+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Санкция это в праве

Санкция — часть правовой нормы, в которой определяются, мера и вид государственного взыскания, применяемого к нарушителю, не выполняющему предписаний диспозиции.

1. По степени определённости (т.е. по объёму и размерам неблагоприятных для нарушителя последствий) санкции делятся на абсолютно определённые; относительно определённые; альтернативные; кумулятивные.

— Абсолютно определённые (увольнение с работы, штраф, лишение свободы на срок 3 года) — санкции, где точно указан размер и вид неблагоприятных последствий (наказания), наступивших в результате нарушения норм права.

— Относительно определённые (лишение свободы на срок от 2 до 8 лет, лишение свободы на срок до 15 лет) — санкции, устанавливающие минимальную и максимальную (или только максимальную) границы возможного наказания. Конкретизация меры наказания при этом зависит от судебного (административного) усмотрения.

— Альтернативные(штраф или увольнение с работы, лишение свободы или исправительные работы, лишение прав управлять автомобилем или штраф) — санкции, где названы и перечислены через соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно — наиболее целесообразное для рассматриваемого случая.

— Комулятивные (смешанные) – санкции, содержащие дополнительные указания на неблагоприятные последствия.

2. По отраслевому критерию различаются санкции, закрепленные в уголовно-правовых, административно-правовых нормах, нормах трудового права и т.д.

— Уголовно-правовые санкции представляют собой меру государственного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим уголовно-наказуемые деяния — преступления.

— Административно-правовые санкции могут применяться административными органами и судом к лицам виновным в совершении административных проступков.

— Дисциплинарно-правовые санкции (предусмотренные нормами трудового права) применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины.

3. По содержательному характеру последствий выделяются карательные (штрафные), предупредительные, правовосстановительные санкции.

— Карательные (штрафные) санкции (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба и др.) — активная принудительная мера, направленная на наказание правонарушителя.

— предупредительные санкции (предупреждение, привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственной власти или административного акта, принудительное лечение и др.) – направлены на недопущение противоправного поведения, либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера

— правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.) – связаны с восстановлением нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

12.11. Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта. Способы изложения норм права.

Санкция юридической нормы: понятие и виды.

Санкция – часть правовой нормы, в которой определяются, мера и вид государственного взыскания, применяемого к нарушителю, не вы­полняющему предписаний диспозиции.

1. По степени определённости (т.е. по объёму и размерам неблагопри­ятных для нарушителя последствий) санкции делятся:

Абсолютно определённые (увольнение с работы, штраф, лишение сво­боды на срок 3 года) — санкции, где точно указан размер и вид неблагопри­ятных последствий (наказания), наступивших в результате нарушения норм права.

Относительно определённые (лишение свободы на срок от 2 до 8 лет, лишение свободы на срок до 15 лет) – санкции, устанавливающие мини­мальную и максимальную (или только максимальную) границы возмож­ного наказания.

Альтернативные (штраф или увольнение с работы, лишение свободы или исправительные работы, лишение прав управлять автомобилем или штраф) – санкции, где названы и перечислены через соединительно-разде­лительные союзы «или», «либо» несколько видов неблагоприятных послед­ствий, из которых правоприменитель выбирает только одно – наиболее це­лесообразное для рассматриваемого случая.

Кумулятивные (смешанные) – санкции, содержащие дополнительные указания на неблагоприятные последствия.

2. По отраслевому критерию различаются:

Уголовно-правовые санкции представляют собой меру государствен­ного принуждения, применяемую только судом к лицам, совершившим уголовно-наказуемые деяния – преступления.

Административно-правовые санкции могут применяться админист­ративными органами и судом к лицам виновным в совершении админист­ративных проступков.

Дисциплинарно-правовые санкции (предусмотренные нормами тру­дового права) применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины.

3. По содержательному характеру последствий:

Карательные (штрафные) санкции (лишение свободы, штраф, выго­вор, взыскание материального ущерба и др.) – активная принудительная мера, направленная на наказание правонарушителя.

Предупредительные санкции (предупреждение, арест иму­щества, при­нудительное лечение и др.) – направлены на недопущение противоправно­го поведения, либо связаны с организационным обеспечением правоохра­нительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

Правовосстановительные (восстановление на прежней работе рабо­чих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов) – связаны с восстановлением нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц.

66. Соотношение норм права и статей нормативных актов.

Норма права – относится к содержанию права, это правило поведения, содержащее гипотезу, диспозицию, санкцию.

Статья законодательного акта – внешняя форма выражения права, средство воплощения нормы права.

Соотношение нормы права и статьи нормативно-правового акта пред­полагает, что:

· все три элемента логической структуры нормы права могут быть вклю­чены в одну статью нормативного акта;

· в одной статье нормативного акта могут быть изложены несколько правовых норм;

· элементы нормы права изложены в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

· элементы нормы права изложены в нескольких статьях различных нор­мативных актов.

67. Способы изложения нормы права:

1) прямой способ – структурные элементы нормы права изложены в статье нормативного акта в полном объеме;

2) отсылочный способ – изложение в статье нормативного акта части нормы при конкретной отсылке к тексту, в котором содержится недостаю­щая часть;

3) бланкетный способ – когда в статье нормативного акта указывается на наличие правила поведения и обозначается ответственность за его нару­шение (санкция), при этом непосредственно в статье не содержится ин­формации о сущности и о выходных данных документа, эти правила содер­жащего. Предполагается, что правоприменитель должен обладать данной информацией в силу собственной профессиональной компетенции.

  1. Понятие и признаки системы права, элементы.
Это интересно:  Выморочное имущество порядок оформления в муниципальную собственность

Система права – это объективно существующее строение права, ха­рактеризующееся внутренней согласованностью, взаимообусловленнос­тью и взаимодействием составляющих его норм, объединённых по соот­ветствующему основанию в отдельные отрасли, институты и другие правовые общности.

Система права характеризует внутреннюю структуру права, определя­ет основополагающие принципы объединения и дифференциации юриди­ческих норм.

Система права характеризуется следующими чертами:

а) единством и согласованностью норм, ее составляющих;

б) разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;

в) объективностью строения- она образуется в соответствии с объективно существующими об­щественными отношениями;

г) иерархичностью — она складывается из норм разной юридической силы;

1) отрасль (частная-публичная, материальная-процессуальная)

2) Институт права – структурный элемент системы права, объединя­ющий специализированные нормы, характеризующие юридические поня­тия, категории, принципы.

Правовые нормы образуют отрасль через институты. (отрасли граждан­ского права имеются правовые институты «купли-продажи», «найма жилого помещения», «комиссии», «дарения»).

Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые.

В рам­ках отраслевого института объединяются нормы, регулирующие обще­ственные отношения только в рамках одной отрасли (институт преступно­го деяния в уголовном праве).

Межотраслевой институт включает в себя юридические нормы, входящие в состав различных отраслей права, но при этом регулирующие взаимосвязанные родственные общественные отно­шения (институт собственности).

3) Подотрасль права – обособленная в рамках отрасли совокупность юридических норм, регулирующих крупный, относительно самостоятель­ный блок однородных общественных отношений.

( «обязательственное право» в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд правовых институтов (поставки, мены, подряда, го­сударственного страхования и другие).)

  1. Предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования – это фактические отношения лю­дей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведе­ния, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении.

Юридически значимым отношениям присущи черты:

— это жизненно важные для отдельных индивидов и социальных групп отношения;

— возникновение этих отношений связано с волевой, целенаправленной деятельностью членов сообщества;

— юридически значимые отношения – это устойчивые, повторяющиеся отношения;

— поведение участников отношений в правовой сфере предполагает вне­шний контроль со стороны компетентных правоохранительных органов (МВД, налоговая полиция, таможенная служба и т.д.).

Нормы права регулируют различные по своему содержанию об­щественные отношения различными методами (способами). Например, нормы административного права воздействуют на общественные отно­шения путем установления властных предписаний участникам этих от­ношений: право категоричного требования предоставляется властному органу – другая же сторона административно-правовых отношений обязана его неукоснительно выполнять. Гражданское право воздейству­ет на общественные отношения иным способом: предоставляет участни­кам гражданско-правовых отношений полную свободу действий в рам­ках, определенных законом. Здесь стороны выступают как равноправ­ные субъекты: принятые ими обязательства могут быть изменены или прекращены лишь по взаимному соглашению.

Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регу­лирования.

Метод правового регулирования (правовой инструментарий) – со­вокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок.

Главной чертой, определяющей различия в способах воздей­ствия права на общественные отношения, является характер взаимного положения участников правовых отношений. В одних отраслях преобла­дает метод властного связывания, в других – равенства сторон (дозволение), в третьих – запрещения недозволенных действий (запрет). Иными словами существуют дозволительный и запретительный, альтернативный и рекомендательный, поощрительный и предупредительный и иные методы.

Императивный метод предполагает властное предписание абсолютно оп­ределенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера.(запретительный и обязывающий)

Диспозитивный метод основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах уста­новленных действующим законодательством.(договорный и рекомендательный)

Метод регулирования в значитель­ной мере зависим, произведен от предмета регулирования. Например, властный метод присущ не только админист­ративному праву, но также финансовому, земельному.

Правовые санкции

Правовые и виды правовых санкций.

Правовые санкции (Legal sanction; Sanction, От лат. Sanctio — строжайшее постановление ) — меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия.

Например, О. Э. Лейст характеризует санкции как нормативное определение мер государственного принуждения, применяемых в случаях правонарушения и содержащих его итоговую оценку; основная цель санкций, по его мнению, предупреждение правонарушений, а если правонарушение совершено, то применение и реализация санкций направлены на осуществление задач общей и частной превенции.

В праве термин «Санкции» имеет четыре основных значения.1) Меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенные неблагоприятные последствия.

В зависимости от характера мер и применяющих их органов санкции делятся на:а) уголовно-правовые

дисциплинарно-правовые (понижение в должности, увольнение) — должностными лицами и администрацией; имущественные санкции (например, возмещение нарушителем потерпевшему лицу ущерба или взыскание в его пользу имущества, признание сделки недействительной, уплата неустойки и т.п.) назначаются судом, арбитражным судом как самостоятельная мера или в сочетании с другими мерами

2) Структурная часть правовой нормы, где указаны возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы. Санкция как часть нормы в английских текстах именуется не «sanctions», а «vindicatory part»

3) Акт прокурора, разрешающий принудительные меры к лицу, подозреваемому в преступлении (заключение под стражу, обыск и др.)

4) В международном праве — меры воздействия на государство, нарушившее нормы этого права или свои международные обязательстваЕсли же действия государства квалифицируются как преступные (наносящие ущерб всему международному сообществу), то к нему применяются принудительные меры вплоть до военных.

Это интересно:  Должен ли пенсионер платить налог на имущество

Санкция — предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юр. ответственности для нарушителя. В санкциях особенно заметна связь государства и права. Различают след. санкции:

1. по отраслевой принадлежности — уголовные, административные, гражданские, дисциплинарно-правовые;

2. по характеру последствий — правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные);

3. по степени определенности санкции — абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные. Самая распространенная классификация юридической ответственности- в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушаются, какой вид правонарушения совершен.По этому критерию рассмотрим поподробнее каждый вид юридической ответственности. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права-см ст.408

Рассмотрим и раскроем сущности правовых санкций: См. приложение 2.1

1. Уголовно- правовая санкция. В УК России (1996 г.) все санкции норм, предусматривающих наказание за совершение преступлений, являются либо относительно-определенными либо альтернативными. Но в теории уголовного права продолжается дискуссия по вопросу о целесообразности включения в Уголовный кодекс абсолютно-определенных санкций. Так, например, С.А. Поляков делает вывод о необоснованном сокращении случаев применения абсолютно-определенных санкций в уголовно-правовых нормах и даже предлагает варианты решения данной проблемы. Л.Л. Кругликов также писал о необходимости введения в УК абсолютно-определенных санкций, правда, не единичных, а альтернативных. А.А. Нечепуренко предлагает пересмотреть санкции за преступления и свести до минимума разрыв между минимальными и максимальными размерами наказания в пределах одной санкции, указать в каждой санкции лишь один вид наказания, а в последующем вообще перейти к абсолютно-определенным санкциям. Это предложение, однако, он делает с оговоркой, что вводить абсолютно-определенные санкции не имеет смысла без концептуального переосмысления роли всех уголовно-правовых институтов См.: Поляков С.А. Санкции в уголовном законодательстве. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — Спб.,1996. — С.19; Кругликов Л.Л. Правовые средства обеспечения справедливости наказания в процессе его индивидуализации. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. — М.,1985. — С.13; Нечепуренко А.А. Неотвратимость наказания как принцип уголовного права. — Омск,1996. — С.77..

Позиция ученых о необходимости закрепления в уголовном законодательстве абсолютно-определенных санкций исходит из теории возмездия, видный представитель которой — И. Кант. Сторонником таких санкций был и основоположник одной из относительных теорий уголовного наказания — теории психологического принуждения — А. Фейербах.

На наш взгляд, переход к абсолютно-определенным санкциям противоречит важнейшим принципам назначения уголовного наказания — справедливости, индивидуализации, дифференциации уголовной ответственности и наказания. Такие санкции не позволяют назначить наказание с учетом личности преступника, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств. Поэтому если уголовное законодательство не преследует цели кары, возмездия за совершенное преступление, а напротив, ставит своей целью исправление преступников, общее и специальное предупреждение преступлений, Уголовный

кодекс должен содержать только относительно-определенные и альтернативные санкции.

В связи с этим возникает очень серьезная и сложная проблема — вопрос о возможных границах или пределах относительно-определенных санкций. В УК России границы между минимальными и максимальными размерами наказания в виде лишения свободы достигают 10, 12, а в отдельном случае даже 19,5 лет.

По мнению Л.А. Прохорова, существующие в уголовном законодательстве сравнительно широкие рамки санкций создают правовую основу индивидуализации наказания, позволяя суду учитывать специфические обстоятельства преступления, социальные и психологические особенности личности виновного Прохоров Л.А. Общие начала назначения наказания и предупреждение рецидивной преступности. — Омск, 1980. — С.20.

Но есть и другая точка зрения. Как отмечает А.Н. Игнатов, слишком большой разрыв между нижним и верхним пределами санкций создает излишний простор для проявления субъективизма и не способствует обеспечению единства судебной практики в борьбе с преступностью. Аналогичного мнения придерживается Г.Т. Ткешелиадзе, который пишет о том, что при широких рамках наказания «затрудняется проведение единой карательной политики» Игнатов А.Н. Совершенствование уголовных санкций как средство повышения эффективности исполнения наказания в виде лишения свободы // Комплексная разработка проблем исполнения наказания. — М., 1979. — С.55; Ткешелиадзе Г.Т. Судебная практика и уголовный закон. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. — М., 1981. — С. 42.. Такую же точку зрения высказывает К.Р. Самвелян и др.

Представляется, что позиция названных ученых должна быть поддержана. Их аргументы весомы и убедительны — границы между нижними и верхними пределами наказания в виде лишения свободы в санкциях норм не должны быть слишком широкими. Но при этом возникает другая проблема — какими именно могут и должны быть такие границы или пределы санкций?

В УК невозможно проследить каких либо закономерностей в установлении нижних и верхних пределов санкций норм. Так, например, вряд ли можно признать обоснованным разрыв в 19,5 лет лишения свободы в санкции ч.2 ст.356, 12 лет — ч.2 ст.105, 10 лет — ч.3 ст.126, ст.276 и некоторых других санкциях статей УК. Создается впечатление, что пределы такого наказания закреплены произвольно, не подчиняясь каким-либо закономерностям.

Была предпринята попытка проанализировать санкции одной из глав УК главы 16 «Преступления против жизни и здоровья», которые предусматривают в качестве одного из видов наказания лишение свободы и на основе данного анализа сделать предложения по усовершенствованию конструкции санкций в плане установления пределов между нижними и верхними границами наказания. На данной таблице показан разрыв между минимальным и максимальным наказанием в виде лишения свободы (в годах) и количество санкций, в которых он встречается:

Разрыв между минимальным и максимальным наказанием в виде лишения свободы (лет)

Это интересно:  Компенсация за задержку зарплаты

Понятие и виды правовых санкций

Санкция — элемент нормы права, предусматривающий последствия для субъекта, реализующего диспозицию. Они могут быть как негативными, неблагоприятными — меры наказания (лишение свободы), так и позитивными — меры поощрения (условно-досрочное освобождение, премия работнику за добросовестное выполнение им служебных обязанностей).

Правовая санкция — элемент нормы права, который указывает на правовые последствия несоблюдения требований правовой нормы (диспозиции). Эти последствия, как правило, неблагоприятные для правонарушителя, являются мерами юридической ответственности, как государственного принуждения и способа обеспечения правового воздействия.

По своему составу санкции подразделяются на простые и сложные.

Простая санкция содержит одну меру наказания (ст. 11.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) — безбилетный проезд влечет наложение штрафа в виде одного минимального размера оплаты труда).

Сложная — несколько (ст. 129 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ) — клевета наказывается штрафом, либо обязательными работами, либо исправительными работами). Сложные санкции могут быть кумулятивными (лишение свободы с конфискацией имущества) и альтернативными (или штраф, или увольнение с должности).

По степени определенности санкции могут быть абсолютно определенными (штраф 1500 рублей) и относительно определенными, указывающими высший и низший пределы наказания (от двух до пяти лет лишения свободы), или только высший (до 10 дет лишения свободы), или только низший пределы (не менее пяти лет лишения свободы).

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные.

Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния.

Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды.

Карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения.

Правовосстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.). Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств.

Предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст. 1089 ГК РФ в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинитель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166 УК РФ неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения. Например, согласно Лесному кодексу КНР «за каждое погубленное дерево на территории населенного пункта, на деревенской околице, на обочине дороги, вблизи водоема или реки, на приусадебном участке виновный должен посадить три дерева либо подвергнуться денежному штрафу».

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 203 УК РФ «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Статья написана по материалам сайтов: infopedia.su, studbooks.net, studwood.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector