+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Прокурор в уголовном процессе

Строительная компания «Инроско» предлагает полный цикл работ

Прокурор в уголовном процессе

Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).

Пункт 31 ст. 5 УПК к прокурорам относит Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Следовательно, вопрос о том, какие должностные лица органов прокуратуры имеют полномочия прокурора должен рассматриваться не иначе как во взаимосвязи с положениями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Ст. 54 указанного Федерального закона под прокурором понимает Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора всех нижестоящих прокуроров и их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров.

Несмотря на отнесение прокурора к числу участников на стороне обвинения, круг его полномочий не ограничивается собственно уголовным преследованием — в деятельности прокурора также находит свое выражение функция прокуратуры по надзору за законностью. Если уголовное преследование является одной из трех основных процессуальных функций, то прокурорский надзор есть проявление конституционно-правовой функции прокуратуры по надзору за соблюдением законов.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в ч. 2 ст. 1 устанавливает, что одной из отраслей прокурорского надзора является надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Согласно ст. 29 названного Закона предметом данной отрасли надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Тем не менее, ни полномочий прокурора по осуществлению указанной отрасли надзора, ни форм прокурорского реагирования Федеральный закон не устанавливает, фактически отсылая в ст. 30 к положениям УПК: «Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами». Под «другими федеральными законами» в данном случае надлежит понимать Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в части, регулирующей полномочия прокурора по надзору за соблюдением законов органами, такую деятельность осуществляющими. Таким образом, прокурор, надзирая за исполнением законов органами, ведущими предварительное расследование, осуществляет не что иное, как уголовно-процессуальную деятельность, урегулированную нормами УПК.

По нашему мнению, разделить деятельность прокурора на две самостоятельные функции — функцию уголовного преследования и функцию надзора за законностью — невозможно. Кроме того, право на осуществление надзора за органами предварительного расследования вытекает также из того, что прокурор в досудебном производстве является процессуальным руководителем органов дознания и предварительного следствия, поскольку именно он возглавляет деятельность по уголовному преследованию, на нем лежит ответственность за реализацию обвинения, а в дальнейшем — поддержание его перед судом. Письменные указания прокурора, данные им органу дознания, дознавателю, следователю, обязательны для исполнения.

Прокурор, будучи ответственным за обоснованность обвинения, заинтересован в соблюдении закона органами предварительного расследования, так как его нарушение может повлечь за собой признание собранных доказательств недопустимыми и не имеющими юридической силы, а в конечном счете — невозможность опровержения презумпции невиновности на основе сформированной по делу доказательственной базы. Следовательно, осуществление прокурором надзора за деятельностью органов предварительного расследования охватывается выполняемой им функцией уголовного преследования, осуществляется в ее рамках.

Здесь же следует отметить, что Концепция судебной реформы предполагала уже на первом этапе реформирования заменить прокурорский надзор за расследованием преступлений судебным контролем. Очевидно, что эффективное осуществление надзора или контроля га соблюдением закона, прав и свобод личности возможно лишь со стороны государственного органа, обладающего подлинной независимостью и не связанного с поднадзорными органами и должностными лицами единой по существу функцией.

Однако прокурорский надзор за расследованием преступлений по-прежнему является одним из направлений прокуратуры согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации», сохранен он и в новом Уголовно-процессуальном кодексе. Тем не менее, действующий УПК, по сравнению с предшествующим правовым регулированием, существенно расширил границы судебного контроля на предварительном расследовании, определив в полном соответствии с положениями Конституции РФ исключительную прерогативу суда на принятие решений, связанных с ограничением конституционных прав и свобод граждан на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища и имущества, тайну переписки, телефонных и иных переговоров.

Прокурор действует на всех без исключения стадиях уголовного судопроизводства, однако характер его деятельности и объем полномочий в них различны. Так, в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор имеет весьма обширные полномочия, которые носят властно-распорядительный характер, чем существенно отличаются от полномочий прокурора в судебных стадиях процесса. Закон наделяет прокурора государственно-властными полномочиями уже с момента получения сообщения о преступлении.

На этом этапе прокурор уполномочен проверять исполнение предписаний закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

На стадии предварительного расследования прокуроры имеют следующие полномочия:

  • выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам вываленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
  • требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
  • давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
  • давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
  • отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;
  • рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
  • участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;
  • разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
  • отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
  • изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;

передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;

  • утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
  • утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
  • возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для предоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
  • осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК.
  • По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

    Прокурор, обязан следовать назначению уголовного судопроизводства и принципу охраны прав и свобод человека и гражданина. В этой связи он не только вправе, но и обязан отменять незаконные решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, применении к нему мер пресечения, прекращать необоснованное уголовное преследование, принимать меры к обеспечению прав потерпевшего, гражданского истца и других физических и юридических лиц, участвующих в уголовном процессе. Прокурор уполномочен рассматривать и разрешать ходатайства и жалобы, что само по себе выступает важным процессуальным механизмом защиты и восстановления нарушенных прав участников уголовного процесса.

    В судебном производстве по уголовному делу формы участия прокурора разнообразны: участие в качестве государственного обвинителя в разбирательстве дела судом первой инстанции; обжалование приговоров, определений и постановлений судов, не вступивших, а также вступивших в законную силу, участие в рассмотрении уголовных дел в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, а также при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств; участие в рассмотрении судом вопросов, связанных с исполнением приговоров.

    В судебном разбирательстве по уголовным делам функция уголовного преследования, выполняемая прокурором, проявляется в форме поддержания государственного обвинения перед судом. Прокурор участвует в судебном разбирательстве на основе принципов состязательности и равноправия сторон, но при этом не осуществляет прокурорского надзора за соблюдением закона судом, рассматривающим дело. Прокурор не пользуется в судебном разбирательстве какими-либо преимуществами по сравнению со стороной защиты, поскольку, как указано в ч. 4 ст. 15 УПК, «стороны равноправны перед судом».

    Усиление состязательных и диспозитивных начал в уголовном процессе, освобождение суда от обвинительных полномочий возлагают всю ответственность за доказывание обвинения на прокурора. В этой связи ч. 1 ст. 246 УПК устанавливает, что участие государственного обвинителя в судебном разбирательстве по делам публичного частно-публичного обвинения обязательно.

    Помимо этого участие прокуроров представляется необходимым в рассмотрении дел частного обвинения. Проведение судебного разбирательств по указанным категориям дел в отсутствие государственного обвинителя невозможно, поскольку в силу принципов состязательности и презумпции невиновности именно обвинитель обязан представить и убедительно обосновать перед судом выдвинутое подсудимому обвинение, опровергнуть все доводы стороны защиты путем активного участия в судебно-следственных действиях. Государственный обвинитель излагает предъявленное подсудимому обвинение, заявляет ходатайства, представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

    Прокурор, являясь государственным обвинителем, действует в силу закона, подчиняясь публичному интересу защиты общества и личности от преступлений. Поддержание государственного обвинения есть по существу продолжение правозащитной функции прокуратуры, одна из форм ее реализации. Прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность. Поэтому прокурор должен поддерживать обвинение не во что бы то ни стало, а лишь в меру его доказанности, не упуская из виду и факты, говорящие в пользу подсудимого.

    В соответствии со ст. 17 УПК прокурор, как и другие профессиональные участники судопроизводства, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на совокупности имеющихся в деле доказательств, руководствуясь при этом законом и совестью. Как указано в ч. 7 ст. 246 УПК, если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа».

    Велика роль прокурора и в контрольных стадиях уголовного процесса. Он может обжаловать приговор, определение или постановление суда по уголовному делу во второй и надзорной инстанциях. При принесении представления он действует как равноправная сторона в процессе. Поэтому к принесению прокурором представления закон применяет понятие «обжалование», а не «опротестование». При рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной и надзорной инстанций прокурор поддерживает принесенное представление, высказывает свою позицию по поводу законности и обоснованности обжалованных судебных решений и обоснованности жалоб, принесенных другими участниками процесса.

    Это интересно:  Пособие по уходу за инвалидом 1 группы

    Прокурор принимает активное участие в такой форме пересмотра приговоров и иных судебных решений по уголовным делам, вступивших в законную силу, как возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. Ему принадлежат весьма обширные дискреционные полномочия: принятие решения о возбуждении такого производства, проверка или расследование указанных обстоятельств, при наличии оснований для возобновления производства по делу — передача материалов в соответствующий суд, а при их отсутствии — прекращение возбужденного производства. Вопрос о возобновлении дела рассматривается в судебном заседании с участием прокурора.

    В стадии и исполнения приговора прокурор также имеет значительные полномочия:

    • принимает меры, направленные на своевременное обращение приговора к исполнению;
    • вносит на рассмотрение суда вопросы, возникшие в связи с исполнением приговора, и участвует в рассмотрении их судом.

    Участие прокурора в уголовном процессе

    Прокурор в отличие от других участников уголовного процесса — постоянно действующая и влиятельная фигура и вступает в уголовный процесс на самых ранних его этапах — с момента получения сведений о совершенном или готовящемся преступлении и участвует на всех стадиях уголовного процесса, вплоть до пересмотра уже вступившего в законную силу приговора.

    Полномочия прокурора имеют различный характер в зависимости от стадий, в которых он принимает участие, но роль его на протяжении всего судопроизводства важна, влияние на результаты по осуществлению задач уголовного процесса огромно, и трудно представить российский уголовный процесс без деятельности такого субъекта.

    В российском обществе авторитет прокуратуры в разные времена традиционно оставался высоким именно благодаря ее многофункциональной деятельности, характер которой был исторически предопределен возложением на прокуратуру специфической общей функции — надзора за соблюдением законности в деятельности всех государственных органов, должностных лиц и отдельных граждан.

    Прокуратуру не случайно именовали оком государевым, адвокатом или юрисконсультом государства, поскольку ее основное предназначение — надзор за соблюдением государственных интересов. В то же время прокуратура всегда оставалась тем учреждением, куда обращались граждане за защитой своих прав и законных интересов, разрешением конфликтов в самых различных сферах.

    Примечательно, что часто именно к прокурору, а не к адвокату, чьи услуги не все граждане могут оплатить, и не в суд, который для многих до настоящего времени выглядит бюрократическим органом, тяжбы в котором длятся долгие месяцы и даже годы, идут люди со своими обидами и жалобами и получают от него помощь путем оперативного пресечения незаконных действий по отношению к ним и властного вмешательства в деятельность тех должностных лиц и государственных органов, которые ущемляют законные права и интересы граждан, в том числе и в сфере уголовного судопроизводства.

    Несмотря на то что и суд, и прокурор действуют от имени государства, выполняют они свою деятельность самостоятельно, независимо друг от друга. Прокуратура не отправляет правосудие. Участвуя в рассмотрении уголовных дел судом, прокурор выступает как самостоятельная сторона в процессе, а не от имени и по поручению судебных органов. Организационно прокуратура не входит в систему судов или органов юстиции, а прокуроры не подчинены и не подотчетны этим органам. В основе их создания и деятельности лежат разные принципы.

    Таким образом, ни суд, ни прокуратура не посягают на независимость и самостоятельность друг друга и не подменяют друг друга, хотя очевидно все большее взаимодействие этих органов «в деле обеспечения подчинения закону любого участника судопроизводства» «формирования единой правоприменительной практики, воспитания у граждан уважительного отношения к закону».

    Вопрос о характере функций прокурора в уголовном процессе остается одним из наиболее дискуссионных. Несмотря на то что новый уголовно-процессуальный закон однозначно установил, что прокурор в ходе уголовного судопроизводства осуществляет две самостоятельные функции: уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования (ч. 1 ст. 37 УПК), тем не менее эти нормы не нашли отражения в Конституции РФ и не совсем согласуются с Законом о прокуратуре РФ, поэтому споры о сущности и назначении прокурорской деятельности в сфере уголовного правосудия не утихают.

    Острота настоящей проблемы объясняется также существенным расширением судебных полномочий в сферах, традиционно считавшихся прокурорскими, в связи с чем важно определить основные направления деятельности суда и прокурора, то есть функции, для того чтобы разграничить их «сферы влияния».

    В соответствии с Законом о прокуратуре на прокуратуру возложен надзор за исполнением действующих на территории РФ законов (п. 1 ст. 1). Далее Закон конкретизирует, какими средствами наделяется прокуратура для обеспечения законности в сфере уголовного судопроизводства. Это надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие; уголовное преследование; участие в рассмотрении уголовных дел судами; опротестование противоречащих закону приговоров, определений и постановлений судов. В отдельных случаях к таким средствам можно отнести и осуществление надзора за законностью действий и решений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, когда речь идет о мероприятиях, проводимых этими органами в рамках уголовно-процессуальной деятельности.

    Уголовно-процессуальное законодательство, в свою очередь, детализирует полномочия прокурора на всех стадиях уголовного процесса.

    Широкий и разнообразный спектр правовых средств прокурорской деятельности в досудебном производстве уголовного процесса приводит иногда к представлению о наличии у прокурора в этой сфере помимо двух основных функций еще и такой «дополнительной» функции, как руководство расследованием.

    Действительно, объем полномочий, предоставленных прокурору в досудебном производстве, не позволяет их четко разграничить и определить характер функций прокурора по отношению к органам расследования. Особенно интересен вопрос, касающийся соотношения функций надзора и процессуального руководства, если согласиться с тем, что последняя существует. Так, одни авторы полагают, что обе эти функции — надзора и руководства — прокурор осуществляет одновременно, хотя и разными путями и методами. Другие считают, что поскольку деятельность прокурора по надзору за законностью расследования носит процессуальный характер, то прокурорско-надзорные функции выливаются в уголовно-процессуальную форму руководства.

    Такой неоднозначный подход к функциям, осуществляемым прокурором на досудебном производстве, объясняется в первую очередь неопределенностью самого термина «процессуальное руководство». Действующий уголовно-процессуальный закон ни в одной своей норме не применяет данного термина по отношению к прокурорской деятельности. Но анализ полномочий, которыми он наделен на досудебных стадиях, дает основания для вывода о том, что, с одной стороны, прокурор процессуально руководит деятельностью следователей и органов дознания, а с другой — обеспечивает состояние законности как на стадии возбуждения уголовного дела, так и на стадии предварительного расследования. Генеральный прокурор РФ указывает, что в досудебном производстве прокурор является руководителем уголовного преследования, координатором действий всех органов, осуществляющих уголовное преследование.

    Так, в целях поддержания режима законности прокурор вправе возбуждать уголовное дело, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству; участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях давать письменные указания о направлении расследования, производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия; давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела.

    Прокурор разрешает жалобы на неправомерные действия и решения следователей и органов дознания, а также заявленные им отводы, отменяет их незаконные и необоснованные постановления, дает обязательные для исполнения указания об избрании или об отмене меры пресечения, квалификации преступления, объеме обвинения; продлевает срок предварительного расследования. Он изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает от одного следователя другому или от одного органа предварительного следствия другому уголовные дела для более объективного, более квалифицированного расследования; отстраняет от дела следователя или дознавателя за нарушение закона. Прокурор утверждает постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу, обвинительное заключение, обвинительный акт или постановление о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера и направляет уголовное дело в суд (ст. 37 УПК).

    Особое значение имеет деятельность прокурора там, где происходит ограничение конституционных прав и свобод граждан. В соответствии с новым уголовно-процессуальным законом решение о производстве таких процессуальных действий (домашний арест, заключение под стражу, обыск и выемка в жилище, временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности и пр.) принимает суд, но согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве этих действий дает прокурор. Таким образом, ответственность прокурора за принятие этих решений никоим образом не уменьшается, а, напротив, даже повышается, поскольку теперь он должен сам обосновывать и поддерживать в суде это ходатайство, а для этого ему предстоит скрупулезнее подходить к проверке материалов, представленных ему дознавателем, следователем для обращения в суд.

    Прокурор также обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение (п. 2 ст. 33 Закона «О прокуратуре РФ», ч. 2 ст. 10 УПК).

    Таким образом, в досудебном производстве прокурор независимо от расширения судебных полномочий на этом этапе остается гарантом законности.

    Вместе с тем в последние годы в юридической литературе и на практике широкое распространение получило мнение, высказанное разработчиками Концепции судебной реформы и поддержанное другими авторами, что доминирующей функцией прокуратуры является уголовное преследование. В Законе о прокуратуре, а затем и в новом УПК этот подход также нашел свое закрепление, но, правда, с сохранением у прокурора надзорной функции, в связи с чем остается актуальной и другая дискуссия — о соотношении прокурорского надзора и уголовного преследования.

    В общем виде уголовное преследование представляет собой деятельность уполномоченных государственных органов, направленную на достижение задач уголовного судопроизводства в отношении конкретных лиц, совершивших преступления, а именно — на доказывание виновности определенного лица, состоящую в формулировании, обосновании и отстаивании следователем и прокурором вывода о совершении этим лицом преступления.

    Вместе с тем к субъектам, осуществляющим уголовное преследование, перечисленным выше, закон относит еще частного обвинителя, потерпевшего, их представителя и законного представителя. Поэтому прав законодатель, который дал емкое и четкое определение уголовного преследования как процессуальной деятельности, осуществляемой стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления (п. 55 ст. 5 УПК), тем самым не сводя уголовное преследование только лишь к прокурорской деятельности.

    Положение, закрепленное в Законе о прокуратуре, о том, что, осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции, не раскрывает в полной мере сущности уголовного преследования в досудебных стадиях. Органы прокуратуры, осуществляя уголовное преследование, возбуждают уголовные дела и проводят расследование по делам о преступлениях, как специально отнесенных законом к их компетенции, так и любых других. Кроме того, возбуждать с согласия прокурора и расследовать уголовные дела вправе также органы дознания, следователи органов внутренних дел, безопасности, наркоконтроля, надзор за деятельностью которых неизменно осуществляет прокуратура.

    Это интересно:  Свидетельство о заключении брака 2019

    При определении содержания функции уголовного преследования можно различить два рода деятельности прокурора:

    • — непосредственно осуществляемое прокуратурой уголовное преследование путем возбуждения и расследования дел следственным аппаратом прокуратуры, поддержания государственного обвинения в суде;
    • — участие прокурора в уголовном преследовании, осуществляемом другими органами, посредством надзора за исполнением ими законов и осуществления некоторых полномочий по организации и руководству расследованием.

    В суде прокурор, осуществляя уголовное преследование, выступает в качестве государственного обвинителя (п. 2 ст. 35 Закона о прокуратуре, ч. 4 ст. 37, ст. 246 УПК), то есть поддерживает государственное обвинение. Однако уголовное преследование прокурор продолжает осуществлять и в других стадиях — кассационного и надзорного производства.

    Таким образом, в связи с принятием нового Кодекса многие вопросы, касающиеся осуществления прокурором уголовного преследования, потеряли свою остроту. Но в отношении надзорной деятельности прокурора об этом говорить пока рано — процессуалисты так еще и не пришли к единому мнению о соотношении уголовного преследования и прокурорского надзора.

    По моему мнению, надзор за законностью — основная функция прокуратуры, а уголовное преследование — производная от нее, дополнительная функция.

    Однако более аргументированной представляется точка зрения, высказанная многими процессуалистами, о том, что осуществление функции уголовного преследования производно и подчинено его основной функции — осуществлению надзора за законностью предварительного расследования. Предоставленные прокурору полномочия необходимы ему лишь для реализации главной функции — предупреждения, выявления и устранения нарушений закона. Вмешиваясь в ход расследования (или путем возбуждения уголовного дела, или направляя деятельность следователя, или непосредственно участвуя в производстве отдельных следственных действий), прокурор поддерживает режим законности, обеспечивает средствами прокурорского надзора всесторонность, полноту и объективность расследования преступлений.

    Необходимо отметить тесную взаимосвязь, взаимозависимость и взаимопроникновение функций, осуществляемых прокурором: надзорной, уголовного преследования и процессуального руководства. Так, основная надзорная функция обеспечивает законность и само осуществление уголовного преследования, а процессуальное руководство органами дознания и предварительного следствия направляет их деятельность на решение задач уголовного судопроизводства в досудебных стадиях в рамках режима законности. В свою очередь, функции уголовного преследования и процессуального руководства расследованием неразрывно связаны с прокурорским надзором за исполнением законов на предварительном следствии, обусловливая предупреждение, выявление и устранение конкретных нарушений закона в деятельности органов расследования.

    Анализируя положение прокурора в уголовном процессе, его роль, назначение и функции, осуществляемые им, следует остановиться на вопросе о характере прокурорской деятельности в суде, в первую очередь в стадии судебного разбирательства, в связи с тем что по настоящей проблеме оживленные споры и сегодня ведутся на страницах юридической литературы.

    С позиций общей теории прокурорского надзора распространенной является точка зрения о том, что по своей правовой природе российская прокуратура обладает единой и единственной функцией — функцией надзора за законностью, а поддержание обвинения является одной из форм осуществления этой функции. При этом, с одной стороны, прокурор в судебном разбирательстве выступает как сторона, равная с другими участниками процесса в правах, представлении и исследовании доказательств, заявлении ходатайств, высказывании своей позиции по доказанности виновности подсудимого, т.е. он не обладает никакими преимуществами в процессуальном положении перед другими участниками судебного разбирательства, а также не имеет никаких властных полномочий по отношению к суду. С другой стороны, положение прокурора все же отличается от процессуального положения других участников судебного разбирательства.

    Так, подсудимый, потерпевший, выступая от своего имени, а защитник по поручению подсудимого или назначению следователя, прокурора или суда, согласованному с обвиняемым, могут реагировать на нарушение закона, но могут и не делать этого. Прокурор же, выступая от имени государства, не только вправе, но и обязан принять меры к устранению нарушений закона независимо от того, кем они допущены. Речь может идти в одинаковой мере как о судьях, защитнике, так и о подсудимом, потерпевшем, гражданском истце или гражданском ответчике. Своим участием в судебном разбирательстве прокурор способствует устранению нарушений прав и законных интересов потерпевшего, гражданского истца и ответчика, подсудимого и других участников процесса.

    Можно отметить, что поддержание прокурором обвинения в суде есть одна из форм деятельности прокурора в области охраны законности и эта функция прокуратуры не может быть отделена от общих задач прокуратуры как органа охраны законности

    Существует и другая точка зрения, исходящая из того, что прокурор в судебном разбирательстве выполняет одновременно две функции: надзор за соблюдением законности и поддержание государственного обвинения.

    В литературе высказывалось также мнение о том, что функции обвинения в российском уголовном процессе нет и быть не должно, а прокурор в суде выполняет только функцию надзора. Эта позиция основана на том, что если признать за прокурором осуществление функции поддержания обвинения, то это должно означать, что его деятельность в суде первой инстанции должна состоять исключительно в логическом доказывании виновности подсудимого, что не согласуется с его полномочиями по изменению обвинения или отказу (полному или частичному) от обвинения. Аналогичное положение прокурор занимает во второй инстанции, когда он не только отстаивает обвинительный приговор или поддерживает представление на мягкость наказания, но и вносит предложения: о прекращении дела производством по основаниям, указанным в законе (полагая, таким образом, необоснованным обвинительный приговор); о смягчении назначенного судом первой инстанции наказания (считая приговор чрезмерно суровым); о применении закона, предусматривающего более мягкое наказание (выступая против закона о более строгом наказании) и т.д., а также в стадии исполнения приговора, когда прокурор вправе участвовать в рассмотрении судом ходатайства отбывшего наказание лица о снятии с него судимости. Перечисленные действия никак не укладываются в понятие о прокуроре как об обвинителе и только обвинителе.

    Однако наиболее распространенным среди процессуалистов является мнение, основанное на признании концепции уголовного преследования о том, что прокурор, продолжая уголовное преследование, поддерживает перед судом государственное обвинение: он обличает подсудимого в совершении преступления, доказывает его вину, добивается применения к нему справедливого наказания, а если обвинение не находит подтверждения на судебном следствии, отказывается от его поддержания.

    На осуществление прокуратурой в суде только лишь обвинительной функции обращали внимание еще российские юристы конца XIX — начала XX в. Так, И.Я. Фойницкий писал: «В отношении к суду прокуратура может и должна быть не чем иным, как стороной в деле, равноправной с другой стороной и, подобно ей, не вторгающейся в сферу судебной независимости, не принимающей участия в судебном управлении и не берущей на себя охраны закона против суда. Ей принадлежит авторитет представителя перед судом общественных интересов и общественной власти, она занимает высокое на суде положение вследствие той силы, которой она располагает как орган такой власти и которая существенно необходима для того, чтобы судебные определения, не оставаясь мертвой буквой, получали бы действительное осуществление».

    На мой взгляд, прокурор действительно должен выполнять только лишь одну функцию в уголовном процессе, и он ее выполняет, поскольку с позиций теории управления невозможно какому-либо субъекту в одном лице (в данному случае — прокурору) эффективно осуществлять совершенно различные виды деятельности — надзорный, обвинительный и руководство — одновременно. Кроме того, трудно в таком случае оставаться объективным лицом в деле достижения задач уголовного судопроизводства.

    Принимая во внимание, что прокурор, как уже было замечено, остается вполне надежным, влиятельным и действенным субъектом в уголовном процессе, являющемся при этом выразителем не только публичных, но и частных интересов, необходимо констатировать, что результативность его деятельности связана с выполнением им только одной функции — уголовного преследования, которая представляет собой форму прокурорского надзора в сфере уголовного судопроизводства, а руководство предварительным расследованием есть не что иное, как средство организации прокурорской деятельности по осуществлению уголовного преследования в досудебном производстве. В стадии судебного разбирательства это организационное средство преобразуется в поддержание прокурором государственного обвинения.

    Несмотря на непопулярность настоящего тезиса, анализ целевого предназначения и полномочий прокурора в уголовном процессе свидетельствует именно об этом. Как лицо, отвечающее за состояние законности, в том числе при производстве по уголовному делу, он движет, направляет всю обвинительную деятельность на изобличение виновного, используя в этих целях весь предусмотренный законом комплекс и процессуальных, и организационных средств, в том числе и следственный аппарат. Какое бы процессуальное действие прокурор ни выполнял, он тем самым или пресекает (или предупреждает) конкретное правонарушение, в том числе процессуальное, или обеспечивает в целом законность уголовного судопроизводства.

    Единственным слабым звеном в таком понимании правового статуса прокурора, на мой взгляд, является наличие у прокуратуры собственного следственного аппарата, что подрывает доверие к прокурору как непредвзятому лицу, обеспечивающему законность производства по уголовному делу, поскольку очевидно, что характер взаимоотношений прокурора со следователями прокуратуры, основанный не только на процессуальных, административных, организационных, но и тесных личных контактах, препятствует осуществлению прокурором своего главного предназначения — надзора за законностью производства предварительного следствия. Следователи должны быть выведены из-под прямой юрисдикции прокуратуры, что позволит освободить ее от руководства следствием, которое в законодательном порядке на нее никто и не возлагал, и сосредоточиться на главном направлении — уголовном преследовании.

    В литературе было высказано также мнение, что прокуратура осуществляет еще и правозащитную функцию, в том числе и в судебных стадиях. Речь в данном случае идет о том, что деятельность прокуратуры по охране прав, свобод и законных интересов граждан, разрешению жалоб и заявлений, отмене незаконных решений является такой же важной, как и деятельность суда в этом же направлении. Но поскольку в силу ст. 46 Конституции РФ судебная форма защиты прав граждан признана приоритетной, это не означает, что для граждан не должно существовать альтернативной системы охраны и защиты их прав, чем и является прокурорская деятельность.

    Вместе с тем представляется, что правы те авторы, которые говорят о правозащите, осуществляемой прокуратурой, не как о ее функции, а как о цели деятельности прокуратуры в качестве правоохранительного органа, пронизывающей все основные направления ее работы. Причем правозащита как цель деятельности прокуратуры должна здесь пониматься в широком смысле, включающем охрану прав и законных интересов не только отдельных граждан, но и государства, всего общества, т.е. публичного интереса, и эта цель реализуется посредством всех функций и полномочий прокурора.

    Завершая рассмотрение вопроса о функциях прокуратуры в уголовном процессе, следует согласиться с теми авторами, которые считают, что длительная неопределенность правового статуса прокуратуры, ее функционального назначения, компетенции и места в системе разграничения власти наряду с другими факторами привели к падению авторитета прокуратуры, что, в свою очередь, повлекло текучесть кадров — отток значительной части прокурорско-следственных работников, имеющих большой стаж работы.

    Прокурор в уголовном судопроизводстве: процессуальное положение в различных стадиях

    Статус прокурора регламентирован ст. 37 УПК и другими положениями уголовно-процессуального права.

    Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК).

    В стадии возбуждения уголовного дела прокурор проверяет исполнение требований закона о приеме, регистрации и сообщений о преступлениях; выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного преследования по фактам выявленных прокурором нарушений закона.

    Это интересно:  Полис ОМС что это

    Полномочия прокурора в уголовном деле можно разделить на две группы:

    • – непосредственное осуществление уголовного преследования;
    • – надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

    Прокурор осуществляет уголовное преследование во всех стадиях уголовного судопроизводства.

    В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:

    • – проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
    • – выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
    • – требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
    • – давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
    • – давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
    • – истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение в соответствии с УПК;
    • – отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;
    • – рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
    • – участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания иод стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;
    • – разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
    • – отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;
    • – изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
    • – передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи;
    • – утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
    • – утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу;
    • – возвращать уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков;
    • – осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК.

    В ходе судебного разбирательства участие прокурора обязательно, так как он действует от имени государства и как ответственный перед ним поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом или отказывается от обвинения если в суде не нашли подтверждения доказательства положенные в основу обвинения на досудебном производстве. При этом он пользуется равными правами с другими участниками судебного разбирательства.

    Отношение прокурора с другими участниками судопроизводства должны строиться на основе принципов состязательности и равноправия сторон, независимости судей и их подчинения только закону.

    В стадиях апелляционного, кассационного и надзорного производства прокурор поддерживает представление и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности жалоб других участников процесса.

    В стадии исполнения приговора прокурор принимает меры к своевременному и законному обращению приговора к исполнению. Вносит на рассмотрение суда и участвует в рассмотрении судьей вопросов, возникших в связи с исполнением приговора.

    Прокурор в уголовном процессе

    В соответствии с п. 31 ст. 5 УПКпрокурор – Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре.

    Полномочия прокурора определены в ст. 37 УПК. В этой же статье указаны основные направления его деятельности в уголовном процессе. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

    В ходе досудебного производства по уголовному делупрокурор уполномочен: 1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства; 3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном УПК;7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК;9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;10) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК;11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи и пр.

    В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.

    Следователь и его полномочия, начальник следственного отдела как субъекты уголовного процесса

    Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осу–ществлять предварительное следствие по уго–ловному делу.

    1) возбуждать уголовное дело, принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направ–ления по подследственности;

    2) самостоятельно направлять ход расследования, при–нимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

    3) давать органу дознания обязательные для испол–нения письменные поручения о проведении опера–тивно-розыскных мероприятий, производстве от–дельных следственных действий и др. Следователь в случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства обязан представить свои письмен–ные возражения руководителю следственного орга–на, который информирует об этом прокурора.

    Руководитель следственного органа – долж–ностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заме–ститель (п. 38.1 ст. 5 УПК).

    Полномочия:

    1) поручать производство предварительного след–ствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и пе–редавать его другому следователю, создавать следственную группу, изменять ее состав либо при–нимать уголовное дело к своему производству (в этом случае он обладает правами следователя);

    2) проверять материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;

    3) давать следователю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следствен–ных действий, привлечении лица в качестве обви–няемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

    4) давать согласие следователю на возбуждение пе–ред судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного ре–шения;

    5) разрешать отводы, заявленные следователю, а так–же его самоотводы;

    6) отстранять следователя от дальнейшего производ–ства расследования, если им допущено нарушение;

    7) продлевать срок предварительного расследования;

    8) утверждать постановление следователя о прекра–щении производства по уголовному делу;

    9) возвращать уголовное дело следователю со свои–ми указаниями о производстве дополнительного расследования.

    Органы дознания и их компетенция

    Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуаль–ные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК).

    К ним относятся (ст. 40, 151 УПК): 1) органы внутрен–них дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом пол–номочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности (согласно ФЗ «Об ОРД» к таким органам относятся: органы ФСБ, федеральные органы государ–ственной охраны, таможенные органы РФ, Служба внеш–ней разведки РФ, Министерство юстиции рФ, а также орга–ны по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ); 2) главный судебный при–став РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта рФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда рФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 4) орга–ны Государственной противопожарной службы; 5) орга–ны по контролю за оборотом наркотических средств и пси–хотропных веществ; 6) пограничные органы федеральной службы безопасности; 7) таможенные органы рФ.

    Начальник подразделения дознания – долж–ностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подраз–деление, которое осуществляет предваритель–ное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК).

    Полномочия:

    1)поручать дознавателю проверку сообщения о пре–ступлении, принятие по нему решения либо произ–водство дознания по уголовному делу;

    2) изымать уголовное дело у дознавателя и переда–вать его другому дознавателю;

    3) проверять материалы уголовного дела;

    4) давать дознавателю указания о направлении рас–следования, производстве отдельных следст–венных действий, об избрании в отношении подо–зреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения;

    5) отменять необоснованные постановления дозна–вателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

    6) вносить прокурору ходатайство об отмене незакон–ных или необоснованных постановлений дознава–теля об отказе в возбуждении уголовного дела. Указания начальника подразделения дознания по уго–ловному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалова–ны им начальнику органа дознания или прокурору. Обжа–лование указаний не приостанавливает их исполнения.

    Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studme.org, lektsia.com.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector