Жестокое обращение с детьми статья

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Западнова Юлия Альтафовна

Жестокое обращение с детьми рассматривается как конструктивный признак преступления, предусмотренного ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации . Раскрыты формы проявления жестокого обращения с детьми , разработаны предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Западнова Юлия Альтафовна,

Child abuse and its forms: questions of qualification

Child abuse is cons >article 156 of the Criminal Code of the Russian Federation . The forms of child abuse are revealed, some proposals for improving the legislation are developed in the area in question.

Текст научной работы на тему «Жестокое обращение с детьми и формы его проявления: вопросы квалификации»

УДК 343.851 Ю.А. Западнова*

Жестокое обращение с детьми и формы его проявления: вопросы квалификации

Жестокое обращение с детьми рассматривается как конструктивный признак преступления, предусмотренного ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации. Раскрыты формы проявления жестокого обращения с детьми, разработаны предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Ключевые слова: несовершеннолетние, ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации, жестокое обращение с детьми, формы жестокого обращения с детьми.

J.A. Zapadnova*. Child abuse and its forms: questions of qualification. Child abuse is considered as a structural feature of a crime under article 156 of the Criminal Code of the Russian Federation. The forms of child abuse are revealed, some proposals for improving the legislation are developed in the area in question.

Keywords: minors, article 156 of the Criminal Code of the Russian Federation, child abuse, forms of child abuse.

Жестокое обращение с детьми в семье всегда остается достаточно острой проблемой любого общества, т.к. влияет на гармоничное формирование личности ребенка и дальнейшее развитие несовершеннолетнего. Однако распознать и своевременно квалифицировать жестокое обращение как преступление, предусмотренное ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего» [1], не всегда возможно.

По нашему мнению, подобная динамика возникает в силу следующих обстоятельств: сложность конструкции объективной стороны состава преступления, отсутствие нормативно закрепленных границ физического воздействия в отношении несовершеннолетнего и единого подхода органов внутренних дел, прокуратуры и судей к толкованию отдельных признаков состава преступления, бланкетный характер диспозиции состава, недостоверность либо изменение показаний, данных несовершеннолетними представителям органов внутренних дел, в силу давления со стороны родителей либо своего психического состояния. В связи с этим считаем необходимым осветить самую значимую проблему, вызывающую трудности в правоприменительной практике — вопросы квалификации жестокого обращения с детьми как конструктивного признака объективной стороны состава преступления — с формированием предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере. Важность конкретизации понятия «жестокое обращение с детьми» и законодательного разрешения данного вопроса подчеркнута еще по итогам 2011 г. в докладе Правительства Российской Федерации «О результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации» [4]. Тем не менее до настоящего времени соответствующие изменения в УК РФ внесены не были.

Сегодня Семейный кодекс Российской Федерации (далее СК РФ) [5] в ст. 63 и 65 определяет, что родители несут ответственность за воспитание и развитие детей в физическом, психическом, духовном и нравственном плане, а также обязаны заботиться об их здоровье. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей [5]. Соответственно, законодатель в СК РФ исключает возможность применения родителями жестокого обращения с детьми. Семейное право признает жестокое обращение одним из крайних видов злоупотребления родительскими правами, за которое возможно применение крайней формы семейно-правовой ответственности — лишение родительских прав. Однако уголовный закон не даёт конкретного определения понятия «жестокое обращение», в связи с чем данный термин является оценочным и, несомненно, говорит о пробеле в уголовном праве.

© Западнова Ю.А., 2016

Международные правовые акты также не дают определение понятию «жестокое обращение». При этом ч. 1 ст. 19 Конвенции о правах ребенка говорит о необходимости защиты детей от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление [6]. Пленум Верховного Суда Российской Федерации своим постановлением от 27 мая 1998 г. № 10 (в редакции от 6 февраля 2007 г.) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (далее — постановление Пленума ВС РФ от 27.05.1998 г. № 10) в п. 11 разъясняет, что «жестокое обращение с детьми может проявляться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над ними либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении или эксплуатации детей)» [7].

Вместе с тем в трудах учёных и правоприменителей ведутся споры и дискуссии о толковании понятия «жестокое обращение с детьми». Заслуживает внимания достаточно подробная аргументация Н.В. Коваль [8, с. 68]. Автором проанализированы и систематизированы различные позиции более 15 учёных, высказывающих свои точки зрения на проблему квалификации жестокого обращения с детьми. Вот вкратце некоторые из них: Л.А. Авдеева, Б.Б. Картавченко — жестокое обращение с детьми охватывает все формы насилия, в т.ч. физического и психического; Ю.Е. Пудовочкин -есть необходимость замены понятия «жестокое обращение» на «насилие»; О.В. Пристанская, Н.В. Шкурихина, Н.В. Довголюк, А.А. Никитина — в понятие «жестокое обращение с детьми» помимо насилия входит «пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка», А.А. Гордейчик -«жестокое обращение с детьми» также помимо насилия включает в себя эксплуатацию ребенка; Н.В. Довголюк — унижение человеческого достоинства, оскорбление несовершеннолетних также составляют понятие «жестокое обращение» помимо насилия; Е.Б. Веред, Э.Э. Эмирбекова — «жестокое обращение» помимо насилия охватывает сексуальные домогательства и т.д. [8, с. 68]. По нашему мнению, «жестокое обращение с детьми» действительно охватывает все формы насилия — как физического, так и психического. При этом следует заметить, что оно не тождественно понятию «насилие», т.к. значительно шире. Что же касается пренебрежения основными интересами и нуждами ребёнка, эксплуатации и сексуального домогательства, то с этими позициями нельзя не согласиться, ведь они фигурируют в законодательных актах. Также считаем, что унижение человеческого достоинства и оскорбление несовершеннолетних как признаки жестокого обращения должны быть отнесены к психическому насилию и не выделяться как самостоятельный вид жестокого обращения.

Для устранения пробела в праве и для полноценной формулировки понятия «жесткое обращение» считаем необходимым рассмотреть определения, данные иными организациями. Интересное определение дает международная благотворительная организация «АСЕТ» в Сборнике материалов «Защита детей от жестокого обращения»: «Жестокое обращение с детьми — действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка» [9].

Наиболее точно, по нашему мнению, описывает это понятие Всемирная организация здравоохранения (далее ВОЗ): «Жестокое обращение с детьми — это плохое обращение с детьми в возрасте до 18 лет и отсутствие заботы о них, оно охватывает все типы физического или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия, пренебрежения, невнимания и эксплуатации в коммерческих или иных целях, что приводит к нанесению реального или потенциального вреда здоровью, выживаемости, развитию или достоинству ребенка в контексте взаимосвязи ответственности, доверия или власти» [10]. Безусловно, регламентация ВОЗ вносит ясность в оценочное понятие «жестокое обращение», однако уголовно-правовая интерпретация имеет совершенно иное толкование, чем медицинская.

Также следует отметить, что «жестокое обращение» с детьми по смыслу диспозиции ст. 156 УК РФ имеет специальный субъект и может осуществляться достаточно широким кругом лиц: родителями или иными лицами, на которых возложены обязанности по воспитанию, педагогическими работниками или другими работниками образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанной осуществлять надзор за несовершеннолетним. «Жестокое обращение» может выражаться как в действии, так и в бездействии, в зависимости от формы проявления данного деяния.

«Жестокое обращение» является конструктивным признаком состава преступления, поэтому для безошибочного толкования понятия считаем необходимым выделить четыре формы реализации данного деяния и разобраться с каждой из них.

Первая форма — физическое насилие. Определение насилия (как опасного так и не опасного для жизни и здоровья) нашло своё отражение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 29 «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» [11], в связи с чем проблем применения данной формы возникать не должно. Тем не менее при разграничении случаев конкуренции уголовно-правовых норм ст. 156 УК РФ с составами преступлений против жизни и здоровья, а также совокупности преступлений сложности всё же возникают. Верным, по нашему мнению, является суждение Б.В. Яцеленко, который полагает, что при конкуренции нормы-части и нормы-целого необходимо использовать норму, которая с наибольшей полнотой охватывает содеянное, содержит признаки единого составного преступления. Исключением из данного правила является случай, когда простое преступление, будучи способом совершения другого преступления, является более общественно опасным, чем составное преступление [8, с. 68]. Следовательно, если жестокое

обращение с несовершеннолетним выразилось в деяниях, предусмотренных ст. 110, ч. 1 ст. 112, ст. 115, ст. 116, ч. 1 ст. 119, ст. 125 УК РФ, то содеянное деяние полностью охватывается ст. 156 УК РФ, т.к. максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, что является боле строгим, чем санкции вышеуказанных составов. Если же жестокое обращение с несовершеннолетним, совершенное лицами, указанными в ст. 156 УК РФ, одновременно содержит признаки составов преступлений, предусмотренных ст. 105, 111, ч. 2 ст. 112, п. «г» ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 119, п. «д» ч. 2 ст. 127, п. «б» ч. 2 ст. 127.2, п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4 ст. 131, п. «а» ч. 3, п. «б» ч. 4 ст. 132, ч. 2 ст. 133, ст. 134, ст. 135, ч. 3 ст. 240, п. «в» ч. 2, ч. 3 ст. 241, ч. 2, ч. 3 ст. 242, п. «а» ч. 2 ст. 242.1, 242.2 УК РФ, содеянное образует совокупность преступлений, т.к. санкции перечисленных уголовно-правовых норм являются более строгими, чем санкция ст. 156 УК РФ.

Это интересно:  Шумят соседи сверху что делать закон 2019

Вторая форма — психическое насилие. Определение данного понятия дают методические рекомендации «Профилактика жестокого обращения с детьми и насилия в семье», утвержденные председателем Комитета здравоохранения в 1999 г. (далее — методические рекомендации) [12], которые приравнивают насилие психическое к насилию эмоциональному: это однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребёнка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. Данное деяние может выражаться в следующем: угроза; оскорбление, унижение достоинства; лишение необходимой стимуляции; предъявление чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; преднамеренная изоляция ребёнка; лишение его социальных контактов и др. [12].

Что касается сложности квалификации психического насилия как одного из форм жестокого обращения, то данный вид насилия практическим сотрудникам при образовании состава преступления «малознаком». Анализ следственно-судебной практики, имеющихся в свободном доступе приговоров показал, что в практической деятельности отсутствуют случаи вынесения приговора суда по обвинению в совершении преступления по ст. 156 УК РФ при применении к ребенку только психического насилия [13]. Встречаются случаи, где фигурирует указание на причинение несовершеннолетнему моральных страданий, однако данные мучения возникают зачастую в результате причинения физических повреждений, пренебрежения основными интересами и нуждами ребёнка, сексуальных домогательств. Полагаем, можно сделать вывод о том, что жестокое обращение на практике, к сожалению, в большинстве случаев соотносится только с физическим насилием, покушением на половую свободу, а также пренебрежением основными интересами и нуждами ребёнка, что является ошибочным в понимании психического насилия как формы жестокого обращения. Вместе с тем во всем мире доказаны серьезные последствия психического насилия, которые выражаются в: задержке интеллектуального развития, замкнутости поведения и искажении социализации личности [12]. Решением проблемы квалификации психического насилия, по нашему мнению, является нормативное закрепление четкого понятия «жестокое обращение», что способствовало бы правильному пониманию форм и видов данного понятия. Ведь, как справедливо отмечает В. Кузьменко, если бы воля законодателя заключалась в установлении только физического насилия, то в диспозиции ст. 156 УК РФ было бы использовано понятие «насилие», которое регламентировано уголовным законом как физическое действие [14].

Третья форма жестокого обращения, определение которой также приводят методические рекомендации, утвержденные председателем Комитета здравоохранения, — это пренебрежение основными потребностями и нуждами ребёнка, т.е. отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о нём, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребёнка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются [12].

Кроме того, пренебрежение основными потребностями и нуждами ребёнка как форма жестокого обращения при выявлении на практике нуждается в тщательном выяснении всех обстоятельств для соответствующей квалификации по ст. 156 УК РФ, т.к. при отсутствии должной степени и характера общественной опасности деяние будет признаваться малозначительным. Считаем, если ребёнок единожды был одет в одежду, не соответствующую сезону, а также если несовершеннолетний не посещает образовательное учреждение, данная ситуация не будет образовывать состав преступления ст. 156 УК РФ, в связи с отсутствием должной общественной опасности деяния.

Четвёртая форма жестокого обращения — покушение на половую свободу и неприкосновенность. Выделение данного вида жестокого обращения является достаточно спорным, т.к. некоторые теоретики относят покушение на половую свободу и неприкосновенность к физической форме насилия и не выделяют его в самостоятельный вид жестокого обращения [16]. По нашему мнению, следует исходить из требований Конвенции о правах ребенка и постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10. Сексуальные домогательства как форма жестокого обращения в этих документах упоминаются в следующем контекте: «Необходимость защиты детей. от сексуального злоупотребления» [6] и «Жестокое обращение может проявляться. в покушении на их половую неприкосновенность» [7].

Подводя итог разграничению форм жестокого обращения, приходим к следующему выводу. Содержание и проявление жестокого обращения может быть различным, индивидуальным в каждом конкретном случае, при этом формы его проявления будут неизменными вне зависимости от объекта уголовно-правовой охраны [17]. Также для правильной квалификации деяния при производстве по уголовным делам считаем необходимым определять форму проявления жестокого обращения с детьми.

Достаточно весомым решением проблемы толкования «жестокое обращение» во всех формах его проявления стало бы разъяснение Пленума ВС РФ, которое включало бы формы реализации указанного деяния, вопросы квалификации деяния в зависимости от форм жестокого обращения по отношению к несовершеннолетнему и регламентировало разграничение от смежных составов преступлений. Хотелось бы отметить, что при формировании текста постановления Пленума ВС РФ необходимо достаточно деликатно и ответственно подойти к формулировке всех форм жестокого обращения, т.к. увеличение количества запретов на формы воспитания по отношению к детям (за счёт неправильного толкования) и соответственное увеличение количества прав детей, на наш взгляд, может привести к переходу к западной системе защиты интересов детей (ювенальной юстиции). Но, как справедливо замечает Е.М. Тимошина, ювенальная юстиция лишит возможности родителей воспитывать своих детей, определять систему и приоритеты их воспитания [18].

Поэтому на основе имеющихся научных предложений юристов, общественных организаций и ВОЗ считаем необходимым сформулировать своё определение, объединяющие все формы жестокого обращения. Предлагаем внести соответствующие изменения в ст. 156 УК РФ, дополнив её примечанием в следующей редакции: «Под жестоким обращением с несовершеннолетними понимается действие или бездействие лиц, на которых законом или иным актом возложены обязанности по воспитанию детей, выражающееся в одной из форм психического или физического насилия либо покушении на половую неприкосновенность несовершеннолетнего либо пренебрежении основными потребностями и нуждами несовершеннолетнего».

В настоящее время назрела необходимость реальной защиты детей от преступных посягательств, и только уголовно-правовые механизмы способны реально оградить детей от фактов жестокого обращения. Соответствующие коррективы, внесённые в действующую редакцию ст. 156 УК РФ, позволят переломить ситуацию семейного насилия и злоупотребления властью со стороны педагогов, врачей и иных лиц, на которых возложены эти обязанности.

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г., с изм. от 16 июля 2015 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.10.2015).

2. Состояние преступности по итогам 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 гг. [Электронный ресурс] // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации», раздел 6, форма 491. — URL: http://10.125.3. Ограниченный доступ из локальной сети ЕИТКС (дата обращения: 03.03.2015).

3. Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2009, 2010, 2011, 2012, 2013 и 2014 гг., форма №10.3 [Электронный ресурс] // Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.cdep.ru/index.php? >

5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 01.10.2015).

6. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 11.09.2015).

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 (в ред. от 6 февраля 2007 г.) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.09.2015).

9. Сборник материалов международной благотворительной организации «АСЕТ» «Защита детей от жестокого обращения» [Электронный ресурс] // Сайт «Дети риска». — Режим доступа: http://www.detiriska. ru/_service/14592/download/id/27592/name/child_protect_2011.pdf (дата обращения: 13.09.2015).

11. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. № 29 (в ред. от 3 марта 2015 г.) «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 16.09.2015).

12. Методические рекомендации «Профилактика жестокого обращения с детьми и насилия в семье» (№ 18) (утв. председателем Комитета здравоохранения г. Москвы 15 октября 1999 г.) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.09.2015).

13. Сайт «РосПравосудие» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rospravosudie.com/vidpr-ugolovnoe/category-156-s/jurisdiction-fed/ (дата обращения: 26.10.2015)

15. Определение Верховного Суда РФ от 14 июля 2004 г. № 58-о04-43 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 13.09.2015).

16. Прозументов, Л. М. Уголовно-правовая характеристика объективных признаков преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ // Правовые проблемы укрепления российской государственности : сборник / ред. колл.: О.И. Андреева, С.А. Елисеев, Л.М. Прозументов, М.К. Свиридов, В.А. Уткин, Н.С. Дергач. -Томск: Томский государственный университет, 2011. — С. 28-30.

18. Тимошина, Е. М. Что такое жестокое обращение с детьми? : доклад на XX Рождественских чтениях (секция «Ювенальная юстиция: новые аспекты»), 2012 [Электронный ресурс] // Сайт «Русская народная линия». — Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2012/02/09/chto_takoe_zhestokoe_obrawenie_s_detmi (дата обращения: 13.09.2015).

УДК 343.132 В.Ю. Стельмах*

Получение образцов для сравнительного исследования по уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации:

понятие, порядок производства и проблемные вопросы

Статья посвящена процессуальным аспектам назначения и производства получения образцов для сравнительного исследования. Автор, анализируя высказанные в науке мнения по поводу его правовой природы, относит данное действие к следственным, обосновывает возможность его принудительного проведения, а также законность назначения оперативно-розыскных мероприятий в случае невозможности получения образцов в результате следственного действия.

Ключевые слова: уголовное судопроизводство, предварительное расследование, следственные действия, получение образцов для сравнительного исследования.

V.Y. Stelmakh*. Obtaining samples for comparative research on criminal procedural legislation of the Russian Federation: concept, production order, and problematic issues. The article is devoted to the procedural aspects of the destination and the production of obtaining samples for comparative research. The author, analyzing the science expressed his views on the legal nature, this action relates to the investigation substantiates the possibility of compulsory implementation, as well as the legitimacy of the appointment of search operations in the event of inability to obtain samples as a result of the investigation.

Это интересно:  Каким законом предусмотрена ответственность за санитарные нарушения

Keywords: criminal proceedings, preliminary investigation, investigation, preparation of samples for comparative analysis.

Более обоснованной представляется первая точка зрения. Получение образцов для сравнительного исследования — необходимый этап для производства судебной экспертизы. По

УК РФ, статья «Жестокое обращение с детьми»

В настоящее время за жестокое обращение с ребенком статья 156 УК предусматривает определенные санкции, вплоть до лишения свободы на определенный срок.

Как показывает практика, случаи психологического и физического насилия над детьми происходят довольно часто. В группе риска оказываются дети из неблагополучных семей, чьи родители не занимаются их воспитанием и развитием, нигде не работают и ведут аморальный образ жизни. Подробнее обо всем этом можно узнать из данной статьи.

Что это?

Что представляет собой жестокое обращение с ребенком? Статья 156 УК определяет санкции за подобное отношение взрослых к лицу, которому нет еще 18 лет.

Под жестоким обращением с ребенком понимается применение к нему со стороны взрослых физического и психологического насилия по отношению. В первом случае, малыша могут бить собственные родители, но делать это незаметно для окружающих людей. Поэтому, если граждане постоянно слышат крики и жалобный плач ребенка за стенкой, то об этом лучше всего сообщить участковому полиции или позвонить в органы опеки своего города.

Психологическое насилие проявляется в постоянном унижении ребенка и оскорблении его достоинства (например, применение нецензурной брани в адрес малыша).

Таким образом, в первом и втором случае ребенок получает сильнейшую психологическую травму, которая оказывает самое негативное влияние на его дальнейшую жизнь.

С точки зрения правовых норм

Жестокое обращение с детьми является недопустимым и карается законом. Более того, в статье 19 Конвенции «О правах ребенка» сказано, что все участники данной Конвенции, в том числе и Россия, должны принимать всевозможные меры для защиты детей от любых форм насилия. Это нужно знать.

В России ответственность за жестокое обращение с детьми предусматривается уголовным, административным и семейным законодательством.

Что же может ожидать в данном случае родителей, если они плохо относятся к своим отпрыскам, которые нуждаются в заботе и внимании? С точки зрения норм семейного законодательства, данные граждане могут быть ограничены или даже лишены родительских прав на своих детей. Тем не менее, это только небольшие последствия того, что может быть.

Если же ребенок подвергался унижению, физическому насилию, то таких родителей ожидает уголовная ответственность. Это следует запомнить.

Что относится

Ранее уже было указано, что за жестокое обращение с ребенком статьей 156 УК предусмотрены санкции для родителей. Это же относится и к работникам образовательных и медицинских организаций (в связи с ненадлежащим исполнением их обязанностей по воспитанию и развитию несовершеннолетних).

Но как это проявляется? К жестокому обращению необходимо отнести следующие действия взрослых по отношению к несовершеннолетним:

  • физическое воздействие на ребенка ( это чаще всего побои, которые могут быть незаметны на первый взгляд);
  • лишение малыша пищи, воды;
  • оставление ребенка без должного присмотра и ухода, когда это угрожает его жизни (например, мать оставила новорожденного на целый день без ухода, а сама ушла из дома по своим делам);
  • оскорбление малыша и унижение его достоинства (проявляется в неполных семьях, когда мать одна воспитывает ребенка и срывает свою злость на нем).

Конечно, это не все. Это самые основные примеры жестокого обращения с детьми. Такого в норме быть не должно. Родители обязаны заботиться о своих детях. То же самое относится к воспитателям детских садов и других образовательных и медицинских учреждений.

В том случае, если последние не ухаживают за несовершеннолетними, проявляют к ним агрессию, оскорбляют и унижают, то к ним могут быть применены санкции за жестокое обращение с детьми. В РФ статья 156 УК предусматривает за такие преступные действия довольно суровые наказания. Об нужно знать.

Намеренно или нет

Как уже было изложено ранее, уголовная ответственность за жестокое обращение с ребенком (статьей 156 УК в данном случае предусмотрено даже лишение свободы) наступает тогда, когда это сочетается с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. В противном случае состава преступного деяния выявить не получится.

Здесь необходимо отметить и то, что жестокое обращение по отношению к детям всегда является преднамеренным, а не случайным. Например, мать оставила маленького ребенка одного в квартире без ухода и присмотра, без еды, а сама покинула квартиру, прекрасно осознавая, что малыш будет плакать от страха и голода. В данном случае это было совершено умышленно.

В том случае, если ребенок подвергается побоям, которые не влекут за собой серьезного расстройства здоровья, то действия виновных также квалифицируются по статье 156 УК.

Кто может быть наказан

За жесткое обращение с детьми статьей 156 УК установлено наказание, которое понесут следующие лица:

  • родители, а также опекуны или попечители (поскольку последние вместо мамы и папы занимаются воспитанием несовершеннолетнего ребенка и плохо обращаются с ним);
  • педагогические работники или иные сотрудники образовательной и медицинской организаций;
  • работники специальных служб, которые обязаны осуществлять надзор за детьми.

Таким образом, виновными в указанном злодеянии могут быть признаны не только законные представители детей, но и другие лица, в чьи профессиональные обязанности входит уход и присмотр за несовершеннолетними.

Что за наказание?

Что ожидает виновных при неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего? Какие установлены санкции за жестокое обращение с детьми статьей УК РФ 156? Ответы на данные вопросы интересуют многих граждан, которые неравнодушны к данной проблеме.

Так вот, санкции, указанные в статье 156 УК РФ, будут следующими:

  • штраф до 100 тысяч либо зарплата или другой доход виновного за период до 1 года;
  • обязательные работы до 440 часов;
  • исправительный труд до двух лет;
  • принудительные работы на период до трех лет с лишением права на занятие определенной деятельностью до пяти лет или без дополнительного наказания;
  • изоляция от общества до трех лет с применением дополнительных санкций в виде лишения права занимать определенные должности до пяти лет или без этого.

Таким образом, виновные понесут за содеянное определенное наказание, но каким оно будет — это будет решать только судебный орган.

Профилактика

Что ожидает родителя за жестокое обращение с детьми? Какая статья в российском законодательстве предусматривает санкции за данное деяние? Сразу же нужно сказать, что ничего не может быть хуже того, чем плохое отношение родителя к собственному чаду. Тем не менее, на практике встречаются различные ситуации.

В том случае, если мать или отец, а также оба родителя не исполняют свои обязанности по воспитанию своего малыша, а также жестоко с ним обращаются (бьют, не кормят, оскорбляют и унижают), то они будут привлечены к уголовной ответственности по статье 156 УК. Также таких людей лишают родительских прав.

Должна ли проводиться профилактика жестокого обращения с детьми? Статья 156 УК содержит только санкции за содеянное злодеяние. Тем не менее, органы опеки, а также полиция должны проводить работу с гражданами, которые ведут асоциальный образ жизни, нигде не работают и не занимаются своими детьми. Кроме того, работа по профилактике насилия в семье и жестокого обращения с несовершеннолетними должна быть комплексной и затрагивать не только неполноценные и асоциальные, но и полные семьи. Для этого люди из органов опеки и сотрудники полиции посещают родительские собрания в детских садах, школах, интернатах.

Почему такое происходит

В настоящее время проблема жестокого обращения с детьми стоит достаточно остро. По сути, ее быть вообще не должно. Тем не менее данная проблема существует и во многих даже очень порядочных и примерных семьях, где дети испытывают эмоциональный дискомфорт. Кроме того, многие люди уже после своего взросления делятся информацией о своем «несчастливом» детстве со своими знакомыми и друзьями.

Как же проявляется жестокое обращение с детьми? Научные статьи многих современных специалистов, психологов, общественных деятелей говорят только о том, что подобное отношение к малышам связано с эмоционально неуравновешенным состоянием. Кроме того, многие родители вымещают свою злобу на ребенке, который ни в чем не виноват. Почему малыш должен терпеть издевательства взрослых, даже если он был нежеланным ребенком в семье или один из родителей от него просто отказался? Такого быть не должно. Поэтому рождение ребенка должно быть обдуманным и взвешенным решением обоих родителей. Ведь появление на свет ребенка и его воспитание — это очень большая ответственность.

Другие причины

Нельзя сравнивать между собой взрослого человека и маленького ребенка. Именно поэтому невозможно оправдать жестокое отношение людей (и тем более родителей) к своему чаду. Ребенок беззащитен перед взрослым человеком, он не может ответить ему тем же отношением, потому что нуждается в заботе и внимании старших.

Почему же взрослые становятся жестокими по отношению к детям? Возможно, что в детстве они сами испытывали что-то подобное (например, избиение со стороны матери и отца, терпели оскорбления и унижения). Поэтому человек, у которого было такое детство, считает нормальным так относится к своему ребенку.

Если говорить об опекунах и попечителях, которые занимаются воспитанием чужих детей, то многие из них вообще не считают нужным заботиться о детях, которым так нужны родители. Более того, немало случаев, когда люди брали ребят под опеку только для финансовой выгоды. Дети, живущие в таких семьях, часто подвергались даже сексуальному насилию и избиению со стороны опекунов. Таких случаев довольно много.

Виновные должны всегда быть наказаны за жестокое обращение с детьми. Статья Уголовного кодекса № 156 призвана защитить интересы несовершеннолетних. Ведь дети должны воспитываться и жить в любви, заботе со стороны старших, а не терпеть унижения и оскорбления.

Это интересно:  Сколько стоит военный билет 2020 цена

Интересно

Многие граждане, не безразличные к жизни и судьбе других малышей, надеются на то, что виновные будут наказаны за жестокое обращение с детьми. Когда появилась статья 156 УК РФ, а это было с момента издания еще первого Уголовного кодекса в 1996 году, то наказывать преступников стало намного проще за издевательства над несовершеннолетними, чем это было раньше. Со временем сам текст данной нормы закона немного изменился, но основные санкции остались прежними.

Заключение

Законодательство защищает права и интересы несовершеннолетних граждан нашего государства. Именно поэтому за жестокое обращение с детьми статьей 156 УК РФ предусмотрено достаточно суровое наказание для виновных лиц, которые не только не занимались воспитанием детей, но и применяли к ним психологическое и физическое насилие.

Самое ужасное, что малыши очень часто терпят гнев и злость от собственных родителей. Это недопустимо. Поэтому, если кто-то из граждан слышит, что соседи за стенкой орут на ребенка, а тем более применяют к последнему физическую силу, то об этом обязательно нужно сообщить хотя бы участковому или позвонить в органы опеки.

Жестокое обращение с детьми статья

Согласно статьи 38 Конституции Российской Федерации семья находятся под защитой государства.

Статья 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности. Неисполнение указанных обязанностей может привести к ухудшению здоровья, нарушению нормального психического развития ребенка и формирования его личности.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей соединяется с жестоким с ними обращением. Жестокость выражается в непредставлении несовершеннолетнему питания, крова, одежды, запирание в помещении одного на долгое время, в систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев и в других действиях.

Ответственность за совершение данного преступления несут родители, опекуны, попечители, педагоги, воспитатели, медицинские работники и иные лица, на которые законом или профессией возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних.

В соответствии с санкцией статьи 156 УК РФ неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей, либо исправительными работами на срок до одного года либо ограничением свободы на срок до трех лет.

На сегодняшний день самым массово подписанным международным документом в рамках Организации Объединенных Наций является Конвенция о правах ребенка. Конвенция предусматривает обязательство государства защитить детей от жестокого обращения. Государства-участники должны обеспечивать, «чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания» (п. «а» ст. 37).

Формы жестокого обращения
Выделяют несколько видов жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.
Физическое насилие — действия со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.
Психическое насилие (эмоционально дурное обращение с детьми)— это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.
Сигналами такого насилия являются: боязливость, запуганность, покорность, апатия, депрессия, отставание взросления, тревожность, беспомощность, некоммуникабельность.
Сексуальное насилие над детьми — любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.
Отсутствие заботы о детях (пренебрежение основными потребностями ребенка) — невнимание к основным нуждам ребенка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре.

Можно выделить несколько явных признаков жестокого обращения с детьми, при наличии которых необходимо незамедлительно проинформировать правоохранительные органы. Это:
• следы побоев, истязаний, другого физического воздействия (за совершение таких действий установлена уголовная ответственность, предусмотренная статьями главы 16 Уголовного кодекса РФ «Преступления против жизни и здоровья»);
• следы сексуального насилия (ответственность за эти действия предусмотрена главой 18 Уголовного кодекса РФ «Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности»);
• запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);
• отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, соответствующих возрастным потребностям детей и необходимых для ухода за ними (см. ст. 156 УК РФ «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего»);
• систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна, ребенка выгоняют из дома и др.

Совершение такого преступления наказывается:
• штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо
• обязательными работами на срок до двухсот двадцати часов, либо
• исправительными работами на срок до двух лет, либо
• лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
Педагоги могут быть привлечены к уголовной ответственности за совершение подобного преступления, так как об этом есть четкое упоминание в названной статье 156 УК РФ.
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством. Пример: лишение родительских прав (ст. 69 Семейного кодекса РФ), ограничение родительских прав (ст. 73 СК РФ), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 СК РФ).

Об уголовной ответственности родителей за жестокое обращение с детьми

Действующее российское законодательство предусматривает различные виды ответственности родителей за неисполнение своих обязанностей по воспитанию детей: уголовную (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ), гражданско-правовую (ч. 2 ст. 91 Жилищного Кодекса РФ), административно-правовую (ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), семейно-правовую (ст. 69, 73 Семейного Кодекса РФ).

Исходя из сложившейся практики применения ст. 156 Уголовного Кодекса РФ жестоким обращением с несовершеннолетним следует признавать:

а) само по себе невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, совершенное как путем действия, так и путем бездействия, которое по своему характеру и причиняемым последствиям носит жестокий характер: лишение питания, обуви и одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизиологическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна и отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм (влекущее за собой, например, педикулез, чесотку и пр.), невыполнение рекомендаций и предписаний врача по профилактике заболеваний и лечению ребенка, отказ или уклонение от оказания ребенку необходимой медицинской помощи и др.;

б) активные действия, грубо попирающие основные обязанности субъекта воспитательной деятельности, состоящие в применении к ребенку недопустимых (в правовом и нравственном смысле) методов воспитания и обращения и включающие все виды психического, физического и сексуального насилия над детьми.

Преступление, предусмотренное ст. 156 УК РФ выражается в действии или бездействии, т.е. в ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, возложенных на лицо законом, подзаконными, в том числе ведомственными, нормативными правовыми актами, а в организациях – и правилами внутреннего распорядка, соединенном с жестоким обращением. Ответственность за бездействие возможна при условии, если виновный должен был и мог выполнить возложенные на него обязанности.

Для оконченного состава преступления наступления каких-либо последствий не требуется.

Если имел место один случай причинения вреда здоровью, оскорбления и т.д., то может наступить уголовная ответственность только за иное, конкретно совершенное преступление – например, систематические побои либо длительное лишение питья, пищи и сна, сечение, удушение, вырывание волос, связывание конечностей и т.д. – п. «г» ч. 2 ст. 117 УК РФ; оставление в опасности: умышленное оставление тяжело больного или находящегося в опасном состоянии ребенка без помощи, отказ от оказания ему медицинской помощи – ст. 125 УК РФ; причинение вреда здоровью – ст. ст. 111, 112, 115 УК РФ; сексуальные посягательства – ст. ст. 131 – 135 и др. УК РФ), необходима квалификация по совокупности преступлений.

В то же время не образует совокупности преступлений убийство, совершенное с особой жестокостью, например путем оставления ребенка без воды и пищи, поскольку в таких случаях жестокое обращение охватывается п. «д» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Преступление характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что нарушает обязанность по воспитанию несовершеннолетнего, что обращается с ним жестоко; он желает совершать такие действия и целенаправленно не выполняет свои обязанности по воспитанию несовершеннолетнего.

К уголовной ответственности могут быть привлечены: 1) родители, усыновители, приемные родители, опекуны и попечители; 2) лица, обязанные воспитывать несовершеннолетнего в процессе осуществления надзора за последними в силу профессиональных обязанностей.

Законодателем, за совершение преступления квалифицированного по ст. 156 УК РФ предусмотрено пять альтернативных видов наказания: штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей, не сопряженное с жестоким обращением с ними, предусмотрена ст. 5.35 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей либо предупреждение.

Начальник отдела по надзору
за исполнением законов о
несовершеннолетних и молодежи

Статья написана по материалам сайтов: fb.ru, xn——6kcc0ccbiyct4fsa.xn--p1ai, www.irkproc.ru.

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector