+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Уважительные причины для вступления в брак

1. Сохраняя в целом прежний порядок заключения брака, СК вносит в него

в ряд принципиальных изменений.

В части 1 п.1 комментируемой статьи воспроизводятся положения КоБС о

том, что заключение брака производится в личном присутствии вступающих в брак

лиц по истечении месячного срока со дня подачи ими заявления в органы загса.

Подача заявления в органы загса сама по себе никаких правовых последствий

не имеет и никоим образом не связывает лиц, подавших такое заявление. Каждый

из них вправе в любое время до регистрации брака отказаться от вступления

СК не содержит никаких указаний относительно того, должны ли оба вступающих

в брак лица присутствовать лично в момент подачи заявления в органы загса.

Такое требование содержится в п.21 Инструкции о порядке регистрации актов

гражданского состояния в РСФСР, утвержденной Постановлением Совета Министров

РСФСР 17 октября 1969 г. N 592 (СП РСФСР, 1969, N 22, ст.123). Столь жесткие

требования к порядку подачи заявления вряд ли являются всегда обоснованными.

В принципе должна быть признана допустимой возможность подачи заявления о

вступлении в брак одним из будущих супругов при условии, что заявление другого

супруга было подписано им лично и нотариально удостоверено в установленном

законом порядке (ст.35, 36, 80 Основ законодательства РФ о нотариате от 22

июля 1993 г.). Такая ситуация может возникнуть в связи с невозможностью для

вступающих в брак заполнить одновременно заявление о вступлении в брак и совместно

подать его в орган загса (например, если будущие супруги находятся в разных

местах и совместная подача заявления для них затруднительна). Практика уже

сейчас идет по такому пути: заявление принимается от одного из вступающих

В отличие от возможности подачи в органы загса заявления о заключении

брака одним из супругов при наличии нотариально удостоверенной подписи другого

супруга, регистрация брака в отсутствие одной из сторон абсолютно недопустима.

Для регистрации брака оба будущих супруга должны явиться в органы загса обязательно

лично. Требование личного присутствия вступающих в брак во время регистрации

брака содержится в тексте комментируемой статьи. Оно исключает возможность

заключения брака через представителя или на основании нотариально удостоверенного

заявления о вступлении в брак одного из будущих супругов, представленного

другим супругом или отправленного по почте.

Законодательство подавляющего большинства зарубежных стран, регулирующее

процедуру заключения брака, также предполагает обязательное личное присутствие

обоих вступающих в брак. В отдельных странах, однако, допускается возможность

заключения брака через представителя (например, в Аргентине).

2. Установление месячного срока с момента подачи заявления о вступлении

в брак и до момента его регистрации преследует цель дать вступающим в брак

определенное время для проверки серьезности своих намерений стать мужем и

женой и, следовательно, направлено на предотвращение легкомысленных и поспешных

браков. Одновременно этот срок предоставляет возможность любым заинтересованным

лицам заявить о наличии препятствий к регистрации брака между конкретными

лицами (например, если одно из них уже состоит в зарегистрированном браке).

Бремя доказывания наличия препятствия к регистрации данного брака лежит в

таком случае на лице, сделавшем соответствующее заявление. В обязанности органов

загса входит проверка достоверности сведений заявителя.

Установление определенного срока до заключения брака в той или иной форме

известно законодательству практически всех без исключения зарубежных стран.

Этот срок, называемый отлагательным, также преследует двоякую цель: являясь,

с одной стороны, сроком на размышление, он одновременно позволяет выявить

имеющиеся препятствия к заключению брака. (Об этом подробнее см.: И.Хадерка.

Вступление в брак. Правовые аспекты. М., 1980, с.34-42.) По существу это является

составной частью процедуры оглашения, берущей свое начало еще в каноническом

праве и обеспечивающей гласность брака и предоставляющей возможность заинтересованным

лицам предъявить свои возражения. Эта процедура состоит в оглашении имен вступающих

в брак, которое производится в случае церковного брака в церкви во время воскресных

служб, а при гражданской форме — в государственных органах, осуществляющих

регистрацию брака, путем вывешивания на видном месте соответствующей информации

о предполагаемом браке, содержащей все данные о будущих супругах. Поэтому

светский аналог оглашения называют также публикацией.

СК, как и прежнее законодательство (ст.14 КоБС), предусматривает при

определенных обстоятельствах возможность сокращения месячного срока. Однако,

в отличие от принятого ранее, в комментируемой статье проводится дифференцированный

подход к решению этого вопроса в зависимости от того, какими причинами обосновывается

необходимость сокращения этого месячного срока.

Часть 2 п.1 комментируемой статьи позволяет органу загса зарегистрировать

брак до истечения месячного срока при наличии уважительных причин. Причины,

которые орган загса может признать уважительными и по которым он может разрешить

регистрацию брака до истечения установленного срока, могут быть самыми разнообразными.

Поэтому законодатель не дает даже их примерного перечня, предоставляя таким

образом и самим вступающим в брак, и органу загса максимум свободы. Безусловно,

к числу таких уважительных причин должны быть отнесены и беременность невесты,

и рождение ею ребенка, и призыв жениха для службы в армии, и срочный выезд

в командировку, и то обстоятельство, что вступающие в брак лица уже давно

состоят в фактических брачных отношениях. Однако данным перечислением список

не исчерпывается. Любые причины могут быть признаны уважительными органом

По сравнению с КоБС, предусматривавшим возможность увеличения месячного

срока регистрации брака до трех месяцев, СК устанавливает, что общий срок

регистрации брака с момента подачи заявления с учетом увеличения не должен

превышать двух месяцев. По этому поводу комментируемая статья также не содержит

никакого примерного перечисления уважительных причин. Это могут быть самые

различные, в том числе сугубо бытовые мотивы, например, желание лучше подготовиться

к свадьбе, закончить срочную работу, дождаться приезда родителей или близких

друзей и т.п. обстоятельства.

Уважительные причины, обусловливающие необходимость сокращения или увеличения

месячного срока, могут возникнуть как до, так и после подачи заявления о заключении

брака. Поэтому то обстоятельство, что дата регистрации брака уже назначена,

не является основанием для отказа в ее переносе. В таком случае при удовлетворении

заявления об изменении срока должна быть просто согласована совместно со вступающими

в брак лицами новая дата.

Российское семейное законодательство никогда не содержало никаких указаний

относительно того, кто может обратиться в органы загса с просьбой о сокращении

или продлении месячного срока. Отсюда делался вывод, что с такой просьбой

могли обратиться не только сами вступающие в брак, но и их родители, а в отдельных

случаях — также и государственные, и общественные организации (см.: В.А.Рясенцев.

Семейное право. М., 1971, с.79-80.) Представляется, что этот вопрос должен

решаться по-разному в зависимости от того, идет ли речь о сокращении или об

увеличении месячного срока. С заявлением о сокращении этого срока, очевидно,

могут обратиться только сами вступающие в брак. Возможность обращения с заявлением

о продлении месячного срока может быть предоставлена более широкому кругу

лиц, в первую очередь включающему, безусловно, родителей. Однако возможны

и иные ситуации, когда с заявлением о продлении срока обращаются посторонние

вступающим в брак лица или представители государственных или иных органов

(например, если психическое здоровье одного из вступающих в брак вызывает

сомнение, и дело о признании этого лица недееспособным находится на рассмотрении

суда, с соответствующим заявлением может обратиться и орган здравоохранения,

Уважительные причины, объясняющие желание вступающих в брак лиц сократить

месячный срок регистрации брака, должны быть подтверждены соответствующими

документами (справкой из медицинского учреждения о беременности, справкой

с места работы о направлении в командировку, отпускным удостоверением и т.д.).

Что касается увеличения месячного срока, то требовать каких-либо подтверждающих

документов представляется нецелесообразным. Органу загса должно быть вполне

достаточно соответствующего убедительного заявления.

В части 3 п.1 комментируемой статьи впервые специально выделяются особые

обстоятельства, позволяющие органу загса зарегистрировать брак непосредственно

в день подачи заявления. Это должны быть уже не просто уважительные причины,

а исключительные обстоятельства, которые обусловливают или оправдывают необходимость

незамедлительной регистрации брака. В этой связи СК не устанавливает никакого

закрытого перечня, однако для ориентира называет три наиболее типичные ситуации,

когда может возникнуть необходимость в незамедлительной регистрации: если

невеста ждет ребенка, если у нее уже родился ребенок или если жизни одной

из сторон угрожает непосредственная опасность.

То обстоятельство, что беременность невесты и рождение у нее ребенка

названы в части 3 п.1 в качестве фактов, обосновывающих возможность незамедлительной

регистрации брака, не является основанием для отказа в сокращении срока регистрации

брака в соответствии с частью 2 п.1 комментируемой статьи (уважительные причины).

В данном случае у вступающих в брак есть право выбора: просить сокращения

срока регистрации брака или регистрации брака в день подачи заявления, — в

зависимости от того, что им удобнее.

Случаи, когда жизни одной из сторон угрожает опасность, могут быть разнообразными.

К числу таких ситуаций, без сомнения, будет относиться отъезд в сложную и

опасную экспедицию, отъезд в район боевых действий в любом качестве (военнослужащего,

журналиста, политического деятеля и др.), предстоящая опасная операция и другие

подобного рода особые обстоятельства.

Особые обстоятельства, приводимые вступающими в брак лицами в обоснование немедленной регистрации брака, как и уважительные причины, о которых речь

идет в ч.2 данного пункта, должны быть подтверждены соответствующими документами

(справкой медицинского учреждения о беременности, справкой медицинского учреждения

или органа загса о рождении ребенка, справкой о планируемой опасной операции,

справкой из военкомата или с места работы о направлении в район боевых действий,

Это интересно:  Величина мрот с 1 мая 2020

в опасный регион или опасную поездку и т.д.). При этом в случае рождения у

невесты ребенка для регистрации брака в день подачи заявления не требуется,

чтобы оба вступающих в брак были уже зарегистрированы в качестве родителей

ребенка (он может быть либо вообще еще не зарегистрирован, либо зарегистрирован

как рожденный одинокой матерью).

Рассмотренные выше положения п.1 комментируемой статьи не предоставляют

вступающим в брак безусловного права требовать сокращения срока регистрации

брака или регистрации брака в день подачи заявления при наличии предусмотренных

законом причин или обстоятельств. Вопрос решается органом загса по существу

в каждом конкретном случае отдельно с учетом всех обстоятельств дела.

3. Порядок государственной регистрации брака установлен в соответствии

с правилами регистрации актов гражданского состояния. До принятия федерального

закона об актах гражданского состояния порядок регистрации брака определяется

в соответствии с положениями раздела IV Акты гражданского состояния» КоБС,

который действует в части, не противоречащей СК (см. п.2 ст.168 СК и комментарий

к нему). Поэтому до принятия названного выше закона следует руководствоваться

положениями главы 14 и ст.150 КоБС и Инструкцией о порядке регистрации актов

гражданского состояния в РСФСР 1969 г. (см.: Комментарий к Кодексу о браке

и семье РСФСР. М., 1982*(2)).

4. В соответствии с Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений,

нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. каждый гражданин

вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями

или решениями государственных органов или должностных лиц нарушены его права

и свободы. К таким действиям или решениям государственных органов и должностных

лиц, указанный Закон относит в том числе действия и решения, в результате

которых нарушаются права и свободы гражданина или создаются препятствия осуществлению

им его прав и свобод (ст.1 и 2). Неправомерный отказ органа загса в регистрации

брака нарушает либо создает препятствия осуществлению лицом, обратившимся

с заявлением о регистрации брака, одного из основных прав гражданина — права

на вступление в брак и образование семьи. Поэтому п.3 комментируемой статьи

предоставляет лицу, желающему вступить в брак, право обжаловать в суд отказ

органа загса в регистрации брака.

Данное положение нуждается в расширительном толковании и должно охватывать

в том числе случаи необоснованного отказа органа загса сократить или увеличить

срок регистрации брака при наличии уважительных причин, а также необоснованного

отказа зарегистрировать брак в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств.

Жалоба может быть подана по усмотрению гражданина в суд либо по месту

жительства, либо по месту нахождения органа загса (ст.4 названного выше Закона).

Условия заключения брака и препятствия к вступлению в брак.

Для того чтобы брак породил юридические последствия, необ­ходимо соблюсти определенные условия, указанные в законо­дательстве. К таким условиям относятся следующие.

1. Взаимное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак. Прежде всего из текста данной нормы следует, что в Россий­ской Федерации может быть зарегистрирован брак только между разнополыми лицами. Согласие вступающих в брак проявляется в том, что жених и невеста лично подают в орган загса совместное заявление о желании вступить в брак. Кроме того, согласие вступить в брак выясняется во время самой процедуры заключения брака. Не допускается заочное заключение брака. В том слу­чае, если один из супругов болен, допускается регистрация брака на дому.

Отсутствие взаимного согласия имеет место в том случае, ко­гда согласие получено в результате принуждения, обмана, заблу­ждения или невозможности в силу физического, психического и проч. состояния в момент государственной регистрации заклю­чения брака понимать значение своих действий и руководить ими.

2. Достижение брачного возраста. В России брачный возраст устанавливается в 18 лет. При наличии уважительных причин ор­ганы местного самоуправления по просьбе лиц, желающих всту­пить в брак, вправе разрешить вступить в брак лицам, достиг­шим возраста 16 лет. Однако практика показывает, что сниже­ние возраста (диспенсация) производится и без уважительных причин. Законами субъектов РФ могут быть предусмотрены слу­чаи, когда с учетом особых обстоятельств может быть разрешено вступление в брак до достижения 16 лет. В ряде субъектов РФ соответствующие нормативные акты уже приняты, что позво­лило в ряде случаев (например, при беременности) защитить интересы несовершеннолетнего.

С момента заключения брака несовершеннолетний приобре­тает дееспособность в полном объеме.

Закон также предусматривает ряд препятствий к вступлению в брак.

1. Лицо, вступающее в брак, не должно состоять в другом за­регистрированном браке. Брак, заключенный при наличии дру­гого нерасторгнутого брака, является недействительным. Дан­ные положения составляют основу принципа моногамии.

В Госдуме Российской Федерации обсуждались законопроек­ты, предлагающие отказаться от данного принципа. Внесение со­ответствующих изменений в СК РФ обосновывалось многонацио-нальностью Российской Федерации, несправедливостью навязы­вания европейской культурной традиции народам, исповедующим ислам.

Следует иметь в виду, что юридическое признание полигам­ных браков выгодно прежде всего женщине и ее детям, поскольку означает предоставление им определенных правовых гарантий (возможность установления отцовства, прав на имущество). Само по себе отсутствие такого признания не препятствует лицу с ины­ми традициями семейственности создавать фактические полигам­ные семьи, в которых, однако, наиболее слабый супруг оказыва­ется абсолютно незащищенным.

2. Не допускается заключение брака между близкими родственниками. Семейный кодекс в данном случае под близкими род­ственниками понимает родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, бабушку, дедушку и внуков), полнородных и неполнородных братьев и сестер. Под полнородными братьями и сестрами понимаются такие братья и сестры, которые имеют общими и отца, и мать, а под непол­нородными — единокровных, имеющих общими только мать.

В основе данного запрета лежит распространенная практи­чески у всех народов культурная традиция, основанная на на­блюдении о биологической нежизнеспособности детей, рож­дающихся в близкородственных браках. Историческое развитие данного принципа в некоторых странах привело к запрету бра­ков даже между свойственниками (родственниками супругов). По российскому законодательству допускается заключение бра­ка даже между двоюродными братьями и сестрами.

Не допускается заключение брака между усыновителями и усыновленными. Такое положение обусловливается тем фактом, что усыновленные дети по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отноше­нию к усыновленным детям приравниваются к родственникам по происхождению. Однако теоретически возможно заключение брака между бывшими усыновителем и усыновленным при отмене усыновления.

Обстоятельством, препятствующим заключению брака, яв­ляется также недееспособность одного из лиц, вступающих в брак, установленная вступившим в законную силу решением суда. Важно отметить, что лицо должно быть признано недееспособным еще до вступления в брак, только в этом случае суд может признать заключенный брак недействительным по этому осно­ванию. Наличие психического заболевания само по себе не пре­пятствует заключению брака.

Если лицо признано недееспособным уже после вступления в брак, то в этом случае другой супруг получает право на развод в упрощенном порядке в органах загса по одностороннему за­явлению.

Запрет законодателя на вступление в брак недееспособным лицам вызван тем фактом, что, во-первых, многие серьезные психические заболевания, служащие основанием для призна­ния лица недееспособным, передаются по наследству, государ­ство не хочет способствовать увеличению психически больных людей. Во-вторых, недееспособный человек не может сформи­ровать волю и дать осознанное согласие на вступление в брак. В том случае, если у лица наблюдается стойкое улучшение его психического состояния, оно сначала должно пройти процеду­ру судебного восстановления дееспособности и лишь затем вступать в брак.

Признание брака недействительным. При нарушении любого из перечисленных условий заключения брака либо при нали­чии указанных препятствий брак признается недействитель­ным.

Кроме того, брак может быть признан недействительным в следующих случаях:

если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции. В этом случае брак может быть признан недействительным по требованию другого, потерпевшего лица;

при заключении фиктивного брака.

Фиктивный брак — это брак, зарегистрированный супругами либо одним из них без намерения создать семью.

При этом, как представляется, закон имеет в виду семью в социологическом смысле, как определенного рода духовную общность. Цель заключения фиктивного брака, как правило, меркантильна: получение жилплощади, наследства, прописки, гражданства, уклонение от налогов и т. д. При этом, однако, отсутствие намерения создать семью следует отличать от брака, в который супруги вступают пусть и по разного рода корыстным мотивам, но тем не менее преследуя цель создать семью (так называемый брак по расчету).

Как видим, нащупать грань между обычным и фиктивным браком довольно трудно, что обусловливает чрезвычайную сложность при рассмотрении дел о признании фиктивного бра­ка недействительным. Отсутствие намерения создать семью, как правило, почти не поддается доказыванию. Само по себе раздельное проживание супругов не свидетельствует о фиктив­ности брака.

Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зареги­стрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом факти­чески создали семью.

Наличие оснований недействительности брака не приводит автоматически к признанию брака недействительным. Призна­ние брака недействительным производится только судом. Суд, в свою очередь, может признать брак действительным, если к мо­менту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствова­ли его заключению. Суд может отказать в иске о признании не­действительным брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершенно­летнего супруга, а также при отсутствии его согласия на при­знание брака недействительным. Наконец, важно отметить, что иск о признании брака недействительным имеют право предъяв­лять только указанные в законе лица. Лицо, виновное в заключе­нии недействительного брака, как правило, не имеет такого права.

Это интересно:  Сроки исковой давности в гражданском праве таблица

Чем отличается признание брака недействительным от рас­торжения брака (развода)?

Развод является способом прекращения супружеских отно­шений на будущее время. При этом СК РФ предоставляет быв­шему супругу ряд прав, в частности право на раздел совместно нажитого имущества, по правилам, предусмотренным брачным договором или Семейным кодексом, при определенных обстоя­тельствах — право на получение алиментов, право пользоваться общей фамилией, жилищем и т. п.

Признание же брака недействительным прекращает супружеские отношения не только на будущее, но и на прошлое время, т. е. обладает обратной силой. Брачные отношения прекраща­ются с момента регистрации брака, их как бы вообще не суще­ствовало. Другими словами, брак, признанный судом недейст­вительным, вообще не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных Семейным кодексом. К имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействи­тельным, применяются правила Гражданского кодекса РФ об общей долевой собственности.

Однако чаще всего один из супругов, вступивших в брак, при­знанный недействительным, в момент заключения брака не зна­ет о наличии обстоятельств, дающих повод для признания брака недействительным (добросовестный супруг). Он является потер­певшей стороной, и поэтому суд вправе признать за ним право на получение от другого супруга алиментов, право на раздел совместно нажитого имущества по правилам об общей собственности, а также право на возмещение причиненного ему материального и мораль­ного вреда. Кроме того, добросовестный супруг при признании брака недействительным вправе сохранить фамилию, избранную им при государственной регистрации брака.

Признание брака недействительным не влияет на права де­тей, родившихся в таком браке или в течение трехсот дней со дня признания брака недействительным. В этом случае уста­навливается презумпция отцовства недействительного супруга. Таким образом, дети сохраняют право на воспитание, матери­альное содержание, наследство после смерти родителя, родите­ли являются законными представителями ребенка и др.

Разрешение органа опеки и попечительства на вступление в брак

Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга
  • МФЦ
  • Традиционный способ

Общее описание

Лица, достигшие возраста 16 лет и желающие вступить в брак до достижения 18 лет, при наличии уважительных причин (беременность, рождение ребенка, фактические брачные отношения и др.) могут представить заявление о получении разрешения органа опеки и попечительства на вступление в брак в орган местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт‑Петербурга (далее — Местная администрация) по месту жительства (заявление могут представить их уполномоченные представители).

Орган местного самоуправления Санкт‑Петербурга принимает решение коллегиально — вопрос о признании причин уважительными в каждом случае решается индивидуально с учетом интересов несовершеннолетнего.

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Принцип предоставления услуги

Результат предоставления услуги

  1. Направление (вручение) заявителю постановления о разрешении на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.
  2. Направление (вручение) заявителю отказа в предоставлении муниципальной услуги в виде письма о невозможности исполнения запроса с указанием причин.

Срок предоставления услуги

Срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 30 рабочих дней с момента регистрации заявления.

Стоимость

Заявители

I. Получатели муниципальной услуги:

Несовершеннолетние граждане, достигшие возраста 16 лет, имеющие место жительства на территории муниципального образования, либо их уполномоченные представители, обратившиеся в подразделение Санкт‑Петербургского государственного казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — МФЦ) с запросом о предоставлении муниципальной услуги.

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением муниципальной услуги:

  1. Лица, имеющие право на получение муниципальной услуги в соответствии с п. I.
  2. Представители заявителей при предъявлении паспорта гражданина Российской Федерации или других документов, удостоверяющих личность на территории Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Лично обращается с документами в МФЦ.
  2. Подает необходимые документы и заявление от несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, по форме либо от законных представителей по форме.
  3. Получает расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты получения.
  4. В случае принятия решения о выдаче разрешения на вступление в брак — получает копию постановления (с уведомлением о результатах предоставления муниципальной услуги).
  5. В случае принятия решения об отказе в выдаче разрешения на вступление в брак — получает письмо об отказе.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием заявлений и проверка представленных документов граждан

Специалист МФЦ, ответственный за прием комплекта документов:

  1. Определяет предмет обращения.
  2. Устанавливает личность заявителя и его полномочия.
  3. Консультирует заявителя о порядке оформления заявления и проверяет правильность его оформления.
  4. Определяет необходимость и способ информирования заявителя о принятом Местной администрацией решении по предоставлению муниципальной услуги о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  5. Передает копию заявления с отметкой о необходимости подготовки межведомственных запросов специалисту Местной администрации, ответственному за подготовку и направление межведомственных запросов, а также получение ответов на них, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
  6. Проверяет наличие документов и дает их оценку на предмет соответствия перечню документов.
  7. Определяет необходимость осуществления межведомственных запросов в исполнительные органы государственной власти Санкт‑Петербурга, органы государственной власти (организации) субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, других государств, о чем на заявлении делается соответствующая запись.
  8. Ксерокопирует документы (в случае необходимости) для формирования личного дела.
  9. Заверяет электронное дело своей электронной подписью.
  10. Фиксирует факт приема документов в журнале регистрации.
  11. Выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты приема (расписка не выдается в случае поступления документов по почте, а также по информационным системам общего пользования).
  12. В случае предоставления при личном обращении заявителя неполного комплекта документов делает на заявлении запись «О предоставлении неполного комплекта документов проинформирован». Факт ознакомления заявителя с записью заверяется его подписью. Если при этом заявитель отказался от подачи заявления и потребовал возврата предоставленных документов, делает на заявлении запись «Настоящее заявление отозвано, документы возвращены заявителю» и возвращает предоставленные заявителем документы.
  13. Передает заявление и комплект документов заявителя для принятия решения специалисту Местной администрации, ответственному за подготовку решения.

II. Подготовка и направление межведомственного запроса о предоставлении документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, находящихся в распоряжении иных органов государственной власти и организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (продолжительность административной процедуры — не более 6 рабочих дней):

Специалист Местной администрации, ответственный за подготовку, направление межведомственных запросов и получение ответов на них:

  1. Определяет состав документов (информации), подлежащих получению по межведомственным запросам, и органы (организации), в которые должны быть направлены межведомственные запросы.
  2. Подготавливает проекты межведомственных запросов, в том числе в форме электронного документа.
  3. Представляет проекты межведомственных запросов на подпись лицу, уполномоченному подписывать межведомственные запросы, в том числе с использованием электронной подписи.
  4. Направляет межведомственные запросы.
  5. Получает ответы на межведомственные запросы.
  6. Анализирует документы (информацию), полученные в рамках межведомственного взаимодействия (ответы на межведомственные запросы), на соответствие направленному межведомственному запросу.
  7. Передает полученные документы (информацию) в Комиссию.

II. Принятие Комиссией решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Вызов заявителя в Местную администрацию:

Комиссия:

  1. Осуществляет объективную, полную и всестороннюю оценку комплекта документов.
  2. В случае необходимости подтверждения обстоятельств указанных в документах, поданных заявителем, либо устранения противоречий, выявленных в ходе проверки данных в указанных документах, вызывает заявителя и (или) его законных представителей на прием в Местную администрацию.
  3. Принимает решение о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Комментарий: решение Комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами Комиссии.

Секретарь Комиссии:

  1. Передает заявление, комплекта документов и протокол заседания Комиссии работнику Местной администрации, ответственному за подготовку проекта решения.
  2. Делает соответствующие отметки в журнале регистрации, в том числе в электронной форме.

III. Подготовка решения о предоставлении муниципальной услуги либо об отказе в предоставлении муниципальной услуги, информирование заявителя о результате предоставления муниципальной услуги

Специалист Местной администрации, ответственный за подготовку проекта решения:

  1. В случае принятия Комиссией решения о предоставлении муниципальной услуги готовит проект решения Местной администрации о разрешении на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет.
  2. В случае принятия Комиссией решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги готовит проект письма о невозможности исполнения запроса с указанием причин.
  3. Передает подготовленные документы Главе Местной администрации.

Глава Местной администрации:

  1. Изучает представленные документы и подписывает их.
  2. В случае несогласия — излагает замечания и возвращает указанные документы на доработку.

Сотрудник Местной администрации, ответственный за подготовку проекта решения после подписания Главой Местной администрации документов:

  1. Регистрирует их в журнале регистрации.
  2. Направляет решение Местной администрации о разрешении на вступление в брак лицам, достигшим возраста 16 лет, либо письмо о невозможности исполнения запроса с указанием причин заявителю. В случае волеизъявления заявителя получить результат предоставления муниципальной услуги в МФЦ направляет указанные документы в МФЦ для последующей передачи заявителю.

Перечень оснований для приостановления, прекращения и (или) отказа в предоставлении муниципальной услуги:

  1. Непредставление заявителем необходимых документов.
  2. Отсутствие уважительных причин для вступления в брак лица, достигшего возраста 16 лет.
Это интересно:  Господдержка малого бизнеса в 2020 году

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Заявитель в обязательном порядке представляет:

  1. Заявление от несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, по форме и от законных представителей по форме.
  2. Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет.
  3. Копия документа, удостоверяющего личность гражданина, желающего вступить в брак с несовершеннолетним, достигшим возраста 16 лет.
  4. Документ, подтверждающий наличие уважительных причин для вступления в брак (например, медицинская справка либо заключение о беременности невесты, документ подтверждающий призыв жениха в ряды вооруженных сил, свидетельство о рождении ребенка, за исключением документа, выданного на территории Санкт‑Петербурга).
  5. Согласие на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем.
  6. Справка о регистрации по месту жительства (форма №9), в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют не ГКУ ЖА или справка о регистрации несовершеннолетнего на территории муниципального образования.

II. Документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе:

  1. Свидетельство о рождении ребенка, выданное на территории Санкт‑Петербурга.
  2. Справка о регистрации по месту жительства (форма №9), в случае если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства в части, возложенной на жилищные организации, осуществляют ГКУ ЖА.

III. При обращении представителя заявителя, имеющего право на получение муниципальной услуги, дополнительно представляются:

  1. Паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность представителя лица, имеющего право на получение муниципальной услуги.
  2. Документы, подтверждающие полномочия представителя.

Организации, участвующие в предоставлении услуги

Организации, принимающие документы

Организации, принимающие решение по предоставлению услуги

Организации, выдающие конечные документы

Другие организации, участвующие в предоставлении услуги

Порядок обжалования

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Местной администрацией, должностными лицами, муниципальными служащими Местной администрации, в ходе предоставления муниципальной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления муниципальной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении муниципальной услуги;
  • нарушение срока предоставления муниципальной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении муниципальной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
  • затребование с заявителя при предоставлении муниципальной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами;
  • отказ Местной администрации, должностного лица Местной администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления муниципальной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений. Срок исправления описок, технических ошибок, допущенных при оформлении документов, не должен превышать 5 рабочих дней с момента обнаружения ошибки или получения от любого заинтересованного лица в письменной форме заявления об ошибке в записях.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется Местной администрацией по адресу и в соответствии с графиком работы.

Жалоба в письменной форме может быть направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

В электронной форме в Местную администрацию жалоба может быть подана заявителем посредством:

  • официального сайта Местной администрации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет»;
  • федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или Портала.

При подаче жалоб в электронном виде документы, указанные в пункте 5.4 административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя не требуется.

Жалоба рассматривается Местной администрацией.

Жалоба может быть подана заявителем через структурные подразделения МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Местную администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Местной администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба должна содержать:

  • наименование Местной администрации, должностного лица Местной администрации либо муниципального служащего Местной администрации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Местной администрации, должностного лица Местной администрации либо муниципального служащего;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Местной администрации, должностного лица Местной администрации, либо муниципального служащего Местной администрации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Жалоба, поступившая в Местную администрацию, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом Местной администрации, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

В случае обжалования отказа Местной администрации, должностного лица Местной администрации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы Местная администрация принимает одно из следующих решений:

  • об удовлетворении жалобы;
  • об отказе в удовлетворении жалобы.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

В ответе по результатам жалобы указываются:

  • наименование Местной администрации, рассмотревшей жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица Местной администрации, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице Местной администрации, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата муниципальной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Местной администрации.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного лица, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

Местная администрация отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы;
  • неподтверждения доводов жалобы.

Должностные лица Местной администрации обязаны сообщить гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

Сообщение о недопустимости злоупотребления правом осуществляется должностными лицами Местной администрации в течение семи дней со дня регистрации обращения об оставлении жалобы без ответа, если фамилия и почтовый адрес гражданина, подавшего жалобу, поддаются прочтению.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, gu.spb.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector