+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Ребенок с овз это

Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?

Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. И именно поэтому в раннем возрасте лежат истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость или, напротив, агрессивность и гиперактивность детей и т. д.).

В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть — дети с особыми образовательными потребностями или дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности. Мы провели небольшое анкетирование среди педагогов ДОУ, и выяснили тот факт, что 90% из всех опрошенных, считают, что дети с ОВЗ – это дети имеющие как правило соматические заболевания.(т.е. те заболевания, которые ставит педиатр в детской поликлинике).

В настоящее время чтобы называться здоровыми необходимо не только не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях:эмоциональном, психическом, духовном, социальном, материальном – чего человек начинает достигать только к 20 годам. И именно поэтому под здоровьем понимается состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или неудовлетворительного состояния.

Очень показательно выражение Сухомлинского В.А. о здоровье человека: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

70% воспитателей общеобразовательных ДОУ, считают, что в их группахнет детей с ОВЗ. Но так ли это на самом деле?

Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% — имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% — в коррекционной помощи того или иного направления. Среди отстающих детей 85-90% отстают не из-за лени или недоразвитости, а вследствие плохого состояния здоровья.

Именно поэтому, в определение понятия «здоровье» в качестве одного из его основных элементов включено состояние психического благополучия, которое определяет умственную и физическую активность и работоспособность, т.к. непосредственно влияет на функции организма, на способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям среды обитания, во многом определяет взаимоотношения с другими людьми.

Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?

Это ребенок, имеющий физические и (или) психические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ. И эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигтельного аппарата, интеллекта, дети с задержкой и комплексными нарушениями развития, а также речи (заикание, ЗРР). С выраженными растройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Их принято называть «несадовские дети»: гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания, способности к установлению эмоционального контакта, стереотипность в поведении, которое проявляется как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; как наличие в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр.

Все большее распространение получает интегрированное и инклюзивное воспитание детей с отклонениями в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.

Под руководством психологов в дошкольных учреждениях разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.

Составлению карты предшествует изучение ребенка. План изучения традиционно включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов (в том числе и речи);

Такой план диагностики отвечает принципам комплексного, всестороннего и целостного изучения ребенка.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с выраженными отклонениями, обследованием занимаются специалисты определенного профиля, а воспитатель знакомится с полученными ими данными. Если отклонения не ярко выражены, главной фигурой в процессе обследования является воспитатель.

На что целесообразно обратить внимание педагогу, чтобы выявить либо отклонения, либо факторы риска в развитии ребенка?

При беседе с родителями, кроме обычных сведений о составе семьи, ее материальном и социальном благополучии, важно понять, что родители ожидают от дошкольного учреждения. Многие дошкольные образовательные учреждения разрабатывают для этого стандартизованные анкеты и рассматривают ожидания родителей как социальный заказ. Однако родители не всегда могут ясно сформулировать свои требования, поэтому воспитатель может использовать косвенные вопросы.

Например, если ребенок самостоятелен в быту, у родителей спрашивают, кто его научил одеваться, убирать со стола и т. д., если хорошо рисует или умеет лепить, важно спросить, кто учил и как. Все эти вопросы дают возможность понять, кто в семье больше общается с ребенком, под чьим влиянием он преимущественно находится, к какому стилю общения и взаимодействия тяготеет этот человек.

Вопросы о том, какие навыки одевания, туалета, еды, ухода за одеждой и обувью есть у малыша (даже если ему всего два года), помогут понять, есть ли по отношению к ребенку завышенные требования или, напротив, гиперопека.

Для выявления отклонений важно обратить внимание на показатели нервно-психического развития.

Напомним, что наиболее важными показателями моторного развития являются удерживание головы — 2 месяца, умение ползать — 7месяцев, самому садиться и вставать — 8 месяцев, в год ребенок должен самостоятельно ходить.

Важнейший показатель и эмоционального, и двигательного, и интеллектуального развития -комплекс оживления. В норме он возникает в 3 месяца.

Кроме этих показателей в медицинской карте, как правило, отмечается начало лепета (6месяцев) и появление первых слов (12 месяцев).

Изучая медицинскую карту, нужно иметь в виду, что само по себе нарушение одного из сроков не является свидетельством отклонения и должно рассматриваться в контексте актуального развития ребенка.

Например, если в медицинской карте указаны поздние сроки появления лепета и первых слов, а поступивший в детский сад трехлетний малыш говорит хорошо, то указанные отклонения от нормативных сроков можно объяснить особенностями темперамента.

Вас должно насторожить отсутствие либо непостоянность отклика малыша на обращение к нему близких, на собственное имя. Характерно отсутствие прослеживания взглядом направления взгляда взрослого, игнорирование его указательного жеста и слова (Посмотри на…).

При обследовании физического развития ребенка обычно обращают внимание на рост, вес, осанку и развитие основных движений. Необходимо отметить, что признаки физического недоразвития чаще встречаются при более тяжелых поражениях мозга, особенно ранних. Так, например, имеют место нарушения соотношений между длиной туловища и конечностей, различные деформации черепа. Отмечается неправильный рост зубов, деформации в строении ушной раковины и др. аномалии развития.

При психофизическом инфантилизме ребенок может быть развит гармонично: выглядит как трехлетний, деятельность как у трехлетнего при календарном возрасте пять лет.

Наблюдаются также изменения и со стороны внутренних органов – нередки врожденный порок сердца и др. нарушения сердечно — сосудистой системы или желудочно-кишечного тракта. Несколько реже встречаются дефекты развития органов дыхания; наличие таких дефектов приводит к частым простудным заболеваниям и повторным пневмониям.

Таким образом, дети с физическим недоразвитием требует углубленного обследования психического развития, к которому целесообразно привлечь психолога.

Очень внимательно педагогу нужно отнестись к развитию движений разного характера. Следует помнить, что иногда детский церебральный паралич имеет неярко выраженный, стертый характер. Внимательно наблюдая за таким малышом, воспитатель отмечает, что у него нет навыков самообслуживания, он неаккуратно ест, не может застегнуть пуговицы. И дело здесь не в плохо развитых навыках самообслуживания, а в недостатках двигательной сферы. Поэтому, наблюдая за ребенком, надо обратить внимание на скоординированность движений во время маршировки, ритмичность действий под музыку, наконец, можно предложить выполнить какое-либо практическое действие: завязать узел на веревке, сложить одежду в шкафчик и т.п. Особое внимание надо уделить мелкой моторике, но ее изучение можно совместить с обследованием деятельности.

При стертых формах детского церебрального паралича определенные трудности у ребенка вызывает предметная деятельность: соотносящие действия не точны, кажется, что дошкольник не перерос метода проб и ошибок, орудийные действия мало продуктивны. Плохо получаются синхронные действия двумя руками.

Дети с задержкой психического развития в дошкольном возрасте могут действовать с предметами неспецифично, например, пирамидкой стучать, подбрасывать кольца или разметывать их по столу. При побуждении к началу деятельности могут наблюдаться соскальзывания (то есть, начав действовать адекватно, ребенок прекращает действия или переходит к неспецифичным действиям).

Аутичные дети пугаются незнакомых предметов, в том числе игрушек, и могут отказываться действовать. У таких детей уже в раннем возрасте отмечается повышенная чувствительность (сензитивность) к сенсорным стимулам. Это может проявляться как непереносимость бытовых шумов обычной интенсивности (звука кофемолки, пылесоса, телефонного звонка и т.д.), не любовь к тактильному контакту, неприятие ярких игрушек.

Это интересно:  Как начисляются декретные в 2019

Действия детей с нарушенным зрением, слухом, общим недоразвитием речи будут похожи на действия детей с задержкой психического развития в младшем дошкольном возрасте, однако к пяти-шести годам, предметная деятельность этих детей в целом не отличается от деятельности нормальных, если степень дефекта небольшая. Если же нарушение имеет выраженный характер, своеобразные черты сохраняются в предметной деятельности до старшего дошкольного возраста. Однако, в отличие от детей с задержкой психического развития, у детей с сенсорными и речевыми нарушениями не будет соскальзывания и неспецифических действий, хотя и не исключены неправильные (неправильный набор колец пирамидки по цвету, размеру ит.п.).

Адаптация детей к условиям общественного воспитания не всегда успешно протекает и у детей, не имеющих недостатков развития. Для детей с отклонениями период адаптации в группу нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов, кроме того, детские виды деятельности(сюжетно-ролевая, строительная игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически невозможно лидирование, признание. Большой проблемой является наличие внешних особенностей и дефектов (слюнотечение, ненормальное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат). Поэтому авторы, изучающие проблему интеграции, рекомендуют уделить достаточное внимание подготовке детей группы к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями.

Уместно будет дать родителям обычные рекомендации, которые даются перед поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение: установить в семье такой же режим, как и в детском саду, наблюдать с ребенком за играми детей на площадке детского сада, заранее познакомиться с одним, двумя детьми и т.п.

В настоящее время предусмотрено кратковременное пребывание детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях общего типа. Дети приходят в детский сад преимущественно для занятий с психологом, логопедом или дефектологом другого профиля, а затем выходят на прогулку с обычной группой детей.

Такой вид интегрирования называют временным. У него могут быть и другие варианты: малыш приходит в группу во второй половине дня, принимая участие в игровой, трудовой деятельности, развлечениях. Два-три раза в неделю он будет заниматься с дефектологом, в остальные дни — всю вторую половину дня находиться в обществе сверстников.

Таким образом, в адаптационный период нужно дать возможность ребенку посетить группу в разные отрезки времени. Это важно не только для него, но и для педагога. Воспитатель проводит первичную диагностику, советуется с узкими специалистами, вырабатывает совместно с родителями концептуальные положения индивидуального подхода.

Особого внимания требуют дети с эмоциональными нарушениями. К тому времени, когда гиперподвижный дошкольник или ребенок-агрессор начнет посещать группу в течение полного дня, педагог должен хорошо представлять, какой деятельностью он занимается охотно, как обычно в семье нейтрализуют негативное поведение и действенны ли эти меры в условиях общественного воспитания.

В заключение хотелось бы призвать заведующих и воспитателей дошкольных учреждений к внимательному отношению к детям с особыми вариантами развития. Воспитание их в массовых детских садах — одно из проявлений гуманизации общества. Однако руководители дошкольных образовательных учреждений часто отказывают родителям этих детей в приеме, а если такой ребенок принят, педагоги видят свою роль в присмотре за ним. Мы считали бы свою цель достигнутой, если бы данное выступление вызвало у педагогов желание изучать детей с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное место в обществе сверстников, а главное — наиболее полно реализовать свои личностные возможности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассматривается вопрос о необходимости использования театрализованной деятельности в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и влиянии этой деятельности на.

Создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.Предметно.

Статья: Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?».

На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол.

В выступлении освещаются основные характеристики детей, с ограниченными возможностями здоровья и предлагаются рекомендации, по работе с ними.

Познакомить педагогов ДОУ с основными категориями детей с ОВЗ, особенностями их развития.

Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ.

Какие заболевания входят в ОВЗ?

Что значит ОВЗ? Давайте рассмотрим этот вопрос в данной статье. Начиная с 2016 года, в Российской Федерации ввели в систему образования инклюзивные классы. Благодаря этим механизмам дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), в РФ в 2019 году имеют право на социализацию.

Но помимо обучения есть много других тонкостей в воспитании такого ребёнка. Прежде всего, ему надо получить статус ОВЗ, а после получать особые льготы и выплаты для дальнейшей возможности развития.

Главной задачей государства является обеспечение социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

В течение долгого времени главная программа заключалась в отделении таких детей в отдельные классы либо школы. Это и было помехой для их полноценной социализации.

В 2019 году благодаря стандарту инклюзивного образования ребёнок может учиться в обычном школьном классе.

Так или иначе, надо будет оформить справку, подтверждающую наличие особых потребностей. В школе обязательно должно быть особое оборудование для работы с таким ребёнком, специально подготовленный педагогический коллектив и прочие работники.

Дети с ОВЗ, расшифровка в образовании

Если правильно и вовремя начать развитие ребёнка — очень многие отклонения в будущем можно смягчить. В образовании детей с ОВЗ важно качество. В наше время очень много ребят с тяжёлыми нарушениями. Но благодаря тому, что применяется новейшее оборудование, используются современные коррекционные программы, много учеников достигает необходимого уровня развития в своей возрастной категории.

Сегодня наблюдается тенденция к устранению неравенства коррекционных и общеобразовательных школ. Акцент делается на инклюзивное обучение. Поэтому состав учеников характеризуется большой неоднородностью по умственному, физическому, психическому развитию. Из-за этого существенно затрудняется адаптация детей с отклонениями в здоровье и даже детишек без функциональных расстройств. Нередко педагог теряется в различных приёмах оказания поддержки и помощи учащимся, у которых ограниченные возможности. Кроме того, есть недочёты в использовании разных информационных технологий на уроках и факультативных занятиях.

Пробелы появляются по таким причинам:

  • из-за отсутствия в образовательном учреждении нужного программно-аппаратного обеспечения, технологической инфраструктуры;
  • по причине отсутствия нужных условий, которые ориентированы на совместную учебную деятельность.

Потому «безбарьерная» среда в обучении – это до сих пор проблема.

Об образовании для всех

Дистанционное обучение приобретает большую популярность вместе с традиционными формами. Данный метод организации учебного процесса существенно упрощает получение достойного образования для детей, имеющих ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит следующим образом: речь идёт о форме обучения, среди преимуществ которой стоит отметить следующие.

I. Методическое обеспечение быстро обновляется.

II. Обеспечивается высокий уровень адаптации к условиям жизни и здоровья учеников.

III. Есть возможность быстро получить дополнительную информацию.

IV. У детей развивается самостоятельность и самоорганизация.

V. Можно получить помощь в углублённом изучении предмета.

Благодаря этой форме решается вопрос о домашнем обучении для детей, которые часто болеют. Таким образом сглаживаются границы между ними и теми ребятами, у которых отсутствуют отклонения в здоровье.

О ФГОСе

В соответствии со Стандартом можно применять четыре типа программ обучения. Нужный вариант для учащихся определяется на основании рекомендаций, которые даёт психолого-медико-педагогическая комиссия. Чтобы успешно реализовать выбранную программу, принимают во внимание специальные условия, нужные ребёнку, у которого ограниченные возможности здоровья. Предусмотрен переход от одного варианта к другому по мере того, как развивается ребёнок. Правильное развитие ребёнка возможно, если соблюдать следующие условия: его желание, заявление родителей, наличие очевидной положительной динамики в обучении, результаты ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Кроме того, важно создать необходимые условия в образовательной организации.

Кто подтверждает документально категорию лиц с ОВЗ?

Как вам уже известно, статус «ребёнка с ОВЗ» устанавливает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Программы развития, учитывающие ФГОС

Есть несколько учебных планов, основывающихся на Стандарте. Первый вариант касается детей, которые ко времени поступления в школу достигли необходимого уровня развития, и у которых получится сотрудничать со своими одногодками. В данном случае вместе со здоровыми школьниками учатся дети, имеющие ОВЗ. Расшифровка этого варианта следующая: дети обучаются в одной и той же среде, к ним предъявляют зачастую одинаковые требования. В конце обучения в школе каждый ученик получает документ об образовании.

Дети, у которых ограниченные возможности, обучающиеся по первому варианту, вправе проходить разные виды аттестации в других формах. Специальные условия создают для использования в определённой категории здоровья ученика. Главная образовательная Программа состоит из обязательной коррекционной работы, исправляющей недостатки в развитии ребёнка.

Это интересно:  Оставление иска без рассмотрения апк

О втором типе программы

Ученики, у которых ОВЗ, и они проходят в школе обучение по этому варианту, могут получить более пролонгированный срок. К главной программе добавляется пару учебных планов, учитывающих потребности ученика с ограничениями в здоровье. Этот вариант может быть выполнен как в виде совместного обучения с одногодками, так и в отдельных классах или группах. Важная роль в обучении отводится информационным технологиям и специальному оборудованию, расширяющему возможности школьника. Второй вариант подразумевает обязательные работы, касающиеся углубления и расширения социального опыта учеников с ОВЗ.

Подробности программы третьего типа

Ученики с ОВЗ, обучающиеся по этому варианту, получают образование, которое нельзя сравнить с тем, какое получают обычные школьники. Обязательное условие для реализации учебного плана – это создание адаптированной индивидуальной среды. Ученики с ОВЗ вместе с экспертной комиссией выбирают форму аттестации и термин обучения. Так может быть осуществлена учебная деятельность как вместе со сверстниками, так и в особых организациях и отдельных группах.

Четвёртая программа развития

В этом случае ученик со многими нарушениями здоровья обучается по адаптированной программе, при этом учитывается индивидуальный план. Обязательно условие заключается в формировании среды, где в большой степени реализуется жизненная компетенция в социуме. Четвёртым вариантом предусматривается обучение на дому, где акцентируется внимание на расширении в доступных пределах жизненного опыта и социальных контактов. Чтобы освоить программу, может быть использована сетевая форма взаимодействия с применением различных образовательных ресурсов. Ученикам, успешно прошедшим обучение по этому варианту, выдают свидетельство установленного образца.

Перспективными считаются учебные заведения, реализующие главные программы и адаптированные под потребности детей с ОВЗ. Организации состоят из инклюзивных классов, благодаря чему дети с нарушенным здоровьем будут свободно развиваться в социуме. А ещё в этих школах проводится непрерывная работа не только с детьми, но и с их педагогами, родителями.

Такой является индивидуальная адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ.

Курсы для педагогов с детьми с ОВЗ

Педагогов особым образом подготавливают в сфере специальной (коррекционной) педагогики, чтобы они были готовы и профессионально компетентны решать проблемы детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Проблема подготовки учителей к оказанию образовательных услуг таким детям в наше время становится актуальной.

Для личностной и профессиональной подготовки педагогов нужны:

1) представление и понимание, чем является инклюзивное образование, чем оно отличается от традиционной формы обучения;

2) знание психологических особенностей и закономерностей личностного и возрастного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;

3) знание методов дидактического и психологического проектирования учебного процесса, чтобы можно было обучать детей с нормальным и нарушенным развитием одновременно;

4) умение воплотить в жизнь разные способы педагогического взаимодействия между субъектами образовательной среды (с учениками в группе и отдельно, с родителями, со специалистами, коллегами-учителями, с руководством).

Психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ

Психолого-педагогическое изучение заключаются в получении о ребёнке данных, которые раскрывают навыки, умения, знания. Ими он должен обладать в определённом возрасте. Устанавливаются представления об окружающем, формируются качества для учебной работы (волевые усилия, произвольность психической деятельности, самоконтроль и планирование, мотивации, интересы и прочее).

Если ребёнок собирается поступать в первый класс, нужно выявить его готовность к обучению (умственную, психологическую, физическую). Если дети уже учатся в школе, тогда важно понять причины имеющихся у них трудностей.

Информация, которая интересует педагога, может быть получена посредством следующих методов: беседы с родителями и с ребёнком, с воспитателями о нём, анализа работ (поделок, рисунков, тетрадей и прочего), специально организованного педагогического обследования и педагогического наблюдения.

Практика показывает, что основа любого рода диагностики, позволяющей получить максимальное количество информации о ребёнке, это наблюдение. Педагогическое наблюдение обязательно планируется заранее, точно ориентируется и проводится систематически. Особенно важно наблюдать за ведущей деятельностью, так как именно в её рамках появляются психологические новообразования того или другого возраста, формируются предпосылки для перехода основной деятельности на новый этап психического развития.

Благодаря педагогическому наблюдению можно изучить мотивационные аспекты деятельности ребёнка, его интересы, познавательную активность. Изучение мотивации показывает уровень зрелости ребёнка как личности.

Определение статуса «ребенок с ОВЗ»

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

С целью определения образовательного маршрута ребенка, имеющего недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, родители или организация, в которой находится данный ребенок, должны обратиться в центральную или территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию по Липецкой области (далее — ЦПМПК, ТПМПК).

Свою деятельность ЦПМПК, ТПМПК осуществляют в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

Выбор маршрута образования для детей с ОВЗ

Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, осуществляется в ЦПМПК, ТПМПК:

— по письменному заявлению родителей (законных представителей);

— по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).

Медицинское обследование детей, достигших возраста 15 лет, проводится с их согласия.

Специалисты ЦПМПК, ТПМПК информируют родителей (законных представителей), о месте, времени и порядке обследования, а также документах необходимых для обследования детей.

Обследование детей проводится в помещениях, где размещается комиссия. При необходимости и наличии соответствующих условий обследование детей может быть проведено по месту их проживания и (или) обучения.

Обследование детей проводится каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно. Состав специалистов комиссии, участвующих в проведении обследования, процедура и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей.

Информация о проведении обследования детей в комиссии, результаты обследования, а также иная информация, связанная с обследованием детей в комиссии, является конфиденциальной .

Обследование детей, консультирование детей и их родителей (законных представителей) специалистами комиссии осуществляются бесплатно .

На комиссии обязательно присутствие ребенка, родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей имеют право:

— присутствовать при обследовании детей в комиссии, обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания; детей;

— получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей.

По итогам обследования ЦПМПК, ТПМПК устанавливает наличие или отсутствие особенностей в развитии и отклонений в поведении ребенка. В рекомендациях указывается образовательная программа, по которой должен обучаться ребенок, форма и специальные условия получения образования.

Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер .

Родителям (законным представителям) выдается один документ: копия заключения ЦПМПК, ТПМПК с рекомендациями.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Для образовательной организации заключение комиссии, предоставленное родителями, носит обязательный для исполнения характер, то есть образовательная организация должна будет создать все условия, прописанные в рекомендациях.

Кроме проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей ЦПМПК, ТПМПК оказывает консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

Документы, предоставляемые в ЦПМПК, ТПМПК с целью обследования детей, в том числе дошкольников, школьников и учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей дошкольного возраста:

— направление образовательной или другой организации;

— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;

— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

— для формирования ортопедических групп — справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или плантограммы;

— психолого-педагогическое представление, заверенное руководителем ДОУ;

— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;

— результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (рисунки, аппликации и др.).

Для дошкольников, поступающих в 1 класс, дополнительно справка от врача-психиатра.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК детей школьного возраста:

— направление образовательной или другой организации;

— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;

— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

— справка от врача-психиатра;

— для формирования ортопедических классов — справка от врача-ортопеда с предоставлением рентгенограммы и/или плантограммы;

— психолого-педагогическое представление, заверенное директором;

— копия личной карты обучающегося, заверенная директором;

— заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

Это интересно:  Альтернативная служба в армии 2019

— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;

— выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;

— тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике — оригинал и копия.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК о бучающихся, для зачисления в Центр дистанционного образования детей-инвалидов:

— направление образовательной или другой организации;

— паспорт родителя (законного представителя) — оригинал и копия;

— свидетельство о рождении ребенка — оригинал и копия;

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

— справка от врача-психиатра;

— справка от врача-ортопеда (при наличии нарушений);

— психолого-педагогическое представление, заверенное директором;

— копия личной карты обучающегося, заверенная директором;

— заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

— справка медико-социальной экспертизы (при наличии) — оригинал и копия;

— выписка текущих и четвертных оценок, заверенная директором;

— тетради письменных работ по русскому (родному) языку, математике — оригинал и копия;

— справка о надомном обучении на текущий учебный год (ВКЭК);

— справка о работе на компьютере.

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК, ТПМПК несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей:

— направление или другой организации;

— заявление родителей (законных представителей);

— свидетельство о рождении или паспорт (на ребенка старше 14 лет) — оригинал и копия;

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из истории развития ребенка от педиатра с указанием заключений врачей-специалистов (невролог, ЛОР или сурдолог с указанием остроты слуха, окулист с указанием остроты зрения);

— справка от врача-психиатра;

— решение суда о признании недееспособным (для детей старше 14 лет) – копия;

— решение органов опеки и попечительства о помещении в учреждение психоневрологического профиля;

— выписка из амбулаторной медицинской карты или из истории болезни (при наличии);

— справка медико-социальной экспертизы — оригинал и копия;

Для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, дополнительно предоставляются следующие документы:

— решение органа опеки и попечительства об определении ребенка на полное государственное обеспечение, о назначении опекуна;

— документы, определяющие статус родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав и другие необходимые документы) — копии.

Для детей дошкольного возраста — рисунки, психолого-педагогическое представление.

Для детей школьного возраста — сведения об обучении в образовательном учреждении (копия личной карты обучающегося, ведомость или табель успеваемости, психолого-педагогическое представление, тетради по русскому языку и математике, заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии)).

Документы, необходимые для обследования на ЦПМПК учащихся выпускных классов для определения специальных условий при сдаче государственной итоговой аттестации:

— направление образовательной или другой организации;

— паспорт родителя (законного представителя) несовершеннолетнего (оригинал и копия);

— паспорт ребенка (оригинал и копия);

— медицинская карта из поликлиники по месту жительства;

— копия первичного заключения ЦПМПК/ТПМПК (при вторичном обследовании);

— выписка из медицинской (санаторно-курортной) карты. Справка должна содержать:

— развернутый диагноз, код по МКБ -10, описанные клинические симптомы, жалобы, анамнез заболевания, статус пациента, разъяснения врача, в чем должен заключаться щадящий режим для данного ребенка в период сдачи экзамена;

— психолого-педагогическое представление, заверенное директором школы;

— копия справки о надомном обучении (КЭК);

— справка медико-социальной экспертизы — оригинал и копия (при наличии);

— копия личной карты обучающегося, заверенная директором.

Для детей, находящихся на длительном санаторно-курортном лечении дополнительно: копия санаторно-курортной карты и направление на санаторно-курортное лечение.

399580, Липецкая область, Воловский район, с. Волово, ул. Советская, 122

Дети с ограниченными возможностями здоровья

Раздел ведут
Руководитель РПМПК
Шилова Татьяна Григорьевна
учитель — дефектолог
Трембач Ирина Александровна
педагог-психолог
Валиахметова Елена Рамильевна

В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

В России, несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями медленно, но стабильно растет. В нашей стране детей, нуждающихся в специальном обучении, ежегодно становится больше на 3-5%. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость, т.е. дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

В настоящее время в основе педагогической классификации выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:

  • Дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер, нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора. К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое двустороннее нарушение слуховой функции, при котором речевое общение с окружающими посредством устной речи затруднено или невозможно.
  • Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора. Дети с нарушением зрения практически не могут использовать зрение в ориентировочной и познавательной деятельности.
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями скоординированности, темпа движений, ограничение их объема и силы. Они приводят к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
  • Дети с тяжелыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи. К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.
  • Дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
  • Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов. Умственно отсталые дети — дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями. У всех детей с аутизмом нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков.
  • Дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).

В современном обществе особую актуальность приобретают проблемы социализации, обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Само понятие «дети с ОВЗ» стало наполняться другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл. Дети с нарушениями в здоровье имеют значительные ограничения в жизнедеятельности, в способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, обучению, общению, что приводит их к социальной дезадаптации. Ограничение в жизнедеятельности создает барьеры для включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы.

Одна из важнейших задач системы образования заключается в развитии готовности образовательной среды к работе с детьми, имеющими различные нарушения в развитии. Для этого необходимо:

  • создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
  • создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
  • повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
  • организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.

Ребенку независимо от его нарушения необходимо положительное эмоциональное отношение к социальному окружению для его личностного благополучия, физического и психического здоровья. Это облегчает решение образовательных, воспитательных и социальных задач, связанных с завтрашним днем подрастающего человека.

Материал подготовила: Михайлова Н.В.-социальный педагог РПМПК.

По печатным материалам: Методическое пособие для родителей.- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. О. В. Солодянкина «Воспитание ребёнка с ОВЗ», М.:АРКТИ, 2007;

Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции «Директор школы», 1999, № 4.

Статья написана по материалам сайтов: prava-invalidov.com, voschool.edusite.ru, www.purimcro.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector