+7 (499) 322-30-47  Москва

+7 (812) 385-59-71  Санкт-Петербург

8 (800) 222-34-18  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Виды государственной социальной помощи

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться ее получателями, как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

  • 1. денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
  • 2. натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат. Под социальным пособием понимается — безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:

Во-первых: безвозмездность выплаты пособий.

Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

Во-вторых: то, что они выплачивается в фиксированных законом размерах.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи.

Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Таким образом, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.

В-третьих: они являются материальной поддержкой граждан;

Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств, одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является значительной материальной поддержкой.

В-четвертых: выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета;

В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке установленном законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон «О государственной социальной помощи» точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий.

Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии, не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.

Компенсация — возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством. Компенсация в отличие от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме.

Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь, для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь

Виды и размер государственной социальной помощи

Виды государственной социальной помощи

До принятия Федерального закона “ О государственной социальной помощи”, одним из первых нормативных актов регулирующих оказание населению социальной поддержки, стало Положение о республиканском (федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки населения, утверждённое Постановлением Правительства от 19 февраля 1992 года №121.

В соответствии с этим положением средства республиканского и территориальных фондов должны расходоваться по следующим направлениям:

  • — предоставление натуральной помощи в виде предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды обуви) бесплатно или по льготным ценам;
  • — оказание социальных услуг, в том числе на дому;
  • — организация бесплатного питания;
  • — предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий (в соответствии с медицинскими показаниями, на оплату коммунально-бытовых услуг;
  • — оказание материальной помощи в виде дополнительных выплат;
  • — обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
  • — развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
  • — создание собственных предприятий с целью организации рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью производства предметов первой необходимости, других изделий для оказания натуральной помощи, пополнения финансовых ресурсов фондов;
  • — содействие в предоставлении кредитов на строительство жилья на льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья;
  • — обеспечение текущей деятельности фондов;
  • — другие мероприятия, направленные на социальную защиту

населения. Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная на льготных условиях, оказание материальной помощи в приватизации жилья;

  • — обеспечение текущей деятельности фондов;
  • — другие мероприятия направленные на социальную защиту населения.

Таким образом, социальная помощь населению, предусмотренная вышеуказанным положением предусматривала различные виды её оказания.

В настоящее время виды государственной помощи значительно сужены. Так, например, нет таких видов оказания социальной помощи как оказание социальных услуг, в том числе на дому, организация бесплатного питания и др., но, тем не менее, такие мероприятия ещё проводятся в рамках благотворительных акций помощи нуждающемуся населению. Однако это не означает, что в настоящее время государственная социальная помощь будет оказываться в значительно меньших размерах, так как Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться её получателями как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

  • — денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);
  • — натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Денежные выплаты могут оказываться в виде социальных пособий, субсидий, компенсаций и других выплат.

Под социальным пособием понимается — безвозмездное предоставление гражданам определённой денежной суммы за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Данным пособиям присущи следующие характерные признаки:

— безвозмездность выплаты пособий;

Безвозмездность выплаты пособий означает, что полученные гражданами пособия не возвращаются ими в соответствующий бюджет, откуда они выплачивались. Следовательно, получатели пособий могут их расходовать по своему усмотрению, что является их правом, не заботясь о том, что данные денежные выплаты необходимо будет вернуть.

— выплачивается в фиксированных законом размерах;

В Федеральном законе “ О государственной социальной помощи” не указывается определённый размер выплаты пособий, однако он устанавливает предельный размер данной помощи. Размер государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко; проживающим гражданам, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина. Таким образом, размер государственной социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей, и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.

Это интересно:  Как открыть больничный лист

— являются материальной поддержкой граждан;

Как известно в настоящее время в России проживает большое количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств. одежды и др. жизненно важных средств. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является

значительной материальной поддержкой.

— выплачиваются за счёт средств соответствующего бюджета;

Федеральный закон “ О государственной социальной помощи” точно указывает, из каких бюджетов выделяются средства на выплату пособий. В соответствии со ст. 5 вышеназванного закона источниками оказания помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае недостаточности средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на оказание данного вида помощи, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Под субсидией понимается имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг.

Одним из отличительных признаков субсидий является их целевое назначение. Субсидии предоставляются гражданам с определённой целью, в свою очередь граждане, которым предоставлены субсидии не могут расходовать эти денежные средства по своему усмотрению, как например пособия, а должны расходовать денежные средства только для тех целей, для осуществления которых они были предназначены.

Компенсация — возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством.

Компенсация в отличии от пособий и субсидий предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер. Случаи предоставления компенсаций должны прямо устанавливаться законодательством.

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме. Очень часто получается так, что денег в бюджете не хватает, но местные власти, как правило, всегда имеют возможность помочь топливом, продуктами питания, одеждой, обувью, медикаментами и т.п.

Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь.

Данный факт имеет важное значение, так как в настоящее время с каждым годом дефицит бюджета увеличивается, и как следствие этого малоимущие граждане даже при наличии Закона о государственной помощи могут остаться без неё в результате того, что государственные органы будут ссылаться на нехватку денежных средств в бюджете.

Видят политические деятели и решение вопроса улучшения положения малообеспеченных групп населения, в привлечении дополнительных средств. Одним из таких путей, может смело считаться предоставляемая нашей стране гуманитарная помощь.

Гуманитарная помощь, как известно, оказывается тогда, когда необходимо поддерживать (по разным причинам) социально незащищённые слои населения. Как правило, это бывает во время стихийных бедствий, войн, катастроф, а также на сложных этапах социального и экономического развития. Сейчас такой период наступил и для России (повторно).

Получением и распределением гуманитарной помощи занимается созданная в соответствии с постановлением Правительства РФ, принятым 29 сентября 1997 года. Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве России. Она же имеет право относить к гуманитарной помощи грузы, поступающие из-за рубежа на безвозмездной основе. Это, как правило, продовольствие, товары народного потребления первой необходимости (одежда, обувь, медикаменты, медицинское оборудование).

Начиная с октября 1997 года и до сентября 1998 года для решения острейших проблем здравоохранения, образования, поддержки инвалидов и других социально незащищённых слоев населения Комиссия содействовала направлению более 30 миллионов долларов в 64 региона страны. Основными донорами, поставщиками гуманитарной помощи, были США и Германия (60%). Получали помощь в основном учреждения социальной сферы. В первую очередь должны защищаться интересы малообеспеченных людей в Российских регионах.

Что касается гуманитарной помощи в форме лекарств, то часть их будет отпускаться бесплатно, часть — продаваться. Проблема в том, что иностранцы хотят лечить по своим стандартам, но это может привести к нежелательным последствиям — привыканию к данному лекарству.

Зерно, отданное нам безвозмездно, будет продаваться, а вырученные деньги поступят в Пенсионный фонд, а также будут расходоваться на другие нужды. Появиться, таким образом, возможность ликвидировать огромный долг Пенсионного фонда перед пенсионерами. Мясо в основном должно направляться в северные регионы.

Существуют разработанные стандарты потребностей в продуктах различных слоев населения. Приоритет при оказании помощи должен отдаваться нуждающимся многодетным семьям, инвалидам, одиноким пенсионерам. Органы соцзащиты на местах располагают сведениями о среднедушевых доходах, поэтому могут сами решать, кому помощь нужна в первую очередь. Но может быть принята и заявительная форма. Однако ясно: нельзя просто механически раздавать продукты, одежду. Нужно знать и каков конечный результат гуманитарной акции. Прежде всего, необходимо руководствоваться прожиточным минимумом, помогать тем, кто имеет доход ниже этого минимума. Следует иметь в виду и то, что в списках нуждающихся могут не значиться те, кто только сейчас, стали таковыми. В 1998 году в 70 регионов России поступило 26 тыс. тонн гуманитарных грузов на сумму около 30 миллионов ЭКЮ. Гуманитарную помощь прислали более 30 стран. Не все из них можно отнести к числу ведущих государств мира. В списках стран-доноров, фигурируют и Азербайджан, Египет и даже Литва. Основными получателями гуманитарной помощи среди российских организаций-реципиентов являются учреждения социальной сферы около 60%. Ведь оказание помощи именно этим учреждениям является приоритетным в деятельности Комиссии. Среди грузов, полученных Россией, преобладали одежда и обувь (22,7% от общего количества), медицинская аппаратура (16,1%) и продовольствие (11,5%).

Как уже было сказано выше, ориентация всех социальных выплат должна производиться с учетом закона о прожиточном минимуме. Так правовая основа для организации всей государственной системы социальной помощи заложена Федеральным законом от 24. 10. 97 г. №143 ФЗ “ О прожиточном минимуме в РФ”.

По состоянию на 1 марта 1999 года, прожиточный минимум в среднем по России составил 880 рублей. Эта цифра постоянно меняется, но к сожалению не в сторону уменьшения.

Нельзя в тоже время постоянно надеяться на помощь из-за рубежа, необходимо искать средства для решения острейших проблем, прежде всего внутри самой страны.

Условия представления, формы и виды государственной социальной помощи

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России всеми правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами (кроме тех случаев, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ). Данную норму следует рассматривать в совокупности со ст. 27 Конституции РФ, которая определяет, что каждый, кто законно находится на территории РФ, обладает правами и обязанностями наравне с российскими гражданами. Естественно, что также ими должны соблюдаться соответствующие нормативные акты.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами, за исключением отдельных случаев, предусмотренных федеральным законом. В числе ограничений не содержится указания на отсутствие права на государственное социальное обеспечение в виде государственной социальной помощи.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Право на государственную социальную помощь могут иметь граждане Российской Федерации и лица, находящиеся в России на законных основаниях, а также беженцы, вынужденные переселенцы, иностранные граждане и лица без гражданства при соблюдении ими условий на получение такой помощи.

Согласно ст. 8 Закона о социальной помощи, определяющей основные положения в отношении порядка назначения государственной социальной помощи, помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

В законодательстве РФ, как федеральном, так и субъектов РФ, регулирующем оказание государственной социальной помощи, условие о возрасте, с которого лицо имеет право обратиться за ее назначением, не установлено. В данном случае право на получение связано с такими элементами правосубъектности как правоспособность и дееспособность. По мнению М. В. Лушниковой и А. М. Лушникова, социальная правоспособность возникает у лица с рождения и прекращается смертью. Что же касается дееспособности, разделяя точку зрения Е. Е. Мачульской, считаем, что при решении вопроса о дееспособности физических лиц до 18 лет следует руководствоваться нормами гражданского права по аналогии. В частности, гражданин, не достигший возраста 18 лет, приобретает гражданскую дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (ст. 21 ГК РФ) или с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Это интересно:  Как продать квартиру с долей несовершеннолетнего ребенка

Рассматривая критерии, определяющие субъекта (получателя) государственной социальной помощи, мы подошли к особой категории, достаточно редко встречающейся в российском законодательстве, определяемой как «семья». В правовой литературе семью выделяют в качестве особого субъекта — коллективного субъекта правоотношений по социальному обеспечению.

Семью, как субъект права социального обеспечения, часто упоминают многие международные акты, в том числе Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия (пересмотренная) и т.д.

В ст. 7 Закона о социальной помощи указывается, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко прожинающие граждане.

В состав семьи согласно ст. 1 Закона о прожиточном минимуме входят лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Однако при этом упущены супруги, которые, как известно, не являются ни родственниками, ни свойственниками, а состоят в брачных отношениях. Правда, в ст. 13 Закона о порядке учета доходов: «В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица, связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы». При этом, однако, указано, что супруги связаны родством и (или) свойством. Исходя из сказанного в ст. 1 Закона о прожиточном минимуме, по нашему мнению, правильнее было бы указать, что семья — это лица, связанные супружескими отношениями, либо родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

В российском законодательстве государственная социальная помощь, в случае если за ней обратятся так называемые «сожители» будет предоставляться как одиноко проживающим гражданам. Кроме того, практически нигде не встречается указание на возраст как детей, так и родителей обратившегося лица.

Рассмотрев признак государственной социальной помощи — «нуждаемость», мы выявили три его элемента: прожиточный минимум, независящие причины и доход. Перейдем к рассмотрению остальных двух элементов нуждаемости.

Понятие дохода в российском законодательстве как таковое отсутствует.

Статья 5 Закона о порядке учета доходов, основываясь па ст. 136 ГК РФ, содержит расширенное толкование дохода. Из данной статьи можно сделать вывод, что доходы — это стоимость товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, установленном ст. 40 НК РФ, полученных от организаций, индивидуальных предпринимателей, использования земельных участков в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг, плодов, продукции), иного имущества.

Закон о порядке учета доходов содержит методику расчета среднедушевого дохода, используемого для определения права малоимущих граждан на государственную социальную помощь, а постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 утвержден Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

При исчислении дохода семьи учитываются начисленные суммы до вычета (в соответствии с законодательством РФ) налогов и обязательных страховых платежей (единого социального налога).

В России, как на федеральном уровне, так и в актах субъектов РФ, при определении права на государственную социальную помощь учитываются доходы от принадлежащего лицу имущества. Кроме того, согласно ст. 2 Закона о потребительской корзине учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений, в том числе о принадлежащем имуществе на праве собственности. Данная норма дублируется в законодательстве многих субъектов РФ, однако обязанность использовать данное имущество (капитал) для извлечения дохода, при наличии такой возможности, на получателя государственной социальной помощи не возложена.

К не зависящим от граждан причинам, по которым они признаются малоимущими и приобретают право на государственную социальную помощь, отнесены:

  • 1) многодетность (наличие в семье трех и более несовершеннолетних детей или детей, обучающихся в средних специальных или высших учебных заведениях по очной форме);
  • 2) наличие нетрудоспособного члена семьи при отсутствии других трудоспособных членов семьи, которые обязаны их содержать в соответствии с действующим законодательством (кроме случаев, когда трудоспособные члены семьи признаны безработными или обучаются в средних специальных или высших учебных заведениях по очной форме или не работают в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, ребенком-инвалидом или инвалидом I группы).

Отсутствие единого определения независящих причин, установленного на федеральном уровне, приводит к тому, что при оказании государственной социальной помощи данные причины можно толковать или широко, или узко. В свою очередь, это может приводить к существенному расширению или сужению круга получателей государственной социальной помощи.

В соответствии со ст. 4 Закона о социальной помощи к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относится установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ, в том числе установление федеральной социальной доплаты к пенсии.

Для того чтобы определить формы и виды государственной социальной помощи, обратимся к ее понятию, установленному федеральным законом. Можно сделать вывод, что государственная социальная помощь может оказываться в форме (или виде — из данного понятия однозначно не следует) пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Данный перечень является закрытым. Определить виды или формы, перечисленные в ст. 1 Закона о социальной помощи, позволяет ст. 4 этого Закона, в соответствии с которой социальная доплата к пенсии относится к видам государственной социальной помощи.

Однако виды оказания государственной социальной помощи определены и в ст. 12 данного Закона, согласно которой оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

  • 1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
  • 2) натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Следует отметить, что, по нашему мнению, вопрос выделения видов государственной социальной помощи является важным и носит, помимо теоретического, практический характер. Это вызвано тем, что право каждого на определенный объем государственной социальной помощи может быть реализовано путем закрепления ее видов исключительно на федеральном уровне. Это подтверждается федеральным законодателем путем отнесения в ст. 4 Закона о социальной помощи установления видов к полномочиям Российской Федерации.

К натуральной помощи большинством субъектов РФ относится топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты, проездные документы и другие виды натуральной помощи. Как отмечает В. П. Галаганов, для малоимущих важна не только денежная, но и натуральная помощь. Однако предоставление натуральной помощи предусмотрено не всеми субъектами РФ. Например, в Приморском крае натуральная помощь не предоставляется, что нарушает нормы ст. 4 и 12 Закона о социальной помощи.

Таким образом, структуру государственной социальной помощи можно предложить построить следующим образом. Согласно ст. 1 считать, что государственная социальная помощь оказывается в следующих видах: социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. В таком случае государственную социальную помощь, в значении, придаваемом гл. 3 Закона о социальной помощи, можно считать в качестве социального пособия малоимущим гражданам. Кроме того, социальная доплата к пенсии также отражена в ст. 1 этого Закона и является видом государственной социальной помощи. Остальные виды государственной социальной помощи в настоящее время можно считать не реализованными, как не получившими развития в Законе о социальной помощи. Виды, установленные ст. 12 указанного Закона, необходимо именовать формами. Если выделять такой признак, как срок предоставления, то также можно выделить регулярную и единовременную формы оказания государственной социальной помощи.

Поскольку срок и размер государственной социальной помощи относится к условиям, субъекты РФ вправе сами устанавливать период оказания государственной социальной помощи. В каждом субъекте РФ данный вопрос решен по-разному, поскольку он напрямую связан с формой и видами государственной социальной помощи.

Это интересно:  Куда жаловаться на почту России

Виды гос соц помощи

Государственная социальная помощь

Социальная помощь – это важное направление в деятельности государства. Она реализуется за счет государственных организаций, фондов и служб. Государством оказывается помощь престарелым, детям, инвалидам, больным, безработным, беженцам и другим категориям — тем, кто находится в сложной ситуации и не может сам себя обеспечить.

На сегодняшний день в России существуют следующие виды помощи гражданам. К ним относятся: денежные выплаты, включающие в себя субсидии, соцпособия и другие; натуральная помощь, а именно — одежда, обувь, топливо, медикаменты, продукты питания и другие. Существуют семьи, у которых средний доход на одного человека меньше прожиточного минимума, установленного в регионе. Такие семьи обязаны получать государственную социальную поддержку.

Государственная социальная помощь

К ведению РФ в области оказания государственной социальной помощи относятся:

  • принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи;
  • разработка и реализация федеральных программ оказания гражданам на территории РФ государственной социальной помощи путем предоставления субсидий на оплату оказываемых гражданам социальных услуг;
  • установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории РФ.

Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте рФ.

Правила оказания государственной социальной помощи

  • пенсионер, проживающий в одиночестве;
  • семья, воспитывающая ребенка, не достигшего совершеннолетия, при условии, что на обоих или единственного родителя распространяется пенсионная выплата в соответствии с достижением предельного возраста или инвалидностью 1 или 2 группы;
  • семья, занимающаяся воспитанием 3-х и более детей;
  • семья, в которой проживает несовершеннолетний ребенок с низкой массой тела или туберкулезом.
  • доход увеличился до размера, превышающего прожиточный минимум;
  • получателю назначили наказание в виде лишения свободы;
  • гражданин начал получать полное государственное обеспечение;
  • предоставленные сведения не являются достоверными;
  • смерть лица, обратившегося за помощью.

Виды гос соц помощи

Кроме денежных выплат государственная социальная помощь может оказываться и в натуральном виде. При этом органам исполнительной власти на местах Закон даёт самые широкие полномочия: они вправе оказывать помощь как в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации), так и в натуральной форме.

Конечно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей предпочтительнее получать данную помощь в виде денежных средств и самостоятельно распоряжаться ими. Однако, как показывает жизнь, для данной категории населения очень важна не только денежная, но и натуральная помощь

Государственная социальная помощь в 2019 году

Так, в соответствии с Законом Московской области от 16.05.2002 № 39/2002-ОЗ «О размере государственной социальной помощи в Московской области» социальная материальная помощь оказывается малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленной в Московской области.

  • Материальная помощь на первоначальное обзаведение хозяйством гражданам, работавшим до призыва на военную службу и принятым в течение года на прежнее место работы впервые после увольнения с военной службы
    • Не менее 500 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
    • Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. N 1394
  • Социальный контракт
    • Договор о взаимных обязательствах между малоимущей семьей (гражданином) и органами социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, заключаемый в целях стимулирования активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

    Основание:

    • Статья 8.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»

Размеры и виды материальной помощи от соцзащиты в 2019 году

  1. Питание два раза в день в столовой для учеников школ.
  2. Предоставление места в списках льготников.
  3. Субсидии на покупку или бесплатная выдача школьной и спортивной формы.
  4. Детям младше 6 лет при болезнях выписываются бесплатные лекарства.
  5. Один раз в год компенсация 50% от стоимости проезда на лечение в санатории (распространяется и на одного сопровождающего).

Социальные выплаты и пособия

  • одинокие пенсионеры, неспособные больше трудиться;
  • многодетные семьи, при наличии детей до 18 лет (или до 23 лет — студентов дневного отделения);
  • лица, получившие инвалидность, в том числе дети;
  • дети в возрасте до 18 лет, у которых есть родители-инвалиды или пенсионеры;
  • дети, воспитывающиеся без одного родителя (отца или матери);
  • дети-сироты и дети до 18 лет, оставшиеся без родителей;
  • граждане, имеющие государственные знаки отличия (звания, награды);
  • студенты дневного отделения, имеющие детей;
  • лица, ухаживающие за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом;
  • беременные женщины и находящиеся в декрете;
  • лица, попавшие под сокращение на предприятии.

Всем вышеуказанным категориям населения государство гарантирует выделение средств из федерального бюджета. Власти в регионах не могут отменять данные привилегии.

Помощь одиноким матерям назначается женщинам, воспитывающим ребенка без отца (в свидетельстве о рождении ребенка сведения об отце отсутствуют). Помощь могут получать как трудоустроенные, так и безработные матери. Для трудоустроенных величина выплат определяется с учетом оклада, а для безработных рассчитывается на основе МРОТ .

Что представляет собой государственная социальная помощь и кому она положена

Специально организованные для престарелых граждан пансионаты позволяют лицам, не имеющим трудоспособных взрослых детей, проживать в комфортных условиях и пользоваться постоянным медицинским обслуживанием. В таких учреждениях также размещаются граждане, которым требуется постоянным уход, и те, кто не может проживать со своей семьей.

Социальная защита детей включает защиту жизненно важных потребностей, без учета которых невозможно психическое, физическое здоровье. На втором месте стоит необходимость обеспечения безопасности на всех уровнях: на физическом, экономическом, социальном. Также каждый ребенок имеет законное право на развитие своих способностей, права детей перечислены в Семейном Кодексе.

Государственная социальная помощь

Порядок обращения этих лиц за предоставлением набора социальных услуг, плата за предоставление им набора социальных услуг, а также порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением указанным лицам набора социальных услуг, устанавливается Правительством РФ. При этом плата за предоставление «чернобыльцам» набора социальных услуг не может превышать размера осуществляемой им ежемесячной денежной выплаты.

Изменение суммы, направляемой на оплату предоставляемого гражданам набора социальных услуг (социальной услуги), должно производиться в порядке и сроки, определяемые Правительством РФ. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной них), удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.

Как назначаются соц

  • дети, в том числе усыновленные (удочеренные), братья, сестры и внуки, не достигшие восемнадцати лет и старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения восемнадцати лет. При этом братья, сестры и внуки – при условии, если они не имеют трудоспособных родителей или если они не получают алименты от родителей.
  • один из родителей или супруг либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят (занята) уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего (признанного судом безвестно отсутствующим или объявленного умершим) кормильца, не достигшими 3 лет.

Если размер пенсионных выплат по возрасту, получаемых нетрудоспособным членом семьи, меньше размера получаемого месячного пособия по случаю потери кормильца, выплата месячного пособия по случаю потери кормильца производится в виде соответствующих доплат к пенсионным выплатам по возрасту до размера месячного пособия по случаю потери кормильца, установленного для этих нетрудоспособных членов семьи.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, studme.org, exjurist.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector