+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Профилактика жестокого обращения с детьми

Профилактика и решение проблемы жестокого обращения с детьми невозможны без взаимодействия. Как правило, координируют этот процесс социальный педагог и психолог. Но заниматься профилактикой жестокого обращения должны и педагоги, и классные руководители, и воспитатели.

При выявлении признаков жестокого обращения к педагогам и психологам должны присоединиться юристы. Ошибочно сводить жестокое обращение лишь к проявлениям физического насилия. Скорее, это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Хотя официального определения в действующем законодательстве нет.

Жестокое обращение с детьми может выражаться в форме физического, психологического (эмоционального) насилия, сексуального насилия над детьми или принимать форму пренебрежения потребностями ребенка.

Профилактику можно разделить на несколько этапов.

1 этап. Диагностика.

  1. На основании информации, поступающей от педагогов, родителей, врачей, выявить детей группы риска.
    К этой группе относятся дети, у которых есть трудности в обучении, дети, которые часто проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым, неуверенные в себе, неспособные к самоорганизации, неуравновешенные. Возможно проявление асоциальных наклонностей (воровство, табакокурение, употребление наркотиков, ранние половые связи).
  2. Сбор информации о родителях. Выявление родителей, способных причинить ущерб ребенку – как физический, так и психологический.
  3. Анализ взаимоотношений в классе. Задача – выявить учащихся, которые чувствуют себя в коллективе некомфортно, а затем найти причины этого состояния. Эта информация выявляется в ходе проведения классных часов с элементами группового тренинга.

В диагностике возможно использование опросника Басса-Дарки. Его применяют как в работе с детьми, так и с родителями. Тест, разработанный А. Бассом и А. Дарки в 1957 году, предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций (http://testoteka.narod.ru/lichn/1/37.html)

2 этап. Коррекция.

  1. Работа с учителями, направленная на выявление и преодоление трудностей в коллективе. Необходимо объяснить педагогам, что дети, подвергающиеся насилию, нуждаются в особой заботе и внимании.
  2. Работа с родителями по изменению установок по отношению к детям. Осуществляется как при личном контакте с конкретными родителями, так и в форме классных собраний, бесед, дискуссий.
  3. Работа с учениками, испытывающими дискомфорт в коллективе, трудности с обучением.

3 этап. Профилактика.

  1. Проведение разъяснительной работы с педагогами, детьми и родителями. Необходимо рассказать, какие действия являются проявлением жестокого обращения с детьми. Это умышленное и неумышленное причинение вреда здоровью, истязание, изнасилование, понуждение к действиям сексуального характера, оставление в опасности, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, доведение до самоубийства, угрозы о причинении физического вреда.
  2. Сбор информации. Информация может поступить откуда угодно – от соседей, сверстников ребенка, дальних родственников.
  3. Принятие мер после поступления сигнала о жестоком обращении. Нужно иметь четкий ответ на два вопроса:
    1. Действительно ли имело место жестокое обращение с ребенком?
    2. Безопасно ли ребенку оставаться в семье?
  4. Защита пострадавшего ребенка.
  5. Информирование. В ходе общих родительских собраний необходимо объяснить, какую ответственность влечет за собой жестокое обращение с детьми. Окружающие должны знать телефоны специализированных горячих линий (единый общероссийский детский телефон доверия
    8-800-2000-122), телефон городской службы социальной защиты и т.д.)
  6. Пропаганда семейных ценностей. Этот пункт предполагает организацию совместных тренингов и конкурсов, а также праздников, направленных на формирование позитивного образа семьи, например, Дня семьи, любви и верности, и многое другое.

Как определить, что ребенок переживает жестокое обращение?

  1. Педагоги отмечают депрессивное состояние ребенка. Признаки депрессии: постоянное подавленное настроение, плач, раздражительность, низкая концентрация и самооценка, нехватка энергии. Возможны физические проявления депрессии: частые боли в животе, головные боли.
  2. Ребенок становится жестоким
  3. Ребенок разговаривает на «взрослые» темы, говорит об отношениях полов, явно повторяя слова старших
  4. Ребенок проявляет асоциальные наклонности, например, ворует, убегает из дома
  5. Не доверяет взрослым
  6. Не может объяснить свои физические потребности (например, не отличает потребность поесть или сходить в туалет)

Как помочь ребенку восстановиться после случая жестокого обращения?

  1. Внимательно наблюдать за его успехами и отмечать любой прогресс, хвалить за успехи в учебе, спорте, творчестве. Например, если ребенок убрал за собой вещи, обязательно отметить этот факт.
  2. Требовать от ребенка выполнения тех или иных заданий, поручений аргументированно, не превращая отношения в противостояние. Если ребенка отправляют в магазин, следует объяснить, почему это должен сделать именно он (вы заняты уборкой/срочной работой и надеетесь на помощь).
  3. Выбирать методы реабилитация, исходя из вида жестокого обращения, которому подвергался ребенок (психологическое, сексуальное или физическое насилие). В каждом случае методы реабилитации – разные.
  4. Обратить внимание на внешний вид ребенка и стиль его общения. Для реабилитации необходимо стабильные отношения в обществе, коллективе.

Часто адаптация ребенка в коллективе зависит от вещей, которые несложно скорректировать. Возможно, достаточно проследить за тем, чтобы ребенок был чисто и опрятно одет. Порой наладить процесс коммуникацию со сверстниками помогут изменения в поведении самого ребенка.

Профилактика жестокого обращения с детьми

Защита прав и достоинств ребенка

«При дефиците любви

становится наказанием сама жизнь,

и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь»

Результаты статистики говорят о том, что практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных. Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство российских семей попали в разряд малообеспеченных. По последним данным, наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей, в некоторых регионах России впервые после Великой Отечественной войны показатели смертности превысили показатели рождаемости. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.

Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми. Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто под руку попадается», чаще всего — на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т. п., то почти каждый ребенок хоть однажды сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны своих родителей., с так называемым «наказанием» за проступки, а по сути — нарушением прав и достоинств ребенка.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.

Формы наказаний

К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие. 85% родителей справедливо считают, что ударить ребенка — означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11% — использование ремня как вида наказания. Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания.

К физическим наказаниям не следует прибегать потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного внутреннего контроля, а не потому, что кто-то заставил.

Речевая агрессия(ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.

Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма, и применять ее нужно крайне осторожно и только очень непродолжительное время.

Довольно распространенным в семье является наказание в виде лишении награды (сладостей, новых игрушек, прогулок I и т. п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. При этом нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.

Известный российский психолог Владимир Леви написал «Семь правил для всех»:

Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать.

• Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — НЕ наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

• За один раз — одно! Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному — за каждый. Салат из наказаний — блюдо не для детской души!

• Наказание — не за счет любви; что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

• Срок давности. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур последовательные взрослые, ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

• Наказан — прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

• Наказание без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!

• Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

Признаки насилия

Что понимается под физическим и психическим насилием, а также моральной жестокостью? Как можно выявить такое неправоправное отношение к ребенку?

Физическое насилие — преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Эти повреждения могут привести к смерти, вызватъ серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, психического здоровья или отставание в развитии.

Это интересно:  Надзорная жалоба по гражданскому делу

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение физического насилия.

Внешний вид ребенка и характер травм:

• множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, следы ремня, сигаретные ожоги на коже) и различную степень давности (свежие или заживающие);

• задержка физического развития (отставание в весе и росте);

• признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).

Психическое состояние и поведение ребенка.

. в возрасте 1,5-3 года:

• редкие проявления радости, плаксивость;

• реакция испуга на плач других детей;

• крайности в поведении — от чрезмерной агрессивности до бёзучастности;

. в возрасте 3-6 лет:

• примирение со случившимся, отсутствие сопротивления;

• пассивная реакция на боль;

• болезненное отношение к замечаниям, критике;

• заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;

• псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых);

• жестокое отношение к животным;

• склонность к поджогам.

Поведение родителей или попечителей:

• противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка и нежелание внести ясность в произошедшее;

• несвоевременное обращение за медицинской помощью;

• инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;

• обвинение в травмах самого ребенка;

• неадекватность реакции на тяжесть повреждения у ребенка, стремление к ее преувеличению или преуменьшению;

• отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;

• невнимание, отсутствие ласки и эмоциональной поддержки в обращении с ребенком, обеспокоенность собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;

• рассказы о том, как их наказывали в детстве; признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, устойчивое возбуждение и др.)

Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности ребенка.

К этой форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • оскорбление и унижение его достоинства;
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной формё без физического насилия;
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
  • предъявление чрезмерных требований, не соответствующих, возрасту или возможностям ребенка;
  • ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму.

Существует ряд признаков, позволяющих заподозрить применение эмоционального насилия.

Психическое состояние и физическое развитие ребенка:

• задержка физического и умственного развития;

• различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

  • беспокойство или тревожность;
  • нарушение сна;
  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • агрессивность;
  • склонность к уединению;
  • чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
  • угрозы или попытки самоубийства;
  • неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
  • плохое усвоение программного материала;
  • низкая самооценка;
  • нарушение аппетита.

• нежелание утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;

• оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;

• постоянное чрезмерно критичное отношение к нему;

• негативная характеристика ребенка;

• отождествление его с ненавистным или нелюбимым родственником;

• перекладывание на него ответственности за свои неудачи;

• открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Причины неудовлетворения основных потребностей ребенка:

• отсутствие адекватного его возрасту и потребностям питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от лечения со стороны взрослого;

• отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;

• нанесение ему телесных повреждений, вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков.

Недостаток заботы о ребенке может быть и непредумышленным: вследствие болезни, бедности, неопытности, невежества родителей или стихийных бедствий и социальных потрясений.

Особенности внешнего вида, клинические симптомы, определенные психические состояния и поведение ребенка — признаки, по которым можно заподозрить пренебрежительное отношение к его нуждам и интересам:

• утомленный, сонный вид, опухшие веки;

• санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;

• низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);

• задержка роста или общее отставание в физическом развитии;

• задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;

• частые вялотекущие и хронические инфекционные болезни;

• многократная госпитализация в отделения неотложной скорой помощи;

• повторные случайные травмы или отравления;

• постоянный голод и (или) жажда;

• стремление любым способом, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых;

• требование ласки и внимания;

• подавленное настроение, апатия;

• агрессивность и импульсивность;

• деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;

• неумение общаться с людьми, дружить;

• трудности в обучении, усвоении программного материала, недостаток знаний;

Типы – схемы жестокого обращения родителей с детьми

(по С.Фрайд, П.Хоулт, В.Гиллхам и др.)

«Ребенок-мишень» — ребенка считают слишком пассивным, либо очень активным и, как результат, он становится объектом агрессии в семье. Такая ситуация часто складывается, если ребенок имеет физические или умственные недостатки. Усугубляется положение ребенка, если он любим одним из родителей.

«Критическая ситуация» (стечение обстоятельств) – потеря работы, разлука с любимым и другая ситуация могут вызвать вспышки жестокого поведения.

«Отсутствие навыков отцовства и материнства» — родители не готовы к той ответственности, которую налагает на них отцовство и материнство и не имеют других стратегий поведения, кроме крика, запугивания, избиения.

«Необразованный родитель» — отсутствие элементарных знаний о возрастных особенностях развития детей и неумение учитывать особенности детской психики.

«Модель домашнего насилия» — жестокое поведение часто отмечается у родителей, которые в детстве сами подвергались насилию или были свидетелями жестокого отношения.

«Изоляция от внешнего мира» — нежелание и неумение налаживать контакты с другими людьми и, как следствие, потребность в уединении и агрессия на любые попытки его нарушить.

«Семейные стереотипы» — нарушение традиционных схем поведения жестоко карается родителями (подростковая беременность, нарушения традиций семьи, этические нарушения и т.п.).

Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью детей

Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями (другими членами семьи ребенка), педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Психологическое (или эмоциональное) насилие — это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

Сегодня мы акцентируем наше внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств. Оно представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенку.

И.В. Дубровина, доктор психологических наук, академик РАО, вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: первое, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; второе — характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями духа человека.

Хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, а иногда проявляется только в частной жизни, последствия его могут быть катастрофическими. Известны случаи суицидов из-за оскорблений, присвоения унизительных прозвищ, угроз физического насилия и т. д. Душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство жестокости. Косвенное подтверждение этому — увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.

Кроме того, пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь человека. Исследования показывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, и в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Более 30% участников исследований сообщают о том, что они иногда или часто подвергались речевому насилию (оскорбления, брань, угрозы физического насилия, язвительные замечания о поведении) со стороны родителей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснение всего того, что им не удается в жизни.

У людей могут наблюдаться трудности функционирования в супружеской и родительской ролях: выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают сложности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать их физически и нравственно здоровыми.

«Признаки речевого и психического насилия над ребенком».

Признаки речевого и психического насилия над ребенком:

• постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние;

• беспокойство, тревожность, нарушение сна;

• склонность к уединению;

• нервный тик, энурез;

• задержки умственного развития, плохая успеваемость;

• различные соматические заболевания;

• проблемы с едой;

• излишняя уступчивость или осторожность;

• антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Особое внимание должно уделяться проблеме выявления и предупреждения насилия в образовательных учреждениях. Среди причин насилия специалисты выделяют следующие:

• семейные — мощный потенциал для агрессивного поведения детей создают: недостаток внимания и теплоты по отношению к детям, недостаточный надзор за ними, наличие моделей агрессивного поведения дома, которые могут включать физическое и речевое насилие родителей по отношению к детям или друг к другу;

• индивидуальные — темперамент ребенка относится к явлениям, которые определяют основу развития моделей поведения личности и межличностных отношений. Активные и импульсивные дети могут быть более склонны к тому, чтобы стать обидчиками;

• социальные – известно, что социальный контекст и надзор имеют решающее значение для частоты проявления и тяжести проблем насилия.

Это интересно:  Кассационная жалоба гпк РФ

Хотя педагоги не могут контролировать индивидуальные и семейные факторы, формирующие склонность детей к насилию, его тяжесть может быть значительно снижена за счет надлежащего надзора, вмешательств в конфликт и общего климата в учреждении. Надзор за детьми имеет первостепенное значение. Необходимо, чтобы социальный климат в учреждении был полон теплоты и принятия всех детей, чтобы поведение детей и педагогов по отношению друг к другу строилось по высоким стандартам.

Внутрисемейные отношения и эмоциональное самочувствие ребенка

Характер взаимоотношений в семье — это основа ее эмоционального климата и условие для развития ребенка.

Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи, — ссоры, конфликты, непонимание между супругами. Жить в такой семье дискомфортно всем. Особенно восприимчивы к семейному климату дети дошкольного возраста, личностные качества которых только начинают закладываться.

Если родители вовремя обращаются за помощью к специалисту (педагогу, психологу, психотерапевту), появляется возможность нормализовать обстановку в семье.

Есть ситуации, когда супруги не видят необходимости в обращении к психологу: явных открытых конфликтов и враждебности нет, но есть разногласия, которые практически всегда присутствуют в каждой семье, и как результат — напряженность в отношениях, недовольство, претензии друг к другу. У ребенка в подобной семье появляются такие негативные качества, как тревожность, агрессивность, неорганизованность, стремление к лидерству и отгороженность, что может привести его к внутриличностным конфликтам.

Психологический климат семьи выражается в том, какое в ней преобладает отношение и настроение: восторженное, радостное, светлое, спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное или подавленное.

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм.

Главное в семье — чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а не только хозяином дома или партнером.

Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи.

Для того, чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями.

  • Держать улыбку (потому что именно лицо — визитная карточка).
  • Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).
  • Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).
  • Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).
  • Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта — это не вступать в него).
  • Ободрять других (оптимистам жить легче).

Памятка «Искусство быть родителем»

1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал вашего ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы.

2. Ваш ребенок — не ваша собственность, а самостоятельный ЧЕЛОВЕК. И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете право. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для реализации.

3. Ваш ребенок далеко не всегда будет послушным и милым. Его упрямства и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

4. Во многих капризах и шалостях малыша повинны вы сами, потому что вовремя не поняли его, не желая принимать его таким, каков он есть.

Законы о правах и достоинствах ребенка

Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жесткое обращение» и определяет меры защиты и признание права каждого ребенка.

Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетних граждан.

Семейный кодекс РФ гарантирует права ребенка и применяет меру «лишение родительских прав» при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка.

Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

3акон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребенка предметом подражания. Если обратить внимание на слова и действия ребенка, легко понять особенности взаимоотношений взрослых в семье. Замечено, что в наибольшей степени агрессивность ребенка проявляется в игре с куклами, по отношению к младшим и физически слабым детям, к животным и т. д.

Нелюбовь, неприязнь к ребенку родителей вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и соответственно агрессивные проявления.

Интересно отметить расхождение в ответах детей и их родителей о наиболее типичных способах воспитательного воздействия. Оно наглядно показывает, что родители отдают себе отчет, какие методы были бы наиболее действенными и разумными, но на практике применяют способы более простые и привычные — физические наказания и ругань.

Наблюдения свидетельствуют о значительном количестве семей, где отношения строятся на основе сохранения видимой благожелательности, но ребенок беспомощен, жизнь его наполнена чувством тревоги. Такое состояние наносит ущерб сначала психическому, а затем и физическому здоровью ребенка.

Конечно, не всякая семья имеет положительный опыт воспитания и зачастую именно неумение родителей создать для ребенка такую обстановку, которая способствовала бы его личностному развитию и психологическому комфорту, является причиной возникновения конфликтов, агрессии, жестокости.

Добрые слова, обращенные к своим родителям, желание детей получать ответное внимание и ласку; должны стать нормой в детско-родительских отношениях!

Профилактика жестокого обращения с детьми в семье

«Профилактика жестокого обращения с детьми в семье»

Цель: профилактика жестокого обращения с детьми в семьях.

  • познакомить родителей видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;
  • осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;
  • содействовать улучшению отношений между родителями и детьми.

«Наказывать – по-русски — поучать. Поучать можно только примером. Воздаяние же злом на зло не поучает, а развращает»,- писал Л. Толстой.

С 15 ноября по 15 декабря в школах города проходил месячник по профилактике жестокости и насилия к детям. Что же такое жестокое обращение?

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение, действие (или бездействие) со стороны взрослых, которые приводят к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, или угрожают его правам и благополучию.

Это трудноразрешимый и сложный процесс, требующий комплексного подхода со стороны различных специалистов: педагогов, психологов, правоохранительных органов и медработников.

Ежегодно различным видам насилия подвергаются 2 мл детей и подростков. Жестокое отношение подразумевает не только физическое насилие над ребенком, но и ряд других действий по отношению к развивающемуся человеку. Это могут быть недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его насущных нужд и потребностей, крики, брань, оскорбления в адрес ребенка.

Насилие над ребенком несет с собой тяжёлые моральные и психологические проблемы: постоянная боязнь оказаться объектом насилия в сфере непосредственного социального окружения перерастает в сильное психологическое давление, которое ведет к стрессам, нервным срывам, снижению самооценки, становится дополнительным источником межличностных конфликтов и т.д.

Жестокое отношение к детям превратилось сегодня в обычное явление. Подобная ситуация в нашем обществе, конечно же, вытекает из ряда проблем – это и экономические, связанные с резким падением уровня жизни населения и, социальные – в обществе утрачены основные общественно значимые ценности, и психологические. По мнению специалистов, выделяются три основные сферы отношений, в которых, с одной стороны, происходит социализация детей, а с другой стороны, ребенок подвергается риску эмоционального, психологического и физического насилия: семья, сфера образования, государственные учреждения интернатного типа и сфера макро социальных отношений.

Выделяют следующие виды насилия:

• Физическое насилие.• Сексуальное насилие.• Психическое насилие • Экономическое насилие.

Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка. Эти действия могут осуществляться в форме (избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин.

использование ребенка взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей.

Психическое насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства.

Постоянные издевательства — моральные и физические — становятся причиной ухода детей из дома. Статистика последних лет отмечает неуклонный рост самоубийств среди школьников. Анализ причин суицидов, позволяют сделать вывод, что доведение до самоубийства можно рассматривать как одну из форм психического и морального насилия.

Экономическое насилие — это пренебрежение интересами и нуждами ребенка, отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих.

Над ребенком совершено насилие, если:

  • Его истязали, ему нанесли побои.
  • Его здоровью причинили вред.
  • На него кричали.
  • Его запугивали

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Решение своих проблем дети-жертвы насилия часто находят в криминальной, антисоциальной среде.

Распознавание признаков жестокого обращения с детьми и пренебрежения родительским долгом является обязанностью сотрудников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Не всегда эти признаки очевидны, и часто лишь внимательное обращение с ребенком и его родителями может выявить жестокое обращение с детьми.

Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них.

В заключении хочется отметить, следующее: Воспитывая детей, нужно помнить, что они нуждаются не в физическом наказании, а в поддержке и наставлении со стороны родителей.

Профилактика жестокого обращение с детьми в семье

Марина Трофимова
Профилактика жестокого обращение с детьми в семье

Доклад социального педагога

на общесадиковом родительском собрании

«Профилактика жестокого обращение с детьми в семье».

«Профилактика жестокого обращения с детьми»

1) Обеспечить единый комплексный подход к разрешению ситуаций, связанных спроблемами жестокого обращения с детьми.

2) Создать условия для эффективного функционирования системы профилактики пожестокому обращению с детьми.

3) Повышение правовой культуры родителей по защите прав ребёнка, формирование в обществе нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям, создание условий по профилактике насилия и жестокости, направленных против детей.

Это интересно:  В какой срок перечисляют налоговый вычет

В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения. Ситуация еще более обостряется, если, например, один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому ежегодно в образовательных учреждениях проходят инструктажи по «Профилактике жестокого обращения с детьми» для педагогических работников и проводятся родительские собрания по данной теме.

Нашу встречу хотелось бы начать с просмотра и обсуждения фильма «Я больше сюда никогда не вернусь» Ролана Быкова (показ фильма).

Фильм немного пугает показной жестокостью и трагизмом, но он заставляет задуматься о том, что в нашей жизни мы сами за раздражением и усталостью зачастую не замечаем, что творится в душе ребенка, обделяем его душевным теплом и пониманием. Основное последствие насилия, совершаемого над ребёнком – воспроизведение этого насилия в будущем. Люди, воспитанные в условиях жестокого обращения с ними, не умеют сотрудничать, работать, создавать семьи. Люба — Нина Гончарова. Быков никак не мог найти девочку на главную роль, пока однажды не увидел на телемарафоне, посвящённом детям, маленькую девочку с косоглазием из Ташкента. Её судьба не сильно отличалась от сценария. Отец избивал мать, когда она была беременна Ниной, а бабушка попала в тюрьму после того как попыталась защитить свою дочь. Отец бросил мать с четырьмя детьми, и Нина попала в детский дом. Поэтому Нина так убедительно сыграла свою героиню. После съёмок девочка жила у Быковых, её прооперировали и исправили косоглазие, потом она лечилась в разных санаториях. В конце концов, она вернулась в Ташкент и после интерната окончила полиграфический техникум. Замуж так и не вышла, имеет двух детей от разных отцов, дочь и сына.

Жестокое обращение с детьми: умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей/ лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка либо угрожают правам и благополучию ребенка.

Факты, приведенные по статистическим данным:

— насилие в той или иной форме совершается в каждой четвертой российской семье; ежегодно около 2 млн. детей до 14 лет избиваются родителями, для 10% этих детей исходом становится смерть.

— 67% детей младше одного года, 80% — младше трех лет, в 50% случаях насилие повторяется.

-77% обидчиков — родители ребенка, 11% — родственники жертвы, 2% — люди у которых не наблюдается родственной связи с ребенком (например, няни, неродные родители) 10% всех обидчиков детей — это те люди, которые не связаны родственными отношениями с ребенком. 81% обидчиков моложе 40 лет, 61% составляют женщины, Пол обидчиков различается в зависимости от вида причиняемого насилия: отсутствие заботы часто приписывается женщинам, а нанесение травм и увечий – мужчинам.

Основная причина жестокого обращения с детьми — внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного.

Формы проявления жестокости по отношению к детям:

• Физическое насилие (ущибы, синяки, ссадины, кровоподтеки)— Если преобладало физическое насилие, то у детей проявлялись: острые состояния страха, отсутствие контроля над своей импульсивностью, снижение способности к самовыражению, депрессии, отсутствие доверия, нарушение познавательной деятельности.

• Психо-эмоциональное давление (отвержение, терроризирование, изоляция, игнорирование, эксплуатация, развращение)- отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т. п.). Самое первая и самая основная причина, почему дети плохо себя ведут: борьба за внимание, потребность в вашем внимании. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит свой способ его получить: непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, сыплют замечания.

• Моральная жестокость (пренебрежение нуждами ребёнка)— Голоден, просит, крадет или запасает еду. Часто выглядит вялым, уставшим, не выспавшимся, ослабленным. Заботится о младших братьях и сестрах, выполняя родительские функции. Выглядит запущенным, не мытым, от него плохо пахнет. Не проходил медицинского осмотра, имеет не леченные раны или хронические заболевания.

Ребёнок подвергается насилию даже тогда, когда является не жертвой, а свидетелем жестокого обращения с другими людьми или животными.

По результатам многочисленных исследований установлено, что уровень негативного давления на детей со стороны взрослых повышается, хотя уровень образованности растёт.

Защита детей от жестокого обращения начинается с Конвенции о правах ребёнка, которая является Законом международного уровня, предусматривает обязательство государства защитить детей. Каждое государство разработало свои механизмы защиты детей от жестокости, насилия, эксплуатации.

В российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком:

Административная ответственность. Лица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации «Об административных правонарушениях» (ст. 5.35). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Уголовная ответственность. Российское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством:

лишению родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации);

ограничение родительских прав (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации);

отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации). Дисциплинарная ответственность наступает, если должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допускают сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми.

В обществе существуют мифы, которые связаны с этим явлением:

Дети чаще подвергаются насилию в социально неблагополучных семьях Насилие в социально благополучных семьях тоже бывает нередко, чаще даже в более изощрённых формах

Физические наказания могут пойти ребёнку на пользу Ответственность за физические наказания лежит на взрослом, который не может правильно построить контакт с ребёнком

Дети могут провоцировать взрослых на жестокое обращение Взрослые могут выбрать адекватные способы реагирования, не используя физическое насилие.

Случаи сексуального насилия над детьми – редкость В настоящее время фиксируется очень много случаев сексуального насилия над детьми.

Словесные и эмоциональные оскорбления не так плохи, как физические (телесные) Словесные и эмоциональные оскорбления, задевающие человеческие чувства, так же болезненны, как физические оскорбления. Они разрушают достоинство личности и могут привести к самоубийству.

Практикум «Оценка ситуации»: Родителям предлагается определить, является ли способ поведения родителей проявлением жестокого обращения с ребенком. Если да – предложить альтернативный вариант решения. Примеры ситуаций для анализа:

1. Сын-подросток, имеющий много друзей и любящий общение, пришел домой в 0.00 часов, не предупредив родителей. За это отец наказал его полным лишением прогулок на 1 месяц (да)

2. Маленький ребенок имеет плохой аппетит, поэтому кормить его приходится насильно (да)

3. Ребенок учится очень слабо, хотя уроки готовит всегда старательно и долго. За каждую полученную двойку ему запрещают играть в компьютерные игры (нет)

4. Ребенок родился гиперактивным (очень подвижным, имеющим трудности со вниманием. Мама, не веря диагнозам врачей, считает, что он просто ленится и наказывает его за каждое отвлечение от выполнения уроков. Были случаи привязывания к стулу (да)

Уважаемые родители! Мое выступление – не попытка обвинить кого-либо из Вас в жестокости и насилии по отношению к собственному ребёнку. Мы понимаем, что воспитание детей очень сложная жизненная задача каждого, кто стал мамой или папой. И именно поэтому, подходя к решению этой важной задачи, каждому из вас, родителей, необходимо в первую очередь, приложить своё терпение, любовь, и, конечно же, уважение к хрупкой жизни ребёнка, которая долгое время находится в наших руках и зависит от нас.

Жестокое обращение с детьми. Защита детей, подвергающихся жестокому обращению в семье. Ответственность родителей Потребность в детях сегодня все более уменьшается из-за изменения условий жизни, системы социальных и экономических ценностей. Очень часто.

Консультация для родителей «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми» Консультация для родителей. «Профилактика жестокого обращения родителей с детьми». Жестокое обращение с детьми является чрезвычайно сложной.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится.

Консультация «Профилактика жестокого обращения с детьми» «Наказание вредно потому, что оно озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать – есть желание мести». Л. Н. Толстой.

Консультация для родителей «Жестокое обращение с детьми» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ» Жестокое обращение с детьми и пренебрежение включают в себя любое действие, которое.

Профилактика жестокого обращения с детьми Если Вы заметили признаки жестокого обращения с ребенком необходимо принять меры по оказанию ему помощи — сообщить руководителю образовательного.

Работа психолога «Профилактика насилия в семье» Насилие над детьми со стороны родителей, к сожалению, в последнее время стало неотъемлемой чертой современной семьи. И это не обязательно.

Родительское собрание «Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье» Цель: Обобщение знаний родителей о воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах. Задачи: 1. Побудить родителей задуматься.

Статья «Влияние психологически жестокого обращения с детьми в семье на развитие личности ребенка» Психологически жестокое обращение с ребенком является причиной многих психологических проблем, которые в дальнейшем сопровождают человека.

Статья написана по материалам сайтов: nosh14.sheledu.ru, xn--j1ahfl.xn--p1ai, www.maam.ru.

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector