Социальные службы для пожилых людей

Многие люди после выхода не пенсию чувствуют себя брошенными. Им не к кому обратиться за советом или помощью и за обычным общением даже при наличии родственников. Именно для таких людей созданы социальные службы для пенсионеров. Формат таких служб в каждом населенном пункте свой – где-то все функции исполняет собес, а где-то работают разные учреждения.

Отдел социального обеспечения

Собес решает в большей степени бытовые проблемы социально незащищенных групп населения. Там проконсультируют по всем вопросам, касающимся начисления и выплаты льгот, можно получить в некоторых случаях материальную помощь, можно встать в очередь на получении путевки в санаторий. Также собесы предоставляют в случае необходимости услуги социальных работников, которые регулярно приходят к пожилому человеку, чтобы помочь: ходят в магазин, делают уборку, помогают сделать необходимые платежи, провожают в больницу и т. п.

Центр социального обслуживания

Центры социального обслуживания (ЦСО) занимаются организацией досуга пенсионеров. В таких центрах организованы всевозможные кружки по интересам – это может быть рукоделие, хор, группа здоровья, театральный кружок и даже курсы компьютерной грамотности. В центрах для пенсионеров устраиваются спектакли и концерты, чаепития, творческие вечера, встречи с интересными и полезными людьми и т. п. Также там можно получить бесплатные билеты на концерты или в музеи, абонементы в бассейн, например, и другие льготные или бесплатные возможности занять своё свободное время. При каждом таком центре есть медсестра, которая может померить давление, выслушать жалобы на здоровье и посоветовать, к какому специалисту обратиться.

Служба социального такси

Такие службы созданы в крупных городах. Они могут работать как при собесе, так и при ЦСО или могут быть вообще самостоятельной организацией. Эта служба предоставляет обычные или специально оборудованные машины для пенсионеров и инвалидов. Такси может быть как совершенно бесплатным, так и льготным – например, предоставляющим 50-процентные скидки от стоимости обычного такси.

Совет ветеранов

В каждом населенном пункте есть такая общественная организация, как Совет ветеранов войны и труда. Совет ветеранов также занимается организацией досуга – предлагает билеты на мероприятия, устраивает встречи и чаепития, поздравляет ветеранов с праздниками – словом, делает всё для того, чтобы человек не чувствовал себя одиноким.

Стационарные и полустационарные комплексные центры

Такие социальные центры для пенсионеров и инвалидов предлагают медицинское обслуживание на базе дневного или круглосуточного пребывания. В отделениях дневного пребывания пожилой человек совершенно бесплатно может получать:

  • полноценное питание;
  • медицинское обслуживание;
  • консультации по вопросам льгот и социального обеспечения;
  • общение;
  • психологическую помощь.

Также работают центры круглосуточного пребывания, где пенсионер может пожить пару недель или месяц.

В комплексном центре можно получить помощь:

  • социального работника, который будет периодически приходить домой к пенсионеру и помогать по дому;
  • медицинского работника – например, медсестра может приходить на дом делать уколы;
  • приходящей сиделки;
  • психолога;
  • юриста.

Главное, что предоставляют социальные службы для пенсионеров, – это возможность для пожилого человека обратиться за помощью и общением и не чувствовать себя одиноким и покинутым.

Отзывы и коментарии к статье «Социальные службы для пенсионеров»:

Социально-бытовая помощь пожилым гражданам

Традиционно социально-бытовое обслуживание современные пожилые люди могут получить, обратившись в Государственное учреждение Территориальный Центр социального обслуживания. Данное учреждение, предназначено для адресного обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий населения района, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи, а также предоставления социальных услуг.

Центр осуществляет свою деятельность под руководством Управления социальной защиты населения и Департамента социальной защиты населения во взаимодействии с территориальными органами и учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, внутренних дел, общественными, благотворительными и другими организациями.

В своей деятельности Центр руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными нормативно-правовыми актами, Уставом города Москвы, законами и иными актами города Москвы, постановлениями, приказами и указаниями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Департамента социальной защиты населения города Москвы, Управления социальной защиты, а также действующим Положением о Центре.

Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и органах казначейства, печать со своим наименованием, необходимые для осуществления своей деятельности штампы, бланки.

Структурные подразделения Центра создаются и ликвидируются приказом директора Центра по согласованию с Управлением социальной защиты населения.

Центр размещается в специально построенном или приспособленном здании с необходимыми помещениями, в которых предусмотрены все виды коммунально-бытового благоустройства, оснащение телефонной связью, а также соответствие санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям охраны труда.

Центр не может быть приватизирован или перепрофилирован на иные виды деятельности, а имущество, закрепленное за Центром на праве оперативного управления, не может сдаваться в аренду или отдаваться в залог.

Правила внутреннего трудового распорядка Центра утверждаются директором Центра с учетом мнения представительного органа работников Центра (профбюро).

При Центре может создаваться общественный (попечительский) Совет из представителей муниципальных органов власти, управления социальной защиты населения района, ветеранских, благотворительных, региональных и иных общественных организаций, который действует на основании положения, утвержденного УСЗН.

Основной задачей Центра является организация социального обслуживания и оказание социальных услуг и помощи гражданам преклонного возраста, инвалидам и другим категориям населения, нуждающимся в социальной поддержке.

Для выполнения этой задачи Центр осуществляет следующие функции:

  • • Обеспечивает социальную помощь на дому лицам, нуждающимся в этом виде обслуживания, контролируют отделения дневного пребывания, социально-медицинского обслуживания, срочного социального обслуживания, социальной реабилитации инвалидов.
  • • Участвует в организации мероприятий социального обслуживания и социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан.
  • • Совместно с органами и учреждениями социальной защиты, здравоохранения, УВД, занятости, миграции, общественными объединениями и другими организациями выявляет граждан, нуждающихся в социальной защите, причины и факторы социального неблагополучия конкретных людей, граждан пожилого возраста и инвалидов и их потребности в социальной помощи.
  • • Ведет список лиц, нуждающихся в социальной поддержке и обслуживании.
  • • Оказывает бесплатные социальные услуги в объеме территориального перечня гарантированных государством социальных услуг, а также дополнительные услуги за плату.
  • • Проводит анализ уровня социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и т. д., прогнозирует их потребности в социальной помощи и готовит предложения по развитию сферы социальных услуг.
  • • Участвует в привлечении различных сторонних организаций к решению вопросов оказания социальной помощи пенсионерам, инвалидам и отдельным гражданам.
  • • Разъясняет населению вопросы социального обслуживания пенсионеров, инвалидов и отдельных граждан.
  • • Выполняет другие функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
  • • Внедряет новые формы и виды социального обслуживания.
  • • Проводит мероприятия по повышению профессионального уровня работников Центра.

Одним из основных в Центре отделений, осуществляющих социально-бытовое обслуживание современных пенсионеров, является Отделение социального обслуживания на дому. В своей деятельности отделение социального обслуживания на дому руководствуется Конституцией РФ, действующими федеральными законами, иными федеральными нормативно-правовыми актами, постановлениями, приказами и распоряжениями, Трудовым кодексом РФ, правилами и нормами охраны труда.

Отделение оказывает социальные, бытовые, консультативные и иные услуги постоянного или временного характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании на дому, в соответствии с федеральным или территориальным перечнем гарантированных государством услуг при условии соблюдения принципов гуманности, адресности, преемственности, доступности и конфиденциальности предоставления помощи.

Отделение социального обслуживания на дому создается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянной поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях. Деятельность Отделения направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания и поддержание их социального, психологического и физического статуса.

Обслуживание на дому граждан осуществляется путем предоставления им, в зависимости от степени и характера нуждаемости, социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в федеральный и территориальный перечни гарантированных государственных социальных услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, а также оказания, по их желанию, дополнительных социальных услуг, не входящие в эти перечни.

Социальное отделение создается для обслуживания не менее 120 граждан, проживающих в городской местности, и не менее 60 граждан, проживающих в городском секторе, не имеющих коммунальнобытового благоустройства.

Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра. Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником 8 граждан, проживающих в городе, и 4 — в городском секторе, не имеющим коммунально-бытового благоустройства.

Территория, обслуживаемые социальными работниками, и график их работы утверждается заведующим отделения из расчета посещения каждого обслуживаемого не реже 2 раз в неделю с учетом степени и характера нуждаемости граждан в помощи, компактности их проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Зачисление (снятие) граждан на обслуживание производится приказом директора Центра. Снятие с обслуживания производится приказом директора Центра на основании личного заявления клиента, докладной запиской заведующего отделением (смерть подопечного, внезапный отъезд, смена места жительства и т. д.), а также по истечении срока обслуживания. В случае нарушения клиентом Правил поведения граждан, состоящих на надомном обслуживании, снятие производиться на основании решении Комиссии по вопросам приема и снятия с обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, созданной при Управлении социальной защиты населения административного округа.

Противопоказанием к принятию на обслуживание в отделение социального обслуживания на дому являются:

  • • тяжелые психические расстройства;
  • • хронический алкоголизм;
  • • венерические заболевания;
  • • инфекционные заболевания;
  • • активная форма туберкулеза;
  • • иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Отказ в принятии на обслуживания может быть обжалован в Управлении социальной защиты населения административного округа.

Совместно с органами социальной защиты, здравоохранения и другими территориальными организациями, осуществляется выявление и постановка на учет граждан нуждающихся в помощи на дому. Прикрепление на обслуживание осуществляется после предоставления письменного заявления, акта материально бытового обследования, заключения лечебно- профилактического учреждения о состоянии здоровья и нуждаемости в посторонней помощи. Пенсионеру, инвалиду, зачисленному в отделение, предоставляется памятка с перечнем предлагаемых бесплатных услуг, а именно:

  • • покупка и доставка продовольственных и промышленных товаров.
  • • доставка медикаментов по рецепту врача, посещение в больнице.
  • • установление связей с различными организациями, оформление документов, оплата коммунальных услуг и другие разовые поручения.

Социальный работник при посещении нуждающегося на дому ведет дневник оказываемых услуг, а также денежный расчет с предоставлением чеков. Проводит беседы для моральной и психологической поддержки. Сравнительно недавно появилась дополнительная возможность Центра заключать договор с организациями предлагающими, осуществлять бесплатную уборку на дому у получателей услуг. Для пенсионеров и инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата предлагается санитарно — гигиеническая услуга (мытьё, стрижка волос, ногтей). От получателей услуг высказывались много хороших отзывов об их работе и пожеланий к дальнейшему сотрудничеству.

В должностные обязанности социального работника в Отделении оказывающем социально-бытовые услуги на дому входит:

  • • оказание надомной постоянной или временной социально- бытовой помощи не менее 2-3 раз в неделю каждому получателю социальных услуг;
  • • оказание морально-психологической поддержки получателю
  • • обеспечение обслуживаемых граждан продуктами питания, горячими обедами, промышленными товарами первой необходимости, медикаментами по рецептам врача, оказание помощи в приготовлении пищи;
  • • выявление граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории обслуживания, нуждающихся в социальном обслуживании;
  • • доставка на дом гуманитарной помощи;
  • • оказание содействия в уборке помещений, сдача вещей в ремонт, стирку;
  • • оплата коммунальных и других услуг, содействие в оформлении начисления субсидий;
  • • организация вызова врача на дом;
  • • сопровождение обслуживаемых в лечебные учреждения, посещение их в больнице. Содействие в проведении медико-социальной экспертизы, получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;
  • • оказание помощи в получении путевок на санитарно- курортное лечение, в том числе льготных;
  • • содействие в организации ритуальных услуг в случаи смерти;
  • • организация проверки в правильности начисления пенсии, компенсационных выплат, предоставлении льгот;
  • • оказание содействия в поддержании контактов с родными, близкими, написании писем;
  • • содействие в получении психологической помощи, решении правовых вопросов с привлечением специалистов;
  • • оказание помощи в оформлении документов.

Непременным условием оказания услуг по социально-бытовому

обслуживанию пожилых граждан является обязанность социального работника сохранять конфиденциальность информации личного характера обслуживаемых.

Вместе с тем в перечень оказываемых услуг входит содействие в посещении театров, выставок и культурно-массовых мероприятий для не утративших способность к самостоятельному передвижению.

Осуществление связи с общественными организациями, благотворительными фондами, церковью.

Социальный работник ведет дневник деятельности с отражением в нем видов предоставляемых услуг. Ежемесячно предоставляет отчет о проделанной работе заведующей отделением.

В настоящее время идет развитие нового вида услуг- служб длительного ухода за пожилыми людьми на дому под названием «Хоспис на дому». Эта модель социального обслуживания базируется на предоставлении услуг по уходу за терминальными больными, нуждающимися в постоянном постороннем уходе и медицинской помощи. Основной задачей служб является облегчение физического страдания тяжелобольного, оказание ему и его семье возможной поддержки, помощи и утешения.

С 2014 г. начата работа по применению стационарозаменяющих технологий. Проходит апробация создание приемной (фостерной) семьи для одиноких пожилых людей. Пожилой человек входит в приемную семью с намерением преодолеть одиночество, получить необходимый уход, защиту перед лицом жизненных проблем, сохранить достоинство в старости и ощущение единения с миром.

Одной из важных составляющих успешной работы современного учреждения нестационарного социального обслуживания населения является квалифицированная работа специалистов по социальной работе, которая заключается в выполнении следующих задач:

  • • диагностика ситуации нуждаемости получателя социальных услуг и его социальной среды;
  • • составление прогноза на основе социального диагноза. Специалист определяет потенциал получателя, степень вероятности положительного разрешения ситуации, осуществляет определение стратегической задачи, т. е. определение необходимого направления работы и ожидаемого результата;
  • • разработка индивидуальной программы работы с получателем услуг. Специалист выступает как координатор и исполнитель отдельных направлений деятельности;
  • • посредническая функция. Специалист выступает как посредник между получателем услуг и специалистами учреждения, и другими организациями;
  • • выработка личностной мотивации в целях включения получателя в процесс решения своих проблем;
  • • защита законных прав и интересов получателя услуг.

В целях наиболее полного удовлетворения индивидуальных потребностей каждого получателя услуг, повышения качества предоставляемых услуг при организации социального обслуживания, социальными работниками используются три основных руководящих принципа в работе с пожилыми людьми: не позволять пожилым людям втягиваться в негативный имидж старения; убедить, что источник их проблем лежит в ситуации, которую можно изменить к лучшему; стимулировать созидательную деятельность пожилых людей, которая поддерживает уверенность в их индивидуальности, и дает ощущение востребованности и полноценности жизни.

Деятельность специалистов учреждений ориентирована на социальную реабилитацию каждого получателя услуг:

  • • поддержание и повышение социальной активности и самооценки клиента, побуждение к расширению социальных контактов;
  • • создание оптимальных условий для тренировки навыков по самообслуживанию и социальному функционированию с учетом возрастных изменений;
  • • стимуляция потенциальных психических возможностей и творческих способностей;
  • • проведение специальных упражнений и обучение навыкам, компенсирующим возрастные изменения.

В целях повышения эффективности качества предоставляемых услуг в современных ЦСО ведется планомерная работа по совершенствованию форм и методов работы с получателями услуг, направленных на изменение комплекса психологических, ценностных, мотивационных установок пожилых людей, способствующих актуализации их творческого потенциала, активной жизнедеятельности и сохранения навыков по самообслуживанию.

В настоящее время в России лица пожилого возраста являются одной из приоритетных категорий, которой государство уделяет свое внимание. Такая забота выражается в постоянном поиске новых форм социального обслуживания.

Это интересно:  Специфические права ребенка это

Вступление в силу с 01.01.2015 года нового федерального закона «О социальном обслуживании населения в РФ» актуализирует значение системы социальной помощи пожилым людям на региональном уровне, одновременно меняя основания для получения помощи, методы ее организации и реализации, а также принципы оказания.

Главными принципами деятельности любого социального учреждения выступают комплексность и адресность, призванные максимально полно удовлетворять индивидуальные потребности каждого клиента социальной службы.

Определяя направления своей дальнейшей деятельности отделения социально-бытового обслуживания пожилых граждан отмечают необходимость приобретения получателями социальных услуг дополнительных знаний и навыков, среди которых можно определить следующие:

  • • освоить компьютер, компьютерные программы и уметь пользоваться Интернетом;
  • • изучить экономические, финансовые и юридические науки;
  • • обучиться основам предпринимательства;
  • • приобрести медицинские и психологические знания, как для себя, так и для помощи близким;
  • • развивать вокальные данные и творческие способности;
  • • освоить ландшафтный дизайн;
  • • прослушивать открытые лекции по современным направлениям развития общества, чтобы повышать кругозор и эрудицию.

Большинство пожилых людей хотят вести активную жизнь, получать дополнительные знания и навыки, осваивать новые технологии, общаться, наполнить жизнь событиями, получать положительные эмоции.

Интересным является факт, что современные пожилые люди с выходом на пенсию на первое место среди своих проблем отмечают не ухудшение материального положения, а постоянное психологическое напряжение и одиночество. Выяснилось, что пожилые люди легче приспосабливаются к плохому материальному положению, чем к одиночеству, которое мучает сегодня не только пожилых людей. Это мощный дестабилизирующий фактор, влияющий на здоровье и на психоэмоциональное состояние.

Таким образом, не смотря на изменение законодательства в области социального обслуживания и оказания социальной помощи для лиц пожилого возраста, актуальными остаются проблемы одиночества, поддержания собственного здоровья и социального статуса.

Поэтому планируя и организуя современную систему разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых людей на дому необходимо учитывать:

  • • потребности современных пожилых людей в социальных услугах;
  • • социальные и экономические возможности учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги;
  • • разрабатывать новые модели работы по удовлетворению потребностей клиентов пожилого возраста;
  • • постоянно проводить работу по переподготовке кадров, в том числе специалистов по социальной работе, и руководящих работников социальной сферы.

Необходимо перенимать опыт в организации социальной работы у других городов. Например, в Астраханской области в соответствии со Стратегией социально-экономического развития до 2020 года за последние годы успешно реализован ряд значимых инновационных проектов, одним из которых является проект «Приёмная семья» для граждан пожилого возраста. Суть проекта заключается в следующем: любое совершеннолетнее дееспособное лицо может принять в свою семью дееспособного гражданина пожилого возраста или инвалида, частично или полностью утратившего способность к самообслуживанию и нуждающегося по состоянию здоровья в постоянном социальном обслуживании, для совместного проживания и ведения общего хозяйства. При этом обязательным условием является проживание пожилого в доме принявшей его семьи, отсутствие между ними родственных связей.

Для реализации данного проекта было подготовлено постановление правительства Астраханской области от 17 апреля 2009 г. № 158- П «О приёмной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов». Постановление определяет приёмную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов как форму социального обслуживания, предоставляющую собой совместное проживание и ведение общего хозяйства лица, нуждающегося в социальных услугах, и лица, оказывающего социальные услуги.

В рамках эксперимента один из членов семьи зачисляется в штат территориального центра социального обслуживания, и оплата его труда производится из расчёта одной второй ставки социального работника. Среди семей, изъявивших желание взять пожилого человека, есть и молодые, и среднего возраста, и пенсионеры. У многих есть свои семьи, дети. С кандидатами в приёмные родители заключается договор.

За лицом, нуждающимся в социальных услугах в рамках приёмной семьи, сохраняется право на причитающиеся ему социальные выплаты: пособия, компенсации, субсидии, а также право собственности на жилое помещение. Вопросы формирования совместного бюджета оговариваются договором по согласованию сторон, но предусматривается, что в личном распоряжении гражданина остаётся не менее 25 % от его ежемесячного дохода.

Данный проект показал положительные результаты. Развитие института семьи позволяет значительно улучшить «социальное самочувствие» пожилых людей, укрепить связь поколений, поддержать социальную мобилизацию общества.

Пожилой человек получает достойный уход и внимание, а многие — детей и внуков, которых у них в силу сложившихся жизненных обстоятельств никогда не было.

Семья принимает к себе пожилого человека, который выступает для неё хранителем нравственных ценностей, народных традиций, жизненного опыта поколений, а также получает материальную поддержку от государства.

Развитие приёмных семей не сможет заменить действующие отделения социально-бытового обслуживания и интернатные учреждения. Но даже если определённая группа людей обретает для себя семью, преодолевает одиночество, сохраняет ощущение полезности для окружающих, значит эта форма работы оправдана и не напрасна.

Еще одним преобразованием может быть внедрение новой системы командной работы по осуществлению ухода на дому. Она заключается в том, что если раньше значительная часть времени социальных работников уходила на то, чтобы доставлять клиентам продукты, то теперь они работают бригадами и предоставляют различные виды социальных услуг.

Необходимо развивать такие формы социальной работы, которыми пожилой человек может воспользоваться, не выходя из дома. Например, массовое развитие сети социальных телефонов, позвонив по которому, пожилой человек всегда может проинформировать о своих проблемах, попросить совета, помощи, дать ту или иную оценку деятельности соответствующих организаций социальной сферы.

Вся деятельность современной системы социальной защиты пожилых граждан направлена на поддержание активного образа жизни старшего поколения, оказание им разносторонней социально-бытовой, психологической помощи, обеспечения участия в посильной трудовой деятельности. Нестационарные формы социального обслуживания созданы для оказания социальной помощи и обслуживания пожилых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них домашней среде. Поэтому стремление сохранить максимальное пребывание людей пожилого возраста в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы является одной из главных целей основных видов социального обслуживания населения.

Демографическое постарение общества будет продолжаться в обозримом будущем, что предъявляет серьезные требования к системам пенсионного обеспечения и социального обслуживания, всего жизнеустройства социума, который все больше будет состоять из стареющих людей.

Социальная политика, вся деятельность государства в интересах пожилых людей должна предусматривать изучение и учет этой специфики, дифференциацию мер социальной поддержки в зависимости от потребностей и возможностей самих лиц старшего возраста. Следует сформировать общественное мнение, осуждающее детей, которые бросают своих пожилых родителей на произвол судьбы или сдают их в дома престарелых. Большую роль во внедрении такой морали, могут сыграть СМИ, школа, духовенство всех вероисповеданий. Все традиционные религии придают большое значение долгу детей перед родителями.

Социальное обслуживание пожилых людей

Одиноко проживают 6,7 млн пожилых людей, из них 5,6 млн человек (83,5%) составляют женщины, их социально-экономическое положение по основным показателям хуже, чем положение мужчин.

Таким образом, значительная часть пожилых людей нуждается в социальных услугах, способствующих адаптации к изменению функциональных возможностей.

Система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Российской Федерации представляет собой многокомпонентную структуру, в которую входят социальные учреждения и их подразделения (службы), предоставляющие услуги пожилым людям. В настоящее время принято выделять такие формы социального обслуживания, как стационарное, полустационарное, нестационарное социальное обслуживание и срочная социальная помощь.

В соответствии с Федеральным законом “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” населению предоставляются социально-бытовые, социальномедицинские, социально-экономические, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические, социокультурные услуги.

Многие годы система социального обслуживания пожилых граждан была представлена только стационарными учреждениями социального обслуживания. В нее входили дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа и частично психоневрологические интернаты. В психоневрологических интернатах проживали как инвалиды трудоспособного возраста с соответствующими патологиями, так и лица старшего возраста, нуждающиеся в специализированной психиатрической или психоневрологической помощи.

Государственная статистическая отчетность по психоневрологическим интернатам (форма 3-собес) не предусматривает выделение численности лиц старше трудоспособного возраста в составе их контингента. По различным оценкам и результатам исследований, можно судить, что среди проживающих в таких учреждениях насчитывается до 40-50% пожилых людей с нарушениями психики. В настоящее время сеть учреждений расширяется.

С конца 80-х — начала 90-х гг. прошлого века, когда в стране на фоне прогрессирующего старения населения резко ухудшилось социально-экономическое положение значительной части граждан, в том числе лиц пожилого возраста, возникла острая потребность в переходе от прежней системы социального обеспечения к новой — системе социальной защиты населения.

Опыт зарубежных стран свидетельствовал о правомерности использования в целях обеспечения полноценного социального функционирования стареющего населения системы нестационарных социальных служб, приближенных к месту постоянного расположения привычных для пожилых людей социальных сетей и эффективно способствующих активности и здоровому долголетию старшего поколения.

Благоприятным фундаментом для реализации такого подхода являются Принципы ООН, принятые в отношении пожилых людей, — “Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста”, а также рекомендации Мадридского Международного плана действий по проблемам старения (2002). Возраст выше трудоспособного (пожилые годы, старость) начинает рассматриваться мировым сообществом как третий возраст (после детства и зрелости), имеющий свои достоинства. Пожилые люди могут продуктивно адаптироваться к смене своего социального статуса, а общество обязано создать им для этого необходимые условия.

По мнению социальных геронтологов, одним из основных факторов успешной социальной адаптации пожилых людей является сохранение их потребности в социальной активности, в выработке курса позитивной старости.

В решении задачи по созданию условий для реализации личностного потенциала пожилых россиян важная роль отводится развитию инфраструктуры нестационарных учреждений социального обслуживания, которые наряду с оказанием медико-социальной, психологической, экономической и другой помощи должны обеспечивать поддержку досуговой и иной посильной общественно ориентированной деятельности граждан старшего возраста, способствовать проведению образовательнопросветительской работы в их среде.

В оперативном порядке было начато формирование структур, оказывающих срочную социальную помощь и обслуживающих пожилых людей на дому. Постепенно они трансформировались в самостоятельные учреждения — центры социального обслуживания. Первоначально центры создавались как социальные службы, реализующие надомные услуги, однако социальная практика выдвинула новые задачи и подсказала соответствующие формы работы. Полустационарное социальное обслуживание стали осуществлять открываемые при центрах социального обслуживания отделения дневного пребывания, отделения временного проживания, социально-реабилитационные отделения и другие структурные подразделения.

Комплексность социального обслуживания, использование технологий и подходов, которые необходимы конкретному пожилому человеку и доступны в имеющихся социальных условиях, стали характерными чертами формирующейся системы социального обслуживания лиц старшего возраста. Все новые службы и их структурные подразделения создавались как максимально (в организационном и территориальном отношении) приближенные к пожилым людям. В отличие от прежних стационарных служб, относящихся к ведению региональных органов социальной защиты, центры социального обслуживания имеют как региональную, так и муниципальную принадлежность.

Одновременно подвергалась преобразованиям и система стационарного социального обслуживания: к задачам по предоставлению медицинского обслуживания и ухода добавились функции сохранения социальной включенности пожилых людей, их активного, деятельного жизненного стиля; начали создаваться геронтологические (геронтопсихиатрические) центры, дома-интернаты милосердия для престарелых и инвалидов, нуждающихся в социально-медицинском обслуживании повышенного уровня, паллиативном уходе.

Силами местных сообществ, а также предприятий, организаций и частных лиц создаются стационарные социальные учреждения малой вместимости — мини-интернаты (минипансионаты), в которых проживают до 50 престарелых граждан из числа местных жителей или в прошлом работников данной организации. Некоторые из таких учреждений работают в полустационарном режиме — принимают пожилых людей преимущественно на зимний период, а в теплое время года проживающие возвращаются домой, к своим приусадебным участкам.

В 1990-е гг. в системе социальной защиты населения появились учреждения санаторно-курортного типа — социальнооздоровительные (социально-реабилитационные) центры, которые создавались прежде всего из экономических соображений (санаторно-курортные путевки и проезд к месту лечения довольно дороги). Эти учреждения принимают пожилых граждан по направлению органов социальной защиты на социально-бытовое и медицинское обслуживание, курсы которого рассчитаны на 24—30 дней. В ряде регионов осуществляются такие формы работы, как “санаторий на дому” и “амбулаторно-поликлинический санаторий”, которые предусматривают проведение лекарственного лечения, необходимых процедур, доставку питания пожилым. людям, ветеранам и инвалидам по месту проживания или предоставление этих услуг в поликлинике либо в центре социального обслуживания.

На рисунке представлена структура основных элементов социального обслуживания населения.

В настоящее время система социальной защиты населения располагает также специальными домами для одиноких престарелых граждан, социальными столовыми, социальными магазинами, социальными аптеками и службами “Социальное такси”.

Становление системы социального обслуживания, происходившее в России уже на рубеже XX-XXI в. эволюционным путем, отражало многолинейность развития: от менее сложных форм, типов и методов к более сложным, разнообразным и нетипичным. Период формирования радикальных основ системы социального обслуживания завершен к середине 1990-х гг. Но продвинутая система взглядов на процесс становления системы социального обслуживания еще остается переходной и не достигла уровня современных подходов.

Ряд исследователей упускают из вида то, что социальное обслуживание населения в современных условиях выступает в качестве одной из парадигм социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию.

Социальное обслуживание как система учреждений, предназначенных для оказания социальных услуг, относится к организационной системе, которая в силу специфики целей и задач

Структура основных элементов социального обслуживания населения состоит из собственных структурных элементов, имеет специфические функции в обществе и отличительные особенности. Благодаря своей открытости и направленности на внешнее взаимодействие, система социального обслуживания как институт обладает способностью к динамике и саморазвитию.

На наш взгляд, система социального обслуживания, являясь главным поставщиком социальных услуг, в новых условиях жизнедеятельности страны должна обеспечить доступность и качество основных услуг согласно потребности населения, способствовать повышению качества жизни людей.

Таким образом, социальное обслуживание выступает в трех методологических аспектах: как высокоэффективная технология социальной работы; как система социальных служб; как принципиально важный сектор социальной сферы.

Динамика развития государственных, а также муниципальных учреждений социального обслуживания за пять лет показывает значительный рост их количества, что свидетельствует о серьезной потребности населения в учреждениях и службах такого типа, а также об адекватном восприятии органами государственной власти этой потребности и принимаемых мерах, в силу имеющихся ресурсов, по ее удовлетворению.

Стационарные учреждения социального обслуживания пожилых людей и инвалидов. На 1 января 2013 г. в системе социальной защиты населения Российской Федерации функционирует 1417 стационарных учреждений социального обслуживания для взрослых почти на 250 тыс. мест и 131 учреждение для детей. Из них: 865 — дома-интернаты общего типа, 488 — психоневрологические интернаты. Кроме того, работают 10 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 23 дома милосердия, 31 геронтологический центр.

Кроме того, функционирует более 2060 центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Почти половина действующих центров являются комплексными. В целях приближения социальной помощи к месту проживания граждан в структуре центров социального обслуживания создаются филиалы.

В целом среди обитателей стационарных учреждений социального обслуживания пожилых людей женщин больше (50,8%), чем мужчин, но не намного. Заметно больше женщин проживает лишь в геронтологических центрах (57,2%) и в домах милосердия (66,5%). В психоневрологических интернатах удельный вес женщин (40,7%) значительно меньше. Видимо, женщины относительно легче справляются с социально-бытовыми проблемами на фоне серьезного ухудшения здоровья в пожилом возрасте и дольше сохраняют способность к самообслуживанию.

На постоянном постельном режиме в стационарных учреждениях социального обслуживания находится треть проживающих (33,9%). Поскольку продолжительность жизни пожилых людей в таких учреждениях превосходит среднюю для данной возрастной категории, многие из них в течение нескольких лет пребывают в подобном состоянии, которое ухудшает качество их жизни и ставит сложные задачи перед персоналом домов- интернатов.

Это интересно:  Брачный договор с плохим мальчиком

В настоящее время в законодательстве закреплено право каждого пожилого человека, нуждающегося в постоянном уходе, на получение стационарного социального обслуживания. При этом отсутствуют нормативы создания домов-интернатов в тех или иных местностях. Учреждения размещаются по территории страны и по отдельным субъектам РФ довольно неравномерно.

Большое внимание в стационарных учреждениях социального обслуживания уделяется организации медицинского обслуживания, противоэпидемических, санитарно-гигиенических и социально-реабилитационных мероприятий. Завершена работа по переходу на страховую систему медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах- интернатах. Организовано обеспечение набором социальных услуг граждан, имеющих право на его получение.

В целом в России в стационарных учреждениях социального обслуживания проживают постоянно менее 1% численности пожилых людей, в то время как в развитых странах Европы к услугам институциональных учреждений прибегают не менее 4% пожилых людей.

Основными тенденциями развития стационарных учреждений социального обслуживания являются разукрупнение многоместных домов-интернатов и за счет этого улучшение условий организации жизненного пространства пожилых людей и инвалидов.

Сформирована сеть домов-интернатов для престарелых и инвалидов малой вместимости (на 10—20 мест), которые по большей части открываются в сельской местности, что позволяет приблизить стационарные социальные услуги к нуждающимся в них гражданам пожилого возраста и не отрывать их от привычной обстановки.

Динамика развития как сети стационарных учреждений социального обслуживания, так и основных их типов не позволила полностью удовлетворить потребность граждан старшего поколения в стационарном социальном обслуживании, ликвидировать очередность на помещение в дома-интернаты, которая в целом увеличилась с 1991 по 2005 г. в 2,5 раза, в дома-интернаты общего типа — в 6,1 раза, в психоневрологические интернаты — в 2,1 раза.

Таким образом, несмотря на прирост числа стационарных учреждений социального обслуживания и численности проживающих в них, масштабы потребности в соответствующих услугах возрастали опережающими темпами и объем неудовлетворенного спроса увеличился.

Вместе с тем проблему обеспечения нуждающихся граждан социальными услугами в стационарных условиях нельзя считать решенной в полной мере.

Характерная особенность — поступление в дома-интернаты лиц пожилого возраста, которые по состоянию своего здоровья могли бы продолжить независимое существование вне институциональных учреждений, однако вынуждены таким образом решать свои социально-экономические проблемы. В их числе граждане, пострадавшие в результате недобросовестных действий на рынке жилья.

Данные федерального государственного статистического наблюдения в 2006 г. свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии определенной части социальных объектов. Более четверти зданий для социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов требуют реконструкции, около 6% находятся в аварийном состоянии, почти 10% являются ветхими.

В указанных учреждениях трудно обеспечить процессы адаптационного и реабилитационного характера, нормальный образ жизни людей, особенно в период, непосредственно следующий за поступлением в дом-интернат.

Наряду с мероприятиями, направленными на отсрочку перехода в дом-интернат, следует сделать все возможное для того, чтобы минимизировать обоснованную очередность, в том числе путем:

  • — разработки системы индивидуальной оценки нуждаемости;
  • — открытия учреждений социального обслуживания малой вместимости, учреждений социального обслуживания временного проживания;
  • — содействия развитию сети негосударственных (ведомственных и иных) учреждений социального обслуживания;
  • — оказания содействия субъектам Российской Федерации в строительстве и реконструкции учреждений социального обслуживания.

Для рационального использования государственных инвестиций следует сосредоточить средства на вводе в действие койко-мест на ключевых объектах (геронтологические центры, выполняющие функцию межрегиональных центров по обмену опытом, дома-интернаты общего типа, подлежащие перепрофилированию в геронтологические центры, геронтопсихиатрические центры) в регионах со значительной очередностью.

В течение последнего десятилетия успешно развивались специализированные учреждения социального обслуживания —

геронтологические центры и дома-интернаты милосердия для престарелых и инвалидов. В них разрабатываются и апробируются технологии и методики, соответствующие современному уровню предоставления социальных услуг пожилым людям и инвалидам. Однако темпы развития таких учреждений не в полной мере отвечают объективной социальной потребности.

В большинстве регионов страны геронтологических центров пока нет, что обусловлено главным образом существующими противоречиями в правовой и методологической обеспеченности деятельности данных учреждений. Вплоть до 2003 г. Минтрудом России геронтологическими центрами признавались только учреждения, имеющие стационары для постоянного проживания. В то же время Федеральным законом “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (ст. 17) геронтологические центры не включены в номенклатуру стационарных учреждений социального обслуживания (подп. 12 п. 1) и выделены как самостоятельный тип социальной службы (подп. 13 п. 1). В реальности существуют и успешно функционируют различные геронтологические центры с дифференцированными видами и формами социального обслуживания.

Например, Красноярский краевой геронтологический центр “Уют”, созданный на базе санатория-профилактория, предоставляет ветеранам услуги реабилитационно-оздоровительной направленности, используя форму полустационарного обслуживания.

Подобный подход практикует наряду с научной и организационно-методической деятельностью и созданный в 1994 г. в числе первых Новосибирский областной геронтологический центр.

Функции домов милосердия во многом взяли на себя геронтологический центр “Екатеринодар” (г. Краснодар) и геронтологический центр в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа.

В целом данные статистической отчетности за 2006 г. свидетельствуют о том, что геронтологические центры в большей степени выполняют задачи по уходу, предоставлению медицинских услуг и паллиативной помощи, скорее свойственные домам милосердия. В создавшейся ситуации лица, находящиеся на постельном режиме и нуждающиеся в постоянном уходе, составляют в геронтологических центрах 46,6% всех проживающих, а в домах-интернатах милосердия, специально предназначенных для обслуживания такого контингента, — 35,0%.

Часть геронтологических центров, например геронтологический центр “Переделкино” (Москва), геронтологический центр “Вишенки” (Смоленская область), геронтологический центр “Спутник” (Курганская область), выполняют ряд функций, недостаточно полно реализуемых лечебно-профилактическими учреждениями, тем самым удовлетворяя существующие потребности лиц старшего возраста в медицинском обслуживании. Однако при этом могут отойти на задний план собственные функции и задачи геронтологических центров, для выполнения которых они создаются.

Анализ деятельности геронтологических центров позволяет авторам сделать вывод о том, что в ней должна преобладать научно-прикладная и методическая направленность. Такие учреждения призваны способствовать формированию и реализации научно обоснованной региональной социальной политики в отношении пожилых людей и инвалидов. Нет необходимости открывать много геронтологических центров. Достаточно иметь одно такое учреждение, находящееся в ведении регионального органа социальной защиты населения, в каждом субъекте Российской Федерации. Оказанием текущих социальных услуг, в том числе и по уходу, должны заниматься специально предназначенные для этого дома-интернаты общего типа, психоневрологические интернаты и дома милосердия.

Пока, не имея серьезной методологической поддержки от федерального центра, руководители территориальных органов социальной защиты населения не торопятся создавать специализированные учреждения, предпочитая при необходимости открывать геронтологические (чаще геронтопсихиатрические) отделения и отделения милосердия в уже существующих стационарных учреждениях социального обслуживания.

Нестационарные и полу стационарные формы социального обслуживания пожилых людей и инвалидов. Подавляющее большинство пожилых людей и инвалидов предпочитают получать и получают социальные услуги в формах нестационарного (надомного) и полустационарного социального обслуживания, а также срочной социальной помощи. Количество пожилых людей, обслуженных на начало 2012 г. вне стационарных учреждений, составляет более 13 млн человек (около 45% всего пожилого населения страны). Численность граждан старшего возраста, проживающих в домашних условиях и получающих от социальногеронтологических служб услуги различного вида, превышает численность пожилых обитателей стационарных учреждений социального обслуживания почти в 90 раз.

Основным типом нестационарных социозащитных служб муниципального сектора являются центры социального обслуживания, реализующие нестационарную, полустационарную формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и срочную социальную помощь.

Надомная форма социального обслуживания, предпочитаемая пожилыми людьми, наиболее эффективна по соотношению “ресурсы — результаты”. Надомное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов реализуется через отделения социального обслуживания на дому и специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, которые чаще всего являются структурными подразделениями центров социального обслуживания. Там, где таких центров нет, отделения функционируют в составе органов социальной защиты населения и реже — в структуре стационарных учреждений социального обслуживания.

Данное оказание услуг является приоритетным в соответствии с законодательством, предусматривающим максимально возможное продление пребывания в привычной обстановке и социальном окружении, поддержание социального статуса, защиту прав и законных интересов пожилых. Услуги по социальной адаптации сочетаются с оказанием срочной социальной помощи с учетом социальных показаний и социально-правовой помощи.

С помощью указанных услуг решается ряд проблем, в том числе:

  • — продление независимого проживания граждан в привычных домашних условиях с целью отсрочить в возможных пределах переход в институциональные учреждения и поддержать качество жизни;
  • — содействие в разрешении трудных жизненных ситуаций пожилых людей с целью предупреждения последствий бедности и человеческих страданий, предотвращения социальной изоляции, дискриминации по возрасту, конфликтов поколений;
  • — снижение социальных и экономических последствий старения населения как объективного социально-демографического процесса для устойчивого развития страны.

Количество отделений надомного обслуживания и удельный вес тех или иных услуг не дают достоверной картины охвата пожилых людей и инвалидов социальным обслуживанием на дому. Наиболее объективным показателем является суммарное число обслуженных на дому в расчете на 10 тыс. пенсионеров, который примерно равен 330. При невысоком показателе охвата социальным обслуживанием на дому и наличии большой очередности на надомное обслуживание в ряде регионов зафиксировано сокращение числа отделений социального и социально-медицинского обслуживания пожилых граждан и инвалидов на дому.

Основной причиной сокращения сети отделений надомного обслуживания в ряде регионов выступает дефицит средств бюджетов. Компенсировать его пытаются путем внедрения системы обслуживания за плату, доходы от которого идут на расширение и укрепление сети подразделений, а также материальную поддержку социальных работников. В целом доля пожилых людей, обслуживаемых отделениями социального обслуживания за плату, составляет 40,9% (в том числе на основе частичной оплаты — 76,8%); специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания — 35,2% (в том числе на основе частичной оплаты — 71,5%). Серьезной проблемой социального обслуживания на дому остается организация предоставления социальных и социально-медицинских услуг пожилым людям, проживающим в сельской местности, особенно в отдаленных и малонаселенных деревнях. В целом по стране доля клиентов отделений социального обслуживания в сельской местности составляет 44,8%, клиентов отделений социально-медицинского обслуживания — 31,8%. Эти показатели соответствуют поселенческой структуре (соотношению городского и сельского населения) Российской Федерации, имеется даже некоторое превышение по услугам, оказываемым сельскому населению. При этом услуги сельскому населению сложно организовать, они наиболее трудоемкие. Учреждениям социального обслуживания в сельской местности приходится обеспечивать тяжелые работы — вскапывание огородов, доставку топлива.

На фоне повсеместного закрытия сельских лечебнопрофилактических учреждений наиболее тревожной представляется ситуация с организацией надомного социальномедицинского обслуживания пожилых селян.

Полу стационарная форма социального обслуживания представлена в центрах социального обслуживания отделениями дневного пребывания, отделениями временного проживания и социально-реабилитационными отделениями. Далеко не все центры социального обслуживания имеют указанные структурные подразделения. Отделения дневного пребывания имеются в 1169 центрах социального обслуживания (57,7%), отделения временного проживания — в 707 (34,9%), социально-реабилитационные отделения —-в448(22,1%).

На фоне спада в развитии отделений дневного пребывания и отделений временного проживания более заметной становится деятельность социально-реабилитационных отделений. Средняя мощность рассматриваемых подразделений за годы наблюдения практически не менялась и составила по отделениям дневного пребывания около 30 мест, по отделениям временного проживания — свыше 20 место, по социально-реабилитационным отделениям — около 20 мест.

Наиболее массовой формой социальной поддержки населения в современных условиях является срочное социальное обслуживание. Соответствующие отделения функционируют в основном в структуре центров социального обслуживания, есть такие подразделения (службы) и в органах социальной защиты населения. Получить точную информацию о том, на какой организационной основе предо-ставляется указанный вид помощи, затруднительно, раздельных статистических данных не существует.

Несмотря на отмечаемое улучшение материального благосостояния российских граждан, услуги службы срочной социальной помощи продолжают пользоваться активным спросом.

Отделения срочного социального обслуживания имеются почти во всех регионах страны. По оперативным данным (официальной статистики нет), полученным из ряда регионов, до 93% получателей срочной социальной помощи являются пожилыми людьми и инвалидами.

С каждым годом все более заметное место в структуре геронтологической службы занимают социально-оздоровительные центры. Базой для них чаще всего становятся бывшие санатории-профилактории, дома отдыха, пансионаты и пионерские лагеря, которые по разным причинам перепрофилируют направление своей деятельности.

По оперативным данным регионов, среди лиц без определенного места жительства и занятий регистрируется до 30% пожилых людей. В связи с этим учреждения социальной помощи указанной группе населения в некоторой степени занимаются и геронтологическими проблемами.

В настоящее время в стране действует 117 учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий, из них проблемами пожилых людей, не имеющих постоянного места жительства, занимались 74 (43 дома ночного пребывания и 21 центр социальной адаптации). Количество лиц, обслуженных учреждениями указанных типов, из года в год заметно увеличивается.

Социальные услуги, предоставляемые пожилым людям и инвалидам в подобных учреждениях, носят комплексный характер — здесь недостаточно просто предоставить уход, социально- бытовое обслуживание, лечение и социально-медицинские услуги. Иногда пожилые люди и инвалиды с выраженной психоневрологической патологией не помнят своего имени, места происхождения. Необходимо восстановить социальный и нередко юридический статус клиентов, многие из которых утратили документы, не имеют постоянного жилья и поэтому их некуда отправить. Лица пенсионного возраста, как правило, оформляются на постоянное проживание в дома-интернаты или психоневрологические интернаты. Некоторые пожилые граждане данной группы оказываются способны к социальной реабилитации, восстанавливают свои трудовые навыки или получают новые умения. Таким людям оказывается помощь в получении жилья и работы.

Одиноким пожилым людям может быть оказана помощь через систему специальных домов, организационно-правовой статус которых остается спорным. Государственной статистической отчетностью специальные дома учитываются вместе с нестационарными и полустационарными структурами (форма 6-собес). При этом они являются скорее не учреждениями, а типом жилья, в котором на оговоренных условиях проживают только пожилые люди. При специальных домах могут быть созданы службы социально-бытового назначения и даже размещаться филиалы (отделения) центров социального обслуживания.

Численность лиц, проживающих в специальных жилых домах, несмотря на нестабильное развитие их сети, медленно, но неуклонно растет.

Большинство специальных домов для одиноких престарелых граждан (63% их общего количества) являются домами малой вместимости (менее 25 проживающих). Около 27% из них располагаются в городской местности.

Около 70% с численностью проживающих свыше 25 человек имеют службы социально-бытового назначения. В них проживают 17,6 тыс. человек.

Небольшие специальные дома не располагают службами социально-бытового назначения, но их жильцы, как и пожилые граждане, проживающие в домах других типов, могут получать услуги отделений социального и социально-медицинского обслуживания на дому. В целом надомные услуги получают 7,4 тыс. (32,8%) пожилых граждан, проживающих в специальных домах.

Организация и функционирование специальных домов для престарелых и инвалидов. Специальный дом предназначается для одиноких граждан пожилого возраста (женщины -— старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), супружеских пар из их числа, а также нетрудоспособных инвалидов:

  • • оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
  • • не обеспеченных жилыми помещениями в соответствующем муниципальном образовании;
  • • жилые помещения которых, находящиеся в их собственности, признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту (реконструкции).

Первый специальный дом был построен и введен в эксплуатацию в 1990 г. в городе Ижевске. В рамках Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики, а также проводимой в республике оптимизации сети бюджетных учреждений с 2006 г. освобождающиеся здания стали передаваться органам социальной защиты населения под открытие специальных домов.

В настоящее время в республике действует 26 специальных домов на 727 мест. Все специальные жилые дома являются структурными подразделениями муниципальных учреждений — центров социального обслуживания населения городов и районов республики.

Это интересно:  До скольки лет платят детские пособия

В специальных домах все сделано с заботой о жильцах, пожилые люди проживают в благоустроенных квартирах (комнатах) на одного, два человека. Квартиры и комнаты оборудованы современной мебелью, во многих специальных домах имеются бытовые комнаты, прачечные.

Двадцать домов имеют коридорный и блочный тип квартир, в блоках расположены ванные комнаты, душевые, санузел, кухня, комната отдыха, медицинские кабинеты, библиотеки. В шести домах квартиры рассчитаны на проживание одного человека или супружеской пары.

Покупкой продуктов, приготовлением еды и оплатой коммунальных услуг жители домов занимаются сами или могут воспользоваться услугами социальных работников. Всем пенсионерам, проживающим в специальных домах, в соответствии с заключенными договорами на условиях частичной, полной оплаты или бесплатно оказывается комплекс услуг социально-бытового, медико-социального и правового характера.

Лечебные учреждения осуществляют постоянный патронаж граждан, проживающих в домах: определены дни их посещений терапевтом, предоставляется автотранспорт для поездки в центральную районную больницу на консультацию к врачам узких специальностей.

В специальных домах, удаленных от районных лечебнопрофилактических учреждений, доврачебная или неотложная медицинская помощь проводится медицинской сестрой специального дома.

В связи с тем, что в специальных домах пожилые люди и инвалиды обслуживаются в круглосуточном режиме, проработан вопрос по введению ставок диспетчеров.

Диспетчеры осуществляют контроль за соблюдением гражданами правил внутреннего распорядка, в частности по предупреждению фактов злоупотребления алкогольными напитками, курения в неположенных местах и других случаев, которые могут привести к пожару.

С целью создания безопасных и благоприятных условий проживания в специальных домах установлены современные системы пожарной сигнализации, система “газ-контроль”.

Так как для жителей сельской местности жизненной потребностью является возможность иметь приусадебный участок, то для этих целей на прилегающей территории специальных домов отведены небольшие участки для жильцов, на которых выращиваются цветы, овощи.

Жилые помещения в специальных домах закреплены за пожилыми людьми и их не могут присвоить и продать родственники. С другой стороны, специальные дома для бюджета республики являются малозатратными, так как в этих домах оплата жилья и коммунальных услуг производится за свой счет.

Содержание одного проживающего в специальном доме почти в 3,5 раза дешевле, чем в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Но главное — пожилые люди чувствуют себя более комфортно и уверенно, повышается качество их жизни.

В системе социального обслуживания граждан старшего возраста и инвалидов развивалась такая форма, как обеспечение пожилых людей бесплатным питанием и товарами первой необходимости по доступным ценам.

Доля социальных столовых в общем количестве предприятий общественного питания, занимающихся организацией бесплатного питания, составляет 19,6%.

В условиях экономического кризиса эта форма социального обслуживания стала более востребована.

Большинство социальных столовых входит в структуру центров социального обслуживания или комплексных центров социального обслуживания населения. Остальные находятся в ведении органов социальной защиты населения либо фондов социальной поддержки населения.

Развитие системы социального обслуживания населения во всем многообразии его организационных форм и видов предоставляемых услуг отражает стремление отвечать различным потребностям граждан старшего поколения и нуждающихся в уходе инвалидов. Полному удовлетворению обоснованных социальных потребностей в настоящее время препятствует в первую очередь недостаток ресурсов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.

Социальные службы для пожилых людей

Пожилые люди — это одна из наименее защищенных социальных групп, которая нуждается в поддержке и помощи общества, государства. Государственная социальная политика в отношении пожилых людей направлена на то, чтобы, во-первых, подготовить общество к происходящим демографическим изменениям; во-вторых, улучшить качество жизни лиц старшего возраста; в-третьих, развить социальные услуги в соответствии с потребностями и нуждами этой категории населения.

В развитых странах социальная защита всех категорий населения осуществляется как через систему государственных учреждений, так и внегосударственными благотворительными организациями. В России частные формы поддержки и помощи людям пожилого возраста развиты пока очень слабо и основную роль в их социальной защите играет государство, которое осуществляет её различных видах через структуру общих и специализированных учреждений. На государственном уровне обеспечивается гарантированное предоставление законодательно установленных размеров пенсий, пособий, различных видов натурального обеспечения, широко спектра услуг и льгот. Одной из основных задач этого направления социальной защиты пожилых людей на современном этапе является обеспечение достойной жизни данной категории населения через повышение уровня их доходов. Для решения этой задачи правительство предпринимает ряд мер, способствующих увеличению отчисления взносов юридических и физических лиц в Пенсионный Фонд РФ из средств которого осуществляются пенсионные выплаты. Облегчению материального положения пенсионеров способствуют различные льготы, вводимые для этой категории граждан на федеральном и региональном уровнях.

Одна из важнейших форм социальной защиты пожилых людей — социальное обслуживание, которое представляет собой деятельность специальных служб по оказанию социальных услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации пожилых граждан.

Инфраструктуру системы социального обслуживания пожилых людей в Российской Федерации определяет сочетание стационарных, полустационарных и нестационарных форм социального обслуживания.

Социальные службы рассматриваются в качестве организационной формы социальной работы с пожилыми людьми. В настоящее время социальное обслуживание сложилось в целостную систему, которая постоянно совершенствуется, о чем свидетельствует создание новых учреждений социального обслуживания, введение новых видов услуг и др.

Стационарная помощь пожилым людям в системе социальной защиты осуществляется в домах-интернатах общего типа, геронтологических центрах, психоневрологических интернатах, домах милосердия, социальных учреждениях для бездомных, специальных домах-интернатах для престарелых и инвалидов.

Значительное место в работе с пожилыми людьми занимают центры социального обслуживания, которых в нашей стране насчитывается более 1800. Эти учреждения имеют отделения надомного социально-бытового обслуживания, дневного пребывания, временного проживания, отделения социально-медицинского обслуживания на дому, срочного социального обслуживания, социально-реабилитационные отделения.

При центрах социального обслуживания работают отделения дневного пребывания. Они предназначены для социально- бытового, культурного, медицинского обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и передвижению, для организации их питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни. Деятельность отделений помогает пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость. В некоторых регионах страны открываются отделения временного круглосуточного пребывания пожилых людей. В течение 24 дней их обеспечивают социально-медицинским обслуживанием и трехразовым питанием. В услугах таких отделений нуждаются прежде всего сельские жители, особенно в осенне-зимнее время.

Во многих субъектах России на базе центров социального обслуживания создаются социально-реабилитационные отделения, организующие оздоровительные и реабилитационные мероприятия для пожилых людей, сохранивших способность к самообслуживанию и передвижению. Трудовая терапия проводится в специальных помещениях, оборудованных несложными механизмами, инструментами, приспособлениями для ручного труда.

Распространенным видом социальной поддержки пожилого населения в нестационарных условиях является срочная социальная помощь разового характера людям, остро нуждающимся в поддержке. Данная служба предоставляет такие виды услуг, как снабжение обувью и одеждой, предметами первой необходимости; обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктами питания; оказание денежной помощи, направление в медико-социальные отделения; оказание юридической и психологической помощи; содействие в регистрации и трудоустройстве; организация проката бытовой техники, хозяйственного инвентаря и др.

Среди учреждений социального обслуживания пожилых граждан важное место занимают стационарные социальные учреждения — специальные дома для одиноких и престарелых. Такие дома предназначены для постоянного проживания одиноких инвалидов, участников Великой Отечественной войны (не имеющих трудоспособных детей), а также одиноких вдов военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию и нуждающихся в создании условий для реализации основных жизненных потребностей.

Широкое распространение в Российской Федерации получили стационарные учреждения системы социальной защиты населения — дома-интернаты для престарелых и инвалидов. Как правило, здесь проживают престарелые люди и инвалиды, нуждающиеся в уходе и медицинском обслуживании. Существует ряд причин, обусловливающих их пребывание в доме-интернате. Социальные причины: отсутствие жилья или угроза его утраты, минимальный размер пенсии, отсутствие социальных служб вблизи от места жительства. Медико-социальные причины: преклонный возраст, потребность в постоянном медицинском наблюдении и уходе. Основными задачами дома-интерната являются: материально-бытовое обеспечение престарелых и инвалидов, создание им благоприятных условий жизни, приближенных к домашним; организация ухода, оказание медицинской помощи; осуществление мероприятий, направленных на их социально-трудовую реабилитацию.

Кроме названных стационарных учреждений, начали появляться мини-пансионаты для граждан старшего поколения, которые способны сами или с помощью детей оплачивать свое содержание в них.

Для социальной поддержки наиболее слабых здоровьем (пожилых) граждан в стране создаются дома милосердия. Основной их деятельностью является осуществление медицинского ухода, поддержки жизнедеятельности очень старых и больных людей.

Формы стационарной о нестационарной помощи людям пожилого возраста развиты в большей или меньшей степени в различных субъектах Российской федерации. Уровень их развития во многом зависит от заинтересованности и активности местных органов самоуправления. Тем не менее, все они должны быть основаны на следующих принципах социальной помощи:

— адресности, предусматривающем учет потребностей клиентов социальной работы в определенных формах и видах социальной защиты,

— гарантированности, то есть обязательности оказания социальной помощи людям пожилого возраста,

— комплексности, предполагающий предоставление пенсионерам нескольких видов социальной помощи одновременно,

— дифференциации, то есть учета при организации социальной защиты региональной, половозрастной и культурной специфики,

— динамики социальной защиты, который предусматривает пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни.

Социальная помощь и поддержка пожилых людей — одно из важнейших направлений социальной политики государства. Но во многом эмоциональное состояние представителей этой возрастной группы зависит и от отношения к ним окружающих, близких людей и людей незнакомых. Уважение к старости, к заслугам и возрасту пожилого человека — показатель культуры и развитости общества.

Важной социальной проблемой пожилых граждан является постепенное разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не под силу справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.

Социальное обеспечение и обслуживание пожилых и престарелых людей включают в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование, льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное обеспечение осуществляется государственными органами, предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень распространена в западных странах.

Одно из важных направлений социального обеспечения — это совершенствование пенсионного обеспечения. Она решается по-разному. В одних странах пенсионер получает пенсию и заработную плату полностью независимо от ее величины и в любой отрасли народного хозяйства. В других странах широко распространена так называемые отложенные пенсии, то есть увеличение пенсий на определенный процент в зависимости от числа трудовых лет после пенсионного возраста. Это есть и в России. Имеет перспективу и добровольное страхование по старости (право на дополнительную пенсию). Но наше пенсионное обеспечение ещё продолжает оставаться недостаточным, несмотря на регулярное повышение размера пенсий (16; 204).

Также помощь пожилым людям оказывают местные органы власти: увеличиваются дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам; различным категориям престарелых устанавливаются льготы по оплате жилья, проезда в пригородном транспорте в летнее время, бесплатно отпускаются лекарства по рецептам врачей, предоставляются бесплатные путёвки в санатории и так далее.

Служба срочной социальной помощи предусматривает широкий перечень услуг: обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»; оказание юридической помощи; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.

Попечительство над пожилыми людьми — одно из основных направлений в социальной работе с ними.

Попечительство — это «одна из социально-правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Устанавливается над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не могут сами защищать свои права и интересы. Попечитель должен: защищать права и интересы подопечного, проживать вместе с ним (в большинстве случае) и обеспечивать необходимые ему бытовые условия, уход за ним и его лечение, охранять его от злоупотребления третьих лиц. Попечитель над дееспособным лицом может быть назначен только с согласия подопечного» [14, c. 143].

В домах-интернатах общего типа престарелым помогают психологически адаптироваться к новым условиям. Вновь прибывший информируется об оказываемых услугах, расположении комнат, кабинетов. Изучаются особенности, потребности, интересы пожилых людей, для того, чтобы расселить их в соответствии с их индивидуально — психологическими свойствами, чтобы они могли найти себе близких по складу, интересам людей, не чувствовали себя одинокими. Изучаются потребности в трудовой занятости, предпочтения в досуге.

Естественно, что пожилые люди хотят жить в своем доме, в привычной обстановке. И это позволяет расширяющаяся помощь на дому. Надомные услуги, гарантированные государством, в последнее время становятся более разнообразными. Это организация питания и доставка продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские учреждения; помощь по уборке жилья; содействие при оказании ритуальных услуг и погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых услуг (ремонт квартиры; доставка дров, воды); помощь в оформлении документов, обмене жилья.

Пожилые люди могут быть бодрыми и активными, но, конечно, с возрастом потребность в медицинской помощи увеличивается. Проявляется ряд хронических заболеваний, которые зачастую приводят к инвалидности. Поэтому особое значение приобретает медико-социальная реабилитация, то есть комплекс мер, направленных на восстановление, укрепление состояния здоровья, профилактику заболеваний и восстановление способности к социальному функционированию. Характер реабилитационных мероприятий зависит от состояния здоровья, от вида патологии.

Задачи медико-социальная реабилитации пожилых и старых людей [20, c. 76]:

1) согласование и координация работы с лечебными учреждениями города.

2) освоение и апробация новых нетрадиционных методик реабилитации.

3) организация специализированной медико-социальной консультативной работы на базе лечебных учреждений города.

4) организация и осуществление медико-социального патронажа одиноких пожилых, и пожилых, проживающих в семьях

5) обучение членов семей основам медицинских и психологических знаний для ухода за пожилыми близкими.

6) содействие обеспечению инвалидов необходимыми вспомогательными средствами (костыли, слуховые аппараты, очки и так далее)

7) осуществление оздоровительной деятельности (массаж, водные процедуры, лечебная физкультура)

Старость — возраст, когда «особенно сильна экспансия смерти на территорию жизни». В этом возрасте увеличивается риск онкозаболеваний. Когда человека уже нельзя вылечить, достойно прожить оставшиеся дни ему помогают в хосписе.

Таким образом, можно сделать следующие выводы по 1 главе.

1. Старение населения и пожилой возраст являются объектом изучения различных отраслей научного знания, что придают исследованию социальных проблем пожилых граждан междисциплинарный характер.

2. Положение пожилого населения в РФ характеризуется наличием комплекса медико-биологических (физиологических), психических, социально-психологических, социокультурных, коммуникативных, социально-экономических и иных проблем.

3. Граждане пожилого возраста являются специфической категорией объектов государственной социальной защиты, что нашло отражение в соответствующих нормативно-правовых актах федерального, регионального, муниципального и локального уровня.

Статья написана по материалам сайтов: bstudy.net, studref.com, studbooks.net.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector