, не было места. Сын недовольным, капризным голосом ответил: «Не хочу, я устал, держи сама!» Когда мама стала делать ему замечание, он выкрикнул: «Не имеешь права меня заставлять!» Мама покраснела, отвернулась и ничего не сказала».

— Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).

— Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях). А сможете ли вы назвать свои обязанности в семье, которые надо обязательно выполнять. (После ответов на мониторе и на доске выставляется таблица.

Обязанности ребенка в семье

помогать по дому

заботиться о старших

стараться самому обслуживать себя

заботиться о младших

— Теперь давайте попытаемся выяснить, связаны ли права и обязанности между собой? Если есть взаимосвязь между ними? Доказываем и если есть, соединяем их стрелками (на доске).

Коллективное обсуждение проблемы.

— Итак, какой же вывод можно сделать? (Все права и обязанности тесно связаны между собой).

— Молодцы. Прекрасно справились с заданием. Я очень рада, что вы так хорошо знаете и понимаете свои права и обязанности.

— Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).

-Давайте послушаем рассказ В. Осеевой «Сыновья» и попытаемся это выяснить. (Чтение текста учителем).

— Итак, ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (потому что только один сын помог своей матери, а двое не помогли).

— Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).

— Теперь наша задача – узнать причину, почему же так происходит?

— Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же только один сын помог своей маме, а другие — нет? В чем причина? (Ответы детей)

Причины выполнения своих обязанностей

Причины невыполнения своих обязанностей

— любил свою маму

— понимал, что маме тяжело и ей надо помочь

— помнил о своих обязанностях

— не любили свою маму

— не были заботливыми

— не понимали, что мамам тяжело и им надо помочь

— забыли о своих обязанностях

— Ребята, посмотрите, как много причин мы назвали. Но, можем ли сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)

— Значит, легко ли найти точные причины поступков, которые уже произошли? (Нет)

— А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)

— Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.

— Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).

— Правильно, ведь не зря и в пословице говорится: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

— Значит, как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им подумать, а потом поступать).

— Давайте, на их примере, поучимся это делать.

Алгоритм последовательности принятия правильного решения:

Учусь поступать правильно:

1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме)

2. Найдем причину: Почему мне это надо сделать? (она устала, ей тяжело)

3. Представим последствия:

ам себя контролирую, проверяю.

А) Если я это сделаю, то …(маме будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу)

Б) Если я это не сделаю, то …(маме будет плохо, а мне стыдно..)

4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)

5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).

Права, обязанности надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

— Ребята, а бывали ли с вами такие случаи, когда вы не выполняли свои обязанности в семье? И чем это заканчивалось? Расскажите. (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).

— Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли необдуманные поступки и дела детей повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как? (Да, отрицательно).

Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете. (Приводят примеры).

— Чтобы этого не произошло, надо всегда помнить: «Поддержка, любовь, помощь в семье сохраняет здоровье всех ее членов».

(Дети приводят положительные воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).

— Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)

— Чему научились? (Ответы детей).

А сейчас, уважаемые родители и ребята, я предлагаю вам, сказать друг другу слова любви. Можно говорить вслух, можно тихонько на ухо. (Говорят).

— Спасибо. Мы говорим «Люблю»

И звезды светят ярче.

Мы говорим «Люблю»,

Глаза лучатся счастьем.

Мы говорим «Люблю

И радость в дом приходит.

Помните, что чем чаще мы будем произносить эти слова друг другу и от всей души, тем крепче и дружнее будут наши семьи.

Права и обязанности ребенка в семье
консультация (старшая группа) на тему

Каждый человек, который стал родителем, обязан знать о том, какие у его малыша есть права и какие есть у него, как у родителя, обязанности перед ребенком.

Это интересно:  Госпошлина при покупке квартиры

Скачать:

Вложение Размер
prava_i_obyazannosti_rebenka_v_seme.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Права и обязанности ребенка в семье

Каждый человек, который стал родителем, обязан знать о том, какие у его малыша есть права и какие есть у него, как у родителя, обязанности перед ребенком.

На что имеет право ребенок в семье:

  1. Знать о том, кем являются его родители. Жить и воспитываться в своей семье.
  2. Общаться с обоими родителями, а так же с другими родственниками. Это касается даже тех случаев, когда малыш живет с одним из родителей либо же с бабушкой или дедушкой. Вне зависимости от того, живут мама и папа в разных городах или государствах, ребенок имеет право видится с или обеими.
  3. Воссоединятся со своей семьей (Если родители живут за границей, ребенок может без проблем получить разрешение на въезд и выезд из данной страны).
  4. Получать средства на содержание от родителей, а так же любых других членов семьи. Деньги поступают на имя родителей, но идти должны исключительно на потребности ребенка: воспитание, развитие, образование и так далее.
  5. Воспитываться и чувствовать заботу от родителей или других личностей, которые занимаются воспитанием (в случаи, ели опекунами выступают не кровные мама и папа).
  6. Высказывать свое мнение, чувствовать свою важность в доме.

Очень важно, чтобы в доме к ребенку относились как к равноправному члену семьи. Считались с его мнением, брали во внимание его желания и своим отношением давали понять, что он такая же важная личность, как его мама и папа.

Кроме этого родители всеми силами должны обеспечивать ребенку возможность проявлять себя. Интересы ребенка должны всегда стоять на первом месте. В момент, когда родители планируют свою жизнь и будущую деятельность, они всегда должны учитывать интересы младшего члена семьи. Это значит, что в момент принятия важных решений с переездом, изменением образа жизни и так далее всегда нужно уметь выслушивать мнение ребенка и обязательно брать его во внимание.

Ребенок должен быть обеспечен всем необходимым, что нужно для здоровой жизни и развития. Самое главное для каждого родителя — это предоставить малышу такие условия, чтобы он мог свободно там расти, при этому реализовывая себя как личность. Кроме родителей, об этом должно позаботиться и государство. В случаи, если у родителей нет возможности полностью обеспечить ребенка теми условиями, которые ему необходимы для развития, государство должно взять эти обязанности на себя.

Всегда, везде и во всем родители должны уважительно относится к мнению ребенка. Слушать и принимать во внимание все, что он говорит. Таким образом родители приучают малыша к тому, что всегда нужно иметь собственное мнение, которое обязательно нуждается в том, чтобы его сказали. И которое в любом случаи будет иметь значение в среде, где было произнесенное.

Обязанности ребенка в семье:

  1. Ребенок должен уважать людей, которые занимаются его воспитанием, вне зависимости от того, идет речь о родных родителях или опекунах.
  2. Ребенок обязан помогать своим родителям, бабушкам, дедушкам и другим воспитателям, в случаи, если те нуждаются в помощи.

Права и обязанности детей

Права и обязанности детей

Кто защищает права ребенка?

1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления .

2. Родители ребенка, лица, их заменяющие.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специа­листы, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоро­вья, социальную защиту и социальное обслуживание.

4. Общественные организации.

Когда у ребенка появляются права?

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рожде­ния человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

· с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;

· в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;

· при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он ра­ботает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предприни­мательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60).

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие воз­растные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления от­дельных прав и выполнения некоторых обязанностей.

Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

· с момента рождения — право на имя (фамилию), гражданство, изменение граж­данства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);

· на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

· на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста 14 лет — в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

· на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веще­ствами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);

· на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвен­ция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);

· на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учиты­вается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение толь­ко с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при реше­нии вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Се­мейный кодекс РФ);

· на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие роди­телей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном по­рядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по пись­менному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);

· на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодеж­ных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских об­щественных объединений — лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кам­паниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);

· на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);

· на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициатора­ми этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);

· на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социаль­ных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).

Какие права имеет ребёнок в семье?

Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

· на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);

· жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государст­вах;

· на воссоединение с семьей, в случаях необходимости — получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;

· на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспи­тание ребенка;

· на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также го­сударства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заме­няющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);

· на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстре­мальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Се­мейный кодекс РФ, ст. 55);

· на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на­значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз­расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей — еже­месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про­житочного минимума .

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

· ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

· дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

· жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

· помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе­редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

· при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

· право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест­во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму­щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

· право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет — совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно­сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по­печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг­ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко­декс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро­дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са­мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен­ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок?

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

· каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федера­ции от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г., ст. 19);

· несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воин­ского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1);

· в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову воен­ного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9);

· в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон Российской Фе­дерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 10);

· после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призы­ву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника про­тиворечит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу. По международному гумани­тарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, «не имеют права прини­мать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться: от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Дополни­тельный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г., Конвенция о правах ребенка, 1989 г.);

· контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

· лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллек­ционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бу­меранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (федеральный Закон от 13; 12.96 г. «Об оружии» ст. 3, 6 и 13).

Какую ответственность несёт несовершеннолетний?

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, адми­нистративную и материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения, преступления 16-летнего возраста. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Россий­ской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответствен­ности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, раз­бои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

· в судах — на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступ­лениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого про­изводства по делам несовершеннолетних;

· в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса РФ об административных право­нарушениях — на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), на совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса РФ, совершивших мелкое хули­ганство, на совершивших неправомерное завладение имуществом без цели хище­ния, на уклоняющихся от учёбы до получения основного базового образования, или достижения ими 15-летнего возраста, на совершивших иные антиобществен­ные поступки, на употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством .

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения. К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются меры, предусмотренные положением о комиссиях по делам несовершеннолетних: за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движе­ния, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появле­ние в пьяном, оскорбляющем человеческое достоинство, виде в общественных местах, приставание к прохожим, приобретение самогона и др., к лицам, совер­шившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.).

Обязанности родителей перед детьми

Каковы же обязанности родителей перед детьми? На самом деле родители имеют множество обязанностей перед маленьким членом семьи, соблюдать которые их обязывает государство. Самое первое, что обязана сделать мама – сохранить здоровье малыша в период его внутриутробного развития. Если будущая мама предпринимает меры, способные нанести реальный вред жизни и здоровью ребенка, она рискует понести криминальную ответственность за свои преднамеренные действия.

Когда малыш появляется на свет, родители обязаны дать ему фамилию, имя и отчество в течение первого месяца его жизни. Забота о здоровье ребенка и его воспитание также является прямой обязанностью родителей, пренебрегая которой они рискуют потерять свои родительские права. При этом в процессе воспитания родители должны уважать достоинства своего малыша и не злоупотреблять своей силой и возможностями. Известно множество случаев в России, когда родители ведут аморальный образ жизни, принимают алкоголь и буквально издеваются над ребенком, а органы опеки не обращают на это никакого внимания. В то время, как в Европе первый шлепок по попе ребенка может закончиться для его мамы лишением прав, а возможно и тюрьмой. Какая система лучше, неизвестно. Но некоторые подвижки в сторону усиления внимания за исполнением родительских обязанностей со стороны российских социальных служб очень радуют.

Воспитание в семье и общение с родителями является основным правом ребенка. И для этого малыш имеет право на въезд в страну проживания каждого из родителей и свободный выезд из нее. Кроме того, родители обязаны обеспечивать возможность его общения с близкими родственниками, бабушками, дедушками, братьями и сестрами.

Еще одна святая обязанность родителей – содержание своего ребенка. При этом каждый из родителей должен принимать участие в воспитании и в финансовом обеспечении сына или дочери по мере своих возможностей. Помощь ребенку со стороны государства поступает в распоряжение родителей и используется ими на их усмотрение, чтобы наилучшим образом удовлетворить потребности малыша.

Мама и папа имеют множество обязанностей перед своим ребенком. Но для любящих родителей такие обязанности всегда в радость.

Права и обязанности детей

Теперь давайте поговорим непосредственно каковы же права и обязанности детей. Когда малыш подрастет, обязательно расскажите ему о его правах. И объясните, почему он должен выполнять свои обязанности. Каждый из нас является частью общества, а значит должен жить по определенным правилам. Чем старше ребенок, тем больше обязанностей на него накладывается. Самое первое, что приходит на ум, это обязанность ребенка получить общее образование. С одной стороны, получение образования – это наше право, которое предоставляет нам государство. Но государство также имеет право контролировать процесс. Обязательно скажите своему подрастающему школьнику, что обучение в школе — это первая серьезная обязанность в его жизни.

Но еще до школы дети должны соблюдать множество правил. Например, они обязаны уважать права друг друга. Объясните ребенку, что он не имеет никакого права обижать и оскорблять других детей. Каждый человек имеет собственное достоинство и нуждается в уважении. Не забудьте напомнить и о том факте, что дети с другим цветом кожи или особым разрезом глаз абсолютно ничем не отличаются от остальных, и дразнить таких детей неприемлемо. Кроме того, ребенок должен помнить, что детей нельзя оценивать по уровню состоятельности их родителей, можно говорить лишь об их личной старательности и трудолюбии. Все остальное не подлежит обсуждению.

Самое главное, что должен четко понимать каждый ребенок, что права и обязанности людей связаны между собой. Мы уважаем права людей, а они в ответ обязаны уважать наши права. Если мы относимся вежливо к одноклассникам, друзьям во дворе, соседям и знакомым, они точно так же уважительно будут относиться и к нам.

Поговорите с ребенком о его правах. Он должен знать и уметь пользоваться правилами, по которым живет общество. А самое важное из них гласит о том, что наше право размахивать руками заканчивается там, где начинается нос соседа. Научите этому нехитрому правилу своего малыша. И уверяю Вас, этот урок он не забудет никогда.

Домашние обязанности ребенка

Дома родители обычно не отягчают жизнь ребенка какими-либо обязанностями. А вот о своих правах дети никогда не забывают. Посмотреть любимый мультик, купить новый телефон или компьютер, заказать маме на обед любимое блюдо – всеми этими благами дети пользуются каждый день, даже не задумываясь о том, что у родителей тоже могут быть к ним определенные требования. Это неправильный подход. Любовь, конечно, должна быть бескорыстной, но не настолько же, чтобы сесть маме с папой на голову и свесить ножки.

Обязательно поручайте ребенку домашнюю работу. Домашние обязанности ребенка позволят воспитать собранного и ответственного человека. Но и ребенок должен видеть, что в ответ на его старания, и Вы прилагаете свои усилия. Для малыша будет очень полезно научиться ответственности. Обязанности ребенка дома не должны быть сложными. Но по мере роста и развития малыша, ему можно поручать все более и более ответственные задания. Такое доверие с Вашей стороны сделает ребенка счастливым, а отношения в Вашей семье близкими и дружными.

Права и обязанности детей

Правовые нормы

Нормы права выступают мерой свободы человека в обществе, устанавливают границы дозволенного поведения субъектов права, регулируя наиболее важные общественные отношения.

По Конституции РФ

Согласно Конституции России ребенком считается человек, не достигший совершеннолетнего возраста.

Права несовершеннолетних лиц регулируются следующими законодательными документами:

  • Конвенцией ООН;
  • Конституцией Российской Федерации;
  • Трудовым кодексом;
  • Гражданским кодексом;
  • Общефедеральным законом № 124;
  • Законом № 48;
  • Законом № 159;
  • Законом № 273.

По Семейному кодексу

В российском семейном законодательстве права несовершеннолетних установлены Семейным Кодексом РФ, рассматривающим детей в качестве независимых участников отношений в семье. Этот аспект семейного права приведен в соответствие с Конвенцией ООН о правах несовершеннолетних. Права и обязанности детей в семье закреплены в соответствующем документе в 4 разделе, состоящем из 3 глав и 33 статей.

Основные права ребенка

Законодательством установлено, что все граждане имеют равные права и обязанности. Национальность и возраст человека не имеют значения.

На жизнь, неприкосновенность и свободу

Право на жизнь — главное право любого человека. Оно появляется с момента рождения. Право на неприкосновенность выражается в запрете на любые жесткие наказания, включая физические пытки и действия, унижающие достоинство человека. Понятие свободы детей сводится к невозможности обращения человека в рабство. Актуально для взрослых и детей всех возрастов.

На гражданство

Каждый малыш, родители которого являются российскими гражданами, автоматически обретает российское гражданство. Процедура его получения для новорожденных максимально упрощена: необходимо в районном отделе ФМС предъявить паспорта родителей и свидетельство о рождении малыша с соответствующим штампом. Без такой отметки подросток не сможет получить паспорт, а семья — материнский капитал. Эти ситуации регулирует закон о гражданстве, принятый в 1991 году.

Жить и воспитываться в семье

Общаться с родственниками

Только суд имеет право запретить возможность видеться с родственниками.

Получить фамилию, имя, отчество

Данное право присутствует у любого человека. Если родители не могут договориться об имени, к делу привлекаются органы опеки. Если они не зарегистрированы в браке, женщина может требовать процедуру установления отцовства или оставить графу отца пустой. В таком случае фамилия указывается обязательно матери. Отчество со слов женщины.

Отчество и фамилия дается несовершеннолетнему лицу на основании свидетельства о браке.

Выражать собственное мнение

По достижению малышом десятилетия законом предусмотрена необходимость учета его мнения. Реализация данного права возможна только в ситуациях, непосредственно касающихся ребенка.

  • лишение или ограничение прав мамы и папы;
  • изменение личных данных несовершеннолетнего;
  • подбор семьи;
  • восстановление родительских прав.

Опрос производится в суде при заседании и участии социального педагога и специалиста отдела опеки. Законному представителю разрешено присутствовать только в том случае, если он не оказывает давления на отпрыска.

На материальное обеспечение

Родители должны обеспечить несовершеннолетнему полноценный уровень жизни. Наличие самого необходимого является обязательным. Если родители отказываются обеспечивать детей самостоятельно, законный представитель должен взыскать материальные средства в судебном порядке. Деньги переводятся на счет опекуна на нужды подопечного. Лишение прав не позволяет прекратить материальное обеспечение. В такой ситуации опекуны получают пособие на содержание детей от государства.

Получать собственные доходы

Имущественные

Малыш с самого рождения наделен определенными имущественными правами. Дети могут принимать подарки, наследовать вещи и выполнять с ними разные действия. Алименты, которые перечисляются на содержание отпрыска, принадлежат и ему. Ответственность за их расходование лежит на родителе, с которым остался малыш. Обязанности родителей юридически заканчиваются по достижению ребенком 18 лет.

На защиту

До наступления совершеннолетия детям нужна защита. Как правило, этим занимаются родители. Если соответствующая организация обнаружит, что здоровью малыша что-то угрожает, об этом сообщается в соответствующий орган. Сделать это могут соседи или сотрудники образовательного учреждения. Далее применяются меры по его защите. Право на социальную защиту детей сводится к тому, что каждый малыш должен находиться в условиях, необходимых для его духовного, физического, умственного и нравственного развития.

На свободный доступ к информации

Несовершеннолетний имеет право получить доступ к любой информации, соответствующей его возрасту. Ограничения накладываются на информацию, несущую вред его психологическому состоянию: распитие алкоголя, сцены насилия и жестокого обращение, тексты террористической и экстремистской направленности и другое.

Установление законными представителями «родительского контроля» на компьютере не является нарушением данного права. Кроме того, желательно регулировать время, проведенное в социальных сетях.

На тайну переписки, сохранение личных данных

В соответствии с действующим законодательством на нарушителя накладывается ответственность в случае посягательства на телефонные разговоры и переписку подопечного. К данной информации доступ возможен только по решению суда. Федеральный закон о персональных данных предусматривает защиту этих данных. В Конституции закреплена свобода личной и семейной жизни. Вмешательство посторонних возможно только в том случае, если в отношении несовершеннолетнего совершено преступление.

На образование

У каждого несовершеннолетнего есть право на получение бесплатного основного общего образования, технического или среднего профессионального. Получить высшее образование можно при прохождении необходимых тестов. Ответственность за исполнение этого права несут родители (опекуны). Запрещено взимание денежных средств за зачисление. При получении образования должно учитываться состояние здоровья детей. Переход на домашнее обучение возможен при заключении психолого-медико-педагогической комиссии.

На медицинское обслуживание

Несовершеннолетний обладает правом на использование самых совершенных технологий и получение современных медицинских услуг. Такое медицинское обслуживание должно проводиться безвозмездно. Каждый малыш прикрепляется к муниципальной или государственной поликлинике по территориальному признаку. Специалисты должны оказывать бесплатную помощь. Также он имеют право на реабилитацию и профилактику болезней (санитарно-курортное лечение, оздоровление и отдых).

На отдых, занятие творчеством

Подопечный должен быть обеспечен культурным отдыхом, соответствующим его возрасту. При отсутствии средств на покупку путевки в лагерь, ее предоставляют социальные органы по заявлению законного представителя. В районных организациях предоставляются условия для занятия искусством, обучение бесплатно. Прием осуществляется до заполнения всех мест. Дети могут посещать музей и выставки при условии, что заявленная программа соответствует их возрасту.

На помощь государства

Дети, чьи родители отказались от их воспитания, и сироты передаются в органы опеки. Их основная цель — подобрать надлежащего кандидата для малыша. Опекун наделяется всеми обязанностями и правами кровной семьи. Вместе с тем осуществляется дополнительный контроль над семьями усыновителей. Состояние здоровья подопечного подлежит ежегодному мониторингу. Распоряжение имуществом усыновленного отражается в отчете опекуна.

Изменение имени или фамилии

По совместной просьбе мамы и папы имя и фамилия ребенка могут быть изменены органами опеки и попечительства, основываясь на интересах ребенка до достижения им 14 лет. Если родители проживают раздельно, тот из них, с которым подопечный проживает постоянно, имеет право просить о присвоении ему своей фамилии, которой заявитель обладает на момент обращения. Исходя из интересов несовершеннолетнего и только с его согласия, вопрос решается соответствующими органами при условии достижения им десятилетнего возраста.

Пользование имуществом родителей

Родители не обладают правом собственности на имущество ребенка, а он не имеет права собственности на имущество родителей. Проживающие совместно дети и родители могут владеть и пользоваться собственностью друг друга по взаимному согласию. В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, распоряжение и пользование общим имуществом определяются гражданским законодательством.

Усыновленные дети

Усыновленным детям приписываются такие же права и обязанности, как в кровной семье. Отпрыск освобождается от обязанностей по отношению к биологическим родителям. В ряде случаев подопечный может претендовать на помощь и пособия, когда кровный родитель скончался после проведения процедуры усыновления. Усыновленные дети сохраняют правомочие на общение со своими биологическими родителями. Такое желание согласовывается с приемными родителями.

Когда появляются

Категории, при достижении которых интересы и обязанности малыша будут увеличиваться: 1,5; 3; 6; 7; 10; 14; 15; 16; 18 лет. Они устанавливаются законодательными актами. Объем ответственности несовершеннолетнего возрастает с увеличением его прав. Родительская ответственность с возрастом уменьшается. Гражданин может понести уголовную, гражданскую и административную ответственность при несоблюдении законов.

Обязанности

Правовой статус детей определяет, какими обязанностями они наделены в соответствии с законодательством о правах и обязанностях несовершеннолетних в текущем периоде жизни.

Малолетних

Обязанности детей до 14 лет:

  • с рождения и до 6 лет малыш обязан слушаться своих родителей, соблюдать правила поведения дома и в общественных местах;
  • с 6 лет малолетний обязан поступить в образовательное учреждение для получения полного среднего образования;
  • с 10 лет ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение за совершение противоправных деяний против правил поведения общества.

С 14 лет

Молодые люди, трудоустроенные по договору на работу, обязаны выполнять предписания трудового договора, заключенного с организацией, а также соблюдать правила поведения и устав организации либо молодежного объединения. Ответственность наступает за несоблюдение предписаний трудового договора, устава образовательного учреждения, за возмещение причиненного вреда, а также уголовная ответственность за отдельные виды преступлений.

С 16 лет

Наступает ответственность за совершение всех видов преступления, а также административная ответственность. Незнание законов государства не освобождает от ответственности. Так, за некоторые проступки для несовершеннолетних наступает уголовная или иная ответственность. Административная ответственность наступает для лиц, достигших на момент совершения проступка возраста 16 лет.

Перед обществом

Обязанности детей по Конституции РФ:

  • соблюдение правил поведения, установленных в различных образовательных учреждениях и общественных местах;
  • добросовестное выполнение всех возложенных на него профильными лицами обязанностей;
  • соблюдение устава образовательного учреждения;
  • после достижения 18-летнего возраста обеспечивать своих нетрудоспособных родителей или законных опекунов.

Выросших отпрысков

Достигнув 18-летнего возраста, гражданин РФ обязан:

  • беречь памятники истории и культуры;
  • соблюдать Конституцию РФ;
  • платить налоги и сборы;
  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
  • нести воинскую службу (мужчины).

Ответственность несовершеннолетних

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, административную и иную ответственность.

Момент наступления

С 14 лет привлечение к ответственности за убийства, причинение тяжкого или среднего вреда здоровью человека, насильственные сексуальные действия, все виды хищений, терроризм, вандализм, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч.2 ст.20 УК). С 16 лет ответственность наступает за любые преступления.

За преступление

Виды наказаний несовершеннолетних: от штрафа до лишения свободы (не более 10 лет). Подростки, совершившие преступление, не представляющее большой опасности, впервые, могут быть освобождены от наказания, а их дела могут быть переданы на рассмотрение соответствующей комиссии по делам несовершеннолетних при местной администрации.

Защита от неправомерных действий родителей

В случае отсутствия или отстранения родителей и опекунов задача по контролю соблюдения прав детей возлагается на администрацию детского учреждения и органы опеки и попечительства.

Орган опеки

Если факт несоответствующего отношения родителей заметили окружающие, они могут сообщить об этом в орган опеки и попечительства. По факту обращения будут приняты меры. При необходимости орган опеки может сотрудничать с представителями органов внутренних дел. В зависимости от ситуаций может быть принято решение об ограничении или лишении родительских прав.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Комиссия представляет собой несколько государственных органов. Данная структура представлена региональной властью с местным самоуправлением. Основной целью данной инстанции является координация деятельности по выявлению беспризорников и их правонарушений, а основная задача — координация иных органов. Комиссия разрабатывает правовые акты и законопроекты, позволяющие дополнительно защитить интересы малышей.

Прокуратура

Органы прокуратуры осуществляют надзор и в сфере защиты и охраны прав и законных интересов несовершеннолетних детей. Представители органов прокуратуры участвуют в делах об усыновлении детей, дают свое заключение о том, может ли заявитель быть усыновителем ребенка. Мнение прокурора оценивается наряду с другими мнениями в ходе процесса. Часто прокуроры выступают истцами в судах в интересах несовершеннолетних детей и по другим важным вопросам.

Уполномоченный по правам детей

Основными задачами такого человека становятся следующие:

Ответственность родителей/опекунов

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает разные виды ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по воспитанию детей.

Административная

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. За ненадлежащее или полное несоблюдение своих обязанностей родителями (опекунами) предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 рублей до 3 тысяч. В случае повторного в течение года совершения административного правонарушения предусмотрен штраф или административный арест до 5 суток.

Уголовная

Данная ответственность предусматривается за ненадлежащее или полное несоблюдение своих обязанностей родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с ребенком. Злостное уклонение родителя от уплаты алиментов наказывается исправительными работами, либо лишением свободы.

Видео

В данном виде перечислены права и обязанности детей.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону:

Статья написана по материалам сайтов: nsportal.ru, porogoosh.edusite.ru, potrebiteli.guru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector