+7 (499) 938-69-47  Москва

+7 (812) 467-45-73  Санкт-Петербург

8 (800) 511-49-68  Остальные регионы

Бесплатная консультация с юристом!

Виды ответственности за санитарные правонарушения ответ

Санитарные правила – это не пустой звук. Лично я считаю, да и многие со мной согласятся, что соблюдение этих норм защищает наше здоровье от различных бактерий, вредных воздействий, исключает возникновение серьезных заболеваний.

Иногда люди совершают подобные нарушения по незнанию или по неосторожности, но есть и такие лица, которые нарушают закон умышлено, и в результате страдают люди. Виды ответственности могут быть разными.

У нас на предприятии к нескольким работникам была применена дисциплинарная ответственность, и им выписали строгий выговор, но никаких существенных последствий их деяние не имело, поэтому они отделались легким испугом.

При более серьезном нарушении и наказание будет намного строже. Давайте рассмотрим вопрос ответственности за санитарные правонарушения, их виды и меры наказания.

Виды ответственности, которые прописаны в законодательстве

Подробные сведения о том, какие виды ответственности предусмотрены за нарушение санитарного законодательства, изложены в ТК РФ (ст.55 и ст. 57). В целом, речь идет о стандартных мерах ответственности, которые действуют и для других типов нарушения. В частности, речь идет о следующих вариантах:

  • административная: 100-2000 рублей – штраф для физ.лиц и 100-500 тыс. рублей – для компаний. Для последних предусмотрена вероятность запрета на ведение деятельности на период до 90 суток;
  • дисциплинарная – виновные лица, трудящиеся на предприятии и нарушившие технологию производства, могут быть отстранены, получить выговор, замечание. Руководитель вправе их уволить;
  • гражданско-правовая – ответственность, предусмотренная в случае причинения вреда имуществу, и выражается в возмещении ущерба;
  • уголовная – предусматривает лишение свободы на срок до 3 лет. О том, в каком случае наступает уголовная ответственность, подробно прописано в ст. 236 УК РФ и в ряде дополнительных положений. Такая мера применяется к самым тяжелым преступлениям, связанным с нарушением сан. норм.

Все виды ответственности за санитарные правонарушения закреплены в отдельных кодексах российского законодательства и являются официальным основанием для применения конкретных мер наказания виновного лица.

Кто имеет право наложить взыскание за нарушение сан.норм

Определяющим при таких обстоятельствах продолжает оставаться такой фактор, как специфика совершенного правонарушения и его место. Две этих характеристики позволяют привлечь гражданина, нарушившего сан. нормы, к ответственности любого уровня, но с учетом тяжести деяния.

Есть категория лиц, которые могут быть привлечь к ответственности другое лицо без обращения в судебную инстанцию. Здесь стоит отметить:

  • работодатели — за нарушение режима труда или порядка производства;
  • главный сан.врач или его зам, которые наделены полномочиями выписывать соответствующее предписание;
  • контролирующие организации (для юр. лиц): СЭС, Роспотребнадзор.

При выявлении нарушений к виновным лицам применяются различные меры, начиная с проверки, в ходе которой устанавливается степень тяжести совершенного преступления.

Общий порядок привлечения к ответственности

Основные функции по наблюдению и контролю в области соблюдения сан.норм установлены для сотрудников Роспотребнадзора. Именно эти специалисты вправе назначать различные проверки и подобные мероприятия.

Внимание! Здесь могут быть организованы как плановые, так и внеплановые проверочные действия.

Последний вариант назначается при поступивших от граждан жалоб по загрязнению окружающей среды. Если деятельность вопросов не вызывает, то плановая проверка может назначаться не чаще раза в два года.

Срок внеплановой проверки может составлять не больше месяца, а по итогам мероприятия составляется специальный протокол.

В документе должны быть зафиксированы все моменты, касающиеся совершенных правонарушений или их отсутствия. Уже на основании данного протокола виновные или должностные лица будут привлечены к ответственности с учетом тяжести правонарушения.

Сколько времени дается на уплату штрафа

Наиболее известным и распространенным показанием сегодня считается штраф. Именно к нему прибегают специалисты вышеуказанного органа, если нарушение не имеет слишком серьезных последствий. Вся подробная информация о сумме штрафа, подлежащего к уплате, и о периоде, в течение которого виновное лицо обязано его уплатить, должна присутствовать в выписанном постановлении.

Важно! Согласно КоАП РФ, штрафная сумма должна быть уплачена виновным лицом в течение шестидесяти суток с момента вступления постановления в законную силу. В отдельных ситуациях предусмотрена отсрочка платежа.

Если деньги по штрафу не поступили, то виновное лицо также может быть привлечено к ответственности, и размер штрафа будет удвоен. Когда у нарушителя нет возможности внести нужную сумму, его могут приговорить к выполнению обязательных работ или к аресту на 15 суток.

Заключение

Подводя итоги изложенному, можно сделать несколько кратких выводов:

  1. За нарушение сан.норм виновное лицо или компания могут быть привлечены к определенному виду ответственности.
  2. С учетом тяжести совершенного деяния определяется степень ответственности и выбирается мера наказания.
  3. Самой распространенной мерой считается выписывание штрафных санкций.
  4. За несвоевременную уплату штрафа размер взыскания удваивается или применяются более строгие меры наказания.

Виды ответственности за нарушение санитарного законодательства

За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ «ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ N 195-ФЗ» (в ред. Федерального закона от 25.07. 2002) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Виды административных наказаний

2) административный штраф;

3) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

4) административный арест;

5) дисквалификация и др.виды ответственности.

Нарушение санитарного законодательства влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

— на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда;

— на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

— на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

1) за нарушение сан-эпид. требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;

2) за нарушение сан-эпид требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию РФ, химическим, биологическим веществам и видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью и др.;

3) за нарушение сан-эпид требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок и др.;

4) за нарушение сан-эпид требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами;

5) за невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства предусматривается за вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица вследствие нарушения санитарного законодательства, подлежит возмещению гражданином или юридическим лицом, причинившими вред, в полном объеме в соответствии с законодательством РФ.

Федеральной службе передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке.

Правовые основы деятельности Федеральной службы установлены федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

10. Формирования Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ), специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ), группы разведки): базы создания, задачи, организационная структура, особенности работы в различных очагах поражения

Специализированные (нештатные) формирования госсанэпидслужбы Россиипредназначены для организации и проведения санитарно-гигиенических и проти­воэпидемических мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС мирного и во­енного времени.

Формирования создаются на базе центров госсанэпиднадзора России, противо­чумных учреждений, научно-исследовательских институтов эпидемиологического и гигиенического профиля соответствующими приказами Минздрава России,

Предусматривается создание следующих типов специализированных формиро­ваний: санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО); санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ) — эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические); специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Конкретные задачи формирований в различных ЧС определяются Положением о специализированных формированиях госсанэпидслужбы России.

Санитарно-эпидемиологические отряды формируются центрами госсанэпиднадзора в субъектах Российской Федерации из сотрудников учреждений госсанэпид­службы, а также за счет функционального объединения радиологической, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологической бригад быстрого реагиро­вания. Центры госсанэпиднадзора, не имеющие возможностей формирования СЭО, создают СЭБ. СЭО является мобильным формированием постоянной готовности, способным работать как в полном составе, так и в составе отдельных подразделений (бригад). Состав СЭО, количество и численный состав бригад определяются руково­дством учреждения-формирователя. В целях реализации специальных мероприятий могут создаваться смешанные бригады с участием экспертов для предварительной оценки ситуации и определения полноты развертывания бригад или отряда.

Ответственность за готовность СЭО к действиям в ЧС возлагается на главного врача центра госсанэпиднадзора, формирующего отряд.

Готовность СЭО к работе в ЧС в отрыве от базы формирования — 24 часа (бригад -12 ч). Для работы бригад на месте этот срок не должен превышать 2—4 ч. В составе СЭО (типовом) предусматриваются: начальник СЭО (заместитель главного врача Центра госсанэпиднадзора), врач по радиационной гигиене, инженер-радиолог, 2 вра­ча по общей гигиене, врач-эпидемиолог (паразитолог, энтомолог), 2 врача-дезинфекциониста, 2 врача-лаборанта, 2 врача-бактериолога (вирусолога), 2 техника-дозиметриста, помощник санитарного врача (фельдшер), помощник эпидемиолога, лаборант-химик (средней квалификации), лаборант-микробиолог (средней квалификации), ин­структор-дезинфектор, 2 водителя автотранспорта — всего 21 чел.

Состав санитарно-зпидемиологических бригад:

· ·эпидемиологическая — начальник (врач), врач-эпидемиолог, помощник эпи­демиолога (фельдшер), инструктор-дезинфектор, водитель автотранспорта -всего 5 чел.;

· ·радиологическая — начальник (врач), врач по радиационной гигиене, помощ­ник санитарного врача (фельдшер), техник-дозиметрист, водитель автотранс­порта — всего 5 чел.;

· ·санитарно-гигиеническая (токсикологическая) — начальник (вpaч), санитарный врач-токсиколог, помощник санитарного врача (фельдшер-лаборант), лабо­рант-химик (средней квалификации), водитель автотранспорта — всего 5 чел.

Задачи СЭО в режиме повседневной деятельности:

• участие личного состава СЭО в организации и проведении основных меро­приятий по предупреждению возникновения эпидемических вспышек в ЧС;

• поддержание постоянной готовности управления отряда, других сил и средств, обеспечение готовности к забору проб, проведению индикации воз­будителей инфекционных заболеваний; накопление, хранение и обновление оснащения формирования;

• создание запасов медицинских иммунобиологическнх препаратов для диаг­ностики особо опасных инфекционных заболеваний;

• подготовка специалистов отряда по вопросам профилактики особо опасных инфекций, предупреждения и ликвидации санитарно-эпидемиологических последствий ЧС;

• обучение личного состава отряда современным методам обнаружения и индикации возбудителей, лабораторного контроля продуктов питания, пищево­го сырья и питьевой воды на зараженность бактериальными средствами (БС), АОХВ и радиоактивными веществами (РВ);

• проведение тренировочных занятий личного состава отряда по организации санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возник­новении ЧС;

• проверка готовности отряда к практическому его развертыванию в установ­ленные сроки с привлечением всех сил и средств и постановкой задач по ли­квидации медико-санитарных последствий ЧС; проверка эффективности схе­мы оповещения и сбора личного состава, уточнение потребности в личном составе, транспорте, имуществе; определение реальных сроков приведения в готовность; уточнение последовательности и порядка развертывания; уточ­нение возможностей проведения биологической разведки в военное время и санитарно-эпидемиологической разведки, лабораторного контроля за загряз­ненностью РВ, АОХВ и зараженностью БС продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды; определение объема санитарно-гигиенических и про­тивоэпидемических мероприятий при возникновении ЧС.

Это интересно:  Замена ненадлежащего ответчика в арбитражном процессе

Задачи СЭО в режиме повышенной готовности:

· ·повышение готовности подразделений СЭО, предназначенных для ликвида­ции возможных ЧС, уточнение их планов и действий в зависимости от про­гноза развития санитарно-эпидемиологической ситуации;

· ·приведение СЭО в состояние повышенной готовности (выдвижение ГЭР и СЭО в район предполагаемых действий).

Задачи СЭО в режиме чрезвычайной ситуации в мирное время:

· ·развертывание и осуществление мероприятий санитарно-эпидемиологического характера, проводимых при возникновении ЧС;

· ·выдвижение оперативных групп (ГЭР) и формирований в район ЧС;

· ·организация и проведение противоэпидемических мероприятий;

· отбор, доставка проб и проведение лабораторных исследований;

· оценка санитарно-эпидемиологической обстановки и прогноз ее развития;

· определение объема и реализация санитарно-гигиенических и противоэпиде­мических мероприятий при ликвидации ЧС;

· обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и лич­ного состава аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликви­дации ЧС;

· экспертиза продовольствия, питьевой воды, источников водоснабжения, воз­душной среды и почвы на загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и выдача за­ключений о возможности их использования для нужд населения;

· санитарно-эпидемиологические неотложные мероприятия по жизнеобеспече­нию населения и личного состава других формирований, участвующих в ли­квидации ЧС;

информирование населения о степени риска для здоровья и жизнедеятельно­сти в результате ЧС; систематическое информирование руководства зоны ЧС об изменении санитарно-эпидемической ситуации и мерах по стабилизации обстановки;

· ·оперативная работа со средствами массовой информации.

Задачи СЭО в военное время в очаге бактериологического (биологического) поражения:

• санитарно-эпидемиологическая разведка с отбором проб из объектов окру­жающей среды (вода, почва, воздух, пищевые продукты и продовольствен­ное сырье);

• индикация возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний с помо­щью метода флюоресцирующих антител и реакции непрямой гемагглютинации с одновременной доставкой проб в головные лаборатории системы СНЛК;

• лабораторный контроль за зараженностью продуктов питания, пищевого сырья и питьевой воды БС с выдачей заключения о пригодности их к использованию;

• участие в определении границ очага поражения, границ карантинной и об­сервационной зон, режима работы аварийно-спасательных и других форми­рований, участвующих в ликвидации эпидемического очага;

• эпидемиологическое обследование очагов заболеваний и анализ инфекцион­ной заболеваемости в очаге;

• лабораторный контроль полноты обеззараживания продуктов питания, пище­вого сырья и питьевой воды;

• организация экстренной профилактики инфекционных заболеваний среди на­селения, личного состава аварийно-спасательных и других формирований, участвующих в ликвидации ЧС;

• контроль и оказание организационно-методической помощи по обеспечению противоэпидемического режима работы медицинских учреждений, формиро­ваний и ведомственных служб;

• контроль за организацией санитарного режима работы на предприятиях об­щественного питания, объектах водоснабжения и других объектах жизне­обеспечения;

• контроль за проведением санитарной обработки пораженных БС, поступаю­щих в лечебные учреждения;

• выдача рекомендаций по обеззараживанию, использованию и условиям хра­нения продуктов питания и пищевого сырья на объектах, складах и базах.

Задачи СЭО в военное время в очаге радиационного поражения и зонах ра­диоактивного загрязнения:

• лабораторный контроль за загрязнением продуктов питания, продовольст­венного сырья и питьевой воды РВ с выдачей заключения о пригодности их для использования;

• наблюдение, оценка и прогнозирование радиационной обстановки в районе дислокации и работы формирований;

•оценка степени опасности для людей радиоактивного загрязнения местности и объектов окружающей среды в целях обоснования мероприятий по противорадиационной защите;

• участие в разработке рекомендаций по обеспечению режима работы и защи­ты в зонах загрязнения РВ;

• организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемиче­ских мероприятий, направленных на обеспечение санэпидблагополучия насе­ления и личного состава формирований, участвующих в ликвидации небла­гоприятных последствий радиоактивного загрязнения;

• лабораторный контроль за полнотой дезактивации продуктов питания, пище­вого сырья и питьевой воды;

• выдача рекомендаций по дезактивации, использованию и условиям хранения запасов продуктов питания и пищевого сырья на объектах, складах и базах.

Задачи СЭО в военное время в очаге химического поражения:

лабораторный контроль за загрязнением 0В и АОХВ продуктов питания, пи­щевого сырья и питьевой воды с выдачей заключения о пригодности их для использования;

• участие в разработке рекомендаций по обеспечению режима защиты, безо­пасных условий труда в зонах загрязнения;

• выдача рекомендаций по использованию и дегазации запасов продуктов питания, пищевого сырья, загрязненных ОВ, условиям их хранения на складах и базах;

• контроль за проведением санитарной обработки пораженных ОВ, поступаю­щих в лечебные учреждения.

Деятельность после ликвидации последствий ЧС предусматривает свертывание формирования, возвращение его к нормальной работе и включает:

• контроль за проведением дезактивации, дегазации и заключительной дезин­фекции помещений и транспорта, а также санитарной обработки личного со­става формирования, обеззараживанием одежды, обуви, средств индивиду­альной защиты;

• ремонт техники, аппаратуры, средств индивидуальной защиты;

• подведение итогов работы формирования, анализ деятельности отдельных подразделений и конкретных лиц с целью использования полученного опыта;

• подготовка предложений по устранению недостатков, допущенных при лик­видации ЧС.

Специализированная противоэпидемическая бригада является подвижным ав­тономным формированием постоянной готовности, предназначенным для проведе­ния противоэпидемических и профилактических мероприятий в условиях чрезвычай­ных санитарно-эпидемических ситуаций или при угрозе их возникновения.

Подчиняются СПЭБ непосредственно Департаменту госсанэпиднадзора Мин­здрава России и являются его представителями в зонах деятельности.

Бригады формируются на базе противочумных учреждений. Количество СПЭБ, формирующие их базовые учреждения и организационную штатную структуру опре­деляет Департамент госсанэпиднадзора.

Комплектование основного и дублирующего состава СПЭБ производится из числа персонала противочумных учреждений с привлечением (при необходимости) по распоряжению Департамента госсанэпиднадзора Минздрава России специалистов других учреждении госсанэпидслужбы.

Начальник СПЭБ назначается приказом руководителя учреждения, на базе кото­рого она формируется.

Оснащение СПЭБ производится согласно «Табелю оснащения специализирован­ной противоэпидемической бригады» за счет средств федерального бюджета. Расход­ные материалы и имущество должны быть рассчитаны на работу СПЭБ в течение двух недель (минимальный срок). Пополнение СПЭБ табельным имуществом и мате­риалами осуществляется формирующим учреждением за счет целевого финансирова­ния из федерального бюджета.

Основными задачами СПЭБ являются:

• участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпиде­мических мероприятий по выявлению, локализации и ликвидации карантин­ных и других инфекционных заболеваний, в том числе в случаях их завоза из-за рубежа;

• участие в организации и проведении комплекса профилактических и проти­воэпидемических мероприятий в зонах ЧС, направленных на предупрежде­ние и снижение инфекционной заболеваемости населения, а также оценку и прогнозирование санитарно-эпидемической ситуации;

• участие в организации и проведении комплекса экстренных противоэпиде­мических мероприятий при активизации природных очагов инфекционных заболеваний;

• диагностика заболеваний неясной этиологии и индикация возбудителей ин­фекционных болезней бактериальной природы в объектах окружающей среды.

Ниже приведен перечень мероприятий, проводимых СПЭБ в различных режи­мах деятельности.

В режиме повседневной деятельности:

укомплектование основного и дублирующего состава в соответствии с орга­низационно-штатной структурой;

• составление схемы оповещения и сбора личного состава СПЭБ в рабочее и нерабочее время;

• укомплектование табельным имуществом, обеспечение его надлежащего хранения и своевременного обновления;

• ежегодное планирование деятельности СПЭБ;

• специальная теоретическая и практическая подготовка личного состава СПЭБ;

• освоение новых методов лабораторной диагностики инфекционных болезней.

В режиме повышенной готовности:

• уточнение наличия и готовности личного состава СПЭБ;

• сбор и инструктаж личного состава о введении режима повышенной готовно­сти бригады;

• проверка наличия и состояния имущества, его доукомплектование;

• проверка технического состояния и готовности табельного автотранспорта, предназначенного для передислокации бригады.

В режиме чрезвычайной ситуации:

• передислокация СПЭБ в зону ЧС при возникновении эпидемического очага особо опасных инфекций;

• развертывание подразделенийСПЭБ в помещениях или палатках с учетом требовании биологической безопасности;

• организация круглосуточной работы бригады;

• проведение эпидемиологического обследования, эпидемиологического ана­лиза и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки в очагах инфекционных заболеваний в зоне ЧС;

• лабораторная диагностика инфекционных заболеваний бактериальной приро­ды, индикация их возбудителей в объектах окружающей среды, лаборатор­ный контроль за зараженностью пищевых продуктов и воды;

• идентификация культур возбудителей инфекционных заболеваний, определе­ние их биологических свойств (вирулентность, чувствительность к антибио­тикам и пр.);

• серологическая диагностика вирусных инфекций, сбор и направление мате­риала для вирусологических исследований в специализированную стацио­нарную лабораторию;

• участие в разработке комплекса профилактических и противоэпидемических мероприятий в зоне ЧС;

•участие в организации и проведении санитарно-эпидемиологической развед­ки, эпидемиологическом наблюдении и эпизоотологическом обследовании;

• участие в организации выявления инфекционных больных, экстренной и специфической профилактики;

• участие в организации карантинных и обсервационных мероприятий;

• контроль за проведением дезинфекционных, дератизационных и дезинсекци­онных мероприятий;

• оказание консультативно-методической и практической помощи ЛПУ в раз­вертывании и перепрофилировании инфекционных стационаров, бактериоло­гических лабораторий, а также в специальной подготовке персонала;

• участие в контроле за соблюдением режима биологической безопасности в ле­чебно-профилактических учреждениях и бактериологических лабораториях;

• участие в проведении санитарно-просветительной работы.

Готовность СПЭБ к работе в ЧС в отрыве от базы формирования — 12 ч, для ра­боты на месте формирования — 2 — 4 ч.

Организация работы СПЭБ в зоне ЧС осуществляется во взаимодействии с учре­ждениями Минздрава, МЧС России, других министерств и ведомств.

При развертывании СПЭБ ее руководство организует взаимодействие с админи­страцией, на территории которой действует СПЭБ, решает вопросы обеспечения СПЭБ помещениями для развертывания его подразделений; охраны; удовлетворения коммунально-бытовых, технических, энергетических и транспортных потребностей; выделения при необходимости дополнительного персонала.

Снабжение СПЭБ расходными материалами по мере их использования осущест­вляет руководство противочумного учреждения и (или) центр госсанэпиднадзора, на территории которого действует СПЭБ, за счет целевого финансирования из средств федерального бюджета.

Организационно-штатная структура СПЭБ: управление (2 чел.) — начальник (врач), помощник начальника, эпидемиологическое отделение с зоопаразитологической группой (12 чел.) — начальник (заместитель начальника СПЭБ), санитарный врач, 3 врача-эпидемиолога, врач-инфекционист, зоолог, паразитолог, 3 помощника эпиде­миолога (лаборанта), дезинфектор; бактериологическое отделение с вирусологической группой (26 чел.) — начальник, 6 врачей-бактериологов, 9 лаборантов (фельдшеров-лаборантов), лаборант-средовар, 4 санитара, 2 автоклавщика, инженер-механик, врач-ви­русолог, лаборант-вирусолог — всего 40 чел.

На базе НИИ гигиенического и эпидемиологического профилей, кроме специа­лизированных бригад, могут быть сформированы группы экспертов и профильные зональные центры индикации и идентификации.

Группы эпидемиологической разведки создаются на базе областных (краевых), городских и районных центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ГЭР могут входить в состав СЭО. Группа состоит из трех человек: руково­дитель — врач-эпидемиолог, помощник эпидемиолога (фельдшер), водитель. При не­обходимости в группу могут быть включены и другие специалисты. Группа отбирает пробы в окружающей среде и проводит санитарно-эпидемиологическое обследование очага ЧС. Она оснащается набором для взятия проб и имеет автомобиль. В задачи ГЭР входят определение в лабораториях экспресс-методом вида возбудителя, экспер­тиза продовольствия, контроль за качеством воды.

Согласно концепции развития государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации на 1998 г. и на период до 2002 г. было предусмотрено создание в столицах республик в составе Российской Федерации, в краевых, област­ных центрах, в гг. Москве и Санкт-Петербурге на базе существующих учреждений межрегиональных специализированных центров:

· эпидемиологического надзора за особо опасными, природно-очаговыми и зооантропонозными инфекциями;

· сертификацион­ных испытаний продукции по показателям безопасности для здоровья человека;

· по сертификации дезинфекционных средств;

· профилактики и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия в ЧС.

11. Служба МК Минобороны России. Силы и средства ликвидации медико-санитарных последствий ЧС МПС России и МВД России

Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населе­нию. Основными из них являются следующие.

Государственный и приоритетный характер.Обеспечивается соответствую­щими указами Президента России, постановлениями Правительства Российской Фе­дерации и созданием в стране Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определили защиту населения и медико-санитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государствен­ную задачу.

Это интересно:  Как оформить квартиру в собственность в МФЦ

Территориально-производственный принцип.Служба медицины катастроф организуется по территориально-производственному принципу с учетом экономиче­ских, медико-географических и других особенностей региона или административной территории. Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохране­ния, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.

Централизация и децентрализация управления.Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой (информационно-управляю­щей автоматизированной системы), способной обеспечивать информацией все уров­ни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.

Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последст­вий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК незави­симо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования.

Децентрализация управления предусматривает ведущую роль данного уровня управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, возникших на определенной территории.

Плановый характерпредусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК, прогнозирование вариантов их использования в различных регионах, планирование взаимодействия с другими службами, специальную подготовку и по­вышение квалификации личного состава службы (руководителей, медицинского пер­сонала, специалистов инженерно-технического профиля и др.).Принцип универсализмапредполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без существенной их реорганизации.

Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМКозначает, что формирования службы и приданные им средства могут быть использо­ваны для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение — для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи; выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий; снабжения медицинским имуществом. С учетом особенностей тех или иных ЧС в составе службы должны быть различные формирования.

Лечебно-эвакуационное обеспечениепри ликвидации медико-санитарных по­следствий ЧС организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.

Оказание медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуация и лече­ние в ЧС, сопровождающихся небольшими санитарными потерями, могут быть орга­низованы так же, как и в обычных условиях.

Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного со­става формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.Реализация этого принципа может быть осу­ществлена различными мерами поощрения.

Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и уч­реждений к работе в ЧСдостигаются наличием подвижных медицинских формиро­ваний, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно; регу­лярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом; ис­пользованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации поражен­ных современных скоростных транспортных средств; созданием запасов имущества и медикаментов; совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечиваю­щей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся об­становке и оперативность использования сил и средств службы медицины катастроф.

Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специа­листов службы.Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государствен­ной Думой 14.07.95. Личный состав службы медицины катастроф участвует в ликви­дации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту).

Всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышен­ного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС.Этот принцип реализуется соз­данием и четкой реализацией стройной системы подготовки населения, а также соз­данием учебно-методической базы.

Рассмотрим организацию Всероссийской службы медицины катастроф. Она соз­дана с учетом возлагаемых на нее задач, структуры РСЧС и требований «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф».

Служба организована на федеральном, региональ­ном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба име­ет органы управления, формирования и учреждения.

Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает: Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «За­щита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями, Департа­мент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализиро­ванными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем», Всеармейский центр медицины катастроф и медицин­ские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России; учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, МПС России, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Кроме того, в интересах ВСМК используются нештат­ные формирования6, клинические базы Минздрава России, других министерств и ве­домств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной ме­дицинской помощи населению.
Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:
филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формиро­ваниями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный7, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);
межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;
формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в лик­видации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и науч­ными базами.
Территориальный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Российской Федера­ции — республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петер­бурга) представлен:
территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штат­ными формированиями;
центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;
нештатными формированиями ВСМК;
формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в лик­видации медико-санитарных последствий ЧС;
клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.
Нештатные формирования ВСМК — медицинские подразделения (группы, бригады и др.),формируемые на базе больниц, поликлиник, станций скорой медицинской помощи, цен­тров санэпиднадзора, не входящие в штаты центров медицины катастроф и выполняющие задачи в системе ВСМК.
Функции филиала выполняет ВЦМК «Защита». Местный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает: центры медицины катастроф (там, где они создаются) или стан­ции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемы­ми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф; центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, фор­мирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки; формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, МПС России, учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России, другие фе­деральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложен­ными на них обязанностями в ликвидации ЧС; лечебно-профилактические учрежде­ния, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
Объектовый уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает: должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС; медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора; лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.
При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется террито­риальному, местному и объектовому уровням службы, так как именно от готовности и успеха работы этих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспече­ния населения в различных ЧС. Следует отметить, что данная тенденция имеет место во всей РСЧС.
Руководителем ВСМК на федеральном уровне является председатель федераль­ной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, терри­ториальном и местном уровнях — председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК8.
Служба медицины катастроф Минздрава России, как упоминалось, является основой ВСМК и организационно-функциональной отраслью системы здравоохране­ния Российской Федерации. Она выполняет свои задачи совместно с Департаментом Госсанэпиднадзора при взаимодействии с Федеральным управлением «Медбиоэкс-трем», органами управления и учреждениями других отраслей здравоохранения (ле­чебно-профилактическими, обеспечения лекарственными средствами и медтехникой, подготовки кадров, МСГО и др.).
Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Ми­нистр здравоохранения Российской Федерации. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации. Начальником службы медицины катастроф на региональном уровне яв­ляется представитель Министра здравоохранения в федеральном округе. Начальника­ми служб медицины катастроф на территориальном и местном уровнях являются ру­ководители органов управления здравоохранением соответствующих органов испол­нительной власти, а на объектовом — руководители объектовых учреждений здраво­охранения.
Служба медицины катастроф Минобороны России является мощной ведом­ственной службой, входящей в состав ВСМК; она хорошо подготовлена к работе в различных ЧС. Служба в основном ориентирована на ликвидацию медико-санитар­ных последствий ЧС в районах размещения войск и военно-стратегических объектов.
В дальнейшем эти должностные лица также именуются: «Начальник ВСМК» соответст­вующего уровня.
Однако, как показывает опыт, формирования службы медицины катастроф Минобо­роны России привлекаются к работе и при возникновении ЧС в других районах.
Организацию и руководство деятельностью службы осуществляет Главное воен­но-медицинское управление Минобороны России.
В состав службы медицины катастроф Минобороны России входят: органы во­енного управления; должностные лица; медицинские отряды специального назначе­ния; формирования, силы и средства медицинских воинских частей и учреждений Минобороны России, медицинских военно-учебных заведений и научно-исследова­тельских организаций, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитар­ных последствий ЧС.
Для выполнения аналогичных функций и участия в решении общих задач ВСМК в системе МВД и МПС России также имеются специальные органы управле­ния, формирования и учреждения.
Координация подготовки и взаимодействия органов управления, а также ис­пользования формирований и учреждений, входящих в состав ВСМК, возлагается на службу медицины катастроф Минздрава России, которая обеспечивает:
разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;
подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК;
разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;
руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-са­нитарных последствий ЧС.

Служба медицины катастроф Минобороны России является мощ­ной ведомственной службой, входящей в состав ВСМК и хорошо под­готовленной к работе в очагах (зонах) санитарных потерь, возникаю­щих вследствие аварий и катастроф техногенного и природного харак­тера.

Главной задачей СМК является своевременное и эффективное ока­зание медицинской помощи личному составу Вооруженных Сил и граж­данскому персоналу в районах размещения войск и военно-стратеги­ческих объектов в период ликвидации последствий стихийных бед­ствий, крупных аварий и катастроф.

Организация и руководство деятельностью СМК возлагается на Главное военно-медицинское управление, Министерства обороны Рос­сийской Федерации.

В состав службы медицины катастроф МО РФ входят: органы во­енного управления медицинской службы Вооруженных Сил РФ; силы и средства медицинских воинских частей и учреждений видов В С РФ, округов (флотов), медицинских воинских частей и учреждений центрального подчинения, военно-учебных заведений и научно-ис­следовательских организаций медицинской службы центрального под­чинения.

Постоянным (штатным) органом военного управления службой явля­ется Всеармейский центр медицины катастроф МО РФ, который органи­зован и функционирует при Главном военно-медицинском управлении.

Силы и средства медицинской службы, предназначенные для пре­дупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий чрезвы­чайных ситуаций, созданы и имеются на следующих уровнях.

На федеральном уровне (на уровне Министерства обороны РФ) служба представлена:

· летающей лабораторией операционно-реанимационного само­лета;

· нештатными бригадами специализированной медицинской по­мощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами спе­циалистов лечебно-профилактических учреждений Центра, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицин­ской службы;

· резервными койками клиник Военно-медицинской академии, главного и центральных военных клинических госпиталей;

· запасами текущего медицинского имущества центральных ме­дицинских складов;

· воздушными (операционно-реанимационный самолет), назем­ными (санитарно-транспортные средства медицинских воинских час­тей и учреждений) эвакуационными средствами, используемыми в ин­тересах службы.

На региональном и территориальном уровне (на уровне округа, вида Вооруженных Сил, флота) служба представлена:

· медицинскими отрядами специального назначения округов (флотов), отдельными автомобильными санитарными взводами ок­ругов;

· нештатными бригадами специализированной медицинской по­мощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами спе­циалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений округов (видов Вооруженных Сил, флотов), военно-учеб­ных заведений медицинской службы;

· резервными койками военных госпиталей округов (видов Во­оруженных Сил, флотов), запасами текущего медицинского имущества на медицинских складах округов (видов Вооруженных Сил, флотов);

· воздушными (операционно-реанимационные самолеты «Спаса­тель», операционно-реанимационные эвакуационные вертолеты «Бис­сектриса», санитарный вариант транспортных вертолетов округов), морскими (госпитальные суда флотов) медицинскими эвакуационны­ми средствами, наземными (санитарно-транспортными средствами медицинских воинских частей и учреждений), используемыми в инте­ресах службы.

Это интересно:  Как проверить долги перед выездом за границу

На местном уровне (на уровне гарнизона) служба представлена: дежурными силами и средствами медицинской службы;

· нештатными бригадами специализированной медицинской по­мощи, врачебно-сестринскими бригадами, подвижными группами специалистов лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений гарнизонов, военно-учебных заведений медицинс­кой службы;

· запасами текущего медицинского имущества медицинских скла­дов;

· медицинскими эвакуационными средствами — штатными са­нитарно-транспортными средствами медицинских воинских частей и учреждений, транспортными средствами, выделяемыми начальником гарнизона.

Органы военного управления медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации, медицинские воинские части и учрежде­ния службы медицины катастроф МО РФ в зависимости от обстанов­ки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации функционируют в общепринятых режимах.

Основным формированием службы медицины катастроф Мини­стерства обороны РФ, обеспечивающим оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи в зоне чрезвычайной си­туации или на ее границе, является медицинский отряд спасательного назначения (МОСН).

В Вооруженных Силах имеется 12 отрядов. По своей сути МОСН — это многопрофильный, мобильный полевой госпиталь, который спо­собен принять и оказать медицинскую помощь до 300 пораженным за одни сутки. В отряде имеется все необходимое для развертывания ста­ционара на 100 коек; наличие медицинского имущества и других мате­риальных средств обеспечивает оказание экстренной медицинской помощи до 1200 пораженным при автономном режиме работы в тече ние 5 суток. В течение 16 часов работы в отряде может быть выполне­но до 60 сложных хирургических вмешательств.

На всех уровнях службы медицины катастроф Минобороны Рос­сии на базе лечебно-профилактических, санитарно-профилактических учреждений, военно-учебных заведений и научно-исследовательских организаций медицинской службы создаются следующие нештатные формирования.

Врачебно-сестринские бригады для оказания первой врачебной помощи в военных госпиталях, санаториях, создаются из расчета: при их мощности до 200 коек — одна бригада, от 200 до 400 коек — две; свыше 400 коек—на каждые последующие 100 штатных коек—одна. В составе бригады 5-7 специалистов (2 врача, 3-5 медицинских сес­тер). Кроме того, для обеспечения их работы выделяется санитарный автомобиль.

Бригады специализированной медицинской помощи, предназна­ченные для усиления отрядов и военно-лечебных учреждений, осуще­ствляющих массовый прием пораженных, создаются в военных гос­питалях на 500 и более коек, а также в клиниках военно-учебных заве­дений медицинской службы. В составе каждой бригады имеется 3-5 специалистов (1-2 врача, 2-3 медицинские сестры).

Подвижные группы специалистов создаются:

· в санитарно-эпидемиологических отрядах округов (флотов) — из 8-10 специалистов (3-4 врача, 5-6 средних медицинских работников);

· в санитарно-эпидемиологических отрядах гарнизонов (армий, флотилий) и отдельных противочумных отрядах — из 4-6 специалис­тов (1-2 врача, 3-4 средних медицинских работника).

Для организации их работы выделяется необходимое медицинское имущество и специальная техника.

Основной задачей Медицинского управления Министерства внут­ренних дел (МВД) России по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является оказание медицинской помощи личному составу органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск, при­влеченным к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

Для работы в районе ЧС в структуре МВД России предусмотрено Управление по чрезвычайным ситуациям, а в Медицинском управле­нии — группа организации медицинской помощи в ЧС.

На базе Главного военно-клинического госпиталя внутренних войск создан медицинский отряд специального назначения, предназначен­ный для оказания квалифицированной и специализированной меди­цинской помощи.

В клиническом госпитале ГУВД Москвы организовано отделение экстренной медицинской помощи.

В лечебных учреждениях системы здравоохранения МВД России в 15 субъектах Российской Федерации развернуты отделения экстрен­ной медицинской помощи, которые могут быть в случае необходимос­ти задействованы и включены в общую систему медико-санитарного обеспечения населения в ЧС на конкретной территории.

Кроме того, на базе окружных госпиталей четырех округов внут­ренних войск организованы и функционируют отделения неотложной медицинской помощи.

Материально-технические возможности отделений медицинской помощи, созданных в госпиталях и больницах МВД, ГУВД, УВД, по­зволяют оказывать первую врачебную и квалифицированную медицин­скую помощь личному составу у органов внутренних дел как непосред­ственно в пределах территорий субъектов РФ, так и за их пределами.

В Москве, Санкт-Петербурге и центрах субъектов Российской Фе­дерации для оказания медицинской помощи пораженным предусмот­рены мобильные врачебно-сестринские бригады хирургического, те­рапевтического, педиатрического профиля, способные осуществить доврачебную и первую врачебную помощь.

Оказание экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи осуществляется в больнично-поликлинических объединениях и госпиталях при медицинских отделах МВД, ГУВД, УВД.

Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц

Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривается ст. 55—57 закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Должностные лица и граждане, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность подразумевает наложение на должностных лиц и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения, Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарное правонарушение по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

В порядке административной ответственности за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода; на работающих граждан — не более суммы месячного дохода.

Уголовная ответственность наступает за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей. Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предприятия и организации несут экономическую ответственность за нарушение санитарного законодательства. Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Постановление главного государственного санитарного врача (или его заместителя) о наложении штрафа может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача (или у его заместителя), или в районном (городском) суде, решение которого является окончательным.

Постановление о наложении предупреждения может быть обжаловано у вышестоящего главного государственного санитарного врача или у его заместителя, после чего жалоба может быть подана в районный (городской) суд, решение которого является окончательным. Жалоба может быть подана в течение 10 дней с момента вынесения постановления и рассматривается вышестоящим главным государственным санитарным врачом в 10-дневный срок со дня ее поступления.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Виды ответственности за санитарные правонарушения

За нарушение прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия устанавливается дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность в соответствии с законодательством РФ:

· ст. 55 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

Дисциплинарная ответственностьподразумевает наложение на должностных лиц и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарные правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

В порядке административной ответственностиза совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя.

Уголовная ответственностьнаступает за совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей. Должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предприятия и организации несут экономическую ответственностьза нарушение санитарного законодательства. Предприятия, допустившие загрязнение окружающей среды, выпуск (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных или неинфекционных заболеваний или отравлений людей, по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя обязаны: уплатить штраф в доход местного бюджета; возместить затраты лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Организационные принципы проведения государственного контроля (надзора)

Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Выделяют три вида контроля (надзора):

1.Федеральный государственный контроль (надзор).

2.Региональный государственный контроль (надзор).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (надзор) — деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории РФ.

Проверка — совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами

Мероприятие по контролю — действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций:

— по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя,

— по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов,

— по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды,

— по проведению их исследований, испытаний,

— а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда

Эксперты, экспертные организации- граждане, имеющие специальные знания, опыт в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством РФ порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю

Виды проверок: плановые, внеплановые, документарные и выездные.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Статья написана по материалам сайтов: studopedia.info, studopedia.ru, cyberpedia.su.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector