+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Уполномоченный по правам ребенка в Российской федерации

Несколько лет назад в Российской Федерации была введена новая должность – уполномоченный по правам ребенка. Лица, назначаемые на эту должность, получали особые полномочия и осуществляли защиту прав детей, не достигших совершеннолетия. По закону перед омбудсменом ставились конкретные задачи и определенные обязанности.

В данной статье мы постараемся подробно рассмотреть вопросы, касающиеся того, чем занимается уполномоченный, какие задачи и функции он выполняет, а также каким образом к нему можно обратиться за помощью.

Какими правами наделяется ребенок?

Поскольку по закону ребенок в РФ – это полноценный гражданин, он при рождении наделяется определенными правами.

Его права защищаются конституционно и Декларацией прав ребенка. Малолетний гражданин в силу обстоятельств (возрастных ограничений) не имеет возможности защитить собственную жизнь, здоровье или обеспечить себя материально, поэтому такое право ложится на взрослого – его родителя или опекуна.

Помимо общих прав, прописанных в действующем законодательстве, ребенок, находящийся в сложной жизненной ситуации, подпадает под особую защиту со стороны уполномоченного. Рассмотрим, какие дети могут получить помощь от омбудсмена в РФ.

Особые права малолетних граждан в РФ

За детьми в государстве закреплено несколько прав, которые соблюдаются в обязательном порядке. К таким относятся:

  • ребенок должен проживать в собственной семье, пока это не противоречит его интересам, и получать воспитание от матери и отца;
  • если родители несовершеннолетнего находятся в разводе и проживают раздельно, то ребенок имеет право общаться со всеми родственниками независимо от их личных взаимоотношений;
  • малолетний гражданин может получить защиту от государства при угрозе жизни и здоровью, а также при нарушении его прав и интересов (в том числе и от родителей);
  • ребенок всегда должен быть выслушан. Некоторые процедуры и действия производятся только с его согласия после достижения 10-летнего возраста;
  • малыш должен получить при рождении свое имя, а также фамилию (одного из родителей) и отчество отца или по усмотрению матери.

Уполномоченный осуществляет деятельность по защите всех указанных прав ребенка, а также ряда других моментов, обозначенных в семейном праве. Дополнительно несовершеннолетний может рассчитывать на получение образования, медицинского обслуживания, защиту от неравенства и дискриминации, а также ряда других нарушений.

Как назначается уполномоченный по правам ребенка?

В целом, механизм, позволяющий защитить ребенка от возможных негативных воздействий, достаточно прост. Данные функции возложены на различные социальные и исполнительные органы, а также непосредственно на родителей.

Уполномоченный является элементом общей системы и, соответственно, наделен специальными полномочиями и выполняет конкретные функции. Следует отметить, что уполномоченный – это не один человек.

Данная должность существует на федеральном и региональном уровнях. При этом на федеральном уровне ответственное лицо назначается лично президентом РФ, а на региональном — местными властями. Некоторые уполномоченные осуществляют деятельность на общественных началах (к примеру, в Ивановской области).

Значимым моментом является то, что омбудсмен, назначенный на федеральном уровне, обладает неприкосновенностью до того момента, пока не отрешен от должности. Иными словами, он не может быть привлечен к ответственности, помещен под арест или обыскан.

Задачи и полномочия омбудсмена

Законом определены задачи, которые ставятся перед уполномоченным по правам ребенка. В общий перечень входят следующие:

  1. Осуществлять контрольную функцию за соблюдением положений Конституции РФ, а также ряда международных и российских правовых актов, которые касаются прав и интересов малолетних граждан.
  2. Составлять документы рекомендательного характера для местных органов власти по поводу устранения имеющихся нарушений прав ребенка.
  3. Изучение и обобщение имеющейся юридической практики с привлечением специалистов и консультантов на основе специального договора.

Данные задачи могут быть достигнуты путем наделения ответственного лица определенными полномочиями. Омбудсмен может посещать любую организацию и знакомиться с ее деятельностью. Кроме того, уполномоченный может потребовать объяснений у должностных лиц и запросить любую информацию.

При введении на территории субъекта или государства чрезвычайного положения омбудсмен продолжает заниматься своей деятельностью.

Дополнительно стоит указать, что уполномоченный не может выносить окончательные решения по вопросам проживания ребенка.

Такое право есть только у судебной инстанции, однако он может обратиться с исковым заявлением или с законодательной инициативой. Как правило, у омбудсмена есть своя общественная приемная, куда может прийти любой гражданин, в том числе ребенок, для подачи заявления на оказание помощи.

Заключение

Уполномоченный по правам ребенка- это лицо, которое занимается защитой прав и интересов детей в любых сферах деятельности и жизни. Омбудсмен наделен определенными правами и полномочиями, а также имеет полную неприкосновенность в правовом поле до момента снятия с должности.

Деятельность уполномоченного по правам ребенка в РФ

Ситуации, когда дети становятся жертвами социальных явлений, грубого отношения и несправедливости, в современном мире нередки. Из-за актуальности вопроса, этой проблеме уделяется особое внимание как в России, так и за рубежом. На международном уровне существует независимый механизм, целями которого является обеспечение и предоставление защиты детям во всем мире.

В частности, в России была введена должность — Уполномоченный по правам ребенка в России. Этот комитет призван обеспечить дополнительную защиту несовершеннолетним. Что представляет собой, кем и кто назначается на должность, каковы цели омбудсмена — подробно описано в статье.

Учитывая тот факт, что уполномоченный по правам ребенка в РФ защищает непосредственно права несовершеннолетних, стоит дать описание и характеристику основных и дополнительных прав детей в Российской Федерации.

Права ребенка в РФ

Дети, рожденные в России, обладают общими правами, которыми наделен любой гражданин РФ. Естественным является тот факт, что в силу возраста не все права могут быть реализованы, но обеспечить защиту таких прав, как право на жизнь, обязано государство на основании Конституции РФ и Декларации прав ребенка.

В государстве предусмотрен ряд прав, направленных на защиту только детей. Те, в свою очередь, могут рассчитывать на предоставление этого права и со стороны уполномоченного по правам ребенка.

Права детей в России:

  • право иметь семью. Ребенок должен быть воспитан в собственной семье до тех пор, пока нахождение в ней не противоречит его интересам и не ущемляются его законные права;
  • право на общение. Непозволительно лишать ребенка возможности проводить время и общаться с обоими родителями как состоящими в браке, так и будучи в разводе. Запрещено видеться с родителем только в том случае, если так постановил суд и если такое общение грозит жизни, безопасности или неприкосновенности ребенка;
  • право на защиту — жизни, здоровья, от пагубных действий родителей и др.;
  • право иметь и выражать свое мнение. При принятии решений, касающихся интересов малыша, должно учитываться его мнение. После исполнения ребенку 10 лет, он может принимать решения касательно действий органов опеки;
  • право на фамилию, имя и отчество.

Перечисленные выше права закреплены в семейном законодательстве. Дополнительно, ребенку предоставляется возможность учиться, получить своевременную медицинскую помощь и быть защищенным от неравенства.

Защита прав ребенка в России осуществляется как самими родителями, так и следующими органами:

  • прокуратура;
  • органы опеки;
  • суд;
  • уполномоченный по правам ребенка в РФ при Президенте;
  • уполномоченные по правам ребенка в регионах РФ.

Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка

В государственной политике Российской Федерации, проблемы детства и защита прав ребенка — приоритетные задачи. После одобрения международной Конвенции странами участницами, Россия приняла на себя ряд обязательств по обеспечению достойных условий для жизни ребенка и его развития.

Была разработана специальная концепция в демографической политике государства, ключевыми задачами которой являются:

  • организация системы по защите прав и интересов несовершеннолетних;
  • модернизация работы участковых полицейских;
  • совершенствование работы сотрудников ОДН;
  • разработка, контроль и помощь в ведении деятельности омбудсмену.

Что это такое?

Уполномоченный по правам ребенка — лицо, деятельность которого направлена на защиту прав и интересов детей в РФ в любой сфере деятельности.

Введена должность уполномоченного по правам ребенка была в 2009 году по Указу Президента РФ. Первоначально на эту должность был приглашен Павел Астахов. Деятельность осуществляется на основании федеральных законов и международных документов. Уполномоченное лицо наделяется рядом прав, возможностей, перед ним ставятся задачи, требующие реализации.

Назначает уполномоченного по правам ребенка и обладает правом снять его с должности лично Президент. По закону, лицо обладает неприкосновенностью, и, исполняя свои обязанности, не может быть обыскано или арестовано.

Уполномоченный — это элемент системы, а не один человек. Наделяется рядом специальных полномочий. Должность существует как на федеральном, так и на региональном уровнях. Разница состоит в должностных обязанностях и в том, кто назначает на должность: на федеральном уровне — Президент, на региональном — местные власти. Но, как лицо при президенте, так и представители в регионах преследуют цель — защита прав и интересов несовершеннолетних.

Лицо, которое занимает должность уполномоченного по правам ребенка при президенте, должно обладать следующими качествами (несмотря на то, что в законодательстве они не прописаны черным по белому, а на должность назначает Президент):

  1. Иметь гражданство РФ.
  2. Возраст составляет не менее 30 лет, так как к этим годам личность становится более зрелой, осознавая необходимость защиты прав детей — самой уязвимой категории общества.
  3. Наличие высшего юридического образования. Защищать интересы детей сможет тот, кто разбирается в правах ребенка. Требуется, чтобы лицо разбиралось в общих правах человека, оперировало понятиями и нормами международных договоров. Требуется иметь знания не только законодательства РФ, но и правовых позиций Европейского суда по правам человека и др.
  4. Педагогические навыки и опыт работы с детьми около 5 лет. Должен владеть знаниями об основных проблемах, связанных с правами детей и защитой их законных интересов. Педагогическое прошлое способствует пониманию возрастной психологии и содействует достижению положительных результатов в работе омбудсмена.
  5. Беспорочное прошлое. Занимать должность омбудсмена не может человек, прошлое которого опорочено безнравственными поступками. Должен обладать общественным авторитетом, так как эта должность подразумевает постоянное нахождение на публике, а значит, репутация должна быть безупречна.
  6. Партийные интересы не могут быть частью деятельности омбудсмена, так как все его время и интересы должны состоять в обеспечении защиты прав детей.
  7. Уполномоченный по правам детей не сможет занимать несколько должностей, которые противоречат друг другу — член совета Федерации, представительный орган субъекта, депутат и др.
  8. Дополнительно соискателям должности уполномоченного при президенте должны предъявляться требования как и для гражданских служащих.

Продуктивная работа Уполномоченного возможна в том случае, если на законодательном уровне ему предоставляются гарантии, обеспечивающие нормальную деятельность. Условно, гарантии делятся на следующие:

  • Правовые гарантии, включающие неприкосновенность, независимость, свидетельский иммунитет, юридическую ответственность;
  • Организационные, обеспечивающие уполномоченное лицо создать собственный аппарат, необходимый для ведения эффективной деятельности. В случае необходимости дополнительной консультации, вправе созывать экспертный совет. Для получения достоверной информации и для возможности ее анализа для дальнейшего улучшения недостатков системы защиты детей, органы государственной власти, руководители, должностные лица и другие уполномоченные по вопросам защиты детей органы, должны оказывать любое содействие уполномоченному по вопросам детей при президенте, предоставлять ему любую требую информацию в любой момент времени;
  • Покрытие всех материальных нужд. Для этого требуется достойное финансовое обеспечение лица, занимающего столь важную должность.
Это интересно:  Величина индивидуального пенсионного коэффициента ипк что это

Важным представляется отметить тот факт, что на законодательном уровне должна быть предусмотрена возможность досрочного освобождения от должности уполномоченного при президенте по правам детей. Требуется это для того, чтобы в должности не находилось лицо, компетенция которого не позволяет ему выполнять ряд требуемых от него задач. Обеспечивать защиту прав несовершеннолетних, представлять законные интересы таковых в суде должно лицо, репутация которого безупречна.

Итак, основания для досрочного освобождения уполномоченного по правам детей при президенте:

  • не должным образом исполнения своих обязанностей;
  • обвинение судом в ряде недостойных дел лица;
  • письменное заявление об отказе от должности;
  • признание лица судом недееспособным;
  • совершение аморального поступка во время исполнения своих должностных обязательств, не позволяющее продолжать далее деятельность;
  • утрата гражданства или инициация процесса получения гражданства другой страны;
  • потеря способности выполнять свои должностные обязательства в течение длительного периода времени, но не менее 4-х месяцев;
  • исчезновение уполномоченного, признание его без вести пропавшим;
  • смерть Уполномоченного по правам ребенка в РФ.

Задачи омбудсмена и юридические возможности

Список приоритетных задач уполномоченного по правам несовершеннолетних при Президенте:

  • осуществление контроля за соблюдением норм Конституции, постановлений международных актов и российского законодательства касательно прав несовершеннолетних;
  • предоставление рекомендаций местным властям о том, как устранить имеющиеся неполадки или угрозу ущемления прав ряда детей;
  • обобщение полученных сведений, изучение практики для выявления возможных способов устранения причин издевательства над детьми, ущемления их прав. Имеет право привлечь специалистов и организации на договорной основе для получения нужных сведений для проведения исследований.

Для получения необходимой информации, выполняет ряд действий:

  • запрашивает у компетентных органов соответствующую информацию;
  • посещает организации и предприятия, деятельность которых связана с несовершеннолетними;
  • требует отчета и объяснений у должностных лиц.

В ситуациях, когда на территории введена чрезвычайная ситуация, уполномоченному не может быть воспрещен доступ к информации, касающейся благополучия несовершеннолетних.

Уполномоченный несмотря на широкие полномочия, не заменяет собой такие институты, как органы опеки, суд или др. Но, при необходимости, может обратиться в суд с заявлением.

Специфика работы

В сферу деятельности уполномоченного по правам ребенка входит рассмотрение жалоб от граждан по поводу работы различных структур и органов — местные структуры, государственные служащие и должностные лица. Омбудсмен предоставляет консультацию лицам, которые хотят обратиться в международные институты — Гаагский суд, Комитет ООН и др. Подать жалобу на рассмотрение уполномоченному при президенте РФ по правам детей могут как граждане России, так и иностранные лица и граждане, не имеющие российского гражданства.

Малолетний, чьи интересы были нарушены, обращается к Уполномоченному на местном уровне. При отказе или невозможности решить проблему на местном уровне, подается жалоба Уполномоченному федерального уровня. В компетенцию этого работника входит также принятие и рассмотрение заявлений от лиц, находящихся в детских колониях. Администрация подобных органов не вправе скрывать письма и заявления подростков, желающих получить помощь омбудсмена. По закону, руководство детских колоний располагает сроком в 1 сутки для передачи документа несовершеннолетнего администрации Уполномоченного по правам ребенка при Президенте. Просмотреть письма предварительно категорически запрещается.

Отчет

О своей работе уполномоченный по правам несовершеннолетних в РФ предоставляет отчет общественности, информируя людей и госорганы о проведенной работе. Данные, предоставленные общественности, разъясняют ситуацию касательно соблюдения прав несовершеннолетних в РФ. Осуществляя положенную законом деятельность, уполномоченный по правам ребенка тесно взаимодействует с государственной властью, местной, средствами массовой информации, различными неправительственными организациями и комиссиями, осуществляющими контроль за соблюдением прав детей.

Имея возможность получать данные, анализировать, излагать собственную позицию, уполномоченный при Президенте оказывает огромное влияние на общественность. Это инструмент, с помощью которого можно донести до людей важность заботы и предоставления защиты детям.

Деятельность уполномоченных по правам ребенка в регионах РФ

В 1998 году, министерство труда при совместной деятельности с другими субъектами, начало реализацию проекта, согласно которому вводилась должность Уполномоченного по правам ребенка на местном уровне. В осуществлении реализации программы помогало ЮНИСЕФ. Посты учреждались постепенно, в различных областях страны. Позже, должность утвердили и на муниципальном уровне.

Порядок учреждения должности уполномоченного в областях, правовой статус различен. Преимущественно субъекты относятся к исполнительной власти. Назначает на должность уполномоченного в регионах глава администрации субъекта. В последние несколько лет (около 2-х лет) произошли значительные изменения, на должность омбудсменов теперь назначают представительные органы, а лицо получает парламентский статус. Возможность получить таким образом независимость от исполнительной власти дает свободу действий и помогает повысить результативность работы описанных субъектов.

Актуальность вопроса состоит в том, что на протяжении около 5 лет работы уполномоченных в регионе, ставится вопрос о должном исполнении государственными структурами по защите детей своих обязанностей. Проблема заключается не только в пренебрежении субъектами целями и задачами, поставленными перед ними, но и осознанное нарушение и ущемление прав и законных интересов несовершеннолетних. Так, полиция, прокуратура и другие соответствующие органы, которые должны обеспечивать защиту прав малолетних, первоочередной целью ставят перед собой обеспечение правопорядка. Таким образом, их работа в малой степени затрагивает интересы детей. В этом плане, уполномоченные на местном, региональном, муниципальном уровнях должны помочь и обеспечить сохранность интересов детей. Эта должность способствует созданию новой системы юридической защиты несовершеннолетних.

Ниже приведен список задач и юридических возможностей уполномоченных по правам детей в регионах:

  • обеспечить несовершеннолетним сохранность их интересов, гарантий, свободы, описанных в законе. Деятельность уполномоченных лиц дополняет и способствует развитию действующих компетентных структур по защите прав детей;
  • анализирует состояние дел в области охраны прав малолетних;
  • содействуют восстановлению ущемленных интересов малых;
  • подавать заявление в суд с просьбой возбуждения дисциплинарного или административного производства по отношению к виновным, против несовершеннолетних, лицам;
  • работают над анализом, изучением, составлением дополнений к действующим нормативным актам по защите законных прав и интересов малолетних.

Деятельность уполномоченного значительно отличается от работы прокуратуры и других компетентных органов, которые предоставляют защиту прав детей.

Отличие от прокуратуры:

  • прокуратура обладает полномочиями, которые охватывают различные направления жизни общества;
  • осуществляет контроль компетентных органов за надлежащим исполнением постановлений закона;
  • согласовывает деятельность правоохранительных структур.

Согласно имеющейся практике, несовершеннолетний, желая восстановить ущемленные права и законные интересы, не сможет это сделать, обратившись в прокуратуру. В таком случае, ему следует обратиться к уполномоченному субъекту, который в этом отношении является более доступным институтом для ребенка.

Что может сделать уполномоченное лицо по правам детей в отличие от прокуратуры:

  • детально заняться имеющейся проблемой, изучив ее должным образом;
  • найти и разработать эффективные методы решения проблемы;
  • выявить и дать огласке факты ущемления прав малолетнего;
  • вовремя отреагировать, оказав квалифицированную помощь.

Отличие деятельности уполномоченного от опекунского и попечительского совета:

  • эти компетентные органы занимаются преимущественно помощью и предоставлением защиты сиротам, оставшимся без опеки, детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • уполномоченный защищает права ребенка при взаимодействии со всеми общественными институтами.

Отличие работы уполномоченного от комиссии по делам несовершеннолетних:

  • специализируются по изучению вопросов беспризорности и разработке методов ее профилактики;
  • занимается теми подростками, которые считаются “проблемными”;
  • в их состав входят представители исполнительной власти;
  • уполномоченный работает с несовершеннолетними не только от случая к случаю, но на постоянной основе, лично изучая и пытаясь разобраться в ситуациях.

Эффективность региональных представительств

Уполномоченный по правам несовершеннолетних в субъекте имеет полное представление о положении дел в этой области. Он наделен правами лично принимать участие в решении проблем и ущемленных интересов отдельно взятого несовершеннолетнего. Уполномоченное лицо имеет общественный авторитет, что означает тщательность, с которой кто-то может получить эту должность. Требования предъявляются как к профессиональным, так и личностным качествам соискателя должности.

Заявление уполномоченному по правам ребенка в РФ

Подать заявление уполномоченному по правам ребенка может как родитель, так и опекун. Но факт подачи не означает, что заявление будет рассмотрено. Если тема заявления и описываемая проблема не является критичной, то решение вопроса будет поручено другим компетентным институтам. Уполномоченный по правам детей при президенте рассматривает те случаи, которые требуют непосредственно его вмешательства и его авторитета для решения проблемы.

Подается заявление в отделении комитета по защите прав ребенка, имеющемся в каждом городе. Первоначально, подать заявление стоит на имя уполномоченного на местном уровне. Если по какой-либо причине заявление не будет рассмотрено местными компетентными органами или будет получен отказ в рассмотрении дела, тогда подается заявление (жалоба) уполномоченному при президенте, резиденция которого в Москве. На официальном сайте представлена информация об офисе уполномоченного, где можно найти электронный адрес и фактический по месту нахождения.

Стоит заметить, что конфликты с учителями или драки между одноклассниками не будут рассмотрены и изучены уполномоченным при президенте, а вот по поводу вопросов, изложенных ниже, омбудсмену можно подать жалобу:

  • жесткое насилие, совершенное над несовершеннолетним;
  • смерть ребенка при невыясненных обстоятельствах, отказ местных уполномоченных органов расследовать случай;
  • ущемляются права ребенка по получению достойного образования;
  • ущемляется право на свободу и др.

Написать заявление могут как родители или лица, имеющие отношение к воспитанию ребенка, так и лица, наблюдающие ситуацию со стороны (соцработники, учителя). Любой гражданин, который видит неблагополучие в семье, отсутствие возможности получения воспитания и необходимого для жизни в ней, но при этом родителей не лишают родительских прав, может подать заявление уполномоченному при президенте. Не имея практики соответствующего составления и подачи заявления уполномоченному лицу по правам детей, неравнодушный человек, желая помочь ребенку, может обратиться к социальным работникам, у которых имеется вся необходимая информация и адреса, по которым можно написать заявление.

Если социальный работник не может решить проблему путем собственного вмешательства в ситуацию, он располагает правом непосредственно написать уполномоченному при местном управлении или лицу при президенте.

Решение по жалобам

Омбудсмен располагает правом принять акт о начале производства или отказать в этом. По закону, относительно принятия жалоб уполномоченный по правам детей наделен следующими возможностями:

  • может рассмотреть обращение, если заявитель ранее обращался в уполномоченные и компетентные по вопросам детей структуры, но результатом проведенной работы остался недоволен. Срок обращения в данной ситуации — не позднее года с момента нарушения прав несовершеннолетнего или с даты, когда он или ответственные за опеку и попечительство лица узнали об этом;
  • ответственное лицо может перенаправить заявителя в те институты, которые занимаются его проблемой в первую очередь;
  • предусмотрены случаи, когда уполномоченный по правам детей самостоятельно перенаправляет жалобу заявителя в компетентные инстанции, способные ему помочь в решении проблемы.

В случае, когда омбудсмен отказывается принять обращение к рассмотрению, заявителю сообщается об этом в 10-дневный срок. Если обращение и жалоба принята, орган, работа которого подлежит обжалованию, уведомляется об этом.

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

Уполномоченный по правам ребенка в Российской федерации

Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации

19 декабря 2019 года

21 декабря 2019 года

Статья 1. Общие положения

Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее — Уполномоченный), а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

Статья 2. Деятельность Уполномоченного

1. Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный содействует:

1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;

2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей;

3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;

Это интересно:  Повышение мрот с 1 мая 2020 года

4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.

3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов детей, не отменяет полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.

Статья 3. Назначение на должность Уполномоченного. Прекращение полномочий Уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.

Статья 4. Требования к Уполномоченному

1. Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности.

2. Уполномоченный не может быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

3. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

4. Уполномоченный обязан прекратить несовместимую с его статусом деятельность в течение четырнадцати дней со дня назначения на должность.

Статья 5. Основные задачи Уполномоченного

Основными задачами Уполномоченного являются:

1) обеспечение защиты прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;

2) содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;

3) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами;

4) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений;

5) предупреждение нарушения прав и законных интересов детей, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;

6) участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей.

Статья 6. Полномочия Уполномоченного

1. Уполномоченный в целях реализации возложенных на него задач:

1) направляет в государственные органы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в пределах своей компетенции об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

2) направляет членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов, о внесении в законодательные акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;

3) направляет руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если эти акты и решения нарушают права и законные интересы детей, либо о внесении в эти акты и решения изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;

4) обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

5) участвует по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей;

6) направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по устранению указанных нарушений, а также о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

7) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей, а также получает от указанных органов, организаций и лиц соответствующие разъяснения;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. Административное исковое заявление, предусмотренное пунктом 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не облагается государственной пошлиной.

3. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей;

3) без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;

4) привлекать для выполнения экспертных и научно-аналитических работ в области защиты прав и законных интересов детей научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.

4. Руководители либо лица, временно исполняющие их обязанности, иные должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и органов, исполняющих наказания, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного.

5. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказания, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны предоставить Уполномоченному в течение пятнадцати дней со дня поступления запроса Уполномоченного необходимые сведения, документы и материалы. Ответ на запрос Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому непосредственно был адресован запрос, либо лица, временно исполняющего его обязанности.

Статья 7. Рассмотрение Уполномоченным обращений

1. Уполномоченный рассматривает обращения граждан (в том числе несовершеннолетних), объединений граждан, организаций (далее в настоящей статье — заявители), содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, а также в порядке, утвержденном Уполномоченным.

2. Обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрациями мест принудительного содержания и в течение двадцати четырех часов направляются Уполномоченному.

3. Уполномоченный рассматривает по существу обращение, содержащее предложение, заявление, жалобу или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, либо разъясняет заявителю, какие средства могут быть использованы для защиты прав и законных интересов детей, либо направляет обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение обращения.

4. О результатах рассмотрения обращения Уполномоченный извещает заявителя.

Статья 8. Ежегодный доклад Уполномоченного

1. Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.

2. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и официальному опубликованию в «Российской газете».

Статья 9. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей

1. Уполномоченный в пределах своих полномочий осуществляет взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и иными должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей.

2. Уполномоченный в целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации:

1) осуществляет координацию деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, направленной на реализацию единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей;

2) оказывает уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;

3) имеет право создать в качестве консультативного и совещательного органа координационный совет уполномоченных по правам ребенка.

Статья 10. Общественные представители. Экспертные, консультативные и иные совещательные органы

1. Уполномоченный имеет право назначать общественных представителей.

2. Уполномоченный имеет право создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их работе должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций.

Статья 11. Место постоянного нахождения и финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного

1. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

2. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Статья 12. Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, невыполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного и воспрепятствование его деятельности в иной форме влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации

1. Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами.

Это интересно:  Отмена призыва в армию в России

2. Должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.

3. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории субъекта Российской Федерации.

4. Правовое положение, основные задачи и полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.

5. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.

6. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.

7. Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 14. Полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации

1. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации:

1) осуществляет мониторинг и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации;

2) содействует эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в субъекте Российской Федерации;

3) принимает в пределах своих полномочий меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей.

2. По окончании календарного года уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и Уполномоченному доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.

3. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации при осуществлении своей деятельности имеет право:

1) запрашивать и получать от территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) посещать территориальные органы федеральных государственных органов, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенные на территории субъекта Российской Федерации;

3) посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;

4) обращаться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;

5) направлять в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления мотивированные предложения об издании (принятии) нормативных правовых актов, о внесении в нормативные правовые акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей, признании нормативных правовых актов утратившими силу или приостановлении их действия в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;

6) направлять высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случаях, если эти акты нарушают права и законные интересы детей;

7) самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проводить проверку информации, изложенной в обращении на имя уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, содержащем жалобу, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей;

8) участвовать в пределах своих полномочий в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации.

4. Помимо прав, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации имеет иные права, предусмотренные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в том числе право безотлагательного приема руководителями либо лицами, временно исполняющими их обязанности, иными должностными лицами территориальных органов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Деятельность уполномоченного по правам ребенка в России

Сложность в защите детских прав связана с тем, что нарушения в этой сфере носят системный характер. Законодатель принял усиленные меры для решения данной проблемы. Однако возникает необходимость принятия дополнительных ресурсов. Институт Уполномоченного по правам ребенка является одной из самых молодых организаций по защите детских интересов в стране. Какие функции выполняет омбудсмен, и на какую реальную помощь могут рассчитывать несовершеннолетние?

История появления должности

Мировое сообщество пришло к мнению, что дети нуждаются в особой защите, далеко не сразу. Только в 1946 году был создан Детский фонд ООН, впервые заявивший о том, что несовершеннолетние должны быть выделены в отдельную категорию граждан, нуждающихся в особом внимании со стороны государственных органов и дополнительной защите.


В 1990 году СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка. Это стало первым шагом к появлению перечня прав и обязанностей несовершеннолетних, существующих в настоящее время. Для контроля над соблюдением детских интересов на международном уровне, был образован Комитет по правам ребенка.

Каждая страна, ратифицировавшая Конвенцию, учредила должность омбудсмена. В Российской Федерации – это Уполномоченный по правам ребенка. Этот специалист не входит в систему государственных органов. При этом в настоящее время сформирована иерархичная структура омбудсменов РФ. Ее возглавляет Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации. В каждом субъекте учреждается региональная должность.

Важно! В последнее время каждая школа вводит специалиста по защите детских прав в образовательном учреждении.

Задачи и полномочия омбудсмена

Защита детских прав требует активной деятельности, поэтому назначенное лицо наделяется широким перечнем полномочий. Они не прописаны законодательством РФ, так как основываются на международных нормативных актах. Кратко рассмотрим список задач:

  • Контролировать исполнение законодательных актов, содержащих положения о защите прав несовершеннолетних. В том числе – Декларация о правах ребенка, Конституция РФ, Семейный и Гражданский кодекс.
  • Выявлять и рекомендовать к устранению факты нарушения детских интересов.
  • Практическая юридическая деятельность с участием сторонних специалистов для защиты прав детей.

Важно! Правом на обращение к омбудсмену обладают дети, вне зависимости от возраста.

Для надлежащего исполнения задач, уполномоченное лицо наделяется особенными полномочиями. При этом их круг должен быть значительно шире, чем у государственных органов, осуществляющих деятельность в данной сфере.

Например, для проведения внеплановой проверки организации для детей-сирот, управлению регионального министерства необходимо получить согласие прокуратуры субъекта РФ. Для этого к заявлению нужно приложить поступившую жалобу или другой зафиксированный сигнал о нарушении детских прав.

Омбудсмен не нуждается в подобных разрешениях и может посещать любые специализированные учреждения для детей, включая воспитательные колонии и профессиональные образовательные организации.

Уполномоченный по правам ребенка может запросить в рамках своей деятельности любую информацию у должностных лиц, проверяемых учреждений. Каждая организация обязана отвечать на запросы омбудсмена в установленные законом сроки.

Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ

Федеральный омбудсмен по правам ребенка назначается и освобождается лично Президентом РФ. Лицо, назначенное на данную должность, обладает неприкосновенностью на протяжении всего периода деятельности. То есть не может быть обыскан или арестован, находиться под следствием или обвиняться в совершении преступления.

Важно! Если на территории вводится режим чрезвычайного положения, Уполномоченный по правам ребенка должен продолжать осуществлять свою деятельность и не покидать страну.

Омбудсмен является отдельной правовой единицей и не заменяет действий отделов опеки, прокуратуры или суда. Его функционирование осуществляется параллельно. При этом он имеет право подать исковое заявление о восстановлении нарушенных прав несовершеннолетнего.

Основная деятельность уполномоченного лица состоит не только в решении вопросов федерального значения (законодательная инициатива), но и в рассмотрении частных жалоб. Подать заявление о помощи в восстановлении нарушенных прав детей могут граждане со всей территории РФ.

Другие уполномоченные по правам ребенка в РФ

Каждый регион станы вводит на своей территории аналогичную должность, с таким же перечнем задач и полномочий, действующих в определенном субъекте. Порядок функционирования региональных Уполномоченных по правам ребенка может быть различным в зависимости от законодательства субъекта.

Важно! В настоящее время нормативными актами РФ закреплена возможность объединять должности регионального Уполномоченного по правам человека и по правам ребенка.

Региональный омбудсмен назначается руководителем субъекта РФ и финансируется из соответствующего бюджета. Однако он находится в прямом подчинении Уполномоченного по правам ребенка при Президенте и является его представителем на своей территории.

Все жалобы, адресованные федеральному омбудсмену, направленные ему письмом или на сайт, автоматически перенаправляются в соответствующий регион для решения вопроса на месте. Для чего специалисты запрашивают информацию во все заинтересованные ведомства и формируют ответ.

Важно! Жалоба обязательно должна содержать данные заявителя и обратный адрес. Анонимные письма остаются без рассмотрения.

Дети, имеющие право на государственную поддержку

Отличием института Уполномоченного по правам ребенка является защита интересов детей всех категорий. При необходимости за помощью могут обратиться как сироты и оставшиеся без попечения родителей, так и инвалиды, дети с нарушенными образовательными правами, приемные, а также любые другие несовершеннолетние.

Список вопросов, решением которых занимается омбудсмен, невероятно велик. Основной причиной этого является слабая правовая защищенность детей. Отдельные вопросы, находящиеся на контроле:

  • социальное сиротство и жестокость к приемным детям со стороны общества;
  • необоснованное изъятие несовершеннолетних из кровных семей;
  • снижение возраста уголовной ответственности;
  • аборты среди несовершеннолетних;
  • сексуальное насилие;
  • торговля детьми для замещающих семей;
  • снижение брачного возраста;
  • беби-боксы;
  • суициды среди несовершеннолетних;
  • отказ в оказании медицинской помощи детям;
  • похищения;
  • оставление в опасности;
  • распространение информации, представляющей опасность для детской психики.

Это далеко не полный перечень вопросов, которыми занимается омбудсмен. Деятельность уполномоченного по правам ребенка в первую очередь направлена на то, чтобы ни один несовершеннолетний не остался без защиты.

Конечно, активная работа омбудсмена находится в непосредственном взаимодействии с другими официальными органами, отвечающими за охрану детских прав. Достижения уполномоченного не умаляет заслуги органов опеки, прокуратуры, отделов социальной защиты, общественных организаций и других специалистов. Однако появление данного института помогает систематизировать работу в данном направлении, заявить о ее важности, открыто сказать о проблемах, скрываемых обществом.

Статья написана по материалам сайтов: pfgfx.ru, docs.cntd.ru, famadviser.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector