+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Субсидирование малого бизнеса в 2019 году

Одной из наиболее значимых составляющих процесса организации собственного дела выступает поиск стартового капитала для его запуска. Как правило, начинающим и уже существующим бизнесменам не хватает собственных средств для реализации бизнес-проекта, а заемный капитал в необходимом объеме не удается получить. Поэтому при создании собственного дела или модернизации существующего важно вспомнить о возможности участия в гос. программах по оформлению субсидии на малый бизнес. Субсидия – это реальная помощь от государства в становлении и развитии персональной коммерческой деятельности.

Общее представление о субсидиях

Гос. субсидия для малого бизнеса – это безвозмездная финансовая помощь из казны страны, направленная на поддержание и развитие небольших предприятий (торговых, производственных и др.) в России. Причины, по которым государство помогает малому бизнесу:

  • развитие отечественного производства товаров/услуг (особенно актуально в условиях программы импортозамещения);
  • усиление рыночной конкуренции (это стимулирует повышение качества производимой продукции и уменьшение цен);
  • создаются новые рабочие места;
  • большое количество малых предпринимателей оказывает положительное влияние на рост ВВП страны;
  • возможно расширение маленького дела до среднего, а в дальнейшем и до крупного.

Для получения субсидии бизнесмены должны четко обосновать цель, на которую будут потрачены гос. деньги, например, приобретение:

  • оснащения (станков, техники, оборудования, машин и пр.), которое не может быть перепродано третьим лицам в течение трех лет;
  • нематериальных активов (авторские права, программное обеспечение, право на использование патентов, оформление лицензии и пр.);
  • расходных материалов (сырье, материалы и пр., но не более 1/5 от выделяемой суммы);
  • зданий, помещений, сооружений и т.д.

Также допускается потратить 1/5 часть мат. помощи на оплату расходов по аренде необходимых помещений.

Виды субсидирования

Для того чтобы ответить на вопрос, какие субсидии можно получить от государства, нужно ознакомиться с их классификацией. Виды российских субсидий для малого бизнеса:

  • на создание бизнеса с нуля для инвалидов, а также людей, официально числящихся безработными и являющихся единственными родителями ребенка, который еще не достиг совершеннолетия;
  • на создание дела с нуля для других категорий безработных;
  • на развитие/поддержку существующего бизнеса (распределяются на конкурсной основе).

Кроме этого, субсидирование может быть прямым или косвенным. В первом случае деньги выделяются из гос. казны для совершения капиталовложений в наиболее важные отрасли хозяйственной деятельности. А во второй ситуации задействованы механизмы денежно-кредитной/налоговой политики.

  • гарантирование депозитов;
  • выплата компенсации при сбыте некоторой продукции по заниженным ценникам;
  • кредитование по льготным ставкам;
  • налоговые каникулы;
  • налогообложение по льготным ставкам и пр.

Также важно учесть тот факт, что в 2019 году не все сферы коммерческой деятельности в России субсидируются, исключены, например, такие как:

  • продажа табачных товаров;
  • продажа алкогольных товаров;
  • строительство;
  • прокат техники/оборудования;
  • бизнес, построенный на заработке на азартных играх;
  • все виды страхования;
  • все виды кредитования;
  • реализация недвижимости и т.п.

Отличие категорий «субсидия» и «субвенция»

Понятия «субсидия» и «субвенция» очень похожи, но имеют следующие принципиальные отличия:

Параметр Субвенция Субсидия
Возврат денег в бюджет Если получатель потратит выданные средства не по назначению, то он будет вынужден их вернуть и понести ответственность за нарушение требований расходования гос. помощи Не подлежит возврату
Мониторинг за целевым использованием Жесткий (осуществляется в обязательном порядке) Мягкий (выборочный по причине большого числа получателей)
Формат помощи Всегда денежный Любой материальный (деньги, помещения, оборудование, вещи и т.п.)
Получатели
  • организации;
  • компании;
  • бюджеты более низких ступеней.
  • организации;
  • компании;
  • бюджеты более низких ступеней;
  • частные бизнесмены;
  • другие физ. лица.
Уплата налога с суммы помощи Не предусмотрена Не предусмотрена
Сумма инвестирования Возможно полное покрытие требуемого объема денежных средств Выдается в ситуации совместного финансирования

Инстанции для обращения за гос. помощью для бизнеса

В Российской Федерации предусмотрено несколько гос. структур, которые занимаются вопросами распределения денежных средств на открытие новых/развитие существующих фирм. Заинтересованное лицо может обратиться в:

  • региональное отделение центра занятости населения;
  • департамент по вопросам предпринимательства;
  • местную администрацию.

В перечень мер по поддержке региональных проектов с высокой социальной и экономической важностью помимо материальной помощи входят следующие меры поддержки:

  • прохождение бесплатной стажировки;
  • принятие участия в тематических выставках;
  • получение бесплатных аутсорсинговых услуг и т.п.

Особенности оформления

От предпринимателя потребуется собрать следующие документы на получение субсидии через Центр занятости:

  1. Оформленная заявка на участие в программе получения субсидии на малый бизнес.
  2. Удостоверение личности гражданина (паспорт).
  3. Идентификационный налоговый номер будущего предпринимателя.
  4. СНИЛС заявителя.
  5. Документы, указывающие на уровень образования учредителя собственного дела.
  6. Официальная справка предпринимателя с предыдущего места работы об оплате труда за трехмесячный срок до момента увольнения.
  7. Бизнес-проект, в котором должны быть детально прописаны бизнес-идея, предполагаемые доходы, необходимая сумма инвестиций, показатели эффективности и другие ключевые моменты.

Алгоритм действий зарегистрированного безработного, отвечающий на вопрос, как оформить субсидию:

  1. Определение сферы деятельности и формирование бизнес-идеи.
  2. Расчет и оформление бизнес-плана (в нем должен быть сделан акцент на экономическую/социальную значимость бизнес-проекта для региона).
  3. Обращение в гос. орган с пакетом подготовленных бумаг.
  4. Регистрация предпринимательской деятельности в виде ИП или другой организационной форме.

После поступления обращения от временно безработного лица на получение субсидии заявка передается на рассмотрение в специальную комиссию (документ изучается в течение двух месяцев). Если специалисты коллегиально примут решение о поддержании обращения (уведомление поступает к заявителю в заказном письме), то тогда между будущим бизнесменом и Центром занятости оформляется соглашение. После этого средства будут перечислены на банковский счет получателя.

Так как регистрация на бирже труда в качестве безработного — это одно из ключевых условий получения субсидии, ниже мы перечислим те категории граждан, которые не могут встать в ней на учет и, соответственно, претендовать на гос. помощь в 2019 году:

  • люди до 16-ти лет;
  • студенты, получающие образование в дневном режиме обучения;
  • люди пенсионного возраста (так как получают регулярные выплаты по возрасту);
  • мамы, находящиеся в декрете;
  • заключенные в тюрьме или люди под следствием;
  • соучредители компаний и др.

Размер помощи в 2019 году

Величины субсидии для малого бизнеса в 2019 году отличаются в зависимости от того, кто их получает и на какие цели:

  1. Когда один безработный открывает бизнес с нуля, величина мат. помощи составит примерно 60 тысяч рублей.
  2. Когда помощь получает человек без работы и являющийся при этом инвалидом или единственным родителем ребенка до 18 лет, тогда объем финансирования может достигнуть 300 тысяч рублей. На такую же поддержку могут рассчитывать и те, кто открытием собственного дела создает новые рабочие места и трудоустраивает на них других безработных или реализует значимый проект для региона.
  3. Наименьшую помощь получают те, кто просит финансы на развитие существующего дела, обычно ее размер не превышает 25 тысяч рублей.

Основания для отказа

Типичные причины неодобрения заявки на субсидию:

Основание Описание
Неподходящая сфера предпринимательской деятельности Если заявитель планирует открыть дело в тех отраслях, которые не поддерживаются государством, то однозначно будет получен отказ в мат. помощи. Рекомендуется выбирать такие направления, как сельское хозяйство, медицина, производство, образование.
Требуется чересчур крупная сумма денег Если заявитель не обоснует, где он возьмет недостающую денежную сумму, то также поступит уведомление об отказе в выдаче субсидии.
Неверно составлен бизнес-проект Это ситуация, когда в бизнес-плане отсутствует должное описание ключевых разделов и/или допущены ошибки в расчетах.
Сомнительные показатели окупаемости проекта Это ситуация, когда проектом предусмотрен длительный срок окупаемости, а также не очевидна его значимость с экономической и социальной точек зрения. В тексте документа много необоснованных утверждений, цифр и расчетов.
Нет четкого обозначения цели проекта Это ситуация, когда из поданных бумаг не ясно, на что будут потрачены запрашиваемые средства гос. помощи.
Получение субсидии второй раз Если заявитель ранее уже получал мат. помощь от государства на открытие частного бизнеса.

В отделении регионального центра занятости нужно заранее выяснить, какие требования предъявляются к соискателям гос. поддержки. При необходимости можно пройти спец. курсы по составлению грамотного бизнес-плана, а также психологические тесты.

В предоставленном на рассмотрение комиссии бизнес-плане должна быть следующая информация:

  • сформулирована бизнес-идея;
  • определена сфера хозяйственной деятельности и направление развития бизнеса;
  • описана целевая аудитория, рынок/отрасль функционирования;
  • указан запланированный объем создаваемых рабочих мест (отметить число работников, которые будут привлечены с биржи труда);
  • описана социальная/экономическая/экологическая значимость проекта для региона;
  • прописана стратегия развития собственного дела на срок не менее года;
  • приведен список потенциальных поставщиков оснащения/сырья/комплектующих;
  • определены каналы сбыта выпущенных товаров/услуг;
  • описана применяемая технология производства;
  • произведены расчеты по закупке оснащения, расходам на сырье и материалы, аренду, оплату труда, по налогам, маркетингу, погашению займа и пр.;
  • составлен инвестиционный план с описанием предполагаемых источников финансирования (собственные средства, кредиты, субсидии и пр.);
  • просчитан финансовый план и параметры эффективности бизнес-проекта;
  • произведен анализ рисков проекта.

Нюансы субсидирования малого бизнеса

Особенности субсидирования предпринимательской деятельности:

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Это быстро и бесплатно!

  • в качестве подтверждения серьезности намерений соискателя субсидии в отношении создаваемого бизнеса могут выступать личные инвестиции, заключенные соглашения на аренду помещения, на поставку сырья и т.п.;
  • бизнес, на который выделяется мат. помощь, должен функционировать не менее одного года;
  • выделенные деньги необходимо использовать по целевому назначению в срок, равный трем месяцам;
  • о расходовании субсидии подготавливается детальный отчет, который подается в центр занятости;
  • если бизнесмен получил дополнительную помощь за наем на работу других безработных, то они должны проработать на него, как минимум, год.

Субсидирование малого бизнеса в 2019 году

от 11 апреля 2019 года N 210

О Порядке предоставления в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

1. Утвердить Порядок предоставления в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (далее — Порядок) согласно приложению.

2. Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее — Комитет) в месячный срок в целях реализации Порядка утвердить:

форму заявления на участие в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге в соответствии с Порядком (далее — субсидии);

порядок, сроки представления и рассмотрения заявлений и документов для участия в конкурсных отборах на право получения в 2019 году субсидий (далее — конкурсный отбор);

перечень документов, представляемых претендентами на получение субсидий в Комитет в соответствии с Порядком;

состав конкурсной комиссии на право получения в 2019 году субсидий (далее — конкурсная комиссия), положение о конкурсной комиссии, порядок проведения конкурсного отбора;

порядок принятия Комитетом решения о предоставлении в 2019 году субсидий;

порядок оценки соответствия претендентов на получение в 2019 году субсидий критериям определения победителей конкурсного отбора (далее — критерии);

порядок применения критериев;

порядок, сроки и формы представления отчетности о достижении показателей результативности, перечень документов, подтверждающих их достижение;

срок проведения Комитетом обязательных проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Елина Е.И.

Временно исполняющий обязанности

Приложение. Порядок предоставления в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

от 11.04.2019 N 210

Порядок предоставления в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге

1. Общие положения

1.2. В настоящем Порядке для целей его использования применяются следующие термины:

заявление — заявление на участие в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий, представляемое претендентом на получение субсидий, по форме, утверждаемой Комитетом;

претенденты на получение субсидий:

юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, соответствующие требованиям, установленным в специальной программе «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов», утвержденной распоряжением Комитета от 28.08.2013 N 1609-р (далее — специальная программа «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов»), чьи изготавливаемые и реализуемые изделия отнесены экспертной комиссией по ремесленничеству и народным художественным промыслам, созданной Комитетом, к изделиям ремесленничества и народных художественных промыслов;

получатели субсидий — претенденты на получение субсидий, в отношении которых в соответствии с настоящим Порядком принято решение о предоставлении субсидий;

специальные программы — специальные программы, перечисленные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта и указанные в пунктах 3.3, 3.5-3.7, 4.1 и 4.3 подраздела 8.4.1 приложения к постановлению N 554.

1.3. Субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе получателям субсидий в целях возмещения затрат, указанных в специальных программах, в соответствии с Перечнем затрат, подлежащих возмещению в 2019 году за счет субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, и предельном объеме их возмещения согласно приложению к настоящему Порядку (далее — затраты).

Максимальный размер субсидий, предоставляемых одному получателю субсидий, не может превышать 700,0 тыс.руб.

1.5. Конкурсный отбор проводится в целях:

принятия решений о допуске (недопуске) к участию в конкурсном отборе;

1.6. Конкурсный отбор осуществляется Комитетом при участии конкурсной комиссии на право получения в 2019 году субсидий (далее — конкурсная комиссия). Состав конкурсной комиссии, положение о конкурсной комиссии, порядок проведения конкурсного отбора в части, не урегулированной настоящим Порядком, утверждаются Комитетом.

Это интересно:  Выплата 5000 в хмао Госуслуги

1.7. Критериями определения победителей конкурсных отборов являются:

1.7.1. По специальной программе «Поддержка социального предпринимательства» в части, касающейся субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в пункте 3.2 указанной специальной программы:

срок, прошедший с даты государственной регистрации субъекта малого и среднего предпринимательства до даты подачи в Комитет заявления;

количество работников субъекта малого и среднего предпринимательства;

размер среднемесячной заработной платы, приходящийся на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства;

получение отказа в участии в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в связи с исчерпанием бюджетных ассигнований, выделенных в 2019 году на реализацию специальной программы «Поддержка социального предпринимательства»;

основной вид экономической деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

количество работников субъекта малого и среднего предпринимательства из числа инвалидов, лиц в возрасте 55 лет и старше, одиноких родителей, имеющих ребенка в возрасте до семи лет, родителей (родителя) многодетной семьи, выпускников детских домов, лиц, освобожденных из мест лишения свободы в течение двух лет, предшествующих дате подачи документов субъектами малого и среднего предпринимательства на получение субсидий в соответствии со специальной программой «Поддержка социального предпринимательства».

1.7.2. По специальной программе «Поддержка социального предпринимательства» в части, касающейся субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в пункте 3.3 указанной специальной программы:

основной вид экономической деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

срок, прошедший с даты государственной регистрации субъекта малого и среднего предпринимательства до даты подачи в Комитет заявления.

срок, прошедший с даты государственной регистрации субъекта малого и среднего предпринимательства до даты подачи в Комитет заявления;

количество работников субъекта малого и среднего предпринимательства;

размер среднемесячной заработной платы, приходящийся на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства;

получение отказа в участии в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в связи с исчерпанием бюджетных ассигнований, выделенных в 2019 году на реализацию специальной программы «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на развитие групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста»;

количество мест для детей, организованных в группах дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста;

местонахождение групп дневного времяпрепровождения детей дошкольного возраста в районах Санкт-Петербурга.

срок, прошедший с даты государственной регистрации субъекта малого и среднего предпринимательства до даты подачи в Комитет заявления;

срок осуществления деятельности по основному виду экономической деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, указанному в специальной программе «Сертификация»;

количество работников субъекта малого и среднего предпринимательства;

размер среднемесячной заработной платы, приходящийся на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства;

получение отказа в участии в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в связи с исчерпанием бюджетных ассигнований, выделенных в 2019 году на реализацию специальной программы «Сертификация»;

основной вид экономической деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

цель получения сертификатов соответствия, деклараций о соответствии или сертификатов, свидетельств и иных документов.

срок, прошедший с даты государственной регистрации субъекта малого и среднего предпринимательства до даты подачи в Комитет заявления;

количество работников субъекта малого и среднего предпринимательства;

размер среднемесячной заработной платы, приходящийся на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства;

получение отказа в участии в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в связи с исчерпанием бюджетных ассигнований, выделенных в 2019 году на реализацию специальной программы «Субсидирование затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере ремесленничества и народных художественных промыслов»;

срок, прошедший с даты государственной регистрации субъекта малого и среднего предпринимательства до даты подачи в Комитет заявления;

срок осуществления деятельности по основному виду экономической деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, указанному в специальной программе «Выставочно-ярмарочная деятельность»;

количество работников субъекта малого и среднего предпринимательства;

размер среднемесячной заработной платы, приходящийся на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства;

получение отказа в участии в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в связи с исчерпанием бюджетных ассигнований, выделенных в 2019 году на реализацию специальной программы «Выставочно-ярмарочная деятельность»;

основной вид экономической деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;

место проведения выставочно-ярмарочного мероприятия.

срок, прошедший с даты государственной регистрации субъекта малого и среднего предпринимательства до даты подачи в Комитет заявления;

количество работников субъекта малого и среднего предпринимательства;

размер среднемесячной заработной платы, приходящийся на одного работника субъекта малого и среднего предпринимательства;

получение отказа в участии в конкурсном отборе на право получения в 2019 году субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в связи с исчерпанием бюджетных ассигнований, выделенных в 2019 году на реализацию специальной программы «Субсидирование части арендных платежей субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих производственную деятельность в сфере легкой промышленности»;

вид арендуемых зданий, строений, сооружений, нежилых помещений и их частей (далее — объекты нежилого фонда);

срок договора аренды (субаренды);

площадь арендуемого объекта нежилого фонда (сумма площадей арендуемых объектов нежилого фонда).

1.8. Порядок оценки соответствия претендентов на получение субсидий критериям, указанным в пункте 1.7 настоящего Порядка, и порядок применения указанных критериев утверждаются Комитетом.

2. Условия предоставления субсидий

2.1. Для получения субсидий и в целях заключения соглашения о предоставлении субсидий, указанного в пункте 3.6 настоящего Порядка, претенденты на получение субсидий представляют в Комитет заявление с приложением документов, представляемых претендентами на получение субсидий, в соответствии с пунктом 3.1 настоящего Порядка.

2.2. Субсидии предоставляются при соответствии получателей субсидий следующим условиям предоставления субсидий:

2.2.1. Соответствие получателей субсидий требованиям, установленным в специальных программах.

2.2.2. Документальное подтверждение затрат.

2.2.3. Наличие согласия получателей субсидий на осуществление Комитетом и Комитетом государственного финансового контроля Санкт-Петербурга (далее — КГФК) обязательных проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий (далее — проверки).

2.2.4. Отсутствие у получателей субсидий нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, при использовании денежных средств, предоставляемых из бюджета Санкт-Петербурга, за период не менее одного календарного года, предшествующего году получения субсидий.

2.2.5. Отсутствие информации о получателях субсидий в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2.2.6. Признание Комитетом получателей субсидий победителями конкурсного отбора.

2.2.7. Наличие обязательства получателей субсидий по достижению показателей результативности, указанных в пункте 3.9 настоящего Порядка.

2.2.8. Требования, которым должны соответствовать получатели субсидий на 10 число месяца, предшествующего месяцу подачи в Комитет заявления:

2.2.8.1. Отсутствие у получателей субсидий неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

2.2.8.2. Отсутствие у получателей субсидий просроченной задолженности по возврату в бюджет Санкт-Петербурга средств субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной (неурегулированной) задолженности перед бюджетом Санкт-Петербурга.

2.2.8.3. Получатели субсидий — юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий — индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

2.2.8.4. Получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов.

2.2.8.5. Получатели субсидий не должны получать средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с иными нормативными правовыми актами в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат.

2.2.8.6. Отсутствие в отношении получателей субсидий решения о предоставлении государственной финансовой поддержки за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных Комитету целевой статьей.

3. Порядок предоставления субсидий

3.1. Порядок, сроки представления и рассмотрения заявлений, форма заявления, перечень документов, представляемых претендентами на получение субсидий в Комитет вместе с заявлением (далее — перечень документов на предоставление субсидий), порядок проведения конкурсного отбора, а также порядок принятия решения о предоставлении субсидии в части, не урегулированной настоящим Порядком, утверждаются Комитетом.

3.2. Рассмотрение представленных претендентами на получение субсидий заявлений и документов на предоставление субсидий осуществляется Комитетом в срок не более 60 рабочих дней со дня приема заявления и документов в соответствии с перечнем документов на предоставление субсидий.

3.3. Решение о предоставлении субсидий принимается Комитетом с учетом решения конкурсной комиссии, имеющего рекомендательный характер, и утверждается распоряжением Комитета, в котором указываются получатели субсидий и размер предоставляемых субсидий.

Порядок принятия Комитетом решения о предоставлении субсидий устанавливается Комитетом в части, не урегулированной настоящим Порядком.

3.4. Основаниями для отказа претендентам на получение субсидий в предоставлении субсидий являются:

несоответствие представленных претендентами на получение субсидий заявления и документов форме заявления и перечню документов на предоставление субсидий, утвержденным Комитетом;

несоблюдение условий предоставления субсидий, установленных в пунктах 2.2, 2.2.1-2.2.8 настоящего Порядка;

недостоверность сведений, содержащихся в документах, представленных претендентами на получение субсидий, или непредставление (представление не в полном объеме) документов на предоставление субсидий;

отсутствие бюджетных ассигнований на предоставление субсидий;

непризнание победителем конкурсного отбора.

Проверка документов, представленных претендентами на получение субсидий, проводится Комитетом при рассмотрении заявления и указанных документов в порядке, установленном Комитетом.

3.5. Размер предоставляемых в 2019 году субсидий определяется как сумма документально подтвержденных затрат получателя субсидий по направлениям затрат, указанным в приложении к настоящему Порядку, с учетом предельного объема возмещения затрат и максимального объема субсидий, указанных в приложении к настоящему Порядку.

Перечень документов, подтверждающих расчет размера субсидий, устанавливается Комитетом в составе перечня документов на предоставление субсидий.

3.6. В соответствии с распоряжением Комитета о предоставлении субсидий, указанным в пункте 3.3 настоящего Порядка, между Комитетом и получателем субсидий заключается соглашение о предоставлении субсидий по типовой форме, утвержденной Комитетом финансов Санкт-Петербурга (далее — соглашение).

Соглашение должно быть заключено не позднее двух рабочих дней после подписания распоряжения Комитета о предоставлении субсидий.

3.7. Субсидии единовременно перечисляются на расчетные счета получателей субсидий, открытые получателями субсидий в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации и указанные в соглашении, не позднее десятого рабочего дня после подписания распоряжения Комитета о предоставлении субсидий.

3.8. Перечисление субсидий получателям субсидий осуществляется по казначейской системе исполнения бюджета Санкт-Петербурга.

3.9. Показатели результативности делятся на общие показатели и специальные показатели. Специальные показатели результативности устанавливаются только для специальной программы «Поддержка социального предпринимательства» (для субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в пункте 3.2 указанной специальной программы).

Порядок, сроки и формы представления получателем субсидий отчетности о достижении показателей результативности утверждаются Комитетом.

3.9.1. Общими показателями результативности по специальным программам являются:

доход получателя субсидий, полученный от осуществления предпринимательской деятельности (для получателей субсидий, являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без привлечения наемных работников);

среднесписочная численность работников получателей субсидий (за исключением получателей субсидий, являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без привлечения наемных работников);

минимальный размер заработной платы на одного работника (за исключением получателей субсидий, являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без привлечения наемных работников).

Получатели субсидий считаются достигшими показателей результативности, указанных в настоящем пункте, при условии:

неснижения размера дохода за 2020 год относительно аналогичных показателей за предыдущий год (для получателей субсидий, являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность без привлечения наемных работников);

неснижения среднесписочной численности работников за 2020 год относительно аналогичных показателей за предыдущий год (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с привлечением наемных работников);

установления в 2020 году минимального размера заработной платы, приходящегося на одного работника, не менее минимального размера заработной платы, установленного на территории Санкт-Петербурга Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2020 год (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с привлечением наемных работников).

3.9.2. Специальными показателями результативности в соответствии со специальной программой «Поддержка социального предпринимательства» (для получателей субсидий, указанных в пункте 3.2 указанной специальной программы) являются:

доля инвалидов, и (или) одиноких родителей, имеющих ребенка в возрасте до семи лет, и (или) родителей (родителя) многодетной семьи, и (или) выпускников детских домов, и (или) лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и (или) лиц в возрасте 55 лет и старше среди работников получателей субсидий;

доля заработной платы инвалидов, и (или) одиноких родителей, имеющих ребенка в возрасте до семи лет, и (или) родителей (родителя) многодетной семьи, и (или) выпускников детских домов, и (или) лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и (или) лиц в возрасте 55 лет и старше в фонде оплаты труда получателей субсидий.

Получатели субсидий считаются достигшими специальных показателей результативности, указанных в настоящем пункте, при условии, что доля инвалидов, и (или) одиноких родителей, имеющих ребенка в возрасте до семи лет, и (или) родителей (родителя) многодетной семьи, и (или) выпускников детских домов, и (или) лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и (или) лиц в возрасте 55 лет и старше среди работников получателей субсидий за 2019 год и за 2020 год составляет не менее 30 процентов от числа всех работников получателей субсидий, а доля оплаты труда указанных работников в фонде оплаты труда получателей субсидий за те же периоды составляет не менее 25 процентов.

Это интересно:  Пособие ранние сроки беременности в 2020 году

4. Требования к отчетности

Порядок, сроки и формы представления отчетности о достижении показателей результативности, перечень документов, подтверждающих достижение показателей результативности, утверждаются Комитетом.

5. Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение

5.1. Комитет в установленный им срок осуществляет проверки, по результатам которых составляет акты проведения проверок (далее — акты).

В ходе проверок также проводится оценка достижения получателями субсидий показателей результативности.

5.2. В случае выявления при проведении проверок нарушений получателями субсидий условий их предоставления Комитет одновременно с подписанием акта направляет получателям субсидий уведомление о нарушениях условий предоставления субсидий, в котором указываются выявленные нарушения и сроки их устранения получателями субсидий.

Копия уведомления о нарушениях условий предоставления субсидий в течение пяти рабочих дней после его подписания направляется Комитетом в КГФК.

5.3. В случае неустранения нарушений в сроки, установленные в уведомлении о нарушениях условий предоставления субсидий, Комитет в течение пяти рабочих дней со дня истечения указанных сроков принимает решение о возврате в бюджет Санкт-Петербурга средств субсидий, полученных получателями субсидий, в форме распоряжения и направляет копии указанного распоряжения получателям субсидий и в КГФК вместе с требованием, в котором предусматриваются:

подлежащая возврату в бюджет Санкт-Петербурга сумма денежных средств, а также сроки ее возврата;

код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат средств субсидий.

5.4. В случае выявления при проведении проверок недостижения получателями субсидий показателей результативности Комитет одновременно с подписанием акта направляет получателям субсидий уведомление о недостижении получателями субсидий показателей результативности, в котором указываются выявленные нарушения.

Копия уведомления о недостижении получателями субсидий показателей результативности в течение пяти рабочих дней после его подписания направляется Комитетом в КГФК.

5.5. В течение 15 рабочих дней со дня направления получателям субсидий уведомления о недостижении получателями субсидий показателей результативности Комитет принимает решение о возврате в бюджет Санкт-Петербурга средств субсидий в объеме, соответствующем показателям результативности, которые не были достигнуты, в форме распоряжения и направляет копию указанного распоряжения получателям субсидий и в КГФК вместе с требованием, в котором предусматриваются:

подлежащая возврату в бюджет Санкт-Петербурга сумма денежных средств, а также сроки ее возврата;

код бюджетной классификации Российской Федерации, по которому должен быть осуществлен возврат средств субсидий.

Объем средств субсидий, подлежащих возврату, определяется по следующей формуле:

— объем средств субсидии, подлежащей возврату;

— размер предоставленной субсидии;

— количество недостигнутых показателей результативности;

— количество показателей результативности, установленных настоящим Порядком по специальным программам.

5.6. Получатели субсидий обязаны осуществить возврат средств субсидий в течение семи рабочих дней со дня получения требования и копии распоряжения, указанных в пунктах 5.3 и 5.5 настоящего Порядка.

5.7. Проверка и реализация ее результатов проводятся КГФК в рамках осуществления им полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.

5.8. В случае, если средства субсидий не возвращены в бюджет Санкт-Петербурга получателями субсидий в установленный в пункте 5.6 настоящего Порядка срок, Комитет в течение 15 рабочих дней со дня истечения срока, установленного в пункте 5.6 настоящего Порядка, направляет в суд исковое заявление о возврате средств субсидий в бюджет Санкт-Петербурга.

Приложение. Перечень затрат, подлежащих возмещению в 2019 году за счет субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, и предельный объем их возмещения

к Порядку предоставления в 2019 году

субсидий на поддержку и развитие

малого и среднего предпринимательства

Перечень затрат, подлежащих возмещению в 2019 году за счет субсидий на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства, и предельный объем их возмещения

Наименование специальной программы

Наименование затрат, подлежащих возмещению за счет субсидий

Период возникновения затрат

Предельный объем возмещения затрат

Максимальный объем субсидий для субъектов малого и среднего предприни-

(за вычетом налога на добавленную стоимость)

Затраты, связанные с получением сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии при обязательном или добровольном подтверждении соответствия произведенной субъектом малого или среднего предпринимательства продукции или иных объектов, процессов проектирования

(включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Затраты, связанные с получением свидетельств о присвоении категории гостинице или иному средству размещения.

Не ранее 01.01.2016

Затраты, связанные с получением сертификатов, подтверждающих доступность зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных групп населения.

Затраты, связанные с получением свидетельств об утверждении типа средств измерений.

Затраты, связанные с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта произведенных товаров (работ, услуг): по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия, в том числе техническим регламентам Таможенного союза, ISO, ГОСТ Р, СТ-1, СТ-2, А, СЕ, OHSAS, FSSC.

Затраты, связанные с проведением лабораторных исследований, инспекционного контроля (наблюдательного аудита, ресертификационного аудита) за сертифицированными товарами, работами, услугами

Затраты, связанные с приобретением, доставкой и установкой основных средств (за исключением легковых автотранспортных средств), участвующих в производственном процессе изготовления изделий ремесленничества и народных художественных промыслов.

Затраты, связанные с приобретением и доставкой сырья и материалов, предназначенных для изготовления изделий ремесленничества и народных художественных промыслов.

Затраты, связанные с обучением и повышением квалификации работников субъектов малого и среднего предпринимательства по программам обучения специалистов в сфере народных художественных промыслов и ремесленничества.

Затраты, связанные с изготовлением рекламных и информационных материалов о художественных промыслах и ремеслах в Санкт-Петербурге в целях их популяризации.

Затраты, связанные с уплатой арендных платежей по договору (договорам) аренды (субаренды) зданий, строений, помещений или их частей, находящихся на территории Санкт-Петербурга, за исключением затрат на оплату коммунальных платежей

Затраты, связанные с оплатой аренды (субаренды) помещения, находящегося на территории Санкт-Петербурга (далее — помещение), используемого в целях обеспечения деятельности центра времяпрепровождения детей.

Затраты, связанные с ремонтом (реконструкцией) помещения, в том числе покупкой и доставкой строительных материалов, в целях обеспечения деятельности центра времяпрепровождения детей.

Затраты, связанные с приобретением, доставкой и установкой оборудования, используемого в целях обеспечения деятельности центра времяпрепровождения детей.

Затраты, связанные с приобретением (изготовлением), доставкой, сборкой мебели, используемой в целях обеспечения деятельности центра времяпрепровождения детей.

Затраты, связанные с приобретением, доставкой и монтажом технических средств охраны, необходимых для обеспечения безопасности центра времяпрепровождения детей.

Затраты, связанные с оплатой коммунальных услуг, необходимых для обеспечения деятельности центра времяпрепровождения детей.

Затраты, связанные с оплатой услуг электроснабжения, необходимых для обеспечения деятельности центра времяпрепровождения детей.

Не ранее 01.01.2017

Затраты на приобретение, доставку и монтаж оборудования, необходимого для обеспечения соответствия центра времяпрепровождения детей требованиям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и иным обязательным требованиям законодательства Российской Федерации.

Затраты, связанные с оплатой услуг, необходимых для получения заключений о соответствии помещения центра времяпрепровождения детей требованиям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и иным обязательным требованиям законодательства Российской Федерации

Затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда находящихся на территории Санкт-Петербурга зданий, нежилых помещений, земельных участков, за исключением затрат на оплату коммунальных платежей, аренда и приобретение оборудования, находящегося на территории Санкт-Петербурга

С 01.01.2017 по 01.01.2019

Затраты, связанные с уплатой регистрационных, маркетинговых, страховых сборов и взносов (в том числе страховой премии), арендой выставочных площадей (в том числе с учетом особенностей расположения стендов) и выставочного оборудования, работами по монтажу, демонтажу и строительству стендов, арендой дополнительного выставочного оборудования (в том числе фризовые надписи), подключением к источникам электропитания, транспортными расходами по доставке выставочных экспонатов (в том числе по территории выставочно-ярмарочного мероприятия),

командировочными расходами в части транспортных расходов, расходов по проживанию представителей субъектов малого и среднего предпринимательства

Не ранее 01.01.2017

Затраты на уплату арендной платы (за исключением оплаты коммунальных услуг) по договору (договорам) аренды (субаренды) зданий, строений сооружений, нежилых помещений и их частей (далее — объекты нежилого фонда), находящихся на территории Санкт-Петербурга, непосредственно используемых субъектами малого и среднего предпринимательства для осуществления производства, испытаний и хранения (складирования) товаров собственного производства, а также для реализации и хранения (складирования) товаров собственного производства, за исключением объектов нежилого фонда, сдаваемых указанными субъектами малого и среднего предпринимательства в субаренду

Администрация Курской области

Комитетом потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области объявлен конкурс на предоставление в 2019 году субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Курской области по следующим направлениям:

— предоставление субсидий начинающим собственный бизнес на субсидирование части затрат, связанных с организацией и ведением дела, в том числе в инновационной сфере и молодежном предпринимательстве;

— предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, занятым в обрабатывающем производстве, на возмещение затрат, направленных на проведение инновационной деятельности, модернизацию производства;

— предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на компенсацию затрат, направленных на уплату части налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов), в связи с производством товаров в сфере обрабатывающего производства;

— предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с участием в межрегиональных и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях;

— предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с сертификацией, патентованием, государственной регистрацией результатов интеллектуальной деятельности.

Субсидии предоставляются хозяйствующим субъектам, внесенным в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru), осуществляющим бизнес по приоритетным направлениям деятельности, предусмотренным в подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства в Курской области» государственной программы Курской области «Развитие экономики и внешних связей Курской области».

Перечень документов, необходимых для предоставления субсидий, определен Правилами предоставления субсидий для реализации мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства (постановление Администрации Курской области от 25.04.2012 № 392-па (с последующими изменениями и дополнениями).

Дата начала приема документов:

на предоставление субсидии начинающим собственный бизнес: 9 января 2019 года;

на предоставление остальных субсидий: 1 февраля 2019 года.

Дата окончания приема документов: 1 ноября 2019 года.

На конкурсной основе субъектам малого и среднего предпринимательства Курской области предоставляются:

микрозаймы;

поручительство по кредиту.

Субъектам малого и среднего предпринимательства на бесплатной основе оказывается информационно-консультационная поддержка по деятельности:

— Центра поддержки экспорта,

Субсидии для малого бизнеса в 2019 году

Малый бизнес является одной из основ экономики. Его доля в создании ВВП наиболее развитых стран колеблется от 50 до 60%. Участие малого бизнеса в экономической жизни России находится на низком уровне, составляя около 15%. Понимая необходимость увеличения роли малого бизнеса, государственные структуры РФ в последнее время усилили его поддержку. В частности, запущено несколько программ государственных субсидий для малого бизнеса.

Концепция понятия «субсидия»

С понятием государственной субсидии тесно связаны цели, которые преследует государство, выделяя значительные финансовые ресурсы на развитие малого бизнеса. Действительно, для чего поддерживать малых предпринимателей, если главной задачей их деятельности по определению является получение собственной прибыли? Ответ на этот вопрос очевиден. Для усиления эффективности экономической деятельности современного государства необходимо максимальное развитие предпринимательских структур, создаваемых малым бизнесом. Чем более развит малый бизнес, тем более развита экономика. В результате создаются условия для повышения материальных доходов населения и увеличиваются налоги в государственную казну, обеспечивающие социальные потребности граждан на медицину, образование и другие цели. То есть деньги, затраченные на помощь малым предпринимателям, обществу возвращаются сторицей.

Конкретные цели выделения субсидий выглядят следующим образом:

  • создание условий для увеличения эффективности экономики;
  • усиление производства национальных товаров для насыщения внутреннего рынка;
  • снижение безработицы и обеспечение полной занятости.

Под понятием «государственная субсидия» подразумевается оказание государством безвозмездной финансовой помощи частному предпринимателю.

Отличительными чертами такой субсидии являются:

  • Однократность получения. Обычно государственная субсидия выделяется единственный раз в момент создания бизнеса ИП или малого предприятия. В дальнейшем предприниматель может рассчитывать в основном на финансовую помощь в виде микрокредитов на льготных условиях.
  • Безвозмездность. Эту финансовую помощь не нужно возвращать. Она выделяется на безвозмездной основе.
  • Целевое назначение выделяемых финансов. Субсидия выдаётся исключительно под строго очерченные в бизнес-плане пункты. Обычно никаких отклонений от целей использования предоставляемых средств не допускается. При выявлении нарушений, когда выделенные деньги идут на другие, не оговорённые в плане цели, средства подлежат возврату.

Виды субсидий

В России существует много различных программ, в рамках которых малый бизнес может рассчитывать на получение субсидий.

В 2019 году Правительством РФ продолжается развитие существующих программ, а также расширение кредитования малого бизнеса по льготным расценкам.

Субсидирование малого бизнеса в настоящее время осуществляется в основном тремя источниками:

  • центром занятости населения;
  • региональными властями в виде грантов;
  • федеральными органами.

Субсидии, выдаваемые центрами занятости

Субсидии, выдаваемые центрами занятости населения, обеспечиваются специальной программой Минэкономразвития по оказанию финансовой помощи гражданам, зарегистрировавшимся в центрах занятости, для поддержки начала их деятельности в сфере малого бизнеса. Субсидируемая сумма выдаётся только один раз для открытия собственного бизнеса. Субсидианты (те, кто получает субсидию) должны состоять на учёте в центре занятости в качестве безработных и получать пособие по безработице.

Размер такой субсидии определён в сумме двенадцати месячных пособий по безработице.

Кроме этого, начинающий бизнесмен может рассчитывать на возмещение сопровождающих операций, в состав которых входят:

  • государственная пошлина;
  • нотариальные процедуры;
  • приобретение форменных бланков;
  • изготовление печатей и штампов;
  • услуги по составлению документов;
  • юридические консультации.
Это интересно:  Умысел и его виды в уголовном праве

Субсидии, получаемые через центры занятости, пользуются наибольшей популярностью среди начинающих бизнесменов. Однако это не значит, что они доступны абсолютно всем гражданам.

Чтоб претендовать на субсидию от центра занятости, нужно сначала получить статус безработного

Государство в 2019 году выделило на такие субсидии около 11 миллиардов рублей. Это очень большая сумма, но всё же не рассчитанная на всех безработных. Во-первых, существуют категории граждан, которым такая субсидия не положена. А во-вторых, для получения субсидии в центре занятости начинающий предприниматель должен:

  • быть гражданином РФ;
  • достичь возраста 18 лет;
  • иметь запись об увольнении в трудовой книжке;
  • получить статус безработного;
  • быть зарегистрированным в центре занятости не менее 10 дней;
  • выполнить рекомендации центра занятости по поиску работы;
  • получить отказы работодателей в приёме на работу.

Оформление в центре занятости проходит следующим образом:

  1. Первоначально гражданину предлагают список рабочих мест.
  2. Если человека по объективным причинам эти места не устраивают или после собеседования на указанных центром занятости предприятиях его отказываются принять на работу, то центр занятости по истечении 10 дней может предложить другие вакансии. Только когда таких вакансий нет или они тоже не подошли, гражданину присваивается статус безработного.
  3. Затем необходимо получить статус предпринимателя, то есть зарегистрироваться в налоговых органах как ИП или ООО.
  4. После этого гражданин имеет право подать заявку на субсидию в центр занятости. К ней прикладывается ещё ряд документов, основным из которых является бизнес-план.
  5. Если вся документация в наличии, а бизнес-план составлен правильно, то рассматривается вопрос об одобрении субсидии.

Видео: субсидия на открытие малого бизнеса от центра занятости

Предоставление субсидий по региональным грантам

В 2019 году широкое распространение получило предоставление субсидий в виде грантов от региональных властей. Как и финансовая помощь от центра занятости, предоставление таких грантов происходит на безвозмездной основе и одноразово.

Существует много вариантов грантов. Они различаются как территориально, так и по областям экономической деятельности. Максимальная сумма одного гранта обычно не превышает 600 тыс. рублей. Хотя в сельском хозяйстве, где имеются наиболее сложные условия для развития бизнеса, а ожидаемые доходы обычно небольшие, размер субсидий значительно выше.

Размер субсидий для граждан, открывающих бизнес в сельском хозяйстве, значительно выше

Так, величина одного гранта по программе «Поддержка начинающих фермеров» доходит до 3–5 миллионов рублей. Например, субсидию в три миллиона выдают подмосковным фермерам, занимающимся разведением крупного рогатого скота. Их коллегам, развивающим сельское хозяйство в других отраслях, выплачивают субсидию в размере до 1,5 млн рублей. А вот в Татарстане, где сельскому хозяйству уделяется очень большое внимание, по той же программе «Начинающий фермер» малым предпринимателям могут выделить субсидию до 5 млн рублей. Там же предусмотрены гранты размером до 30 млн рублей, предоставляемые для животноводческих ферм семейного типа.

Приоритетное значение для получения грантов для малого бизнеса, кроме сельского хозяйства, имеют такие направления:

  • производственное;
  • инновационная научная деятельность и высокие технологии;
  • традиционные народные промыслы;
  • социальная сфера;
  • туристическая деятельность.

Примером грантов, выдаваемых малому бизнесу, имеющему социальную направленность, служит программа «Поддержка социального предпринимательства» (Санкт-Петербург). Одной из целевых задач этой программы является оплата аренды нежилых строений и оборудования.

В том же Санкт-Петербурге пользуется известностью программа помощи малому бизнесу для создания детских центров, а также программа для поддержки предпринимателей-ремесленников.

Во многих регионах охотно поддерживают малый бизнес, основанный на каком-либо ремесле

Практически в каждом регионе РФ имеется специальный региональный фонд, занимающийся выделением грантов для малого бизнеса. В основном их сумма составляет до 300 тыс. рублей. Они даются по решению специальных комиссий.

Кроме грантов, выдаваемых государственными региональными органами, существуют частные грантовые фонды. В России они большей частью инвестируют в малый бизнес, ориентированный на инновации в таких отраслях, как:

  • сельское хозяйство;
  • текстильная промышленность;
  • информационные технологии.

Узнать, по каким программам выдают гранты в определённом регионе, можно на Федеральном портале малого и среднего бизнеса, а также на региональных сайтах Минэкономразвития и сайтах региональных администраций.

Выдача субсидий федеральными органами

Субсидии, выдаваемые из Федерального бюджета, имеют первостепенное значение для поддержки малого бизнеса.

Согласно последней редакции закона № 88-ФЗ от 14.06.1995 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», в стране существует мощная программа поддержки малого бизнеса, которая, в частности, предусматривает выдачу субсидий.

Федеральные субсидии для малого бизнеса делятся на три основных вида:

  • Финансовая помощь на открытие малых предприятий или ИП. Выдаётся лицам с инвалидностью, безработным и родителям детей, не достигших совершеннолетия.
  • Субсидии, выделяемые уже действующим субъектам малого бизнеса на развитие производства. Могут получить все бизнесмены, деятельность которых приводит к увеличению численности работающих.
  • Субсидии на развитие малого бизнеса. Такую финансовую помощь на конкурсной основе имеют возможность получить все руководители малого бизнеса.

Для выделения федеральных субсидий в каждом регионе формируется свой бюджет, которым руководят специальные комиссии, создаваемые в органах власти при отделах по развитию малого бизнеса.

Финансирование поддержки малого бизнеса из федерального бюджета сосредоточено в Фонде содействия малому бизнесу. Здесь создано несколько конкретных программ. На сегодняшний момент наиболее известными из действующих программ по субсидированию малого бизнеса являются:

  1. «Коммерциализация». Целью программы является осуществление поддержки малых предприятий, работающих над созданием инновационной продукции, которая может быть использована для крупного российского бизнеса. Выигравшим конкурс бизнесменам программа может предоставить финансовую помощь в размере до 20 млн рублей при условии, что те, в свою очередь, вложат в проект сумму, равную выделенной субсидии.
  2. «Умник». Программа предназначена для начинающих молодых бизнесменов в возрасте от 18 до 30 лет. Деньги выделяются для поддержки деятельности молодых предпринимателей в области продвижения новых технологий. Максимальный размер субсидии составляет 500 тыс. рублей.
  3. «Развитие». Цель программы — увеличение числа работников одновременно с повышением производительности труда путём модернизации оборудования. Максимальное значение субсидии — 15 млн рублей.
  4. «Интернационализация». Программа рассчитана на отечественный малый бизнес, сотрудничающий с зарубежными партнёрами в области развития новых видов продукции, в том числе предназначенной для реализации за границей. Субъектами программы могут стать только юридические лица малого бизнеса, не имеющие незавершённых договоров с Фондом поддержки малого бизнеса и обладающие опытом проведения НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и реализации собственной наукоёмкой продукции. Максимальная величина субсидии — 15 млн рублей.
  5. «Старт». Программа также предназначена для начинающих инноваторов. Её особенностью является общее финансовое участие в создании инновационного продукта как государства, так и частных лиц. Причём в первый год финансирование осуществляется государством, а на второй год — частными инвесторами. Субсидия, выплачиваемая государством в рамках этой программы, выдаётся в несколько этапов и может достигать 5 млн рублей.
  6. «Кооперация». Сутью программы является развитие совместной деятельности между малым инвестиционным предприятием и крупными индустриальными партнёрами большого бизнеса. Результатом такого сотрудничества должно стать развитие продуктовых линеек больших предприятий и создание новейших технологий. Непременным условием получения субсидии является заключение договора о научно-техническом сотрудничестве с индустриальным партнёром. В этом договоре должен быть предусмотрен пункт о приобретении индустриальным партнёром у малого предприятия инновационной продукции. Причём общая сумма закупленной в течение пяти лет продукции должна быть не меньше суммы государственной субсидии, величина которой может достигать 25 млн рублей.

Кто не вправе рассчитывать на получение государственной субсидии

Существуют категории граждан, которым субсидия не положена. К ним относятся:

  • пенсионеры, получающие пенсию по старости;
  • студенты, получающие образования по очной системе;
  • женщины, находящиеся в декретном отпуске;
  • инвалиды, получающие пособие по инвалидности;
  • граждане, пребывающие в заключении или находящиеся под следствием;
  • совладельцы коммерческих предприятий.

Имеются такие направления малого бизнеса, для которых субсидия не выплачивается. К ним относятся:

  • страховое дело;
  • работа с кредитами;
  • инвестиционная сфера деятельности;
  • торговля на «Форекс» и других валютных биржах;
  • азартные игры;
  • тотализаторы;
  • продажа алкоголя и табачных изделий;
  • ломбарды и реализация секонд-хенда.

Механизм получения субсидии

Существует два основных источника получения государственной субсидии:

  • центр занятости населения;
  • Департамент по поддержке малого бизнеса при местных органах власти.

При некоторых сходных моментах процесс обращения за помощью и получения субсидии в этих учреждениях имеет свои особенности.

Процесс получения субсидии в центрах занятости

В центре занятости можно получить два рода субсидий:

  • компенсацию расходов по оформлению регистрации малого бизнеса;
  • первоначальный небольшой капитал на открытие малого бизнеса.

Субсидии можно получить каждую в отдельности или обе сразу. Путь их получения практически одинаковый.

Пошаговый процесс получения субсидии выглядит следующим образом:

  1. Оформление в центре занятости:
    • получение статуса безработного,
    • обход рекомендованных вакансий,
    • получение отказов работодателей.
  2. Составление заявления о намерении заняться предпринимательством.
  3. Прохождение тестирования на сайте центра занятости.
  4. Написание бизнес-плана. Это самая важная часть процесса. Для составления документа необходимо следовать инструкциям и требованиям конкретного центра занятости. Необходимо изучить рынок и найти свою оригинальную и, главное, затребованную нишу для предпринимательской деятельности. Правильно составленный бизнес-план должен включать все указанные главы
  5. Подача пакета документов. В его состав входят:
    • копия паспорта;
    • бизнес-план;
    • заявление о предоставлении субсидии на оформление документов для регистрации бизнеса; В заявлении расписываются все виды расходов по оформлению регистрации со ссылкой на соответствующие документы и квитанции

заявление на субсидию для открытия бизнеса.

Согласно этому заявлению в 2019 году соискатель может рассчитывать на финансовую помощь в размере 96 тыс. рублей

  • Оценка бизнес-плана экспертной комиссией в центре занятости.
  • Защита бизнес-плана. Проведение защиты зависит от конкретной ситуации. Если, например, бизнес-план составлен безукоризненно, то его прохождение может пройти автоматически.
  • Регистрация ИП или юридического лица в налоговом органе.
  • Информирование центра занятости о проведённой регистрации в виде подачи выписки из реестров ЕГРИП или ЕГРЮЛ, а также справок с фиксацией понесённых на подготовку документов расходов.
  • Перевод средств на расчётный счёт ИП или ООО.
  • Подтверждение реального использования субсидированных средств. В течение трёх месяцев с момента получения денег необходимо предоставить в центр занятости все документы, удостоверяющие целевые затраты: квитанции, договоры, накладные.
  • Проведение проверки использования средств комиссией. Проверка осуществляется в течение 6–12 месяцев после выдачи субсидии. Если выводы будут положительные, то составляется акт о правильном использовании финансов, если отрицательные — центр занятости потребует возврата денег.
  • Получение субсидии через Департамент поддержки малого бизнеса

    Алгоритм получения субсидии через Департамент поддержки малого бизнеса выглядит следующим образом:

    1. Предоставление пакета документов в Окружную экспертную комиссию, в который входят:
      • документы, подтверждающие регистрацию ИП или ООО;
      • справка из налоговой инспекции об отсутствии задолженности;
      • аналогичные справки из ПФ и ФСС;
      • документ о том, что бизнес не числится в списке подлежащих ликвидации;
      • паспорт гражданина РФ;
      • заявление на субсидию;
      • бизнес-план;
      • справка об отсутствии уголовного или административного производства в отношении бизнесмена, претендующего на субсидию.
    2. Изучение комиссией документов — происходит в течение семи дней.
    3. Если заключение комиссии положительное, то бизнес-план направляется в городскую финансовую комиссию, на которой присутствует эксперт из окружной комиссии. Там из всех представленных проектов выбирается один или несколько. Если заключение отрицательное, то через год претендент на субсидию может попытаться получить её снова.
    4. В случае победы проекта на городской экспертной комиссии составляется Договор между ИП/ООО и Департаментом поддержки малого бизнеса, обуславливающий размер субсидии, её целевое назначение, условия расходования средств и т. д.
    5. Перевод денег на расчётный счёт победителя конкурса. Осуществляется в течение 30 дней после выноса решения городской финансовой комиссии о предоставлении субсидии.
    6. После завершения проекта информация передаётся в Департамент поддержки. При отклонении от проекта и обнаружении нецелевого расходования предоставленных средств возможно требование о возвращении денег в бюджет. Если проект завершён положительно, то по его результатам составляется Акт о полном выполнении договорных обязательств.

    Причины отказа в предоставлении субсидии

    Среди наиболее часто возникающих причин отказа в предоставлении субсидий можно назвать следующие:

    • Соискатель не предоставил убедительных доказательств о наличии должного опыта для выполнения своего бизнес-проекта.
    • Бизнесмен ранее допускал нарушения в использовании субсидий.
    • Соискатель имеет или ранее имел проблемы с кредитами.
    • Выбранное бизнесменом направление предпринимательской деятельности не подлежит субсидированию. Например, нельзя рассчитывать на получение субсидии, чтобы развивать игорный бизнес.
    • Недостаточно обоснован размер субсидии. Её величина явно завышена.
    • В бизнес-плане имеются ошибки методологического характера. Например, не зафиксированы последние изменения в расходах и доходах ИП.
    • Отсутствует или плохо выписан анализ экономической эффективности проекта.
    • Слабо отражена социальная значимость проекта.
    • Расходование денежных средств недостаточно детализировано.

    Прочие разновидности государственной помощи малому бизнесу

    Кроме государственной помощи в виде субсидий, малый бизнес РФ может рассчитывать на иные виды поддержки. Среди таких направлений необходимо отметить:

    • содействие в получении кредитов на льготных условиях;
    • помощь в покупке основных средств на условиях лизинга;
    • юридическое и бухгалтерское внешнее сопровождение бизнеса, заключающееся в бесплатном решении правовых вопросов и ведении бухгалтерии;
    • бесплатные курсы обучения основам бизнеса и прогрессивным методам его ведения;
    • стажировки на успешных инновационных предприятиях;
    • предоставление «бизнес-инкубаторов» — помещений для офиса за символическую сумму;
    • бесплатное участие в отечественных и международных выставках и ярмарках.

    Действенным инструментом государственной поддержки для малого бизнеса являются субсидии. Финансовая помощь государства в этом случае направлена на то, чтобы помочь гражданам начать свой бизнес с нуля. Также субсидии предназначены для поддержки субъектов малого бизнеса, разрабатывающих перспективные и инновационные направления предпринимательской деятельности. Для получения субсидий необходимо выполнить определённые условия, а также изучить механизм процесса.

    Статья написана по материалам сайтов: docs.cntd.ru, adm.rkursk.ru, hiterbober.ru.

    »

    Помогла статья? Оцените её
    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
    Загрузка...
    Добавить комментарий

    Adblock detector